Пражские храмы
– Какие на этот раз будут фантазии? Два часа на Прагу ты уже отпускала. Теперь?
– Иронизируешь, вместо того, чтобы помочь! Даже не знаю. Наверное, в этот раз будет немного больше, чем два раза по два часа. Скажем, “Полдня на Прагу”. Но что выбрать? Парижскую улицу? Квартал Йозефов ? Побродить по Старому месту? В какие храмы зайти? Какие на потом оставить? Тебе хорошо, ты уже написал.
– Мы на Староместской площади стоим. Давай отсюда и плясать.
– Я тоже так думаю. Просто здесь и на Ратушу хочется подняться, и в храм Девы Марии перед Тыном зайти, и в церкви Святого Микулаша интерьеры посмотреть. С таким раскладом и полдня на одном месте будем топтаться. А хочется людям город показать! Особенно господам КтоВпрагеНебыл.
– Вот гидовская твоя натура! Теперь влезла в шкуру турменеджеров, которых ругаем, на чём свет стоит! Они, думаешь, как туры планируют? Тоже бедные мучаются, что включить, что выключить…
– …сколько бабла себе в карман положить за сдвиг мыши и удар по клаве! Знаешь, ведь не всем интересны религиозные интерьеры. Давай вот что сделаю. Отдельный пост по Пражским храмам, а? Кому интересно – посмотрит, кому нет – пропустит!
-Годится! К Святому Микулашу? Вот и он.
Это начало XVII века, барокко и внутри, и снаружи. Принадлежал он когда-то бенедиктинскому монастырю, а теперь – чехословацкой церкви.
Дева Мария перед Тыном тоже может кое – чем похвастаться. Меня удивило, что по виду костёл – готический, а вот внутри – барокко!
– Он не просто готический. Заложен в 1365 году на месте двух стоявших здесь ранее, один из них был романский. Из-за своих башен, наверно, самый знаменитый и самый узнаваемый. 80-ти метровые башни появились только на рубеже XV и XVI веков.
И с барокко всё объяснимо – пожар конца XVII века уничтожил много домов на Староместской площади, и Тынский храм не пощадил. Вот он и был покрыт новым, барочным сводом.
– А почему название такое – перед Тыном?
-Ничего удивительного. Расположен он перед Тыном – учреждение такое. Там иноземные купцы останавливались, а правитель города им охрану предоставлял за определённую плату. Но это – другая история. Знаешь, что мы с тобой прошляпили?
-Уже знаю. Давай узелочек на память завяжем, чтобы потом литературу не перелопачивать, а свои записи посмотреть.
1. Тимпан северного портала, сохранившийся с 1390 года, с изображением страстей Христовых.
2.Внутри – готическая кафедра для проповедей,
3.Готическая мадонна,
4.Готическое распятие начала 15 века (на алтаре, в конце северного бокового нефа),
5. Древнейшая из сохранившихся пражских оловянных купелей (1414). И, пожалуй, ещё каменный балдахин работы Матея Рейсека (1493г.).
-Снимать в интерьерах нельзя, просто потом посмотрим.
Следующим выдающимся пражским храмом является Вифлеемская часовня, она тоже в Старом месте находится.
-Чем она знаменита? Вроде – ничего приметного!
-В ней сам Ян Гус проповедовал! И после его казни – последователи, проповедники. Судьба у часовни не менее трагична, чем история Гуса. То, что мы сейчас видим – точная реконструкция 50-х годов 20 века. Разрушили её в конце 18 века, а оставшиеся три стены были встроены в жилой дом.
-Просторная какая!
-До трёх тысяч человек вмещала! И кафедра проповедника в центре была, чтобы все слышали!
-Теперь у нас костёл Св.Ильи на Гусовой улице. И снова та же история – суровая готика экстерьера и пышное барокко внутри. И только сейчас храм как бы вписан в городскую застройку, целиком его ниоткуда не рассмотришь.
А в средние века от был одним из монументальных строений Старого Места.
– Интересно, что внутренняя отделка храма принадлежит художнику, Райнеру, который и погребён здесь.
-Да, и ещё ты статую святого Мартина Порреса (Перуанского) снял. Я в книжечку его имя записала. Изображается он с животными, потому что был целителем и всем, даже животным не отказывал в помощи и облегчал их страдания.
Даже больные звери приходили лечиться к Мартину. Он легко с ними управлялся и очень заботился о них (что для испанцев было непостижимо), простирая свою любовь вплоть до мышей и крыс и оправдывая их повадки чувством голода. Святой содержал приют для кошек и собак.
Мартин был великим целителем, но самая известная история о нём связана с крысами. Настоятель монастыря был практическим человеком и не питал нежных чувств к грызунам. Он велел Мартину извести их ядом. Мартин внял его повелению, но ему было очень жалко крыс. Он вышел в сад и тихонько их позвал, и крысы тотчас явились на его зов. Он отчитал их за дурное поведение и поведал о яде. Даже пообещал кормить их каждые день в саду, если они перестанут досаждать настоятелю. На том и порешили. Мартин отпустил грызунов, и с тех пор они больше не причиняли хлопот монастырю.
– Интересная история. А мы продолжаем знакомиться с пражскими храмами.
-Дальше в Старом городе у нас собор Св. Иакова и Монастырь Блаженной Анежки остались неохваченными. Зато кто-то во все синагоги зашёл.
-И был за то наказан! Комплексный обед билет включал все иудейские храмы, кроме Староновой, ради которой этот поход и планировался! Что же мне теперь было, купить билет и не поехать?
– Съездил, да не туда! Будем синагоги в рассказ о храмах включать?
-Здрасьте, приехали! Ты о них в разделе “пивные” расскажи, самое оно будет!
-Не смотрю на тебя. Смотрю на синагогу.
-Майзелова –
была названа по имени заказчика Мордехая Майсела в самом конце 16 века. Переделки – перестройки, не без этого. А во время оккупации использовалась как склад мебели, отнятой у отправленных в лагеря евреев.
– Что там внутри? Книжки по разному говорят. Старая говорит, что там выставка уникальной коллекции изделий из серебра. Если верить новой – то там экспозиция истории евреев, живших на чешских землях с древних времён до эпохи Просвещения.
-Знаешь, уже не помню, фотографировать внутри было нельзя. Но, думаю, это одно и то же – ведь это выставка предметов культа, которые использовались при богослужениях в 153 еврейских религиозных общинах и сотнях частных домов. Знаешь, откуда эти вещи там взялись?
-Расскажи.
-Опять шпильки будешь вставлять, зачем я в синагоги пошёл?
-Не.
-Фашисты собирались устроить в Праге “музей исчезнувшего народа”. Поэтому и свозили в столицу Чехии еврейские ценности.
-Даже не знаю, что сказать. Давай просто помолчим.
………………
-Это-Староновая синагога. Удачный снимок, тут сразу и Еврейская Ратуша в объектив попала.
А на Ратуше аж двое башенных часов. Нижние – с древнееврейским циферблатом. Текст в них пишется справа налево, поэтому идут эти часы, “наоборот”, показывают обратный ход времени.
– А название – Староновая, потому что была старая, а потом была перестроена и стала новая?
– Есть такая версия, что синагогу построили на старом фундаменте. Но мне больше по душе такое объяснение, что на древнееврейском она называлась “временная” – Alt-nai. В переводе на немецкий получилось – Alt-neu, а отсюда и “староновая” на чешском.
– Тут и ритуальный зал есть. Для прощаний?
– И не только. Для омовения тел усопших. И что ты скажешь на то, что это здание – ХХ века.
-Удивлюсь. Стилизация готическая. Хотя, если подумать и внимательно посмотреть… Это и сейчас ритуальный зал?
-Был до недавнего времени, до конца ХХ века. Сейчас – музей. Что-то бедноватая коллекция синагог у тебя получается. Хорошо, хоть испанская есть. Сегодняшний мавританско-ренессансный вид она получила в конце XIX века.
– Хотя на этом месте иудейский храм стоял уже в 12 веке. “Испанской” её стали называть, когда в Прагу пришли евреи, бежавшие от преследований инквизиции. Их ритуал был “сефардский” и отличался от “ашкеназских”, которые здесь жили. Испанская синагога служила им несколько лет, а название так и закрепилось.
– Ещё в Праге, в том же Йозефовом квартале есть Высокая синагога, Пинкасова и Клаусова.
-В Старом городе у нас ещё церковь Святого Франциска осталась. И Святого Сальватора. Мы этот снимок в рассказе “Два часа на Прагу” показывали. Давай продублируем, лучше всё равно нет.
– Купол костёла Святого Франтишека Серафинского – старомейстская доминанта. Здесь уже Орден крестоносцев с красной звездой свой вклад в городскую архитектуру сделал.
– И всё? Так скучно? Расскажи ещё, что строили его на месте старого, готического. Про архитектурный анализ не забудь.
– Не кипятись. Не всё так обычно. Посмотри, как он сориентирован. Не восток-запад, а север-юг!
-Вот это да! И правда! На нашем снимке это хорошо видно, соседний – Святого Сальватора (Спасителя) имеет правильную ориентацию, Святой Франтишек под прямым углом к нему стоит!
– И давай уже про храм Св.Сальватора пару слов скажем. Он лет на сто старше своего соседа. И если Св.Франтишек стоит на месте готической церкви, то Св.Сальватор вырос из романского, посвящённого Св. Клименту. Как и первый костёл, этот – часть комплекса Клементинума, иезуитского университета.
– А теперь на Малу страну пойдём храмы собирать?
-Знаешь, у меня идея появилась. Давай на этой стороне Влтавы останемся и в Новое место пойдём. Там тоже есть, что посмотреть.
– Согласна! Во-первых – Дева Мария Снежная!
-Может быть и не во-первых, но уже в неё то зайти точно стоит!
-Слушай, а почему этот храм самым большим в Праге называют?
-Не путай! Не самым большим, а самым высоким! Это действительно так. Карл IV только ЗАДУМЫВАЛ его в 1347 году, как самый большой, в противовес кафедральному святого Вита. Но так получилось, что отстроить до конца его так и не удалось. То, что мы сейчас видим – всего навсего пресвитерий задуманного храма. С необыкновенно красивым сводом!
– Это свод 14 века?
– Да нет же. Тот ещё выше был, да рухнул в 16 веке. Этот – ренессансный, был занижен.
-Это сюда бедные пражане приходили послушать проповеди гуситского проповедника Яна Желивского? Он обличал развращённость и взяточничество служителей церкви и феодалов. И отсюда он в 1419 году возглавил шествие своих сторонников к Карловой площади?
-Когда мы будем на площади ты увидишь Новоместскую ратушу, откуда бунтовщики выбросили из окна несколько членов магистрата. Желивски проповедовал в костёле Девы Марии Снежной до своей казни в 1422 году. Но сейчас речь о храмах, давай не будем отвлекаться.
– Хорошо. Только посмотрим на тимпан над воротами. Знаешь, сначала он был помещён на башне костёла, которую снесли в 19 веке. На нём Карл IV изображён. Я его в кружок обвела.
-Костёл Святого Индржиха (Гейденрейха) мы мимо прошли. Отправляемся на Карлову площадь. Смотреть костёл Св.Игнатия. Скульптуру Святого Игнатия на фасаде видно издалека и нимб вокруг всей фигуры святого стал предметом разбирательств между иезуитами, которые строили костёл в конце 17 века и церковью.
– Я помню. Нимб над скульптурой Христа внутри собора был гораздо меньше, чем нимб святого Игнатия, что и стало предметом критики. Папа Римский всё же решил спор в пользу иезуитов, одобрил размер ореола, его мы и сейчас видим на самой верхней точке фасада.
-Интерьер барочный?
-А какой он ещё мог быть в конце 17 века?
– Теперь в православный, к Кириллу и Мефодию? Он всегда был православным?
-Что ты! Храмом после постройки в 1735 году он побыл недолго. Уже через 50 лет его упразднили и использовали, как армейский склад.
Только в середине 30-х годов ХХ века его приобрела православная церковь.
– Здесь и экспозиция есть!
-Да, я об этом уже писал в отчёте “До свиданья, Парга”. Расскажи сама, что помнишь. Ты и в музее откровенно скучала.
-Прости. Ты знал об этом, а я нет. И не сразу осознала. Теперь только поняла. После убийства Гейдриха, фашистского наместника Чехии, в мае 1942 года здесь скрывались парашютисты. Нашёлся предатель, который выдал их. Все они погибли в гробнице костёла, отстреливаясь до последнего патрона от окруживших храм гитлеровцев. И покончили там с собой. У них НЕ БЫЛО ВЫХОДА. Экспозиция в крипте рассказывает об этой славной и трагической странице истории борьбы против захватчиков.
– Теперь – в монастырь “На Слованах – Эмаузы”.
-Наверное, не успеем. Только мимо пройдём. Почему название такое странное?
-“На Слованах” – потому что он был единственным, где богослужения проводились не на латыни, а на древнеславянском языке. Второй название тоже легко объяснить. При его освящении в 1372 году читалось Евангелие о встрече Иисуса с учениками в Эмаузах.
– А башни? Это что, Карл IV, который основал монастырь такие придумал?
-Тоже отголосок войны. Авиационный налёт американцев в 1945 году разрушил костёл. Эти два бетонных шпиля с позолоченными наконечниками построили уже во второй половине 60-х 20 века годов.
– Ещё один костёл в Новом месте мимо проходим. Святого Яна Непомуцкого на Скалке. А зайти надо было. Ведь с деревянной позолоченной фигуры Яна Непомуцкого отлита его скульптура на Карловом мосту.
-Жаль. Но если бы в храм зашли, то уже точно в музей Альфреда Мухи не попали. Зато снаружи особенность храма хорошо заметна. Он очень необычен тем, что возведён на восьмиугольном фундаменте и его башни развёрнуты – одна навстречу другой. Удивительная барочная композиция первой половины 18 века.
– И ещё один храм рядышком, неопознанный. В источниках ничего про него не нашла.
– Это всё, что мы видели в Новом месте. Теперь в Малу страну надо идти. Там тоже недостатка в церквях нет. Но со святым Николаем мало какой сравниться может. И ведь с виду в нём ничего необычного нет. Мы с тобой на Украине и поинтереснее барочные строения видели. Смотри, на этом снимке костёл вместе с колокольней изображён. Интересно, что колокольня принадлежала городу, а не церкви, поэтому у неё свой отдельный, независимый от храма вход. Но если внутрь зайти, то немудрено там надолго остаться. Можно и просто полюбоваться, а можно на детали внимание обратить.
– Знаешь, я клип подготовила на полминутки. Кому захочется на интерьеры в общем взглянуть, то лучше его включить. А про детали мы ведь уже позже узнали.
-Знаешь, давай опять “узелочек на память”. А когда ещё поедем в Прагу, то потом по святому Николаю Малостранскому отдельный пост сделаем.
– Да! Самое главное – на фасад обратить внимание. Он скульптурами разных святых украшен. Мы с тобой распишем, кто-где.
– А внутри надо на главный свод посмотреть. Там огромная фреска “Прославление святого Николая”- это крупнейшая в Европе фреска, 1500 кв. метров создана Яном Лукашем Кракером.
-И ещё в этом соборе на органе играл Вольфганг Амадей Моцарт, когда в Прагу приезжал.
-И вот ещё что интересно. Строили костёл иезуиты с 1703 по 1760 год. Они стремились продемонстрировать победу католицизма над чешским народом, который они считали еретиками. Но в 1773 году Римский Папа Климент XIV орден распустил, и им пришлось проститься с этим прекрасным храмом, а “еретики” стали проводить в нём богослужения. Идём дальше?
– В Костёл Девы Марии Победительницы.
Внутри я не снимала. И у этого храма своя изюминка имеется. Оказывается, церковь стала первой ласточкой барочной сакральной архитектуры. Представляешь, уже в первой трети 17 века!
– Главная его святыня – копия чудотворного образа Девы Марии Победительницы. Образ помогал императорским войскам победить в сражении на Белой горе.
– А в подвале музей Пражского Ангелочка. Знаешь легенду?
-Это то самое восковое изображение Иисуса-младенца, которое из Испании привезла в Чехию жена канцлера Вратислава из Пернштейна Мария. Их дочь подарила 47-см фигурку монастырю кармелитов у Девы Марии Победительницы, которому этот храм тогда принадлежал.
-Совершенно верно! Монастырь стал получать многочисленные дары от паломников к Чудотворному Ангелочку, а также одежду для фигурки. В музее больше 60 видов разных платьев, даже с Востока и Южной Америки. А сама фигурка постоянно с 1741 года находится в витрине алтаря.
-Знать бы заранее, ни за что не прошли бы!
-Так ещё поедем. А теперь – к Деве Марии под Цепью. Мы с тобой только на “самые” костёлы внимание обращаем. Этот – один из древнейших Пражских, конца 12-го века. Название “под Цепью” – тоже объяснимо. Расположен он на улице Лазеньской.
Жилая постройка монастыря ордена иоаннитов (были и такие) прилегала к костёлу с северной стороны. Это здание соседствовало с Юдифиным мостом, его Карлов заменил. Раньше улицы на ночь на цепь закрывались. Рядом с такой цепью и был расположен костёл.
– Перед погребением в этом храме находились тела императоров Карла IV, а позже – его сына Вацлава IV.
-Смотри, а мальтийский крест над воротами, и ещё один на стене?
– Принадлежал храм первоначально рыцарям Мальтийского ордена. Память об этом до сих пор сохранилась.
– Ещё на Малой стране костёл святого Йозефа есть. На фасаде, над входом, хорошо виден герб. В нём – буква L – напоминает о закладке первого камня в 1687 году императором Леопольдом.
– Не забыть ещё и святого Томаша, то есть Фомы, упомянуть. Высокая башня храма издалека видна.
– Самое интересное внутри храма. Копии двух картин Рубенса над главным алтарём. “Мученичество святого Фомы” и “Святой Августин”.
-Оригиналы в музее?
-Где ж им ещё быть? В Национальной галерее.
– Из главных пражских храмов у нас остались самый главный -собор святого Вита на Граде. И Лоретта в Градчанах. Я думаю, не буду их в этот пост включать. О Святом Вите, наверное, отдельно напишу. А о Лоретте в Градчанах расскажу.
– Наверное, ты права. И сама устала, и читатели, наверное, уже выдохлись. Как следующую пражскую часть назовёшь?
– Скорее всего, “Полдня на Прагу”. Там и встретимся. Опять на Старомейской площади.
– Не опаздывайте, пожалуйста! Ждём вас у Старой Ратуши!
Авторские рассказы о Праге:
Прага. Беглый взгляд.
По ту сторону Карлова моста.
В излучине Влтавы.
До свиданья, Прага.
Два часа на Прагу.
Прага. Старомейстский разговор.
Пражские храмы.
Пражский Град. История легенды.
Прага. Градчаны.
Прага. Малая страна
Как много вы успели увидеть, мы пробыли в Праге целых 7 дней, но много из описанного вами не увидели. особенно свод церкви Девы Марии Снежной понравился, жаль, что мы туда не зашли.
Прага – неисчерпаема. За одно посещение удаётся только основные вещи посмотреть. Наверняка, в целом за неделю в Праге вы увидели несравнимо больше, чем мы за четыре дня. А о своде церкви Девы Марии Снежной мы знали заранее, поэтому специально туда и зашли.
Чудесная получилась прогулка по пражским храмам. Как-будто вместе с вами ходила.
Храни Вас Бог от житейских невзгод,
От тяжких болезней, душевных тревог.
Пусть будет побольше безоблачных дней,
Согретых любовью родных и друзей.
С праздником 8 марта!