В предыдущих статьях мы рассказали о северной и западной галерее храма и росписях Благовещенского собора. Теперь посмотрим южную галерею собора. Выйдя из главного храма в галерею, следует сразу повернуть налево. В этой части во время реставрации обнаружили часть пола XVI века. То, что находится под стеклом – подлинное, а цветные плитки – реконструкция.
В старину Благовещенский собор примыкал к Казённой палате. На старых гравюрах можно увидеть её, она находилось между Благовещенским и Архангельским соборами. Дверь в стене южной галереи вела в Казённую палату.
Интересно заметить, что при разборке старого царского дворца во времена Екатерины II и строительстве нынешнего Большого Кремлёвского дворца, с Боровицкого холма ушли грунтовые воды. Когда много воды – это очень плохо, но когда воды нет совсем, это пересушивает грунт, и в результате соборы стали разрушаться, Архангельский пришлось укрепить контрфорсами, в Успенском пошли трещины, есть они и в Благовещенском соборе.
Рака-ковчег. Благовещенский собор. Южная галерея
В этот собор при последней реставрации вернули ковчег для мощей XIX века. Он сделан из бронзы и покрыт серебром.
Священные реликвии привозили в Кремль на протяжении веков и хранили их в маленьких ковчегах – реликвариях. На крышке ковчега помещали изображение того святого, чьи мощи находятся внутри. Позже решили сделать большой реликварий, в который вкладываются маленькие ковчежцы. Эти ящички-ковчежцы выдвигаются из реликвария наподобие письменного стола или комода. Всего здесь хранятся мощи 28 святых. Они были привезены в Кремль в разное время, в XVI-XVII веках.
На крышке ковчега есть изображение Фёдора Стратилата в воинских доспехах. Этот святой очень почитался в семье Бориса Годунова, он был небесным покровителем царского сына Фёдора. Мощи святого привезли в Кремль во время его царствования.
Также можно разглядеть ковчег с изображением Пантелеймона Целителя, особо почитаемого на Руси. Хранятся здесь и мощи святой Анастасии – покровительницы первой любимой жены Ивана Грозного и представительницы рода Романовых.
Иконостас. Благовещенский собор. Южная галерея
Иконостас в галерее перенесён из придела Собора Архангела Гавриила. Он четырёхярусный. Здешние храмовые иконы –это Собор Архангела Гавриила и Благовещение, ведь именно Гавриил принёс благую весть деве Марии.
На царских вратах также изображён архангел Гавриил, но здесь показан тот момент, когда архангел только влетел в комнату и Дева Мария в испуге отпрянула от него. А на иконе она уже приняла Благую весть.
В иконостасе выделяется икона Богоматери Смоленская XVI века. Она очень выдержанная, Иисус сидит на руке Богородицы, как на троне.
Иконы. Благовещенский собор. Южная галерея
На экспозиции находятся и отдельные иконы из приделов Благовещенского собора. Рождество Христово, написанное в XV веке отличается изысканной цветовой гаммой. Фон иконы золотой, а красным – царским цветом – выделено лишь ложе девы Марии. Интересна и композиция иконы, на которой одновременно собираются и пастухи, и волхвы. Иосиф же изображён в сомнении.
Распятие со страстями можно назвать иконой – трактатом. Христос изображён распятым вместе с двумя разбойниками. Здесь же мы видим череп первочеловека Адама, похороненного на Голгофе. Христос распят над тем местом, где был захоронен Адам. И здесь же, под черепом – изображение Матери Земли – это отголоски античной традиции. По одной из версий после смерти Христа произошло затмение солнца и землетрясение. Мертвецы восстали из гробов – они показаны здесь в белых саванах.
Также на экспозиции находится несколько уцелевших пядичных икон из тех, что были первоначально в главном иконостасе. Это две иконы Богородицы Умиление, одна – Взыграние и Богородица Одигитрия.
Возвращаемся к восточной стене. Там находится большая икона Иоанна Предтечи.
Это патрональная икона царя Ивана Грозного. Таких икон заказывалось очень много, их рассылали в разные города и помещали не только в храмы, но и в государственные учреждения, в съезжие избы и палаты воевод. В средние века в России не было традиции царского портрета, как в Византии, этот обычай у нас не прижился. Вместо изображения Государя бытовали иконы его патронального святого. Иоанн Предтеча изображён как аскет, и во времена Ивана Грозного аскеза считалась идеалом.
В специальных киотах выставлены два больших креста. Это запрестольные кресты из Благовещенского и Успенского соборов. Эти святыни выносили во время крестных ходов.
Роспись на сводах галереи выполнена в XIX веке. Это академическая живопись, выполненная в классицистической манере. Портал, ведущий из южной галереи в саму церковь – это работа реставраторов XX века. Они его реконструировали по аналогии с порталом церкви Ризоположения.
Прежде в южной галерее храма был придел святого Николая.
Несмотря на многолетние исследования, Благовещенский собор всё ещё хранит много загадок и вопросов. Есть ли в иконостасе работы Андрея Рублёва и Феофана Грека? Когда был построен первый собор на этом месте?Традиционное утверждение, что здесь крестили царских детей, также вызывает сомнение. Таким образом Благовещенский собор – это самый загадочный храм из всех Кремлёвских соборов, он неохотно открывает свои тайны и исследователей ещё ждут неожиданные открытия и сенсационные находки. На этом завершаем рассказ о третьем по значимости храме Московского Кремля. Начало в статьях:
–Северная и западная галереи Благовещенского собора Московского Кремля.
–Росписи Благовещенского собора Московского Кремля.
Печатается на основе материалов лектория Московского Кремля. Лекция “Иконы и фрески Благовещенского собора” из цикла “Страницы истории средневекового Кремля”, лектор Л.В.Соловьёва.