Осенью 2024 года Третьяковская галерея предложила любителям искусства познакомиться с творчеством “адептов красного” – Филиппа Малявина и Абрама Архипова. О живописи первого мы рассказали в отдельной публикации.
Замечательная идея галереи состоит в том, чтобы сравнить методы двух мастеров, творческий период которых пришёлся на одно время – конец XIX – первую половину XX века. И один, и второй жили в Рязанской губернии. Оба художника были выходцами из крестьян, обращались к одной теме – изображению русских крестьянок. И Архипов, и Малявин использовали красный цвет, считая, что он лучше всего помогает передать природу крестьянских женщин.
В этом небольшом обзоре мы показали несколько снимков понравившихся полотен Абрама Ефимовича Архипова, коснулись отличий его живописи от творчества Малявина, упомянули факты из биографии художника и приложили сведения о красном цвете из книги Мишеля Пастуро.
Абрам Архипов. Крестьянки в красном
Смеющиеся лица, румяные щёки, красные сарафаны, яркие платки, радостное настроение – отличительные черты архиповских крестьянок.
Мастер не жаловал старость, выбирал молодость, задор, веселье, жизнерадостность.
Невозможно не ответить на широкую улыбку молодок на картинах А.Архипова. Даже в голову никогда не придёт, что живописец выдумывал столь искреннюю радость на лицах своих моделей.
Природная красота, задор, лёгкость, жизнерадостность отличают крестьянок на портретах А.Е.Архипова.
Нельзя не отметить, что многие полотна Абрама Ефимовича не просто светлые, они до отказа наполнены солнечным светом. Свет льётся через открытые настежь окна, двери, наполняет пространство.
Для передачи светоносности композиции А.Архипов использовал особый приём. На самом деле помещение в избе с низкими потолками и маленькими окошками не могло быть столь лучезарным. Солнечные лучи проникали не дальше скамьи, на которой сидят девицы.
Чтобы добавить света в тёмную кухню деревенского дома, художник ставил у стены большой отполированный медный лист. Он служил своеобразным рефлектором. Таким образом мастер добивался нужного ему эффекта. Такой же приём Архипов применял и в полотне “Гости”.
Как и всякий художник, Архипов собирал большую коллекцию тканей. Обратите внимание на юбку девушки в работе “Рязанская пригородная девица”.
Мастер одел её в ту же ткань, что и “Молодую крестьянку в красной кофте” из архангельского музея.
Казалось бы, крестьянки в алых сарафанах – это также отличительная черта творчества Филиппа Андреевича Малявина. Да, темы похожи, но живописные манеры и приёмы совершенно отличны.
Абрам Архипов и Филипп Малявин. Как отличить живопись?
В анонсах выставки “Адепты красного” подчёркивалось, что увидев экспозицию и сравнив манеру двух живописцев, посетители больше никогда не спутают одного мастера с другим. Так ли это на самом деле?
Признаюсь, что после посещения выставки мне показалось, что я ещё больше запуталась. У них много общего. На начальном этапе обучения художники прошли школу иконописи. И один и другой мастер изображали крестьянских женщин. Оба писали полотна в красных тонах. И Архипов, и Малявин использовали крупные мазки. И тем не менее, стиль живописи каждого совершенно различный.
Я увидела разительное отличие одного мастера от другого, когда стала монтировать видеоролики из фотоматериалов. В папку “Малявин” случайно попали фотографии картин Архипова. Просматривая слайд-шоу малявинских полотен, я увидела чужеродные картинки. Проверила и точно! Показавшиеся инородными фотографии оказались работами Абрама Архипова!
Чем живопись Архипова отличается от творчества его младшего собрата по кисти?
Во-первых – цвет. Да, красный у обоих, но у Архипова он более спокойный, более нежный, не столь интенсивный.
***
Во-вторых – цветовым тоном, насыщенностью. У Архипова он светлый, у Малявина – тёмный.
В-третьих – темы. Абрам Архипов часто изображал портрет-натюрморт. Он включал в картины атрибуты – глиняный горшок, корзину, торбу.
В-четвёртых – существенное отличие видно в настроении полотен. На картинах Абрама Ефимовича женщин трудно назвать страдающими. Они жизнерадостны, улыбаются или смеются. У Филиппа Андреевича нередко встречаются парные портреты или групповые сцены. Далеко не все героини Малявина излучают радость. Даже танцующие крестьянки часто суровы, с тяжёлым взглядом.
Пятое отличие относится к категории субъективных. Мы решили, что живопись Малявина сильнее, глубже, более философская, чем творения Абрамова. Полотна Архипова рождают в душе тёплые чувства, мы любуемся радостью крестьянских женщин. Малявинские девки вызывают необъяснимую тревогу. Взгляды женщин тяжёлые, порой осуждающие, недобрые.
Архипов не отклонялся от реалистического, часто импрессионистического ключа. Малявин – постимпрессионист, даже экспрессионист.
Вышесказанное относится к изображению крестьянок. Что касается бытового жанра Архипова и его северных пейзажей – они рождают совсем другие чувства. Здесь мы не можем сравнивать его с Малявиным. Это совсем другое направление живописи – не менее глубокое и содержательное, чем характеры малявинских красавиц и портреты друзей и близких.
А.Е.Архипов. Жанр
Наш рассказ о творчестве Абрама Ефимовича Архипова оказался не совсем логичным. Тема “красных крестьянок” – его поздняя находка. Начинал он творческий путь с пейзажей и сцен из жизни, в основном написанных до 1914 года.
Но тема красного цвета звучит и в его ранних работах. “Подёнщицы на чугунолитейном заводе” напоминает о передвижнической теме тяжкой доли простого люда. В том, как написан дым завода звучит чисто импрессионистическая нотка и живо напоминает полотно 1885 года Луиджи Луара «Дым окружной парижской железной дороги”.
Есть предположение, что “Подёнщицы…” – это подготовительная работа к большому полотну, которое либо не было написано, либо пропало бесследно.
“По реке Оке”, “Лёд прошёл”
Знаковой работой мастера стала работа “По реке Оке” 1889 года из коллекции ГТГ – приобретение П.М.Третьякова у Архипова.
Архипов работает мелким дробным мазком. Более широкая кисть появится у него значительно позже. Сюжета в картине нет – люди сплавляются на лодке по большой реке. В реке, в всплесках воды, изображении берега передан эффект светоносности пейзажа.
Уже после того, как “По реке Оке” была обещана Павлу Третьякову, её увидел император Александр III. Сюжет понравился царю и он высказал желание его купить. Возникла неприятная ситуация – монархам не отказывают, но обойти Павла Михайловича тоже было невозможно. Конфуз разрешила императрица Мария Фёдоровна. Она уговорила мужа не претендовать на картину, раз её уже обещали Третьякову.
Небольшое полотно “Лёд прошёл” хранится в Рязанском художественном музее им.И.П.Пожалостина. А.Архипов написал панораму в 1895 году.
Лёд на Оке действительно уже прошёл и река освободилась от зимнего панциря. Да Архипов и не стремится изобразить реку. Главными героями полотна стали люди пережившие самое суровое время года. Они проводили зиму в ледяном обличье и теперь радуются весне, свету, свободному течению, весеннему свету, который до отказа заполняет полотно.
“Проводы крестного хода”
“Проводы крёстного хода” обычно висит на постоянной экспозиции Третьяковской галереи, написан в 1890-е годы. К сюжету крестного хода обращались многие мастера, самые известные работы на подобную тему написали В.Перов и И.Репин. Но у Архипова изображено не само действо, а его проводы. Крестный ход ушёл уже далеко, к горизонту, прихожане глядят вслед процессии. Как в более ранних сюжетах, мастер пишет людей со спины, вовлекает зрителя в действие картины. Кажется, что мы тоже стоим поодаль на околице деревни и провожаем взглядом едва уже виднеющейся крестный ход.
В техническом плане Абрам Ефимович меняет свою манеру. Вместо мелкого и дробного мазка, как в работа “По реке Оке”, он использует широкие крупные мазки, его кисть стала мощнее. А на полотне появляется больше красного, даже брусничного цвета, который через некоторое время будет доминантным в его цветовой палитре.
Пейзажи А.Архипова
Некоторые работы мастера трудно отнести к одному жанру – пейзажу или жанру. “На Волге”, “Обратный” – это скорее жанровые работы. Но в них нет сюжета, в них царит тихая созерцательность и мечта.
“Обратный” – картина 1896 года хранится в Третьяковской галерее. В ней Архипов выступает абсолютным новатором – человека, возницу он изображает со спины. Этот приём позволяет дать такую точку зрения, что зритель как бы включается в пейзаж. Мы словно стоим на дороге, провожая телегу взглядом и перед нами до горизонта открывается бескрайняя степь, которую мы видим глазами возницы.
Полотно вызывает ассоциацию с произведением А.П.Чехова “Степь”, написанное за 10 лет до “Обратного”.
В работе Архипова чувствуется влияние А.К.Саврасова с его утончённостью и лиризмом. Мастер передаёт состояние созерцательности и мечатательности.
Пейзажи А.Е.Архипова, его жанровые композиции стали для нас удивительным открытием на выставке “Адепты красного”.
Многие пейзажи мастера написаны по впечатлениям от поездок по России. Речные просторы, бревенчатые мостки, рыбацкие лодки, ветхие избы можно видеть на многих полотнах, созданных в Архангельской области.
Архипов мастерски владеет нюансами цвета. В глубине цветовых переходов мы чувствуем фактуру предметов – шероховатость деревянных изб, блеск и прохладу водного зеркала реки.
В “Северной деревне” 1900-х годов из Чувашского музея тоже звучит тема красного. Два небольшие пятнышка юбок на противоположном берегу реки отзываются неясным розоватой дымкой то ли восхода, то ли заката, спустившегося на деревню.
Редко увидишь у Архипова безлюдную панораму. То селянки вышли к мосткам полоскать бельё, то отрок задумался на борту большого судна.
То ли инок, то ли странник вышел на лужок древнего монастыря с зерном для птиц. В каждом пейзаже, жанровой композиции – теплота личного чувства мастера.
На Волге
Живопись Абрама Архипова завораживает удивительно тонкой передачей света и воздуха. “На Волге” – одна из лучших работ раннего периода творчества мастера. Здесь у мастера появляется новый передвижнический колорит.
Прачки
Сюжет “Прачек” А.Архипов, скорее всего увидел в Москве, близ Смоленской площади в XIX веке существовала прачечная, где трудились около трёх тысяч подёнщиц, обстирывая пол-Москвы и зарабатывая гроши на пропитание. Тема непосильного труда простого люда, показанная в “Прачках” близка сюжетам передвижников. На выставке представлена работа из Русского музея, написанная, предположительно, в 1898 году. В ГТГ хранится вариант 1890-х годов.
Архипов удивительно передал атмосферу тесного, душного, невыносимого жаркого помещения прачечной, где бок о бок в нечеловеческих условиях трудятся несколько женщин разных возрастов. Рядом с “Прачками” на выставке поместили небольшую работу “Девочка”. Есть предположение, что портрет служил эскизом к одному из вариантов “Прачек”.
Лицо одной из прачек обращено к окну, из которого льется яркий дневной свет, будто дающий надежду на выход из беспросветной рутины.
В варианте из коллекции ГТГ больше безысходности, сильнее невыносимая атмосфера духоты и влажности, сюжет более передвижнический. Согбенная женщина смотрит в пол и не видит просвета. Глядящая в окно девушка есть в обоих вариантах. Но её затмевает сидящая на переднем плане старшая товарка.
В варианте из Русского музея больше оптимизма. Ясно выступает смотрящая в окно прачка, как символ света и надежды.
В сюжете “Прачки” Абрам Архипов выступил как замечательный колорист. Мягкий, приглушенный колорит картины построен на серебристо-лиловых и жемчужных тонах. Кроме доминирующей тёмной серо-коричневой гаммы мастер включает синий, тёмно-зелёный, тёмно-розовый цвета.
Живописными приёмами художник реалистично изображает тяжелые клубы пара и влажного пола прачечной.
Художник Абрам Архипов. Из биографии
Абрам Ефимович Архипов родился в 1862 году в бедной крестьянской семье. Первый профессиональный опыт он получил у артели заезжих иконописцев, приехавших расписывать сельский храм. Отец наскрёб копеек на поездку и Архип Ефимович стал студентом МУЖВЗ. Его наставниками были Владимир Маковский, Илларион Прянишников, Василий Перов, Василий Поленов, Алексей Саврасов.
Работы Абрама Архипова заметил Павел Михайлович Третьяков. Меценат приобрёл несколько полотен живописца для своей коллекции, например картину “Келейник” 1891 года.
Картина “Келейник” стала последним приобретением Третьякова у Архипова. После 1891 года меценат переключился на Малявина и для Абрама Ефимовича невнимание Третьякова к его дальнейшим работам стало большой трагедией.
Абрам Ефимович входил в общество Передвижных выставок, но идеи критического реализма передвижников не разделял. В 1903 году он стал одним из основателей “Союза русских художников”. Путешествовал по России, не единожды выезжал в Европу. Его картины принимали участие в крупных международных выставках в Париже, Дюссельдорфе, Мюнхене и Риме.
Европейское влияние очень заметно в работе “Старик” 1901 года из коллекции ГТГ. В ней явно чувствуется, что влияние старых мастеров, Рембрандта в частности и современной европейской школы, например, Андреаса Цорна.
Цорна С.И.Мамонтов приглашал в Абрамцево и от него Архипов впитал серебристо-серый колорит, столь любимый мастерами академического толка в начале XX века.
До революции и после Абрам Ефимович преподавал в МУЖВЗ (ВХУТЕМАСе). Его учениками были Сергей Герасимов (не путайте с Александром Герасимовым), Борис Иогансон, Мартирос Сарьян.
Семьи Абрам Ефимович не завёл. Архипов скончался от рака в Москве на 69-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Абрам Архипов не сотрясал устои искусства. Но по-настоящему не вписывался в художественные каноны своего времени. Для передвижника его живопись была чересчур спокойной и мягкой. Для социалистического реализма он оказался слишком лиричным.
Из фотоматериалов, отснятых на выставке мы смонтировали музыкальный ролик.
В заключении обратимся к истории красного цвета.
Красный цвет художников
Любопытные факты из истории красного цвета встретились в книге Мишеля Пастуро “Красный. История цвета”. Он пишет о том, что красный цвет и его оттенки любили мастера Возрождения и барокко, в том числе Ян ван Эйк, Рафаэль, Рубенс.
“Очень рано цветовая гамма красного стала дробиться на различные оттенки; он позволял создавать более разнообразные и более нюансированные хроматические эффекты, чем какой-либо другой цвет. Художники нашли в красном возможности, позволяющие выстраивать целое живописное пространство, высвечивать отдельные зоны и планы, расставлять акценты, создавать ощущение ритма и движения, выделять те или иные фигуры. На стене ли, на полотне, на дереве или на пергаменте, музыка красных тонов всегда получается более богатой смыслами, более ритмичной и звучной, чем у других цветов».
Легенда о красном цвете
В книге “Красный. История цвета” М.Пастуро рассказывает любопытную легенду.
“…лабораторный анализ показал, что у художников позднего Средневековья для сюжетов, считавшихся символически “негативными” – адское пламя или лицо Дьявола, шерсть или оперение адских чудовищ и нечистая по той или иной причине кровь – часто использовалась одна и та же краска: сандарак, который ещё называли “индийской киноварью” или “драконовой кровью”. Об этой краске, достаточно дорогой, потому что её привозят издалека, в мастерских художников рассказывают удивительные истории. Говорят, будто она производится не из древесной смолы, а из крови дракона, растерзанного… слоном.
Средневековые бестиарии…. утверждают, что тело дракона наполнено кровью и огнём; когда после ожесточённой схватки слон вспарывает своими бивнями живот дракона, оттуда выливается вязкая, дурно пахнущая красная жидкость; из неё-то и делают краску, которая применяется для всех “негативных” сюжетов”.
К Вашему обзору добавлю выдержку из информационного стенда выставки: “Судьба Абрама Архипова (1862–1930) была связана с Москвой. Он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, активно участвовал в деятельности Товарищества передвижников и Союза русских художников, развивая традиции русской реалистической школы”.
Очень понравилась задумка кураторов – поместить отдельные портреты русских крестьянок в праздничных одеждах в основном кисти Абрама Архипова, рыдом с “Вихрем” Малявина. Кажется, что женщины “выпали” из неистовой малявинской пляски и присели отдышаться. На эти портреты невозможно смотреть без улыбки. Они написаны с такой любовью к простой русской женщине, с таким пониманием русского характера и уважением к крестьянке-труженице, что смотришь и хочется их всех потрогать. Они настолько живые, румяные и яркие, что невольно заряжаешься их огнём.
“Адепты красного” – одна из самых успешных выставок этого года. А Архипов – просто открытие лично для меня!
Когда говорят о красном цвете в живописи XIX-XX веков, в первую очередь придут на ум имена Филиппа Малявина и Абрама Архипова, причём, Малявина, пожалуй, упомянут в первую очередь. Вы правильно написали об экспрессивной и трагической манере живописи Филиппа Андреевича. У Архипова всё спокойнее и светлее. Он был большим мастером!