“Дальняя дорога дана тебе судьбой” – слова из песни Булата Окуджавы вполне могут стать эпиграфом к статье и, одновременно, девизом автопутешественника. Границы в 2021 году закрыты…. Но остаются путешествия по необъятной России. В любом случае поговорить о дальней дороге никогда не помешает.
Дальняя дорога
За 25 лет водительского стажа мне довелось поездить по самым разным дорогам – от немецких автобанов до хорватских горных серпантинов. Единственно, что я не люблю и куда не рвусь – это отечественные районные дороги, плавно переходящие в бездорожье. Не люблю “убивать” машину, да и радости от “направлений” не испытываю. Хотя иногда приходится стиснуть зубы и ехать. Например по Р7, ведущей в Тотьму и Великий Устюг.
Конечно, не все дороги России традиционно плохие. На фото ниже видна нормальная трасса. К сожалению такую дорогу найдёшь далеко не везде. Это М1 в Смоленской области.
Из примерно полумиллиона моих километров я сделал следующие дорожные выводы.
Правила автомобильных путешествий. Время выезда
1) В дальний путь лучше всего выезжать ранним утром. За границу мы выезжаем обычно в 5-5.30 утра, по России не позже 6-6.30. Во-первых удаётся выехать из города до начала пробок (мы живём в Москве). Во-вторых: раньше выедешь – дальше уедешь.
Многие предпочитают ехать в ночь, но это очень опасно. Недаром самые страшные аварии происходят после полуночи. От 2 ночи до 5 утра наступает “час быка”, когда организм с трудом сопротивляется сну. Мне самому довелось немало поездить по ночам и именно тогда я попадал в наиболее опасные ситуации.
2) Если тянет в сон – ехать нельзя! Ищите площадку отдыха, заправку, расширение дороги и останавливайтесь. Достаточно как Штирлицу подремать 20 минут и можно будет порулить ещё 2-3 часа. Ни в коем случае не пытайтесь “дотянуть”, если проваливаетесь в сон. Сами не заметите, как окажетесь на “дороге в потусторонний мир”. Автор испытал это на себе но, к счастью, вовремя проснулся.
Кроме шуток: ты закрываешь глаза и по прежнему видишь перед собой дорогу. Только она обычно не совпадает с реальной. Отсюда и чудовищные аварии когда автомобиль на полной скорости улетает с трассы.
Скоростной режим
3) На трассе спешить не стоит. Даже если под вами супер-пупер “приора”, которая легко едет 180 (под гору, на нештатных колёсах диаметром 15 дюймов и по показаниям кривого спидометра), следует держаться общепринятых ограничений скорости. Тем более, в РФ правила более чем либеральны и добавляют к ограничению аж 19 км/ч. В бесшабашной молодости, когда на дорогах не было камер, мне доводилось разгоняться и до 200 км/ч. Сейчас я предпочитаю двигаться в пределах скоростного режима.
4) Старайтесь пропустить тех, кто едет быстрее. Если “преследователь” превышает скорость – это его проблемы. Перестройтесь в правый ряд – пусть спиди-гонщик летит к своему “кубку”. Если вас догоняют на узкой дороге с асфальтированной обочиной, можно и на неё съехать. Не вижу в этом ничего унизительного.
Дальняя дорога. Манера езды
5) Настоятельно рекомендую соблюдать дистанцию и не “висеть на хвосте” у впереди идущей машины. Если это фура, которую очень хочется обогнать, то она будет ограничивать обзор. Лучше отстать от неё метров на 30, заодно и расстояние для разгона прибавится.
Если же это легковая машина, тем более не стоит висеть на хвосте. Этим вы нервируете впереди едущего водителя. Может случиться, что это “дачник с рассадой” на древних жигулях. Вероятно, он просто не может ехать быстрее. В любом случае умерьте пыл. Лучше приехать позже, чем въехать в зад впереди идущей машины.
6) Ездите выразительно. Не стесняйтесь включать указатели поворота при любом манёвре. Лучше это делать заранее. Обязательно используйте “поворотники” при обгоне, причём как вначале, так и в конце манёвра. Если вас пропустили или водитель фуры показал, что можно обгонять – не забудьте поблагодарить, включив “аварийку”. Мелочь, а приятно. Ничто не даётся так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. В особенности на трассе.
7) Обгон с выездом на встречную полосу – это самый опасный манёвр. Никогда не обгоняйте в условиях ограниченной видимости, то есть на подъёмах, поворотах и т.п. Сплошную линию на трассе рисуют не просто так.
Понятно, что в Башкирии, Краснодарском крае и некоторых других местах РФ сплошная разметка служит для обогащения алчных дорожных полицаев. Опять же понятно, что в наших краях идёт такая борьба с коррупцией, от которой она “бедная” аж вся распухла. Тем не менее, жизнь дороже. Можно 100 раз обогнать через сплошную, а на 101-й совершить роковую ошибку, которая перевернёт вашу или, не дай Бог, чужую жизнь.
8)Не забывайте вовремя останавливаться на отдых. Лучше всего каждые два часа. Выбирайте цивилизованные места, где можно вымыть руки, выпить кофе и т.п.
Заключение
Подводя итоги скажу, что в дальний путь следуют отправляться отдохнувшим, с хорошим настроением и терпимостью по отношению к другим водителям. В пути не раздражайтесь, не злитесь и не теряйте голову. Соблюдайте знаменитое правило ДДД: Дай Дорогу Дураку. Не надо ему помогать, он и так найдёт свою судьбу. Да хранит вас святой Никола – покровитель всех плавающих и путешествующих.
Все наши “дальние дороги” описаны по отдельности. Каталог отчётов найдёте на странице “Автопутешетвия”.
Здравствуйте, замечательная статья! Вот прочитала и теперь пропускаю спешащих и с’езжаю на асфальтированную обочину, как делаете Вы. Не буду вредничать!
Спасибо Вам! Шершавого асфальта, ни гвоздя, ни жезла!