В настоящей публикации мы не будем пересказывать историю усадьбы Большое Болдино, принадлежавшей роду Пушкиных, или подробно останавливаться на причинах, побудивших поэта приехать в родовую вотчину, или шаг за шагом прослеживать его пребывание на Нижегородской земле. Наша цель – показать читателям экспонаты дома-музея А.С.Пушкина в Болдино и сопроводить фотографии пояснительным текстом, цитатами из писем и стихов поэта. Материал для статьи мы собрали в музее-заповеднике А.С.Пушкина – прослушали замечательную экскурсию, рассмотрели артефакты, перечитали некоторые стихи и письма поэта.
А.С.Пушкин в семейной вотчине, селе Большое Болдино
В небольшой прихожей дома вспоминаем об истории усадьбы и её владельцах, в первую очередь, о деде поэта, Льве Александровиче Пушкине.
“Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь Петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью Третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой — в крепость, в карантин”.
Так писал поэт о деде. В семье бытовала легенда о том, что Лев Александрович оставался верен Петру III и не желал присягать Екатерине. Историки эту легенду не подтверждают.
Л.А.Пушкин построил в Большом Болдине барский дом и Успенскую церковь.
А.С.Пушкин три раза останавливался в усадьбе Болдино – в 1830-м, 1833-м и 1834-м годах и в общей сложности провёл здесь около пяти месяцев.
Творческий подъём и число созданных здесь произведений позволили исследователям назвать краткий период жизни поэта в Болдине «болдинской осенью».
Зальце. Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина
Экспозиция комнат подтверждена документально: сохранилась опись имения 1849 года с перечнем находящейся мебели. Часть экспозиции перевезли из другого болдинского имения Пушкиных — села Кистенёво.
Самое большое помещение дома – зальце.
В ней находится мебельный гарнитур – шесть кресел, стол, банкетки. Диван на экспозиции подлинный, на этом диване сиживал А.С.Пушкин.
На бюро увидим родословную Пушкиных, герб рода.
Рядом лежит книга: это гербовник, в котором есть описание герба рода Пушкиных.
Портрет Василия Львовича Пушкина, дяди Александра Сергеевича.
Над секретером – портрет Сергея Львовича, батюшки поэта.
Пушкины владели селом Большое Болдино с XVI века. Сначала – на срок «царевой службы» а с начала XVII века – село отошло Пушкиным в потомственное владение. С начала XIX века оно перешло во владение двух братьев – Василия и Сергея Львовичей. Братья бывали в Болдино наездами, дом пустовал. Во время своего вынужденного пребывания в родовом имении, Александр Сергеевич жил здесь один.
На стене висят портреты прадеда и прабабки поэта – Алексея Фёдоровича Пушкина и Сары Юрьевной Пушкиной (ур.Ржевской). Первый слева портрет изображает Ивана Абрамовича Ганнибала, старшего из 11 детей «арапа Петра Великого» А. П. Ганнибала и Христины-Регины (Христины Матвеевны) фон Шеберг. Александр Сергеевич доводился ему внучатым племянником.
В первый раз А.С.Пушкина привели в Болдино дела. Нужно было выправить необходимые бумаги на вступление во владение частью имения, выделенного ему отцом. Крестьян села Большое Болдино пришлось заложить в Опекунский совет. За каждую душу выручили 200 рублей. Из полученных денег 11 000 рублей поэт передал будущей тёще – Наталье Ивановне Гончаровой и свадьба, наконец, стала делом решённым, но отложенным на время траура в семье Пушкиных – в конце августа по старому стилю скончался Василий Львович Пушкин, поэт, первый литературный наставник и дядюшка великого поэта.
Первая болдинская осень вместо двух недель, на которые рассчитывал поэт, растянулась на три месяца, холерный карантин продержал Александра Сергеевича в Большом Болдино до конца ноября. Здесь он плодотворно творил с необыкновенным вдохновением.
Рисунки А.С.Пушкина
На столе мы найдём несколько рисунков поэта. Наталью Гончарову он изобразил со спины, воспринимая её ещё не как жену, а как невесту. Этот рисунок появился в альбоме Е.Н.Ушаковой в 1829-м году. Под рисунком уже рукой одной из барышень Ушаковых подписано: «О горе мне! Карс, Карс! Прощай, бел свет! Умру!»
Пушкин единожды так назвал свою невесту в письме С. Д. Киселеву от 15 ноября 1829 года:
«Скоро ли, боже мой, приеду из Петербурга в Hotel d’Angleterre мимо Карса? По крайней мере мочи нет — хочется»
Тем не менее, в свете, с лёгкой руки Кисилёвых подхватили это сравнение с неприступной турецкой крепостью Карс.
Рядом увидим профиль Натальи Николаевны в чепце. Здесь он представлял её и как свою супругу, поэтому изобразил по-домашнему, в простом уборе.
Портрет тёщи в чепце и того же альбома. Под рисунком подпись “Матушка Карса”. Если Наталию Николаевну поэт назвал крепостью Карс, которую пришлось брать долгой осадой, то будущую тёщу – матушкой Карса.
“Милый! я в Москве с 5 декабря. Нашел тещу озлобленную на меня и насилу с нею сладил, но слава богу — сладил. Насилу прорвался я и сквозь карантины — два раза выезжал из Болдина и возвращался. Но слава богу, сладил и тут”.
– писал поэт из Москвы в Санкт-Петербург своему издателю, П.А.Плетнёву 9 декабря 1830 г.
Здесь же увидим один из самых знаменитых автопортретов.
Находясь в Болдино, А.С.Пушкин писал письма, многие из них были адресованы Наталье Николаевне. Всего во время первого пребывания в Болдино, он отправил невесте семь писем и лишь одно решил написать на русском языке, остальные, по дворянскому обычаю того времени, написаны на французском.
«Милостивая государыня Наталья Николаевна, я по-французски браниться не умею, так позвольте мне говорить вам по-русски, а вы, ангел мой, отвечайте мне хоть по-чухонски, да только отвечайте…»
– обращался поэт к невесте 29 октября 1830-го года.
Кабинет. Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина
Поскольку в доме долгое время никто не жил, то кабинет на момент приезда А.С.Пушкина не был оборудован как рабочая комната.
Здесь нет даже рабочего стола. Вместо него – карточный столик, покрытый зелёным сукном.
В этой комнате, имеющий вид кабинета, стоит подлинная мебель эпохи, собранная из разных домов.
Трудное материальное положение поэта имело положительную сторону для его творчества. Это побуждало Александра Сергеевича больше писать, ведь гонорарами от литературных произведений он рассчитывал несколько поправить расстроившиеся дела.
“Пришли мне денег сколько можно более. Здесь ломбард закрыт, и я на мели”.
– из того же письма П.А.Плетнёву от 9 декабря 1830-го года.
Порой с многочисленными долгами поэт расплачивался своими стихами. Поэтому так уж вышло, что чем больше было долгов, тем больше ему приходилось писать.
В Болдино Пушкин написал 8-ую и 9-ую главы романа “Евгений Онегин”, над которым работал семь лет. На экспозиции – прижизненное издание.
Здесь же он писал и 10-ую главу романа в стихах, здесь он и сжёг её. Но некоторые фрагменты сохранились. Причиной уничтожения последней части романа стала резкая политическая направленность произведения, в том числе нелицеприятная характеристика императора Александра I:
“Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда”.
– за эти строки поэт мог сурово поплатиться.
Вид из окна комнаты изменился едва – мы можем видеть такой же пейзаж, как и почти 200 лет тому назад. Наблюдая сцены из крестьянской жизни, поэт пересказывал их в стихотворной форме:
“Румяный критик мой, насмешник толстопузый…
Без шапки он; несет под мышкой гроб ребенка
И кличет издали ленивого попенка,
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил”.
Воссозданная обстановка кабинета
Интересно, что часть экспозиции музея помог оборудовать сам Александр Сергеевич Пушкин. Уголок кабинета воссоздан по рисунку самого поэта, который сохранился и представлен на экспозиции. Здесь и гипсовый бюст, и полка с книгами, и рукописи, и ящик для бумаг.
Также на столе видим четвертинки и даже осьмушки бумаги.
Александр Сергеевич отнюдь не собирался долго задерживаться в Болдино и взял с собой небольшой запас писчей бумаги. Ему пришлось её экономить и делить на части.
На экспозиции представлены рабочие черновики поэта.
Диван не случайно стоит у стены.
В соседней комнате за стеной расположена печка и в этом месте было тепло спать. По всей видимости, кабинет служил и спальней. Также известно, что А.С.Пушкин любил писать стихи полулёжа. Поэтому в рабочем кабинете поэта всегда стоял удобный диван – и в Михайловском, и на Мойке 12.
Экспозиция следующей комнаты (3). Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина
На левой стене комнаты помещён календарь творчества А.С.Пушкина в Болдино, перечислены все произведения, которые он здесь написал.
Возвратясь в Москву, в том же письме П.А.Плетнёву от 9 декабря 1830-го года поэт продолжал:
«Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того, написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не всё (весьма секретное). Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает»…
У окна расположена современная композиция – своеобразный талисман пушкинской болдинской осени. Это огромные песочные часы – символ быстротечного времени. В верхней их части находятся сухие листья, как дань времени года; в нижней – листы горелой бумаги, олицетворяющие сожжённую 10-ю главу романа «Евгений Онегин».
А.С.Пушкин – график
На столе представлена небольшая экспозиция, посвящённая графике А.С.Пушкина.
Здесь видим героев пушкинских стихов и прозы – иллюстрации к «Гробовщику» – сцена чаепития и похоронная процессия.
На стене, противоположной той, где висит творческий календарь увидим современное панно – коллаж из увеличенных копий рисунков поэта.
Здесь найдём и автопортрет,
и изображение пушкинского лица в виде собаки,
и рисунок рабочего кабинета,
и портрет Натальи Николаевны.
Здесь же представлена репродукция известного портрета поэта кисти В.А.Тропинина
Экспозиция следующей комнаты (4). Второй приезд в Большое Болдино
Второй приезд А.С.Пушкина в Болдино – 1833-ий год.
В это время поэт работал над историей пугачёвского бунта, поэт был занят исследованиями по делу Пугачёва. Он предпринял рабочее путешествия, был в Симбирске, Казани, Оренбурге.
В 1833-м году Пушкин приехал в Болдино, как в свой рабочий кабинет.
«Я путешествую, кажется, с пользою, но еще не на месте и ничего не написал. И сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться»,
– писал поэт жене в сентябре 1833-го года.
На экспозиции представлена книга – “Карманный почтовый дорожникъ” – указатель губернских и уездных почтовых дорог в Российской Империи с полезными для путешественника сведениями.
Интересно, что А.С.Пушкин за всю жизнь проехал более 34 000 вёрст. Ему приходилось путешествовать по собственному желанию, а чаще – без него.
На комоде увидим складной маленький дорожный секретер, удобный для работы в дороге.
Здесь же находится камерный портрет А.С.Пушкина, акварель работы Петра Федоровича Соколова. Портрет написан в 1830-м или 1836-го годах.
Один из первый русских фотографов С.Л.Левицкий (1819–1898) писал:
«Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо, тем более что лицо у Пушкина было такое характерное, что оно невольно запечатлевалось в памяти каждого, кто его встречал… Когда же мне впервые показали акварель Соколова, я сразу сказал: „это единственный настоящий Пушкин“»
Портрет Н.Н.Пушкиной кисти Александра Брюллова.
По письмам жене, которые поэт писал отовсюду, можно судить, чем он занимался. В каждом письме супруге поэт писал небольшие отчёты о том, что он делал.
“Ты спрашиваешь, как я живу и похорошел ли я? …Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей… Что-то расписался, и уже написал пропасть. В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До 9 часов – читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо»…
В 1833-м году Пушкин пробыл в Болдино 40 дней и тоже довольно много написал. Работал над «Историей Пугачёва». На столе найдём рукопись поэмы «Медный всадник», также написанной в Болдино.
Все факсимильные копии, которые хранятся в музее, сделаны на старой бумаге, написаны чернилами, изготовленными по старинным рецептам.
Экспозиция следующей комнаты (5). Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина
Здесь находятся артефакты, связанные с третьим приездом А.С.Пушкина в Болдино. Поэт приехал в имение с прозаической темой – над домом и землями нависла угроза продажи, сумма долга составляла 90 тысяч рублей. Нужны были срочные меры, чтобы спасти родовую вотчину.
В последний приезд Пушкин в доме не жил из-за ремонта в нём. Он устроился в вотчинной конторе.
На экспозиции увидим последний портрет А.С.Пушкина, написан в 1836 году, Иваном Лонгиновичем Линёвым. Об этом портрете: о заказчике, месте его исполнения и о самом художнике почти ничего не известно. Но на портрете мы видим усталого человека, с опущенными плечами.
По свидетельству современников Александр Сергеевич заметно постарел. П.В.Нащокин писал:
“К концу жизни у него уже начала показываться лысина и волосы его переставали виться”. Другой близкий знакомый А.С.Пушкина, Н.М.Смирнов отмечал: “Я уверен, что беспокойство о будущей судьбе семейства, долги и вечные заботы о существовании были главною причиною той раздражительности, которую он показал в происшествиях, бывших причиною его смерти».
«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить… И глядь — как раз —умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег».
Здесь же представлены рисунки, где мы видим Сергея Львовича, Льва Сергеевича, Наталью Осиповну, Ольгу Сергеевну и её мужа Павлищева, Наталию Николаевну
Экспозиция следующей комнаты (6). Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина.
Новая часть дома
После смерти поэта его родственники расширили дом, следующая экспозиция представлена в комнатах, которых не было при жизни Пушкина, их добавили позже. Дом также надстроили мезонином. Имением в Большом Болдине долгое время владели наследники Льва Сергеевича Пушкина, брата поэта.
В небольшом помещении находится копия бюста поэта работы Витали.
Экспозиция следующей комнаты (7). Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина
На стенах увидим портреты трёх детей поэта. Младшая, Наталья, была ещё слишком мала, когда заказывали эти изображения. Автор рисунков – Томас Райт.
Портрет Марии Александовны Пушкиной.
Портреты Александра и Григория Александровичей Пушкиных.
После смерти поэта пушкинское родовое имение было поделено между детьми поэта и его братом, Львом Сергеевичем. Наследникам А.С.Пушкина отошли Львовка и Кистенёво, владельцем Болдино стал Л.С.Пушкин.
Здесь же увидим копию одного из самых известных портретов Н.Н.Пушкиной – работы Владимира Ивановича Гау.
Экспозиция следующей комнаты (8). Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина
На экспозиции представлен портрет брата поэта, Льва Сергеевича Пушкина работы Александра Осиповича Орловского.
Л.С.Пушкин был в Болдино единожды, пожил здесь всего 10 дней.
На стене – портрет жены Льва Сергеевича, Елизаветы Александровны, в девичестве Загряжской. После смерти мужа она безвыездно жила в этом доме с 1853 по 1866 год.
Лев Сергеевич всегда говорил, что его жена красотой может поспорить с невесткой, Натальей Николаевной. Здесь же представлен портрет Сергея Львовича Пушкина работы Карла Гампельна.
У Льва Сергеевича и Елизаветы Александровны Пушкиных было четверо детей, три дочери (Ольга, Анатолий, София (умерла в младенчестве), Мария). Племянник поэта, Анатолий Львович, выйдя в отставку, постоянно проживал в этом доме с 1866-го года до своей смерти в 1905 году. Похоронен у алтаря Успенской церкви.
На фотографии видим Анатолия Львовича (в центре), Александра Александровича Пушкина (справа) и Льва Николаевича Павлищева (слева), племянника поэта от сестры.
В 1911 году сын Анатолия Львовича Пушкина, Лев Анатольевич продал усадьбу Болдино государству за 30 000 рублей.
Экспозиция следующей комнаты (9). Большое Болдино, музей-заповедник А.С.Пушкина
В заключительно части экспозиции увидим репродукцию портрета А.С.Пушкина кисти Ореста Кипренского.
Кипренскому
“Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,—
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид”.
(1827 год).
Текст статьи записан со слов экскурсовода музея-заповедник А.С.Пушкина в селе Большое Болдино.
Экскурсия продолжалась на территории парка и в приусадебных постройках.
Недавно появилась возможность посетить Большое Болдино с экскурсоводом из Нижнего Новгорода.
Продолжение в статье “Большое Болдино. Вокруг музея А.С.Пушкина”.
Таня, спасибо за рассказ. Уж мне-то никогда до Болдино не доехать :(.
Странное печальное ощущение от рассказа. Задумалась о судьбе талантливых людей в России… Некоторое время назад (давно) читала статью каких-то скандинавских исследователей о том, что для полного раскрытия таланта нужно страдание. С одной стороны, так жалко, что А.С. бедствовал и не получил при жизни полноты признания, соответствующей его таланту. Но с другой стороны, может сытая жизнь притупляет талант… Я также думаю об отце и его судьбе …
Вера, я тоже когда думаю о гениях, то часто сердце сжимается от боли. Но мне кажется, что исследователи не совсем правы. Если страдания каждого человека в жизни выливались бы в гениальность, культура сейчас была совсем на другом уровне. Да и пороков, надо признать, у талантов тоже хватало. Но мы не можем за это их осуждать. Главное – что они жили и творили.
Ок, на этот раз меня простили )))
но буду стараться впредь мозги включать,
прежде чем в интернете ленту пачкать )))
Нина, мы в фб никому не скажем. 🙂
Таня, я все по верхам хватаю!
Мой комент, увы, относился не к Болдино.
А к Пушгорам! К Михайловскому.
Про то, что это Болдино я вообще сообразила только когда ты написала – ночевали в Арзамасе!
Позор мне!
Извини, что я так летаю… ухватывая что то на ходу.
Теперь прочитаю все основательно.
Нина, ну что ты, это же фб! Глянула мельком, увидела – Пушкин. Александр Сергеевич у нас всегда ассоциируется с Михайловским. Подумаешь, перепутала. Главное – обратила внимание!
Всегда, разглядывая лицо Пушкина на картинах, пытаюсь представить его живым, мимолетно встреченным.
Сколько ни читаешь о нем и каждый раз все, что его касается, интересно, все завораживает и увлекает: каким он был, как ходил, как смеялся…
Жаль, что Болдино не так близко, как хотелось бы. Пушкинские Горы до сих пор вспоминаю, а прошло уже несколько лет как была там. Там, где Пушкин, все наполнено смыслом и душой.
На портрете Линева Пушкин такой обиженный, взгляд усталый. Что в его душе было – только гадать остается…
Повезло нам с Пушкиным!
Лена, это действительно так. Мы когда планировали новогоднюю поездку, из-за нехватки времени пришлось выбирать между Болдино и Дивеево. Петя меня спросил – куда едем? Я ни секунды не сомневалась, твёрдо сказала, что в Болдино. Для меня места, связанные с ним святее самого святого монастыря. Прости, Господи!
Лена, знаешь, пришла в голову мысль, что Пушкину хочется молиться, как святому. И его портреты – как иконы. Правда, что было бы с русской культурой, если бы не Александр Сергеевич?
“У каждой эпохи свои подрастают леса
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеевичем
Поужинать в “Яр” заскочить хоть на четверть часа…”
Б.Ш.Окуджава
Мне кажется самый точный портрет Пушкина написан Кипренским, хоть сам поэт написал “себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит”. Но ведь Пушкин не видел себя со стороны в минуты вдохновения, а современники отмечали, как он преображался, когда бывал “в ударе” – читал ли стихи друзьям или говорил на волнующую тему – сверкали голубые глаза и белозубая улыбка, лицо словно светилось изнутри, в эти мгновения он был необыкновенно хорош собою. Может быть, Кипренский и уловил этот прекрасный миг?
Наталья, несомненно, Вы правы. Недаром, батюшка Александра Сергеевича, Сергей Львович уже после смерти сына назвал работу Ореста Адамовича Кипренского лучшим портретом поэта. «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским» – так считал Сергей Львович Пушкин.
Таня, спасибо за такой подробный рассказ-экскурсию по Болдино. Словно сама побывала здесь. Увы, до сих пор никак не получается доехать до Болдино.
Вообще, на мой взгляд, пушкинским местам повезло. Если многие другие усадьбы лежат в руинах, то в тех, где бывал Пушкин, и тем более в тех, которые принадлежали Пушкиным, Ганнибалам или Гончаровым, можно почувствовать дух эпохи, увидеть подлинные предметы или очень точные их копии.
Маша, но это же Пушкин! Это наше всё! Если бы ты знала, как интересно было копать пушкинскую тему! Читать его письма, разбираться с родственниками. Стенограмма экскурсии у меня была довольно краткая, да и экскурсовод не особенно блистал красноречием. Жаловаться на него грех – рассказ был интересный, добротный, но… знаешь, без огонька, без горения. Вот во Львовке экскурсовод подарила театр одного актёра. Но мы уже устали к вечеру, я не записывала.
Спасибо тебе за отзыв. Я действительно старалась.