Ак Сарай или по русски “белый дворец” – так называется мавзолей, стоящий рядом с Гур Эмир – усыпальницей Темуридов. Лишённый декоративного убранства фасадов, Ак Сарай возвели для Абд аль-Латифа, которого просто не могли похоронить в Гур Эмир из-за совершенного им страшного греха.
Абд аль-Латиф отцеубийца
Абд аль-Латиф был сыном Улугбека и правнуком Амира Темура. Однако жил он в Герате (нынешний Афганистан) у своего деда Шахруха – четвёртого сына Темура и не испытывал к отцу особо тёплых чувств.
После смерти деда он захватил власть в Герате и пошёл против отца, разбив войско Улугбека и захватив Самарканд.
Хан Улугбек лично прибыл для переговоров с сыном. Однако враги Улугбека в свите его сына устроили хану-просветителю неправый суд, на котором приговорили его к смерти. Улугбек был казнён осенью 1449 года.
Это злодеяние вызвало возмущение элит государства Темуридов. Знаменитый поэт Алишер Навои в своих стихах осудил отцеубийцу.
Спустя всего лишь полгода воин Улугбека Бобо Хусейн убил аль-Латифа.
Мавзолей Ак Сарай
По понятным причинам похоронить отцеубийцу рядом с его жертвой было невозможно. Поэтому на задворках Гур Эмир возвели небольшой мавзолей, названный Ак Сарай. Его фасады практически лишены декоративной отделки. Даже на куполе нет традиционных голубых изразцов.
Однако внутреннее убранство мавзолея потрясает воображение. Купол
паруса
и стены
покрывает орнаментальная роспись “кундаль” с обильным использованием позолоты.
В местах сопряжения стен и сводов мастера применили сотовую или сталактитовую отделку мукарнас.
За свою пятисотлетнюю историю мавзолей Ак Сарай серьёзно пострадал от времени и к началу ХХ века оказался полуразрушенным. В 20-е годы прошлого столетия его удалось законсервировать. Совсем недавно провели реставрацию, однако на стенах сохранили фрагменты первоначальной керамической отделки XV века.
В крипте находятся два надгробия, выложенные из современного кирпича.
Принадлежит ли одно из них отцеубийце, утверждать не берусь. Этого не знали и лучшие историки Узбекистана, включая академика Михаила Евгеньевича Массóна, изучавшего Ак Сарай и выдвинувшего гипотезу о захоронении в нём аль-Латифа.
Мавзолей Рухобад
Скромный мавзолей, стоящий к северу от Гур Эмир, называется Рухобад, что в переводе означает “Обитель духа”. Он служит местом захоронения исламского проповедника и мистика шейха Бурханеддина Сагарджи. Его имя ничего не скажет христианам, но для приверженцев ислама это был святой человек. Он был странствующим дервишем, проповедовал ислам кочевникам. Затем долго жил в Китае, даже женился на китайской принцессе.
Его сын, а по преданию сам Темур, приказал привезти его прах из Китая и захоронить в Самарканде. Скромный мавзолей относится к XIV веку, когда Темур ещё не достиг вершин власти.
Однако Амир Темур глубоко почитал Бурханеддина. Он всегда спешивался с коня и вёл его в поводу, проезжая мимо мавзолея.
Архитектура мавзолея Рухобад
По сравнению с Гур Эмир и даже с Ак Сарай, фасады мавзолея Рухобад выглядят более чем скромно. Пользуясь церковной терминологией мавзолей возвели по типу “восьмерик на четверике”. Стены и купол выложены из обычного кирпича. Здесь не найдёшь изразцовых панно и орнаментов гирим или ислими. Единственное украшение – это алебастровый сотовый свод над входом в мавзолей.
Внутри всё также выглядит очень строго. Нет того пиршества золота и синевы, которое можно увидеть в Гур Эмир и Ак Сарай.
Одним из немногих украшений служит резная деревянная дверь мавзолея.
Поблизости находится небольшая одноимённая мечеть с традиционным узбекским айваном.
Особенно хороша орнаментальная роспись на потолке айвана.
Мавзолеев в Самарканде великое множество. Больше всего их на улочке Шахи Зинда, где мы также побывали.