Прослушала лекцию в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина из цикла “Основные направлиения искусства ХХ века” об Анри Руссо. Удивительный мастер! Его работы несомненно относят к стилю примитивизма, но что это был за примитивист!
О его жизни известно невероятное количество легенд. В последнее время выясняется, что большая их часть действительно мифы. Но эти выдумки о жизни и выходках Ани Таможенника настолько красивы, что от них очень жалко отказываться. Об этом написано очень много, и серьёзные любители его творчества наверняка найдут много полезных сведений о нём. Я порекомендую Вам статью “Анри Руссо…. Пунктиром” и покажу несколько самых его красивых работ. (По моему мнению)
Картина «Я сам» 1890 г. (хранится в Праге), Руссо изобразил себя на мосту.
Руссо проявил себя в музыке и театре. В память о рано ушедшей жене он написал «Вальс Клеманс». Его пьесы “Месть русской сироты” и «Посещение выставки» ставят в театрах театрах абсурда.
Руссо был классиком примитивизма, но был гораздо глубже, его творчество никак не укладывается в рамки просто примитивизма. Замечательны работы его раннего периода, где лица застыли, позы несколько напряжены. Как будто мастер ещё и сам не уверен в своих силах, сомневается в даре, данном ему судьбой. «Свадьба».
«Групповой портрет артиллеристов»,
«Повозка папаши Жунье».
Многие исследователи его творчества сомневаются в том, что он серьёзно учился живописи, хотя сам Руссо утверждал, что брал уроки у знаменитых академистов того времени. Но известно, что художник много времени проводил в Лувре, копирую работы старых мастеров. Но его работы с первого раза приняли на салон, чего не удостоился даже сам Сезан. «Карнавальный вечер» (Филадельфия). 1886 год. Цветовая гамма картины изыскана, картина очаровательна и завораживает зрителя.
«Встреча в лесу» (Вашингтон).
Сейчас творчество Руссо никого не оставит равнодушным и вряд ли нам придёт в голову смеятся над его картинами. Но в своё время над мастером откровенно помешались, разыгрывали, издевались. На выставках его картины вызывали взрывы хохота. Организаторы показов старались спрятать полотна Руссо подальше. Но посетители находили его картины и там, в этих укромных уголках слышались взрывы хохота.
В 1894 году Руссо создаёт свою самое большое полотно «Война» или «Всадница раздора» (Орсе). Сюжет картины жуток и полон трагизма. В нём есть эпизоды из его жизни. Себя он изобразил единственным живым человеком среди погибших. Также он написал первого мужа своей второй жены – на нём сидит большая птица.
Во многих своих работах он предвосхищает магические полотна художников ХХ века.
«Вид парижских укреплений». Здесь немного чувствуется влияние пуантилизма.
В Эрмитаже хранится полотно «Люксембургский сад» – будто механические фигурки часов проплывают перед зрителем.
«Аллея в парке Сент-Клу».
Выставка, которую организовали в Париже в 2003 году в его память называлась «Джунгли в Париже».
«Неприятный сюрприз» – картина очень высоко оценил Ренуар, она вызвала бурный восторг в 1891 году на выставке независимых.
“Экзотика Руссо” – там можно назвать следующий этап его творчества. Мастер показывает неких магнетический мир джунглей со своими законами. Он никогда не покидал Париж и все его виды джунглей создавались в Ботаническом саду Парижа.
«Проголодавшийся лев» 1905 г. На салоне 1905 года Руссо выставлялся вместе с фовистами и остался в тени скандала, случившимся с представителями нового поколения в искусстве. К этой карите Руссо написал пространное объяснение: «Проголодавшийся лев набрасывается на антилопу и пожирает ее; пантера с нетерпением ждет, когда и ей перепадет лакомый кусочек. Стервятники оторвали кусок плоти несчастного животного, проливающего слезы! Солнце заходит».
Чучело животных – льва и антилопы выставлялось на одной из экзотических выставок в Париже и, скорее всего, вдохновило Руссо на создание полотна.
Ещё одна работа из экзотической серии – «Ягуар, атакующий лошадь».(Москва, ГМИИ)
«Фламинго» (1907) – работа из частного собрания. Мне кажется, что это самая красивая работа мастера. Цвета настолько звучные и чистые, что хочется смотреть на неё часами, жаль что эта возможность есть только у владельца полотна.
«Спящая цыганка». И река, и лев существуют во сне отдыхающей женщины. Но кажется, что это чудо, это видение пришло с Луны, которая заняла место дневного светила.
В 1910 году Руссо создал картину «Сон Ядвиги» или «Сон» (Нью-Йорк).
Это очень большое полотно, она как бы квинтэссенция того, что создал мастер за все годы творчество Руссо. Больше всего критика обрушилась на диван, который находится в джунглях. С присущей ему прямотой Анри Таможенник написал письмо критику и объяснил, что спящая женщина перенеслась в экзотический лес во сне.
2 сентября 1910 года Анри Руссо умер от гангрены. Похоронили его в общей могиле, потому что о смерти мастера знали только его самые близкие люди, они и сопровождали процессию к кладбищу. Надгробный памятник мастеру появился лишь два года спустя, его установили авангардисты, почитатели творчества наивного и очень сильного мастера. На надгробной плите выбит стих Гийома Аполинера.
Наследие Анри Руссо довольно скудное, известно всего около 100 его картин.
О коллекции картин Руссо в Государственном Музее Изобразительных искусств им. Пушкина рекомендуем прочитать в статье “Анри Руссо в ГМИИ.
Снимки взяты из разных источников, находящихся в свободном доступе в интернете.