Академия Художеств в Москве или когда Потёмкину в потёмках…
Улицу Пречистенку недаром называли “Сен-Жерменским предместьем Москвы”. В Сен-Жерменском предместье Парижа жила знать, приближённые королей, да и сами Людовики и Генрихи не брезговали там останавливаться.
Академия Художеств в Москве. Улица Пречистенка
На Пречистенке обосновалось российское столбовое дворянство. Здесь селились Ороловы, Прозоровские, Всеволожские и Лопухины.
При советах Пречистенку переименовали в честь князя-анархиста Кропоткина. В 1991 году ей вернули историческое название. Зато большинство переулков никто не трогал и они сохранили исконные имена: Хрущёвский, Лопухинский, Всеволожский. Что касается Хрущёва, то речь не о шла не о Никите Сергеевиче, хотя он и доживал свой век между Пречистенкой и Арбатом. Переулок назвали по Александру Петровичу Хрущеву, участнику войны 1812 года, прапорщику лейб-гвардии Преображенского полка.
Усадьба Потёмкиных на Пречистенке
Одна из усадеб на Пречистенке принадлежала Сергею Павловичу Потёмкину – внучатому племяннику светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Сергей Павлович женился на Елизавете Петровне Трубецкой. Её имя встречается в изящной эпиграмме Пушкина:
Когда Потёмкину в потёмках
Я на Пречистенке найду
То пусть с Булгариным в потомках
Меня поставят наряду
Всем известно, как Пушкин относился к Фаддею Булгарину. Последний считался бездарным литератором, служил редактором влиятельной газеты “Северная пчела” и агентом Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии. Пушкин готов был столь низко пасть, если бы обнаружил Елизавету Петровну в… доме её супруга. Княгиня Потёмкина разъехалась с мужем. Разводы в ту пору были недопустимы. Эта знатная дама понадобилась Пушкину в качестве посажённой матери на свадьбе с Натальей Николаевной Гончаровой.
От коллекции Морозова к музею Нового Западного искусства
Иван Абрамович Морозов приобрёл особняк Потёмкиных в 1889 году. Восемнадцатью годами ранее архитектор Кампиони перестроил его духе модного в ту пору “второго барокко”. В начале ХХ века бельгийский архитектор Ван дер Вельде создал прекрасные интерьеры: готическую столовую, ренессансный зал, мавританскую курительную комнату. Здесь хранилась богатейшая коллекция французской живописи, принадлежавшая Морозову.
Иван Морозов как собиратель конкурировал с Сергеем Васильевичем Щукиным. Но если Щукин точно знал, что он хочет, то Морозов часто обращался за советом к Валентину Серову и Константину Коровину.
В 1918 году большевики национализировали коллекцию, оставив бывшего хозяина смотрителем при его сокровищах. Вскоре Иван Абрамович Морозов эмигрировал и в 1921 году умер в Карлсбаде.
Щукинский особняк на Знаменке, где хранилось собрание Сергея Ивановича понадобился красным командирам из реввоенсовета. Его коллекцию объединили с собранием Ивана Абрамовича Морозова. Так возник музей Нового западного искусства.
Попасть в этот музей с улицы было невозможно: вход был только по пропускам. Коммунисты боялись “тлетворного влияния запада” на неокрепшие умы советских людей.
В 1936 году в СССР началась “борьба с формализЬмом”. Некоторые полотна Сезанна, Ван Гога, Ренуара и Дега продали в Америку за общую сумму в 260 тысяч долларов. Музей уже собирались расформировать, но началась война. Экспонаты эвакуировали в Свердловск (так при коммунистах назывался Екатеринбург). В 1944 году коллекцию привезли назад, но сразу выставлять не стали.
Академия Художеств в Москве
Немалую роль в ликвидации музея сыграл автор “двух вождей после дождя” Александр Герасимов. Он “положил глаз” на бывший дом Морозова. Особняк понадобился Герасимову для Академии художеств – бюрократической структуры, надзиравшей за художниками и поощрявшей верноподданых квартирами, машинами и сталинскими премиями.
По его указанию сотрудники музея подготовили выставку работ французских художников, чтобы продемонстрировать их “тонкому знатоку изобразительного искусства”, коим являлся покровитель Герасимова Ворошилов.
В первых залах они повесили нейтральные работы Камиля Коро и барбизонцев в надежде, что Ворошилов быстро устанет и не дойдёт до “формалистических” Матисса и Пикассо. Однако хитрый Герасимов повёл своего покровителя с другого конца. Ворошиловская матершина была слышна в самом Кремле.
После этого коллекцию собрались раскидать по провинциальным музеям, где она бы неминуемо погибла. Однако директор Эрмитажа академик Орбели, чей авторитет был непререкаем благодаря спасению художественных сокровищ в блокаду, забрал половину шедевров в Ленинград. Например, Эрмитажу достался потрясающий “Танец” Анри Матисса. Остатки отошли ГМИИ им. Пушкина.
Герасимов благополучно экспроприировал особняк Морозова. В нём разместилась Академия Художеств. Напомню, что это вовсе не высшее учебное заведение, каким была Академия в императорские времена. На фасаде особняка видна надпись, которая в сочетании с серпом и молотом отдает откровенным кафкианством.
Впрочем, некоторые граждане явно рождены, чтобы Кафку сделать былью.
Рассказ об особняке Морозова на Пречистенке – лишь один эпизод экскурсии по Сен-Жерменскому предместью Москвы. Прогулка по улице и прилегающим переулкам насыщена историями из жизни знаменитых москвичей, которые жили в особняках и дворцах Пречистенки.
Подробности о моих экскурсиях можно узнать в отдельной публикации.
Авторские экскурсии по Москве без посредников.