“Дикое поле. В вечном движении” – под таким названием в Государственном Историческом музее открылась новая выставка. Цель выставки – познакомить посетителей с культурой и бытом кочевников Дикого поля.
Дикое поле
Географически «Дикое поле» — это причерноморские и приазовские степи по правому и левому берегу Днепра. Русь с незапамятных времён взаимодействовала с кочевыми племенами Великой Степи. Половцы и печенеги, скифы и сарматы, гунны и аланы, хазары и монголы совершали набеги на русские земли. Они наводили ужас на наших предков, опустошали и грабили, завоёвывали города и сёла и нередко стирали их с лица земли, как Старую Рязань.
Но с Диким полем не только воевали. С ними заключали политические союзы, торговали, брали замуж черноволосых с раскосыми глазами восточных девушек, с ними соперничали, им в определённой степени подражали. Но и осёдлые народы оказывали большое влияние на жизнь Великой Степи.
В Историческом музее на временной экспозиции различными средствами показали, чем жили загадочные племена номадов.
Выставку “Дикое поле” устроили в просторном помещении первого этажа Музея войны 1812 года. Она разделена на несколько помещений – разделов выставки. Перечисляем:
- Вооружённые всадники Евразийских степей;
- Жизнь в движении;
- Север-Юг: античный миф;
- Поход до последнего моря;
- Дикое поле. Казацкая воля;
- Восточный маршрут;
- Кочевая аристократия: мифология родословных.
Посетители переходят из зала в зал, погружаясь в атмосферу жизни кочевников.
Вооружённые всадники Евразийских степей
В первом зале выставки на посетителей обрушивается град стрел почти в буквальном смысле слова. Метафора действительно наглядная – таким градом стрел кочевники встречали неприятеля. Гравюры на стенах воспроизводят облик кочевников, в витрине представлена реконструкция верхней одежды воина. Небольшой видео-ролик этого зала найдёте в конце статьи.
Жизнь в движении
Нам показалось, что самый просторный зал выставочного пространства имитирует бескрайнюю степь. В дальнем углу поместили макет юрты с традиционной утварью. Рядом на стене висит этикетка, где обозначена каждая вещь и её назначение.
Легенда о керамике
Справа от юрты на стене демонстрируют различные керамические тарели с орнаментами ярких раскрасок. Им от 70 до 150 лет, это работа узбекских гончаров с конца XIX до середины XX веках.
Из уст в уста гончары Самарканда, Ура-Тюбе и Ходжента передают легенду о том, как архангел Гавриил, по-восточному хазрет Джабраил, дал людям керамику. По преданию хазрет вместе с четырьмя ангелами вылепил из земли первого человека Адама. У него осталось немного земли и он сделал из неё кувшин. Адаму понравилась вещичка и архангел научил его гончарному делу.
В этом же зале представлены подлинные живописные и графические полотна Павла Кузнецова, Натальи Гончаровой, Василия Верещагина и других мастеров.
Павел Кузнецов сам путешествовал по киргизским степям, где написал свой киргизский цикл.
Передвижная кибитка
Василий Верещагин в своих степных путешествиях подробно фиксировал быт киргизов.
Этикетка к картине рассказывает, что киргизы и казахи весной и летом перегоняли стада овец, верблюдов и коней с юга на север. Осенью они двигались в обратном направлении. Время от времени нужно было делать длительные привалы у воды. Пастухи перемещались целыми аулами и собирали свои кибитки в местах остановок. Устройство кибитки на новом месте было женским делом. Мужчины лишь поднимали на шесте купольный круг и держали его, пока женщины крепили жерди, которые выполняли роль свода крыши. Готовый каркас кибитки покрывали в несколько слоёв толстым войлоком и фиксировали его шерстяными лентами. Любопытно, что монтаж кибитки начинался с установки рамы дверного проёма, а затем по кругу собирали каркас стен.
Подлинные артефакты
Зал, где представлены подлинные раритеты, затемнён, витрины подсвечены, диктор читает стихотворение А.Блока “Скифы”:
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!
На экспозиции призывно мерцает богато украшенные рельефом золотые артефакты.
Гóрит
В центре витрины – золотой гóрит. Горитом называется скифский деревянный футляр для лука и стрел. В данном случае представлена золотая обкладка горита. Его нашли в могильнике Ростовской области в курганной группе “Пять братьев”.
Поражает высокое мастерство горита. Весьма сомнительно, что выполнили его сами скифы. Скорее всего это привозная вещь.
В украшении горита выделяются несколько регистров. В верхнем очень узком фризе мы видим львицу и быка; пантеру, терзающую козла; вепря и льва; льва и пантеру, терзающих оленя. Нижний узкий фриз украшен ветвями аканта и рядом пальметт. (Пальметта – в архитектуре украшение в виде стилизованного веерообразного листа).
Правый нижний выступ занимает сцена терзания пантеры грифонами. На выступающую боковину горита помещены стоящие на задних лапах и повёрнутые мордами друг к другу два рогатых грифона.
В центре явно читаются мифологические или героические сюжеты, о которых этикетка умалчивает.
Фалáр
На экспозиции выставки мы впервые узнали о конском убранстве под названием фалар. Фалáрами (ударение на второй слог) называли круглые богато украшенные бляхи. Их использовали в конской упряжи чтобы закрыть пересечения ремней узды. Одна из витрин почти полностью заполнена фаларами разного размера и декора.
Внимательно рассмотрим фалар, выполненный из золота и агата.
Центральную розетку и золотую обводку фалара также украшают бирюза, альмандин (разновидность граната) и стёкла. На его рамке в спокойных отдыхающих позах возлежат четыре льва.
Все фалары найдены в Ростовской области в курганном могильнике Дачи. Выполнены из золота в последней четверти I века.
Другие разделы выставки
Из других разделов выставки (“Поход до последнего моря”, “Дикое поле. Казацкая воля”, “Восточный маршрут” и “Кочевая аристократия: мифология родословных” стоит обратить внимание на две витрины. В одной представлен женский шёлковый халат и сапожок конца XIII века, найденные в Архангельской области.
В разделе, посвящённом потомкам кочевников (Годуновы, Карамзины, Юсуповы и другие фамилии) представлена интересная картина – очень редкий жанр в русском искусстве XVIII века. Подлинника Фёдора Рокотова не сохранилось, предположительно “Кабинет графа И.И.Шувалова написал А.Зяблов.
Как следует из этикетки, на полотне мы видим коллекцию живописи графа Шувалова. Граф пожелал запечатлеть своё собрание перед тем, как подарить его Академии художеств. Кажется, что на полотне изображены два персонажа. На самом деле это обман зрения. Слева – портрет Шувалова без рамы. А в центре – обманка, каминный экран, на котором запечатлён калмыцкий мальчик. В конце XVIII столетия многие знатные семьи брали на воспитание детей калмыков. Этот отрок и объясняет присутствие полотна на выставке – калмыки жили в степи и также были кочевниками.
Выставка “Дикое поле”. Отзыв. Личные впечатления
Как никакая другая выставка, “Дикое поле” требует либо специальных знаний о предмете, либо рассказа экскурсовода.
Я покинула выставочное пространство несколько разочарованная, ибо знаний нет совсем, об экскурсии не позаботилась. На выставке доминируют современные инсталляции. Целый зал отведён для компьютерной игры-викторины. Сильное впечатление производят витрины с подлинными золотыми артефактами IV века до н.э и фалары I столетия.
Когда я покидала выставочное пространство, то поняла и оценила напутствия сотрудника музея: “Это “Дикое поле” – ерунда. Вот “Сокровища полковых музеев” – действительно редкость и богатство. Ну вы сами оцените”. Я согласилась и оценила “Дикое поле” на 4-. А “Сокровища…” на 5+++.
Выставка в музее войны 1812 года. Посетителю на заметку
Выставка “Дикое поле. В вечном движении” продлится до 9 сентября 2024 года. Проходит она на первом этаже здания Музея войны 1812 года, в его левом крыле.
Ближайшая к нему станция метро – Площадь революции. Также рядом находятся станции Охотный ряд и Театральная.
Стоимость билета – 400 рублей. Билеты свободно продаются в кассах музея. Удобно покупать билеты онлайн.
Помните, что во вторник в музее выходной день.
В остальные дни недели музей открывается в 10.00. По понедельникам, средам, четвергам и воскресеньям работает до 18.00. По пятницам и субботам закрывается в 21.00.
Исторический музей находится в десяти минутах ходьбы от храма Василия Блаженного. Предложим читателям аудио-экскурсию по знаменитому собору.
Храм Василия Блаженного: история, загадки и легенды в лабиринтах церкви. Аудиоэкскурсия.
Видеоматериалы к выставке “Дикое поле”
Наши обзоры других выставок Исторического музея
Рукотворная связь времён. Искусство ювелиров России.