В путешествии по Франции 2017 года мы постарались увидеть максимум интересных мест. После Бельфора было решено заехать в деревушку Арк-э-Сенан. Там сохранилась королевская соляная варница конца XVIII века. Её строили как “идеальный город” времён просвещённого абсолютизма.
Соль как стратегический продукт
Испокон веков соль считалась едва ли не большей драгоценностью, чем золото. Правители стремились овладеть её запасами, чтобы консервировать съестные припасы, кормить войско и, в конечном итоге, властвовать на своей территории. Государственная монополия и налоги на соль существовали с незапамятных времён. Департамент Юра богат подземными залежами каменной соли.
В старину люди не умели добывать соль в шахтах. Но подземные воды размывали пласты соли и выходили на поверхность в виде солёных источников. О них напоминает название городка Салин-ле-Бэн. Рядом с источниками люди строили соляные варницы, вырубая на топливо окрестные леса. Постепенно солевары сожгли вокруг всё, что горит, да и солёные источники почти иссякли.
Арк-э-Сенан
В 1773 году Королевский совет принимает решение о строительстве новой соляной варницы между деревнями Арк и Сенан. “Э” по-французски означает “и”. Отсюда и появилось её двойное название.
Обширный ровный участок находится на берегу реки Лу рядом с королевским лесом Шо. Отсюда водным путём можно попасть в Средиземное море через канал Доль и по Рейну к Антверпену и в Северное море. Кроме того, место для будущей варницы выбрали сравнительно недалеко от Швейцарии, которая в ту пору постоянно требовала соли.
Предполагалось, что солеварня будет производить 6000 тонн соли в год, выпаривая 100000 тонн воды.
Арк-э-Сенан. “Идеальный город” Клода Николя Леду
В 1771 году архитектор Клод Николя Леду был назначен “комиссаром соляных варниц Лотарингии и Франш-Комте”. Леду начал разрабатывать проект королевской соляной варницы без конкретной привязки к местности. Он хотел создать проект идеального промышленного города. В апреле 1774 года Леду представил свой проект королю Людовику XV.
Однако вскоре король умер. В октябре 1774 года архитектор представил новый проект, в виде нескольких концентрических окружностей.
Арк-э-Сенан. “Город Шо”
Идеальный промышленный моногород XVIII века назвали Шо, по близлежащему королевскому лесу. Однако завершить его так и не удалось. Тем не менее, здесь добывали соль на протяжении более ста лет. Лишь в 1895 году соляная варница прекратила своё существование. Французские источники утверждают, что соль получалась слишком дорогой, а производство было убыточным. Вплоть до отмены государственной монополии в 1840 году рабочие солеварни были на положении узников. Они не могли покинуть её без разрешения начальства, а о продолжительности рабочего дня, условиях труда и оплате лучше и не вспоминать.
В 1982 году ансамбль Королевской солеварни включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Неширокая дорожка к Арк-э-Сенан ведёт через густой лес Шо, сохранившийся по сей день. Деревушку Арк-э-Сенан окружают поля. Она застроена непримечательными французскими домиками из серого камня.Вдруг среди них возникает прямо-таки античная колоннада – это единственные ворота, ведущие в “идеальный город”. В этом здании находилась стража, были тюрьма, баня и общая печь. Сейчас здесь устроили кассу и сувенирный магазин. Цены на билеты недёшевы – почти 10 евро с носа. Скидку нам не сделали.
Глухие стены украшены символичными барельефами, изображающими соляной раствор, текущий из труб. Кстати, трубы существовали в реальности. Солепровод длиной 21 километр соединил источники и соляную варницу. Его сделали из стволов елей с высверленной сердцевиной. Ели выше других деревьев и меньше гниют. Раствор поступал самотёком из-за перепада высот в 104 метра между источником и варницей.
Барельефы с соляными скважинами украшают и “грот из дикого камня”, скрывающийся за колоннадой. Так архитектор украсил единственные ворота варницы.
Дом директора стоит прямо напротив ворот. Его специально построили в центре комплекса, чтобы работа и жизнь обитателей постоянно были под его неусыпным надзором. Треугольный фронтон его дома прорезан круглым “недреманным оком”.
Кажется, что дом невелик. Однако внутри находились не только директорские апартаменты, но и… часовня для рабочих и служащих.
Позади директорского дома стоит классический павильон, отмеченный таким же оком на фронтоне. Это всего лишь… конюшня и каретный сарай.
По сторонам от директорского дома стоят длинные корпуса с низкими стенами и очень высокой кровлей.
В них в особых печах выпаривали соль. Производственный процесс длился 48 часов. Стены настолько пропитались солью, что тяжесть крыши грозила их раздавить. В 1936 году стропильную конструкцию заменили бетонными арками.
Директорский дом и солеварни образуют своеобразный “диаметр” комплекса. На концах диаметра стоят два дома для служащих. Один из них носит историческое название “габель”. Так именовались чиновники, ответственные за сбор королевского налога на соль, введённого в Средние века.
Арк-э-Сенан. Полукруг
Полукруглая часть комплекса или циркумференция, образована воротами и четырьмя одинаковыми зданиями по бокам. Два из них служили жильём для солеваров и их семей, в двух других находились кузница и бондарная мастерская. Соль хранили в бочках, а делали их на месте, скрепляя обручами, выкованными в кузнице.
Один из корпусов циркумференции занят музеем Клода Николя Леду.
Здесь можно увидеть невероятные по смелости проекты автора “идеального города”. Фантастическое здание в виде цилиндра должно было служить кордегардией для стражи на солёном источнике Лу.
Ещё более удивительный дом для стражников Леду хотел возвести в Мопертюи.
А это пушечный двор.
Мост через реку Лу. Его опоры выполнены в виде кораблей.
Архитектор прожил ровно 70 лет и умер в 1806 году. С той поры случайно уцелел его жилет, представленный в музее.
Арк-э-Сенан оставил двойственное впечатление. С одной стороны это место действительно интересное для ценителей и знатоков архитектуры. Здесь всё симметричное, классически правильное, должное радовать глаз. С другой стороны глаз почему то не очень радуется. Наверное, соляную варницу можно было безболезненно исключить из маршрута, но… не приедешь, не узнаешь.
Продолжим в аббатстве Клюни.
Жаль, но ни одной фоты не видно. Может что-то не работает???
Извините, Владимир. Это фотофайл умер и убил все картинки. Восстанавливаем понемногу, но процесс не быстрый. Статей много, картинок ещё больше, ну и работать иногда надо.
Владимир, если ещё актуально, то мы починили статью, иллюстрации есть!
Фото чудесные! Уж не знаю, насколько этот город идеален, по фото трудновато судить, но то, что красивый – это точно) И проекты архитектора довольно-таки занимательны)