Афрасиаб

0
55
Музей Афрасиаб
Фрагмент согдийской фрески

Афрасиаб – такое название закрепилось за древним городищем на месте древнего Самарканда. В XVII веке его назвали в честь легендарного царя Турана по имени Афрасиаб. Этот персонаж упоминается в поэме знаменитого персидского поэта Фирдоуси “Шахнаме” (Книга царей).

Афрасиаб или Мараканда

К северо-востоку от площади Регистан и мечети Биби-Ханым лежит обширное лёссовое плато площадью около 200 га.

Афрасиаб
Афрасиаб

На нём пасутся овцы и ничто не напоминает о кипевшей здесь жизни.
Афрасиаб
Нынешняя пустынная возвышенность по мнению некоторых историков хранит в своих недрах следы древней Мараканды – столицы Согдийского царства, захваченного Александром Македонским в IV веке до нашей эры.

В 1965 году на территории Афрасиаба случайно обнаружили удивительные фрески VII века нашей эры. Они украшали дворец согдийского царя Вархумана.
В IX-X столетиях город стал столицей династии Саманидов и важным культурным центром исламского Востока.

Развитие древнего Самарканда прервали орды Чингисхана. Они разрушили город, после чего первоначальное место расположения пришло в запустение. При Амире Темуре город сместился на юго-запад – туда, где Самарканд находится по сей день.

Музей Афрасиаб. Фрески

Археологические исследования Афрасиаба начались ещё 150 лет назад после завоевания Центральной Азии Российской империей. В результате было доказано, что Самарканд или Мараканда существует более полутора тысяч лет и на протяжении своей истории он всегда был крупным торговым и культурным центром Средней Азии.

В советское время через территорию городища начали строить дорогу и… наткнулись на удивительные фрески, украшавшие дворец царя Вархумана. Они то и легли в основу музея Афрасиаб.
Фрагменты стенописи получили прозвание “роспись послов”. Это редкий образец искусства Согдианы. Благодаря изображённым персонажам удалось довольно точно датировать это произведение. Вероятно, мастера создали его между 648 и 651 годами нашей эры. На фресках есть изображения послов Западно-Тюркского каганата, павшего в 657 году.

Музей Афрасиаб
Фрагмент фресок

Сцены на четырёх стенах представляют 4 державы: Согдиану, Тюркский каганат, Китай и Индию.
Самый яркий сюжет, который интерпретируют и как свадебную процессию, и как погребальное шествие, посвящается Согдиане. На нем изображен белый слон, женщины, едущие верхом на лошадях, мужчины на верблюде и многочисленные белые птицы. На фреске была также огромная фигура всадника. Она почти полностью утрачена. Считается, что это было изображение согдийского царя Вархумана. Что же касается белых птиц, то их именуют и гусями (священными птицами Средней Азии), и страусами.

Музей Афрасиаб
Фрагмент согдийской фрески

Фреска Тюркского каганата сохранилась хуже. Предполагается, что это тюркские воины. Они сопровождают послов из разных стран. Тюрков легко отличить по длинным косам.
Музей Афрасиаб
Ещё один фрагмент фрески представляет согдийских чиновников, встречающих посланников Тибета.
Музей Афрасиаб
Фреска, посвящённая Китайской империи Тан, изображает китайскую императрицу на борту корабля. Она наносит визит тюркскому кагану.
Музей Афрасиаб
Сцена охоты Китайского императора сохранилась не слишком хорошо.
Музей Афрасиаб
От “индийской” фрески уцелели лишь небольшие фрагменты.
Музей Афрасиаб

Музей Афрасиаб. Зороастризм

Во времена Согдианы местные жители исповедовали язычество. Они поклонялись богине плодородия Анахите и богу Солнца Митре. Позже здесь начинают поклоняться Заратустре, исповедуя идею зависимости миропорядка от борьбы добра и зла, жизни и смерти. В музее есть подлинный зороастрийский алтарь.
Музей Афрасиаб
Очень интересна обгорелая кариатида, представляющая собой женскую фигуру. В глине дерево может сохраниться только в обожжённом виде.
Музей Афрасиаб
Древние согдианцы подобно другим народам деформировали черепа своих умерших.
Музей Афрасиаб
Культ загробной жизни зороастрийцев частично сохранился и после исламизации Средней Азии. Оссуарии, появившиеся в здешних местах в III-IV веках, по зороастрийскому обряду служили для хранения костей умерших. Кости предварительно очищали от мягких тканей. В украшениях оссуариев прослеживаются не только зороастрийские, но также эллинистические, иудейские и христианские мотивы.
На них встречаются антропоморфные и зооморфные изображения.
Музей Афрасиаб
В музее можно увидеть макет современной территории Афрасиаба с дорогами, постройками и кладбищем.
Музей Афрасиаб
Неподалёку от музея находится характерная для Узбекистана скульптурная композиция. Она изображает караванщиков и верблюдов у колодца.
Афрасиаб

Мавзолей пророка Даниила

На склоне лёссового плато Афрасиаб стоит мавзолей пророка Даниила, по тюркски Данияра.
Мавзолей пророка Даниила
Ислам относится к числу авраамических религий, поэтому многие святые и пророки у мусульман общие с христианами и иудеями.
Даниил известен по его пребыванию во рву львином. Его бросили туда за нарушение закона о запрете молитв и просьб к кому бы то ни было, кроме царя Дария. А Даниил молился богу Яхве. Однако дикие звери не тронули Даниила, ибо велика была его вера в Господа.

Амир Темур во время персидского похода осадил город Сузы и не смог его взять. Темур обратился к своему духовному наставнику и получил ответ, что город защищает дух самого Даниила, ветхозаветного иудейского пророка. Тогда Темур снял осаду, пощадил жителей, но забрал с собой часть мощей святого (его длань), остальное же велел предать земле.
Когда караван с дланью Даниила достиг Самарканда, то верблюды неожиданно встали в месте, напоминающем Сузы. На этом месте и построили гробницу. В ней поместили мощи Даниила.
Источник пророка Даниила
Мавзолей пророка Даниила выглядит довольно скромно.
Мавзолей пророка Даниила
Однако длина его несоразмерно велика. Согласно легенде, бытующей в Самарканде, мощи пророка постоянно увеличиваются в размерах. Длина раки составляет аж 18 метров.

Рядом течёт бурная речка Сиаб, приток Зеравшана.

Афрасиаб
Река Сиаб

От неё мы отправимся к мавзолеям Шахи Зинда.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь