Картины Анри Руссо. Анри Руссо в художественном мире также известен под кличкой Таможенник. До того, как мастер занялся живописью, он служил на парижской таможне. В искусстве он был самоучкой, а его творчество считается наивным, чистым, примитивным.
О его жизни ходят множество легенд. В последнее время выясняется, что большая их часть действительно мифы. Но они настолько красивы, что от них очень жалко отказываться.
Мифы о его жизни возникли во многом потому, что об этом человеке не только мало знали, но НЕ ХОТЕЛИ знать. И наивность его надуманная. «Руссо – совершенство наивного образа жизни» – писал о нём Пикассо. Многие факты о жизни художника начали раскрываться только недавно, в наше время.
Анри Жюльен Феликс Руссо родился в 1844 году, он был чуть моложе импрессионистов, Клод Моне родился четырьмя годами раньше. Отец Руссо был зажиточным торговцем жестяными изделиями, мать же его была дочерью наполеоновского полковника.
В школе Руссо знаниями не блистал и по окончанию поступил в армию – известный путь не слишком успешных выпускников. В войсках он служил четыре года, и хотя никогда не участвовал ни в каких боевых действиях, всегда говорил о том, что служил в Мексике. Руссо сам мифологизировал своё творчество. Он сам подчёркивал, что избрал этот путь «вопреки своим художественным наклонностям».
По возвращении из войск он женился. От брака родилось 9 детей, но выжил только один ребёнок. В это же время будущий художник поступил на службу в парижскую таможню. В одной из своих картин он даже изобразил одну из застав Парижа, где служил.
По характеру Руссо был интроверт. На службе о нём ходили анекдоты. Например, о том, что он каждый раз приветствовал привидение на подконтрольном ему рынке. Он сам пилал об этом периоде своей жизни: «Мои начальники не очень меня загружали работой и сберегли меня для Франции». То есть на службе у него было достаточно свободного времени и он начал заниматься живописью.
Картина «Я сам» 1890 г. (хранится в Праге), Руссо изобразил себя на мосту.
В 1890 году Руссо подал прошение об отставке и всё своё время посвятил искусству. Он тогда был очень одинок. Его первая жена, Клеманс Руссо, умерла, дочь он отдал на воспитание брату.
Интересно, что Руссо известен, как композитор и драматург. Он написал «Вальс Клеманс» – в память об умершей жене, пробовал себя в драматургии, известны его пьесы «Посещение выставки» и «Месть русской сироты» – их ставили уже в настоящее время в театрах абсурда.
Руссо был классическим представителем примитивизма, но по своему дарованию выходил далеко за его рамки, был гораздо глубже обыкновенного примитивиста.
В его портретах раннего периода лица несколько напряжённые, застывшие. Как будто мастер ещё и сам не уверен в своих способностях. Это «Парный портрет с женой», «Свадьба».
«Групповой портрет артиллеристов»,
«Повозка папаши Жунье».
Одной из многих загадок его творческого пути стал вопрос – учился ли он. Сам художник говорил, что он учился у знаменитых салонных мастеров XIX века. Но скорее всего, это было его собственной выдумкой. C удостоверением копииста мастер тщательно перерисовывал картины в Лувре, работал там очень серьёзно. Позже о нём скажут: «Стиль Руссо был добыт с таким же упорством, как и стиль Ван Эйка».
Когда Руссо подал прошение на участие в салоне, его приняли с первого раза. (Сезанн ни разу не удостоился такой чести). Но больше он там не выставлялся, потому что одну из его картин испортили, порезали. Какую – сейчас уже невозможно сказать.
«Карнавальный вечер» (Филадельфия). 1886 год. Полотно выставлялась на салоне независимых. Это завораживающий пейзаж с изысканной цветовой гаммой.
Анри Руссо своим творчеством сразу привлёк внимание мастеров-новаторов (импрессионистов и постимпрессионистов). Камиль Писсаро удивлял современников тем, что преклонялся перед Руссо. Высоко о Руссо отзывался и Синьяк, Оделон Редон. Гоген, известный своим острым языком, сказал о Руссо, что он совсем не глуп, не глупее многих из нас, а его тёмные тона просто неподражаемы. Хотя Поль Гоген любил разыгрывать Таможенника.
Однажды Гоген передал Руссо приглашение: якобы сам президент республики сегодня вечером ждет великого живописца Руссо во дворце на Елисейских полях. Руссо, как всегда, принял все за чистую монету и, обрадованный, побежал к дворцу. Через пару часов он вернулся.
— Ну, как прошел ужин? — насмешливо, спросил Гоген.
— Не знаю — наивно сказал Руссо, — меня вовсе не хотели пускать. Я не мог пройти. Но я стоял на своём и требовал, чтобы меня пропустили. И сам президент вышел к воротам. Он похлопал меня по плечу и сказал: «Ах, Анри, как жаль, что ты сегодня одет не подобающим образом. Погляди как вырядилась здешняя публика. Не могу же я тебя к ним впустить без фрака. Может быть придёшь в следующий раз?
Гоген молча это проглотил и передумал смеяться.
«Прогулка в лесу» (Цюрих), «Встреча в лесу» (Вашингтон).
Но блистательного художника своего времени из него не получилось. В художественном мире, как и на службе в таможне, он был объектом насмешек. На выставках его картины вызывали взрывы хохота. Организаторы показов старались спрятать полотна Руссо в дальние уголки. Но посетители находили его картины и там, в этих дальних уголках раздавались взрывы гомерического хохота.
“Свобода, приглашающая художников принять участие в XXII Салоне Независимых”.
К своим картинам Руссо писал длинные объяснения, экспликации, иногда в стихах.
«Портрет Пьера Лоти»
Популярность Таможенника стала противоречивой. В то время была так называемая ролевая игра – кто откроет глубину Руссо. Один из его почитателей превозносил Руссо и спорил с его насмешниками, но это он скорей делал для своего собственного имени и так до конца и не понял художника.
«Представители иностранных держав, пришедшие приветствовать Республику в знак мира.» На этой картине в центре изображён Николай II.
«Столетие Свободы 1892» Народ танцует, взявшись за руки.
В 1894 году Руссо создаёт свою самую большую картину «Война» или «Всадница раздора» (Орсе). Полотно совершенно жуткое. В нём читаются многие автобиографические моменты. И он сам, его автопортрет – единственный живой человек среди груды мёртвых тел. Также он изобразил первого мужа своей второй жены – на нём сидит большая птица.
«Художник и модель». Руссо писал очень много небольших картин, ведь их легче продать или подарить, если сам художник определял картину в подарок.
Во многих своих работах он предвосхищает магические полотна художников ХХ века.
«Вид парижских укреплений». Здесь немного чувствуется влияние пуантилизма.
В Эрмитаже хранится полотно «Люксембургский сад» – будто механические фигурки часов проплывают перед зрителем.
«Аллея в парке Сент-Клу».
«Игроки в футбол».
“Вид моста Севр”. В то время были очень популярны старые виды Парижа, в которые вписаны аэропланы, дирижабли. На картинах Руссо тоже появляются эта воздушная техника. Одна из таких картин находится в ГМИИ, это «Вид моста Севр»
«Джунгли в Париже» – так называлась выставка, она проходила в Париже в 2003 году, на ней выставлялись многие полотна Руссо.
«Неприятный сюрприз» – картина вызвала восторг в 1891 году на выставке независимых. О ней очень высоко отозвался Ренуар.
Второй период творчества художника можно назвать “экзотикой Руссо”. Это некий магнетический мир со своими законами. Хотя все до одного экзотические полотна Анри Таможенника создавались в Париже. В столице Франции существовали свои экзотические традиции. Франция в XIX веке была колониальной державой. Французы изучают культуру колоний, организуют выставки искусства этих стран. Руссо абсорбирует новую информацию, дополняет её, посещая оранжерею, зимний сад в Париже.
«Проголодавшийся лев» 1905 г. На салоне 1905 года Руссо выставлялся вместе с фовистами и остался в тени скандала, случившимся с представителями нового поколения в искусстве. К этой картине Руссо написал очень пространное объяснение, заканчивающееся словами «солнце заходит». («Проголодавшийся лев набрасывается на антилопу и пожирает ее; пантера с нетерпением ждет, когда и ей перепадет лакомый кусочек. Стервятники оторвали кусок плоти несчастного животного, проливающего слезы! Солнце заходит».)
Существует интересная фотография чучела льва, атакующего антилопу. Это чучело выставлялось на одной из экзотических выставок и, по всех видимости, вдохновило Руссо на создание этого полотна.
«Ягуар, атакующий лошадь».(Москва, ГМИИ)
Листья и растения на полотне, их сочетания и размеры произвольны, он их уменьшает или увеличивает произвольно. Все эти растения он видел в Ботаническом саду. И он выращивает их вновь на своём полотне, как бы погружаясь в дебри джунглей.
Андре Дерен как-то сказал: «Повесьте картину Руссо между двумя классическими полотнами и вы увидите, что впечатление от работы Руссо очень благоприятное».
Что касается сохранности картин Руссо, то нужно отметить, что красочный слой его работ всегда очень качественный, ему ничего не угрожает. А вот холсты художника весьма низкосортные, дешёвые. У него не хватало денег на покупку хорошего холста. Поэтому многие его картины требуют замены холста, и одну из работ в собрании ГМИИ уже перевели на другой холст.
«Фламинго» (1907) – работа из частного собрания.
Но не все попали под магнетизм творчества Руссо. Были и очень негативные отзывы о его экзотической серии.
Многие картины Руссо находятся в частных собраниях, в том числе и в России, даже в Москве. На выставке в музее Личных коллекций к 100-летию ГМИИ показывали несколько таких полотен Руссо из частных коллекций, в том числе московских.
Третий период творчества – начинается паломничество в его мастрескую. Есть фотография в его мастерской со многими именитыми мастерами того времени, в том числе с Пикассо и Вламинком.
«Таможенник был что-то вроде глухонемого в живописи, он не понимал своих средств и своей силы».
Были и розыгрыши. Руссо наивно верил им и покупался на дурацкие шутки друзей. Но он и сам разыгрывал своих друзей, рассказывая им о своих походах в Мексику, в которой никогда не был.
Но Руссо оказался не так прост. Он сохранял свою тайну, тайну своей жизни под покровом наивности. И даже сейчас идёт переосмысление его наследия, ведь исследователи до сих пор не знают, что из эпизодов его жизни правда, а что – розыгрыш или прямой вымысел.
«Спящая цыганка». Эту картину Руссо предлагал купить своему родному городу Левалю. И лев и река вероятно существовали во сне этой цыганки. Но откуда же пришло это чудо? Может быть, с этой луны, что что заняла место главного светила?
Творчество Руссо сравнивают с искусством рококо. Это сравнение особенно правомерно для картины «Счастливый квартет» 1902 года, сейчас находится в частном собрании в Москве, её купили на аукционе в Нью-Йорке.
«Прямодушие, страсть, гений» – характеристика на Руссо одного из критиков. Он был признан, у него были крупные продажи уже при жизни.
Кроме художественной деятельности Руссо занимался просветительской работой. В своём доме Русо создал академию искусств. На двери его дома висело объявление, о том, что он даёт уроки сольфеджио, декламации, рисунка и пр. Многие приглашались на его домашние концерты, где право выступить имели все приглашённые.
В 1907 г. Анри Руссо предстаёт перед судом. История совершенно невинная и и несерьёзная, тем не менее повлекшая судебное разбирательство. И доказательством его невинности были его наивные реплики и его картины. Кратко изложим суть произошедшего.
Ученик Руссо Соваж не преминул воспользоваться простодушием учителя. Однажды он заявил мастеру, что разорён, что его обманули злые люди – банкиры и попросил Руссо помочь отомстить за себя. Руссо, не подозревая подвоха, согласился.
Он завёл чековую книжку, а Соваж хитро манипулируя банковскими бумагами, перевёл на неё деньги. Руссо обналичил сумму и передал ученику. А вскоре его уличили в мошенничестве и арестовали.
На суде Руссо вел себя как ребенок. Он рассказывал судье, что его искусство – богатство всей Франции и как доказательство цитировал маститых художников, которые высоко оценили его творчество. Адвокат показал суду кипу газетных вырезок, где говорилось о доброте и детской наивности, о его открытости в искусстве. Последним аргументом были картины Руссо. Весь зал взорвался смехом, а Руссо сиял от счастья. Присяжные в суде растрогались до слёз.
Когда выступал адвокат Анри Руссо, обвиняемый нетерпеливо елозил по скамье и, как только выдалась пауза, тихо спросил:
— Скажи, теперь, когда ты закончил, могу ли я уйти?
Но закон есть закон и судья осудил его на два года тюрьмы. Однако в припадке благодушия сразу напомнил художнику, что он может воспользоваться законом об отсрочке наказания.
— Спасибо Вам от всей души, господин председатель! Благодарю, благодарю! Я непременно напишу портрет вашей жены!
Судья лишь болезненно улыбнулся.
Анри Руссо делает некоторые шаги к символизму, зародившемуся в искусстве того времени. В картине «Настоящее и прошлое» мастер изображает на облаке над автопортретом и портретом своей второй жены лица первой жены и первого супруга второй жены.
Большим почитателем Руссо был Пабло Пикассо. Они ещё не были знакомы лично, когда Пикассо приобрёл его картину «Женский портрет». С этой картиной Пикассо никогда не расставался, есть фотография Испанца, где на заднем плане видна картина Руссо. До сих пор «Женский портрет» хранится в музее Пикассо в Барселоне.
Гийом Аполинер сочинил в честь художника поэму. Руссо решил его отблагодарить и написал картину «Поэт и его муза».
История позирования сильно анекдотизирована и версия о том, что Руссо обмерял Аполинера линейкой портного вряд ли соответствует правде. Муза же поэта, известная художница на самом деле была очень стройной, с осиной талией и в своё время была образцом идеальной фигуры. Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». Аполинер обиделся и не принял подарок. Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, потому что он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои.
Тем не менее вскоре, в 1909 году Руссо решил продать эту картину. Тут случился Сергей Иванович Щукин и купил «Поэта и его музу» для своей коллекции. Руссо же и Гийом очень скоро помирились и поэт решил принять дар, который уже уехал в Россию. Руссо пришлось повторить своё полотно. Повторение хранится в Нью-Йорке. Однако оно уже не отличается таким чувством, все фигуры и пейзаж схематичны, оно менее одухотворено. Хотя цветы на второй картине вполне «правильные» – это гвоздики.
В 1910 году Руссо создал «Сон» или «Сон Ядвиги» (Нью-Йорк)
Очень крупное полотно, Которое характеризуют как энциклопедию живописи мастера. Диван, изображённый на картине вызвал негативные отзывы и художник даже написал письмо критику, объясняя, что эта женщина спала на диване и вместе с ним перенеслась в этот лес.
Умер Руссо 2 сентября 1910 года от гангрены. Его даже похоронили в общей могиле, потому что о его смерти мало кто узнал и за гробом шли всего несколько человек. И только два года спустя, в 1912 году авангардисты собрались и установили надгробный памятник и высекли на камне стих Гийома Аполинера. Стих написан почерком самого поэта, его руку скопировали и перенесли на надгробие.
Милый Руссо, ты нас слышишь?
Мы приветствуем тебя,
Делоне, его жена, господин Кеваль и я.
Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам.
Мы доставим тебе кисти, краски, холсты,
Чтобы свой священный досуг, озаряемых светом истины,
Ты посвятил живописи,
И чтобы, как когда-то меня,
Ты написал звёздный лик.
Наследие Руссо не такое уж велико – известно около 100 его работ.
Сразу после смерти критики стали искать эквивалент творчества Руссо. Обращали внимание на наивных художников из деревни, из глубинки. Эталоном их творчества стали картины Руссо. Таких примитивистов стали называть «художниками выходного дня». И некоторые самоучки действительно были найдены – один из них был дорожным рабочим, Андре Бошан – садовником. Его работу «Сирены околдовывают птиц» заметили и пригласили работать с Дягилевым, он оформлял один из его балетов. Но ни одного из них нельзя поставить рядом с Руссо.
В России тоже нашёлся такой мастер, был открыт Нико Пиросмани. В начале ХХ века во всех странах искали и находили своих национальных примитивистов.
О других представителях школы примитивизма писала Мария Александровна Бессонова – исследователь творчества Руссо и других примитивистов. О коллекции картин Анри Руссо в Государственном Музее Изобразительных искусств им. Пушкина рекомендуем прочитать в статье “Анри Руссо в ГМИИ.
Запись лекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина из цикла “Основные направления искусства ХХ века”. Важные тезисы записывались вручную, публикую отрывочные сведения о жизни и творчестве мастера.
Снимки взяты из разных источников, находящихся в свободном доступе в интернете.