Есть в экономической географии точное определение вспомогательных городов – город-спутник. Они появляются, как придаток, ассистент главному производственному ядру.
Брюгге тоже приобрёл такой спутник – Дамме. И именно как вспомогательное звено.
Приходившие в Брюгге большегрузные суда с низкой осадкой не могли передвигаться по Звину и их перегружали на баржи с небольшой осадкой. Таким образом товары доставляли в Брюгге. А в месте перегрузки уже в XII веке возникло небольшое поселение – Дамме. Городок в точности повторил судьбу своего патрона – пришёл в упадок, когда Звин обмелел и, как Брюгге, погрузился в летаргический сон. Но, в отличие от пробудившегося Брюгге, Дамме больше не суждено было играть какую-либо значительную роль в судьбе Фландрии. Если бы не…..
Совершенно верно, Тиль Уленшпигель…. И снова город-спутник копирует, отражает как в зеркале путь родителя. Так же как литературное произведение привело в Брюгге многочисленных путешественников, так и поклонники Шарля де Костера потянулись в Дамме, куда писатель поселил своего мятежного героя.
Но не будем забегать вперёд. В Дамме тоже есть свои легенды и он совсем не собирается их скрывать. Одна из них – название города. Прежде, чем на этом месте появилось поселение, перед Звином, у Северного моря построили вал – дамбу. Для этого пригласили фризских мастеров. Это были искусные зодчие из германского племени фризов, которые обитали в здешних местах. Издавна фризы славились умением надёжно строить дамбы. Начали они строить дамбу на месте нынешнего Дамме. Местечко вскоре получило название “дамба на устье”, то есть Hondsdamme. Да не заладилось у них дело. Во вновь построенном сооружении образовалась брешь. И как не пытались сноровистые и опытные фризы не посрамить свою честь, ничего путного у них не выходило. Новые потоки воды вновь и вновь прорывали заделанную брешь. “Это неспроста,” – решили мастера и стали искать другую причину неудач. “Мы всё делаем, как всегда, даже лучше. Верно, дамба заколдована и злой дух не собирается отступить. Нужно сначала поймать и уничтожить вредителя,”- решили мастера. И стали думать и наблюдать за окрестностями.
Дело вскоре разрешилось. Фризы вспомнили, что неподалёку от дамбы бродила чёрная собака. Она появлялась во время работы, потом уходила, возвращалась к вечеру, а к утру снова исчезала. И вела себя собака странно – еды не просила, хвостом не виляла. “А не оборотень ли это? Не принял ли злой дух образ чёрной собаки?” – решили суеверные мастера. На всякий случай убили собаку и бросили на брешь. И о, чудо! Дамба стала держаться!
Но виновница неудач фризских строителей навсегда поселилась на гербе города – на геральдическом щите Дамме изображена чёрная собака. И вот вам игра слов. Hondsdamme – дамба на устье, Hundsdamme – собачья дамба. Но город отбросил все производные и стал называться просто Дамме. В 1180 году волею графа Фландрии Филиппа Эльзасского поселению был присвоен статус города. Ему не суждено было стать богатым и процветающим. Сейчас Дамме – хорошо ухоженная, тихая деревня.
Хотя, в ХVII кое-какие изменения наметились. Дамме был превращён в гарнизонный город-крепость. Но стены звездообразного детища математика из Брюгге Симона Стевина и военного инженера из Франции Себастьяна Вобана были разобраны и проданы столетие спустя. Хотя, источники (“Брюгге”. Путеводитель по городу. Составитель – Боб Варнир Verlag & Design Simon Sauer, 2012 г.) утверждают, что фортификация сохранила свои очертания.
Ну, что ж. В Дамме? Пешком из Брюгге, как ходил Тиль Уленшпигель? Расстояние невелико – около 5 км. И непременно по левому берегу канала, по левой стороне почти нет никакого движения. Или на колесном пароходе, носящем имя еще одного персонажа Шарля де Костера Ламме Гудзака. Он отправляется из Брюгге от причала Гистфабрик Gistfabriek (до причала ходит маршрутный автобус 4) через каждые 2 часа с 10 до 18. Из Дамме – с 9.15 до 17.20.
Канал Дамме, вдоль которого предлагается пройти, или Damse Vaart на самом деле носит имя Наполеона. Его построили в 1810 году. По стратегическому замыслу французского императора канал предназначался для прорыва английской блокады суши морским путём. Он должен был соединить Брюгге с Шельдой. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Канал довели до Хоеке, местечка недалеко от Дамме, но к этому времени Наполеон уже проиграл свою последнюю битву при Ватерлоо. Надобность в прорыве какой бы то ни было блокады отпала сама собой. Канал стал весьма живописной связкой между Брюгге и Дамме.
На канале расположена одна из достопримечательностей города. Ветряная мельница. Утверждают, что её предшественница стояла здесь уже в XII веке! Она была стержневой – в мельнице вращался весь корпус.
Нынешнюю доставили сюда в 1971 году. Уже тогда ей было более 100 лет. И конструкция у этой мельницы колпачная – в ней крутятся лишь колпак с лопастями.
В Дамме легко добраться по правому берегу канала на автомобиле и припарковать его на рыночной площади. Ходит туда и автобус, кажется, № 43. Отправляется от рыночной площади Брюгге через каждые два часа с 9.35 до 17.35. В обратном направлении – от рынка Дамме тоже через 2 часа – с 9.55 до 17.55.
Для любителей аудиогидов с апреля по сентябрь от рыночной площади Брюгге до Дамме ходит туристический автобус в 14 и в 16 часов. Поездка в Дамме и по окрестностям займёт 2 часа.
А мы оставили машину на центральной площади Дамме, прямо напротив Ратуши.
Готическое сооружение середины XV века кажется слишком громоздким для небольшого Дамме. Но столь значительный размер здания городского управления объясняется очень просто – не всё пространство досталось чиновникам. Цокольный и первый этажи Ратуши служили складскими помещениями и торговыми павильонами. Да на верхних уровнях советники Дамме соседствовали с судьями – Ратуша представляла собой “многофункциональный офисно-деловой комплекс” 🙂 .
Кстати, если у вас возникнет вопрос, не здесь ли, не в кабинетах ли этой Ратуши судебными властями Дамме решался вопрос о судьбе отца Тиля Уленшпигеля, Клааса, и не здесь ли он услышал смертный приговор, то поспешим вас разочаровать. Сотрудник местного музея напомнил нам, что роман отнюдь не исторический, а, в первую очередь, художественный. И трибунала такого уровня, который мог бы приговорить человека к сожжению на костре, в Дамме никогда не было. Даже в период расцвета Брюгге, и, соответственно, Дамме.
Мы советуем Вам лучше обратить внимание на два камня на углу фронтона Ратуши. (Мы о них не знали, фото нет). Эти камни вешались на шею представительницам древнейшей профессии, и с таким “ожерельем” их заставляли ходить по улицам города для всеобщего осмеяния и осуждения.
Есть в Дамме и госпиталь Синт-Янс. Его назначение было аналогичным брюжскому – уход за больными, приют странников. И здесь Дамме и Брюгге идут рука об руку. Основательницей госпиталя Синт-Янс в Дамме стала учредительница Бегинажа в Брюгге Маргарита Константинопольская, графиня Фландрии.
Более чем любопытная постройка в Дамме – церковь Нотр-Дам или по фламандски Онзе-Ливе-Враукерк. Этот храм – памятник расцвету и упадку города. Церковь возвели в 1230 году. В то время это был единственный во всей Фландрии собор с тремя нефами одинаковой высоты! Но то, что мы видим сейчас – результат позднейшей перестройки. Такая массивная и величественная церковь оказалась слишком большой для пришедшего в упадок Дамме. Её уменьшили, с годами и башня лишилась своего навершия.Сегодняшний собор занимает площадь, отводившуюся лишь хорам!
Ещё одна необычная история связана со знаменитым жителем Дамме – нидерландским поэтом Якобом ван Марлантом. (В Дамме установлен памятник поэту. В стихах и прозе он выступал против частной собственности, обличал падение нравов класса имущих. Его мировоззрение было признано еретическим).
Под самой башней Нотр-Дам похоронили почившего около 1300 года Якоба ван Марланта. Время стёрло с надгробия его имя и люди уверовали, что именно в этом месте похоронен Тиль! Пастору же храма совсем не улыбалась идея превращения собора в место паломничества поклонников сомнительного героя, бунтаря и безбожника Тиля Уленшпигеля. “Могилу Тиля” поспешили убрать и справедливость восторжествовала – в 1890 году Генри Пиккери создал надгробную плиту Якобу ван Марланту.
Из двух зол выбрали меньшее – еретическая поэзия Марланта была признана менее опасной, чем прямое бунтарство Тиля Уленшпигеля.
И какой же Дамме без памятника своему герою! Скульптурную группу установили сравнительно недавно, в 1979 году (скульптор – Джеф Клаерхоут).
Тиль показывает людям зеркало, а совы, лягушки и осёл напоминают об историях, приключившихся со знаменитым героем.
Располагаете временем? В городке есть музеи. В упомянутом выше госпитале Синт-Янс – коллекция живописи и мебели. Открыт с апреля по сентябрь ежедневно с 14 до 18. По вторникам, средам и четвергам, а также в выходные и в праздничные дни дополнительно с 11 до 12.
В доме патриция “De Grote Sterre” тоже музей. Это огромный господский двор, замечательный пример брюжской готики.
Бывалые путешественники рекомендуют отобедать в Дамме. Но непременно в ресторанчике справа от Ратуши, называется Ter Kloeffe. Кухня в Ter Kloeffe отменная и, по сравнению с Брюгге, недорогая. Во время обеда в Ter Kloeffe почти не бывает свободных мест, зато рестораны рядом пустуют.
Дамме однозначно достоин посещения. Авторам этой статьи вполне хватило полутора часов для прогулки по тихим и безлюдным улицам родины Тиля Уленшпигеля. И ни в коем случае не пожалеть об этом!
Весь маршрут путешествия по Нидерландам и Бельгии можно посмотреть в статье “Москва-Брюссель со всеми остановками”.
Танюша! Не забудь сегодня выставить Дамме в группу… Я то знаю, где искать информацию про это замечательное место, а другие? У тебя здесь прекрасные фотографии! И не одна! А Тиль Уленшпигель – обожаю его. В детстве и молодости “Тиль” Марка Захарова в Ленкоме был моим любимым спектаклем.
Таня, огромное спасибо за напоминание! Без твоего пинка я бы и не вспомнила! Попросила Петю, он добавил. Надеюсь, что и Дижон запостим. Хотя, можно и утаить. Ведь будет другой раунд!
К своему стыду я в Ленкоме не видела Тиля. Я же не москвичка. Когда была возможность ходить в театр, у меня были маленькие дети. А потом просто стало неподъёмно по деньгам. Но это не годится! Надо хоть раз в год выделять деньги на спектакль. А то без театра г’гусно.
Последний абзац в этом замечательном рассказе явно не бельгийский:-)
Александр, спасибо, что указали на это. Рекламный блок уже давно следовало удалить.