
Выставка произведений Карла Брюллова в Новой Третьяковке – ожидаемое событие в культурной жизни Москвы. После гастролей полотен Карла Великолепного в Санкт-Петербурге, коллекция его работ приехала в Москву. Столичное название выставки картин великого живописца, приуроченной к 225-му юбилею мастера – “Рим – Москва – Санкт-Петербург”. В Санкт-Петербурге её именовали “Великий Карл”.
В настоящем обзоре мы рассказали об организации выставки, поделились отзывом о выставке, личных впечатлениях и представили несколько работ блестящего Карла Павловича Брюллова.
О выставке в Москве Карл Брюллов “Рим – Москва – Санкт-Петербург”. Организация пространства
На впечатление от показа сильно влияет организация выставочного пространства. Например, показ полотен М.А.Врубеля в 2022-23 годах в Москве и Санкт-Петербурге – это были две разные выставки с одинаковым содержанием.
В случае с Карлом Брюлловым, Третьяковская галерея не посрамила памяти великого художника первой половины XIX века. В выставочные залы заходишь, как в храм живописи гениального мастера. Затемнённое пространство способствует благоговейному, почти молитвенному настрою. Кажется, что один из священников, изображенных на картине “Осада Пскова” сейчас оставит хоругвь, спустится в зал, взмахнёт кадилом и хор станет выводить “Святый Боже, святый крепкий”…

Длинные стенды с полотнами мастера в главном зале расположены параллельно друг другу и образуют прямые широкие аллеи со скамейками между ними.
Пространства достаточно, посетители свободно передвигаются вдоль стендов, никакого столпотворения у картин нет, в отличие от закутков Инженерного корпуса, где на выставке Кустодиева невольно задеваешь людей локтем.
Большие полотна Карла Павловича – “Последний день Помпеи” и “Осаду Пскова” повесили в торцах аллей и подсветили хитрыми лампами. Создаётся впечатления, что источник света находится в самой картине, удивительное сияние идёт от живописи и картина мерцает тлеющими углями пожарища.

Несомненно, Брюллов владел приёмами люмининизма задолго до появления этого направления в искусстве, да и самого термина. Но тактичное освещение полотен подчёркивает эффект свечения красок.

На выставке Брюллова в Москве музей подумал о маленьких любителях искусства. Рядом с некоторыми картинами крупным шрифтом набрали пояснения или простые искусствоведческие задачки. Над ними ребятишки могли бы поразмышлять или найти ответ на картине.
Для детей в залах предусмотрели низкие образовательные стойки, где юные любители искусства наглядно увидят (и потрогают) макеты холста, подрамника, прочитают об этапах создания картины. Здорово!
С точки зрения посетителя, компоновку выставки можно оценить на шесть баллов из пяти.
Выставка Брюллова в Москве. Отзыв. Личные впечатления
Надо признать, что основу выставки К.П.Брюллова составляют полотна из Третьяковской галереи

и Русского музея.

Лишь несколько полотен и рисунков предоставили провинциальные музеи.

На верхнем снимке слева – портрет И.А.Бека 1836 года. Работа приехала из Саратова. Справа – изображение М.А.Бек 1840 года. Портрет привезли из Еревана.
Совсем немного одолжили частные коллекционеры.

Тем, кто хорошо знает коллекции Третьяковской галереи и Русского музея, может показаться, что неизвестных работ К.П.Брюллова на выставке представили меньше ожидаемого.
Но!
Развеска картин на выставке Брюллова в Москве совершенно отличается от музейной экспозиции. Если в ГТГ “Вирсавию” зашвырнули ближе к потолку, то на выставке её повесили на уровне глаз посетителя. Есть даже соблазн потрогать рукой воду в бассейне – не слишком ли она холодная? 🙂

Удачное расположение “Всадницы” – одна в небольшом пространстве, меняет угол зрения и впечатление.
***
Надо отдать должное большому выставочному залу Новой Третьяковки. Все картины выставки поместили в один ряд и не очень плотно друг к другу, на уровне глаз посетителя. Думаю, Карл Павлович изначально предполагал примерно такое расположение своих шедевров.
К висящим в торце залов “Помпеи” и “Пскову” можно двигаться издалека, меняя фокус зрения и расширяя угол восприятия.
Несмотря на множество знакомых полотен, едва ли не две трети экспонатов выставки мы увидели впервые.

Мы понимаем, что к отзыву о каждой новой выставке применяем одни и те же эпитеты: грандиозная, лучшая, восхитительная, блестящая… Так было и с “Передвижниками”, и с Васнецовыми, и с Рерихом, особенно с Врубелем… К выставке К.П.Брюллова в Москве мы добавим ещё один термин – клиентоориентированная, что поднимает её на полступени выше остальных. Браво, кураторы и дизайнеры! Низкий поклон обожаемой Третьяковке!
В следующих главах прокомментируем некоторые полотна выставки.
К.Брюллов. Автопортреты, портрет и бюст на выставке “Рим – Москва – Санкт-Петербург”
Какой портретист не изображал самого себя? Вспомните Рембрандта с его великим множеством автопортретов в разные годы, в разных шляпах и без оных. Признаемся, что Карл Павлович был довольно скуп на автопортреты. Первый из них шестнадцатилетний Карл написал в 1815 году. Немного ранее его портрет создал Орест Кипренский, с ним будущий гениальный художник познакомился в 1814 году.
Самый ранний автопортрет К.П.Брюллова на выставке “Рим – Москва – Санкт-Петербург” датируется началом 1830-х годов и хранится в частной коллекции.

Автопортрет из Русского музея отмечен более точной датой – около 1833 года.

Брюллову здесь 33 или 34 года, он родился в один год с А.С.Пушкиным, в 1799 году, поэт по возрасту на полгода опередил художника. Карл Павлович и Александр Сергеевич были дружны, художник советовался с поэтом на предмет задуманной исторической картины “Нашествие Гензериха на Рим”. Поэт просил живописца исполнить портрет его супруги Натальи Николаевны. Брюллов отговорился, ему не нравилось лёгкое косоглазие модели. Портрет Н.Н.Пушкиной исполнил брат Карла, Александр Брюллов.
***
В 1833 году К.П.Брюллов завершил грандиозное полотно “Последний день Помпеи”. Знаете, где здесь искать автопортрет художника? В левой части картины, чуть ниже архитектурного пейзажа, его голова накрыта ящиком с красками. Ещё ниже, с чашей на голове видим портрет Юлии Самойловой, сердечного друга Брюллова.

В 1836 году Карл Павлович вернулся в Санкт-Петербург, где ему присвоили звание младшего (второй степени) профессора Академии художеств. Сразу два выдающихся мастера исполнили портреты художника. Иван Витали создал бюст К.П.Брюллова.

Василий Тропинин в том же 1836 году написал его портрет. Это полотно также можно увидеть на выставке.

Самый знаменитый поздний автопортрет К.П.Брюллова написан в 1848 году, за четыре года до смерти. Его выставляют на постоянной экспозиции в Третьяковской галерее.

Портрет написан в Санкт-Петербурге, а вскоре после его создания Брюллов навсегда покинул Россию.
“Позже, – перед отъездом в Италию – Брюллов скажет: “Моя жизнь как свеча, которую жгли с двух концов. Я должен был жить сорок, а прожил уже пятьдесят, следовательно, украл у вечности десять лет. Я не имею права жаловаться на судьбу”.
Цитата из книги А.Бобрикова “Очерки визуальности. Другая история русского искусства”.
7 картин К.П.Брюллова на выставке
Уже два века творчество блестящего живописца восхищает и завораживает. На выставке Карла Брюллова представили 170 его живописных и графических работ. Удерживаемся от соблазна показать половину из отснятых кадров и ограничиваемся семью работами мастера.
Начнём с рисунка, портрета Любови Корнеевны Маковской – певицы, матери знаменитых художников Константина Егоровича и Владимира Егоровича Маковских, менее знаменитых Николая и Александры, бабушки известного искусствоведа и критика Сергея Маковского.

Карл Павлович Брюллов дружил с главой семейства, Егором Ивановичем Маковским.
Представляем портрет Анатолия Демидова – заказчика, “спонсора” картины “Последний день Помпеи”. Композиция очень напоминает “Всадницу”. Или нет?

Брюллов писал портрет в последний год жизни. Позже над ним ещё потрудился Керубино Корньенти.
15-летний Анатолий Николаевич Демидов узнал о замысле Брюллова создать “Последний день Помпеи”, поддерживал и финансировал художника. Грандиозное полотно после завершения принадлежало ему. Впоследствии Демидов подарил творение Брюллова императору Николаю I, а тот передал его в Эрмитаж.
Портрет Авроры Демидовой
В 1836 году брат Анатолия Демидова Павел сочетался браком с Авророй Шернваль. Брюллову заказали её портрет.

Приведём выдержку из книги Анны Матвеевой “Картинные девушки”:
“Обычно Брюллов расправлялся с портретами быстро, иногда хватало всего одного сеанса. Но над портретом Авроры он трудился больше года и, говорят, так и остался недоволен результатом. Красавица Аврора приносила несчастье всем, кто в неё влюблялся: два жениха её погибли до свадьбы, первый муж скончался через четыре года после венчания, второй – Андрей Карамзин – погиб на войне. Скорее всего Брюллов чувствовал, что не может разгадать эту женщину, и потому не любил сделанный портрет: тайна так и не была раскрыта, маска приросла к лицу”.
Спящая Юнона и Парка с младенцем Геркулесом (Происхождение Млечного пути)
“Спящая Юнона и Парка с младенцем Геркулесом” – эскиз неоконченной картины. У неё есть второе название – “Происхождение Млечного пути”.

Античный миф о происхождении Млечного пути рассказывает историю, о спящей жене Юпитера. Юноне подложили младенца Геркулеса, незаконного сына Юпитера от простолюдинки, чтобы мальчик напился живительного молока богини. Геркулес случайно укусил Юнону. Она проснулась, оттолкнула незваного ребёнка, из груди Юноны брызнуло молоко и капли превратились в звёзды Млечного пути.
Этот сюжет Карл Брюллов намеревался включить в программу росписей Пулковской обсерватории. Тем более, что здание построил его брат Александр. Оба они всерьёз увлеклись астрономией.
Небольшой эскиз привлёк внимание великолепно написанным обнажённым женским телом. Оно будто светится изнутри!
Голова Христа в терновом венце
Пятым полотном из обещанного перечня семи работ К.Брюллова представляем картон “Голова Христа в терновом венце” 1849 года. Есть предположение, что это эскиз для плафона храма Христа Спасителя в Москве, хотя по этом поводу есть сомнения.

Интересно, что голова Христа написана в натуральную величину. Исследователи творчества Брюллова полагают, что моделью художника для образа Спасителя стал его ученик М.Железнов. За образец К.П.Брюллов взял композицию Гвидо Рени «Спаситель в терновом венце». Художник увидел сюжет в картинной галерее Дрездена во время пенсионерской поездки в 1822 году.
***
Следующая картина – ранняя работа, небольшой жанровый сюжет “Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя” 1827 года из коллекции Русского музея привлекла внимание живостью сцены, грацией девушки, безмятежностью жизни, юностью героев, шелковыми драпировками, спелостью винограда. Обратите внимание, на руке девушке висит корзина с собранным виноградом и нисколько не оттягивает её грациозно поднятую руку!

Седьмым номером выбираем портрет Великой княжны Александры Николаевны с собачкой.

Известно, что Карл Павлович Брюллов мог себе позволить игнорировать распоряжения императора и отказался быть придворным художником. Но дам из семьи Романовых писал неоднократно, известны его портреты сестры царя, Великой княгини Елены Павловны. Дочь императора, Александра Николаевна, Адини, как её звали в семье, была любимицей родителей, особенно отца. Её сосватали за принца Фридриха Вильгельма Гессен-Кассельского. В счастливом браке она прожила меньше года и скончалась от чахотки, усугубившейся беременностью в возрасте 19 лет. На портрете ей не больше 15 лет.
О других работах Карла Павловича Брюллова мы, возможно, расскажем в отдельных публикациях и непременно – в нашем телеграмм-КАНАЛе 1147.
Предлагаем вашему вниманию ролик, смонтированный из фото-материалов выставки. Он загружен в живой журнал и открывается немного медленнее, чем на youTube.
***
К.Брюллов выставка в Москве. Посетителю на заметку
Прошло время, когда директора музеев гордились очередями у входа. Ныне предмет гордости любого храма искусства – отсутствие толп перед входными дверьми. Это говорит о хорошей организации неискусствоведческой стороны работы музея по приёму посетителей. В истории выставок в Новой Третьяковке были неприятные моменты, когда больше часа приходилось мёрзнуть на улице. Зато принимали всех желающих!
Теперь число билетов строго ограничено. И если перед входом никого нет, то это отнюдь не означает, что вам продадут билет в кассе. На выставке “Передвижники” в ГТГ на Кадашёвской набережной по выходным дням билетов в кассе не было. Проходили только посетители с онлайн билетом.
Мы посетили выставку Брюллова в первый день её работы. Очереди не было, в кассах билеты продавали, залы не пустовали, но без столпотворений, как на выставке Б.М.Кустодиева.
Главный совет – планируйте посещение заранее и непременно покупайте билет онлайн, бронируя удобное время. В будние дни вы можете приобрести билет в день посещения, о визите в выходной день стоит позаботиться заранее.
Полный билет на выставку стоит 900 рублей, льготные билет – 450 и 540 рублей в зависимости от льготы.
Экскурсию по выставке К.П.Брюллова предлагают частные гиды. Тур с гидом называется “Великий Карл Брюллов выставка в Новой Третьяковке”.
Экскурсия “Великий Карл Брюллов: выставка в Новой Третьяковке”.