Старинный доходный дом с горельефами на фасаде стоит на углу тихих арбатских переулков: Плотникова и Малого Могильцевского. Его построил известный московский архитектор Николай Иванович Жерихов.
Архитектор Жерихов
К сожалению, о Николае Ивановиче Жерихове почти ничего неизвестно. Мы даже не знаем даты его рождения. Предположительно будущий зодчий родился в 70-х годах XIX века. Мастер скончался в 1916 году.
Известно, что в самом конце XIX века Жерихов преподавал чистописание и рисование в московских училищах. С 1902 года он активно проектирует и строит в Москве. Николай Иванович был не просто плодовитым, а незаурядным зодчим эпохи модерна. Однако с началом I-й Мировой войны он прекращает творческую деятельность.
Н.И.Жерихов активно сотрудничал с коммерции советником Германом Бройдо. Господин Бройдо был российским подданным немецкого происхождения. Он был, как бы сейчас сказали, девелопером, а по русски – застройщиком. Герман Бройдо вкладывал средства в недвижимость. Он приглашал модных архитекторов, строил доходные дома и особняки и с выгодой их продавал.
Благодаря ему Москва обогатилась доброй дюжиной интересных доходных домов. Оригинальный дом стоит на Остоженке на углу Барыковского переулка. Это прекрасный образец стиля модерн.
На его фасадах есть барельефы антилоп, и лепнина в виде растений, расширяющих горизонты сознания.
Справедливости ради уточню, что лепнина с растениями на фото ниже, находится на доме напротив, работы архитектора Льва Николаевича Кекушева.
Дом в Плотниковом переулке
Интересующий нас дом в Плотниковом переулке выглядит попроще. Многочисленные “слепые” ниши окон появились после советской реконструкции в 80-х годах прошлого века.
Однако есть в этом доме своя “изюминка”. Благодаря ей уже больше ста лет по Москве ползут слухи о… его не совсем респектабельном назначении. Барельефный фриз украшает фасады на уровне второго этажа. В простенках между окнами хорошо видны обнимающиеся фигуры. Среди них немало полуобнажённых женщин.
Ну и что? Мало ли в искусстве изображений обнажённой натуры? Однако здесь среди жриц любви неоднократно попадаются персонажи, похожие на… Льва Толстого и Николая Васильевича Гоголя, например.
Барельефы несколько раз повторяются на фасаде.
Дом любовных утех или…?
Московская легенда гласит, что Лев Николаевич был весьма любвеобилен и якобы захаживал сюда к московским гетерам. Ничего, что на тот момент писателю было уже за 70 и ему даже чаю перед прогулкой не наливали, чтобы он не простудился?
Зато это единственное прижизненное скульптурное изображение Льва Толстого в Москве. До недавнего ремонта рядом с Толстым хорошо просматривался сам Александр Сергеевич Пушкин. Однако в 2018 году в результате “реставрации” его лицо потеряло портретное сходство с “солнцем русской поэзии”.В центре барельефа видна фигура Льва Толстого, Пушкин, потерявший лицо после “реставрации”, находится слева.
Известный московский краевед Сергей Романюк в своём классическом труде “Из истории московских переулков” утверждает, что первоначально фриз выполнили для Музея изящных искусств. Основатель музея Иван Владимирович Цветаев заказал украшение скульптору Синаеву-Бернштейну.
Однако произведение оказалось слишком фривольным и на фасад музея не попало. Его фрагменты украсили доходный дом в Плотниковом переулке. Такая версия куда ближе к реальности, чем сказка о публичном доме.
Дом в Плотниковом переулке я показываю на одной из своих тематических индивидуальных пешеходных экскурсий. С удовольствием проведу её и для вас!