Казань. Дом Ушковой

9
906
Казань. Дом Ушковой
Казань. Дом Ушковой

Казань Дом Ушковой  – любопытное явление городской архитектуры начала ХХ века. Если внешний облик удивительного особняка вписывается в каноны эпохи, то оформление комнат и залов – совершенно уникальный мир. Под крышу дома собрались разнообразные времена и стили. Подтверждение сказанному мы увидим, знакомясь с интерьерами, доступными для осмотра.

Экскурсия в дом Ушковой.

Казань Дом Ушковой
Казань. Дом Ушковой

 Дом Ушковой. Первые хозяева дома

Казань Дом Ушковой. Владелицей дома была Зинаида Николаевна Ушкова. Незадолго до того, как стать хозяйкой, она звалась Зиночкой Высоцкой, родом из семьи профессора хирургической патологии Николая Фёдоровича Высоцкого. Дом в Казани, названный её новым именем – знак перелома в судьбе молодой женщины – она получила его в качестве свадебного подарка от Алексея Константиновича Ушкова, своего новоиспечённого супруга. Но точнее было бы сказать, что дом подарили молодым родители жениха.

Откуда у новобрачной пары нашлись средства для такого роскошного дома? Понятно, что финансовая сторона вопроса решалась отцом Алексея. Константин Капитонович Ушков был известным московским миллионером и меценатом. На паях с братом он владел «Товариществом химических заводов П.К.Ушкова и К°». Землю для строительства дома подарил дядя Алексея, Пётр Капитонович, чьим именем и названы заводы.
Познакомились супруги на естественнонаучном факультете Казанского университета, где вместе учились. В любви и согласии супруги прожили совсем недолго. В 1916-м году Зинаида Николаевна продала дом в городскую казну, после 1917-го эмигрировала. Дальнейшая её судьба покрыта мраком и на вопрос о её жизненном пути в музее мне не смогли ответить.
Алексей же уехал в Москву, где вскоре женился на балерине Большого театра Александре Балашовой. Жили супруги в доме на Пречистенке, 20.

Москва. ул. Пречистенка, д.20
Москва. ул. Пречистенка, д.20

Есть мнения, что перестройку особняка в Москве доверили К.Л.Мюфке, но документально сведения не подтверждены.

Дом Ушковой. Архитектор и архитектура

Заказ на постройку необычного дома в Казани получил Карл Людвигович Мюфке. Если внимательно посмотреть на фасад дома, то можно заметить, что состоит он из трёх разных объёмов, которые объединяют декоративные вставки.
Казань Дом Ушковой
Так и есть – в основе дома Ушковой лежат три разных строения по Воскресенской улице. Строительные работы продолжались в нулевых годах ХХ века, закончили особняк в 1907 или 1908 году.

Есть легенда, что, когда архитектор попытался выяснить предпочтения заказчика и спросил: «В каком стиле строить?», тот гордо заявил: «Строй во всех, денег хватит на все!»

Получив свободу действия, Мюфке с энтузиазмом принялся за строительство. Карлу Людвиговичу было сказано, чтобы при строительстве и отделке здания ничем не ограничивался. Ему пришлось даже преодолевать себя, бороться с немецкой привычкой экономить. Заказывая редчайшие материалы по невероятным ценам, архитектор пребывал в эйфории, он впервые «транжирил», не оглядываясь на смету. Архитектор сам принимал непосредственное участие в работах. Газета «Казанский телеграф» в марте 1906-го года сообщала, что архитектор Мюфке упал со строительных лесов. Рёбра он сломал, но работу не оставил.
Казань Дом Ушковой
Доказательством того, что дом строился именно для Зинаиды Ушковой, является её вензель в картуше сандрика над окном второго этажа парадного входа. Вот фасад здания. Обратите внимание на верх окна над балконом. Разглядели картуш с инициалами?
 Дом Ушковой
Вензель крупным планом – преплетённые буквы “У” и “З”.

Архитектура дома отлично вписывалась в облик улицы Воскресенская. Вот старый снимок дома. Кстати, с этого ракурса лучше видны три разные объёма постройки.

Дом Ушковой. Начало ХХ века

Угловой эркер с башней устраивался с оглядкой на купола храма Воскресения.

Казань. Воскресенский собор

Церкви больше нет, а дом Ушковой остался великолепным образцом гражданской архитектуры Казани столетней давности.

Казань. Дом Ушковой. Советское время

Вскоре после революции особняк превратился в коммунальные квартиры. На его счастье в 1919-м году в Казань приехала Надежда Константиновна Крупская. Бывшее владение Зинаиды Николаевны не ускользнуло от внимания “первой леди”. В том же году особняк Ушковой передали под Центральную губернскую библиотеку, и с тех пор менялось только её название и статус библиотеки.

Казань Дом Ушковой. Интерьеры

Экскурсия в дом Ушковой.

 Прихожая

Посетители дома – и экскурсанты, и читатели попадают в дом со стороны Кремлёвской улицы. Впервые переступившего порог сразу пленяют уцелевшие детали интерьера. Двери тамбура

и входная дверь.

Здесь посетители записываются на экскурсии. На сайте музея сказано, что проводятся они едва ли не каждый час. В будний день начала мая 2017-го года предполагалась только одна экскурсия в день, в 16 часов.

Парадный вестибюль

В парадном вестибюле дома сразу попадаешь в восточную сказку или во дворец китайского властелина. На рубеже веков стилем шинуазри (chinoiserie или китайщина) увлеклись и в Европе, и в России. Вспомните, например, особняк Юсуповой в Большом Харитоньевском переулке Москвы.
В доме Ушковой смешались два стиля – китайкий и японский. Цветы сакуры инкрустированы агатом и яшмой на плите из редкого мрамора.
 Дом Ушковой. Пол в вестибюле
Их контур обведён позолотой.

Дракон – китайский символ. Это сказочное животное мы увидим в нескольких видах: на лестничной решётке,
Казань. Дом Ушковой
под потолком,
 Дом Ушковой. Светильник в виде дракона
на стене.

Бук с Тайваня – очень редкое дерево, из него с использованием сакуры выполнили перила лестницы. (Про самурая скажу ниже, здесь обращаем внимание на перила).

Витражи изготовили в парижской мастерской Шарля Шампиньоля.
Витраж
Обратите внимание на автограф мастера на витражах.
Какзань. Дом Ушковой
Доставили драгоценность из Парижа в Казань в готовых деревянных рамах.

Венецианское зеркало на парадной лестнице несёт смысловую нагрузку. Эзотерики придают такому стеклу магические свойства, оно нейтрализует отрицательную энергию человека.

Казань. Дом Ушковой
Венецианское зеркало с магическими свойствами. Казань. Дом Ушковой

Широкая лестница приглашает подняться наверх. Здесь мы видим обычный архитектурный приём, подобный мы видели и в Москве, в доме Черткова, и в особняке Рябушинского. Нижние ступеньки шире верхних, лестница словно раскрывает объятия и просит, даже требует, чтобы гости ступили на неё.
Казань. Дом Ушковой
Восточная тема продолжается на лестничной клетке. Стены имитируют шёлковые обои. На них изображены различные сцены из жизни Востока.
Казань. Дом Ушковой
Казань. Дом Ушковой
На потолке – восточный орнамент с ветвями цветущих деревьев и птицами.
Казань. Дом Ушковой
Казань. Дом Ушковой
Рисунок окон не сохранился. Пол выполнен из наборного паркета.

Интересна дверь этого помещения. Поскольку она разделяет две комнаты, отделанные в разных стилях, то одна сторона двери украшена стилевыми особенностями одного помещения, другая же несёт черты стиля соседней комнаты. Предполагалось держать двери прикрытыми, чтобы один стиль не смешивался с другим. Внизу двери также увидим фигуру дракона.
Казань. Дом Ушковой

Казань. Дом Ушковой. Уникальная дверь

Ещё одна дверь парадной лестницы украшена видом горы Фудзияма.
Казань. Дом Ушковой
Она выполнена в технике эмали по металлу. Дверь великолепна только снаружи. Изнутри она выглядит совсем просто, ведь позади неё были комнаты прислуги.

Казань. Дом Ушковой. Гостиная в стиле ампир

Казань. Дом Ушковой
В парадной гостиной царствует стиль ампир. В первую очередь он отражает военную, в частности, бонапартистскую символику. На потолке видим букву N, означающую монограмму Наполеона с царственной птицей – орлом. Любопытно, что Алексей Ушков был ярым бонапартистом. В своём доме он не поскупился на символы французского императора – едва ли не во всех комнатах найдём бонапартистские эмблемы и атрибуты – орлы, оружие, военное снаряжение и т.д.
Казань. Дом Ушковой
Обратите внимание на сочетание ромба и круга в отделке потолка и на паркетном полу – верх соответствует низу.

Казань. Дом Ушковой
Пол гостиной в стиле ампир. Казань. Дом Ушковой
Казань. Дом Ушковой
Потолок гостиной в стиле ампир. Казань. Дом Ушковой

Вот ещё свидетельство бонапартистских пристрастий хозяина.

Казань. Дом Ушковой
Казань. Дом Ушковой. Гостиная в стиле ампир

Орла поместили над дверью залы, пегасы украшают фриз.
Казань. Дом Ушковой
Обстановка и освещение этой залы не сохранились.

Казань. Дом Ушковой. Грот

Самое интересное и необычное помещение особняка – грот. К сожалению, снять общую панораму не было возможности, будем рассматривать детали.

Казань. Дом Ушковой
Грот. Дом Ушковой. Казань.

В доме Ушковой грот служил зимним садом.

Алексей Ушков непременно хотел устроить в доме зимний сад. Он знал об увлечении невесты цветами. Она настолько любила разнообразные растения и цветы, что даже судилась с городом из-за газового освещения.

Казань. Дом Ушковой
Грот. Казань. Дом Ушковой

Назван зал по отделке помещения, он стилизован под пещеру – грот. Стены напоминают фактуру природной пещеры, они сделаны из натурального ракушечника, с потолка свисают сталактиты,

Грот. Казань. Дом Ушковой
Грот. Казань. Дом Ушковой

из расселин пробивается зелень, вьются растения. Люстра стилизована под изящный ночной цветок.
Казань. Дом Ушковой

Есть свидетельства, что первоначально в центре зимнего сада был большой фонтан. Но сохранился лишь маленький фонтан в виде диковинной рыбы на стене грота. Вода струилась из пасти рыбы и стекали в круглую чашу. Говорят, что его иногда включают, система исправна.

Действовал в гроте и аквариум. Сейчас ни фонтанчик, ни аквариум не работают, так как производят лишний шум, что мешает читателям сосредоточиться. Ведь теперь здесь находится читальный зал библиотеки.

Разнообразные комнатные и экзотические растения требовали должного ухода и в грот провели хитроумную систему капельного орошения из трубочек. Когда здесь жила Зинаида Николаевна, стены и потолок грота были увиты зеленью, к ним поступала вода из трубок.

Казань. Дом Ушковой
Здесь мы видим особенные окна из Венеции, их также, как и витражи, привезли в рамах. Когда били струи утраченного ныне фонтана, а огромные окна заливали солнечные лучи, они многократно отражались в стеклышках на стенах и в гроте играла радуга.

Грот также служил женским салоном Зинаиды Николаевны.

Казань. Дом Ушковой. Мужской кабинет или курительная комната

Мужской кабинет располагается в угловом помещении здания. Одна из дверей ведёт в эркер, тот самый, который так украшает угловую часть дома.
Комната выглядит довольно скромно, потому что её убранство не сохранилось.
Казань. Дом Ушковой
Отделана она была в мавританском стиле.
Интересны двери курительной комнаты, их украшают суры из Корана. Ручки дверей сделаны в виде татарской женской серёжки.
Казань. Дом Ушковой
По назначению эркер служил своеобразным минаретом мечети. Гости мусульманского вероисповедания в любой момент могли совершить намаз. Очень красиво выполнен внутренний свод эркера.
Казань. Дом Ушковой

Стёкла комнаты тоже венецианские, как и в гроте. Вид эркера с балконом снаружи.
Казань. Дом Ушковой

Из окна эркера сейчас видно длинное жёлтое здание, это химический факультет КГУ.
Казань. КГУ, химический факультет
На этом месте и стоял Воскресенский собор, куполам которого уподоблен свод эркера.
Казань. Дом Ушковой
К.Л.Мюфке интересно обыграл внешний и внутренний облик этой части дома. Снаружи он соответствуют православному храму, а внутри устроена мусульманская молельня.

В былые времена пол мужской комнаты покрывали восточные ковры и гости могли сидеть на них, воскуряя трубки.

Как и во многих роскошных домах того времени, комнаты располагаются по анфиладному принципу.

Казань. Дом Ушковой. Столовая

Столовая зала выполнена в готическом духе. Потолок украшен панелями из морёного дуба. Облик комнаты напоминает немецкие замки.
Казань. Дом Ушковой
Здесь сохранился балкон для оркестра.
Казань. Дом Ушковой
В столовой находится самое большое окно в доме и балкон для отдыха. Вот это окно с балконом с внешней стороны.
Казань. Дом Ушковой
Вечером в пасмурный день комната выглядит довольно мрачно. Но днём темнота отделки уравновешивалась светом, проникающим из огромного окна.

Дверь из столовой ведёт в мужскую половину. Дамы попадали сюда из других помещений дома через отдельную дверь.

Казань. Дом Ушковой. Будуар Зинаиды

В этой комнате подлинным остался лишь потолок в стиле рококо.

Мы видим декоративные элементы этого стиля – ангелов, цветы, завитки.
Казань. Дом Ушковой
Обычно дамы приглашались в столовую из личного покоя хозяйки.

 Кабинет Алексея Ушкова

Казань Дом Ушковой. Здесь снова увидим стиль ампир и латинскую букву N на плафоне и четырёх углах потолка.
Казань. Дом Ушковой
Казань. Дом УшковойВ отделке использовали уральский змеевик, в изображениях есть медуза Горгона. Камень напоминает мрамор. Камин подлинный,
Дом Ушковой. Камин
также сохранились подлинные канделябры и украшение в виде бронзового зубра.

Есть в комнате и второй камин, его можно рассмотреть в зеркале.
 Дом Ушковой. Камин

Казань. Дом Ушковой. Спальня

Из спальни дверь ведёт в будуар Зинаиды. Вторая дверь отделяет покой от ванной комнаты.
Спальня супругов отделана в стиле барокко.

Но на камине снова увидим изображения медузы Горгоны, инкрустация выполнена из уральского змеевика.

Здесь мы не найдём чистого стиля. Потому что модерн – это смешение разных направлений. Ампирная отделка особняка служила связующим звеном между различными стилевыми решениями.

Другие помещения дома

Здание было технически совершенным для своего времени. В нем устроили центральное отопление, водопровод, канализацию. Архитектор применил новейшие технические достижения того времени. Например, бывшая кладовая всегда оставалась прохладной. На какие ухищрения только не пускались в советское время, чтобы её утеплить, всё было напрасно. Дополнительные батареи не согревали бывшую кладовую. Здесь Мюфке применил особую кладку стен для поддержания нужной температуры служебного помещения.

Далее в доме располагались комнаты для прислуги и служебные помещения.

Дом также был доходным. На первом этаже располагались помещения для сдачи в аренду. Их занимали различные службы, например, книжный магазин и типография, магазин музыкальных инструментов.

Об ушковской керамической плитке

Казань Дом Ушковой. В начале экскурсии упоминалось об огромном состоянии семьи. На одном из химических заводов, принадлежащим дяде Алексея, работал Дмитрий Иванович Менделеев.
На своих заводах Ушковы производили кирпич и керамическую плитку. Собственную плитку использовали и в этом доме, посетители ходят по ней до сих пор. Плитка настолько прочная, что за более чем сто лет службы в общественном помещении она не требует ремонта.
Плитка фабрики Ушковых
Делали её на совесть, заботились о репутации и испытывали оригинальным способом. Один экземпляр из партии сбрасывали со второго этажа. Если он разбивался, то списывали всю партию.
Есть эта плитка и в Москве, на Казанском вокзале, и в Санкт-Петербурге, её уложили на пол Мариинского театра.

Уже в советское время кардиналы из Ватикана обратились с просьбой прислать им такую плитку. К сожалению, секрет её производства был утерян. Завод уже не существует и просьбу Ватикана удовлетворить не было возможности.

Самурай в доме Ушковой

Экскурсия по дому заканчивается в исходной точке, на парадной лестнице. Перед расставанием с домом следует обратить внимание на небольшую фигурку самурая, украшающую  лестницу. Самурай – это защитник, хранитель. Есть поверье, что его фигурка в доме Ушковой исполняет желания. Если дотронуться до живота самурая и загадать доброе желание, оно непременно сбудется.

 Дом Ушковой. Самурай
Самурай. Дом Ушковой. Казань

Казань Дом Ушковой. Мне очень понравился приём экскурсовода сказать о волшебном самурае в конце экскурсии. Ведь если об этом упомянуть в начале, то придётся ждать, пока вся группа перезагадает все свои желания. Завершая рассказ таким образом, экскурсовод убила двух зайцев. С одной стороны – это эффектное окончание повествования. С другой – сотрудница дала возможность людям не спеша совершить ритуал.

В написании этой статьи я использовала конспект экскурсии, которую услышала в доме Ушковой 4 мая 2017-го года в 16 часов. Посему снимаю с себя ответственность за неточности и несоответствия. 🙂 О хозяевах дома, их отношениях, судьбах, гостях, а также судьбе особняка в 1917-1919-х годах порекомендую статью журналиста Адель Хаирова (за подлинность сведений не поручусь, но повествование интересное): “Дом-шкатулка на бывшей Воскресенской” http://www.sobaka.ru/kzn/lifestyle/realty/28153
Об ещё одном доме музее в Казани я рассказала в статьях: “Казань. Музей Е.А.Боратынского”. Часть II. План путешествия в Казань изложен в публикации “Казанский поход.

Экскурсия в дом Ушковой.

Для путешественников мы подготовили полный обзор мини-гостиниц и отелей Казани.
Интересуетесь экскурсиями по Казани? Мы выбрали лучшие, посоветовали достойные и подобрали недорогие прогулки по Казани с экскурсоводом.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

9 КОММЕНТАРИИ

  1. Огромное спасибо за рекомендацию экскурсии в дом Ушковой. Заказали на удобное нам время и посмотрели все интерьеры дома. В выходной день это очень удобно!
    Экскурсию нам провёл Эдуард. Так интересно! В доме Ушковой и мы полностью погрузились в атмосферу тех давних времён и семьи. Не буду долго рассказывать про эту экскурсию, дабы сохранить интригу. Просто всем советую посетить дом Ушковой и познакомиться с гостеприимными хозяевами Эдуардом и Ксенией!

  2. Таня, очень детальный показ здания, интерьеров. Рассказано всё подробно. Отличная работа!
    Поражена – сколько фотографий. И полное отсутствие людей. Будто вы там вдвоем ходили.

    • Галюш, спасибо тебе огромное за отзыв! Люди в доме Ушковой, конечно были. И читатели, и члены нашей группы. Но снимали, в основном, по верхам. Интерьеры почти не сохранились, только грот и парадная лестница. Даже по остаткам можно судить о том, что здесь когда-то было. Отсутствие людей на снимках и сама статья – результат нашего командного труда. По возможности, я записываю конспект экскурсии. Моя идея с диктофоном провалилась не потому, что не было возможности, а потому что я сама знаю, какой титанический труд стоит за расшифровкой записи. И потом получается не твой текст, а текст рассказчика. Я повозила диктофон с собой пару раз и перестала брать.
      Конспект даёт мне свободу действий – я быстро записываю данные, факты, а потом вплетаю это уже в свой рассказ. Пётр отвечает за снимки. Сначала снимает детали, на которые экскурсовод обращает внимание. Потом, когда группа переходит в следующее помещение, он отстаёт и делает кадры без людей. Случается, что забегает вперёд, если можно, чтобы “щёлкнуть” пустой зал.
      Экскурсовод у нас была очень хорошая. Молодая, огрехи были, но отношение к дому, доля артистичности произвели самое благоприятное впечатление. До высочайшего уровня экскурсии в Царскосельском лицее и Мойки 12 она не дотягивает, но у неё и тема не пушкинская. Хотя, пушкинскую тему тоже можно испортить до отвращения. Помнишь вашу тараторку в Тригорском? Мы её слышали в Петровском и готовы были по башке дать.
      А вот экскурсовода в Юсуповском дворце Санкт-Петербурга девушка из дома Ушковой несомненно превзошла. Последний на меня не произвёл должного впечатления из-за бледного экскурсовода. Как всё-таки много зависит от рассказчика. Один жемчужину может измазать дёгтем до неузнаваемости. Другой – из булыжника сделает алмаз.

      • А у вас случайно не наш экскурсовод был в Юсуповском двореце? У меня в старой статье есть её фотография. Очень вдохновенная женщина.
        Удивляюсь твоей способности записывать на ходу. Жаль, что я… ленюсь. Хотела сначала написать – не умею. Потом вспомнила свои институтские конспекты, весьма хорошие. 🙂 Умею, но…
        Ну а тараторку из Тригорского помню, конечно. Такое не забудешь… Испорченная экскурсия.

        • Галя ссылу кинь, пожалуйста на старую статью об Юсуповском, я гляну. У нас была молодая дама. Галя, моя способность писать на ходу – от профессии. Нас же всю дорогу учат в полевых условиях – на экспозициях. Хочешь вынести максимальную пользу от учебной экскурсии – пиши на ходу, нет – никто не неволит. Я всегда хочу, потому что это нужно и интересно. Поэтому когда путешествуем для меня обычное дело записать конспект.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь