Осенью 2024 года Третьяковская галерея предложила любителям искусства познакомиться с творчеством “адептов красного” – Филиппа Малявина и Абрама Архипова. О живописи первого мы рассказали в отдельной публикации.
Замечательная идея галереи состоит в том, чтобы сравнить методы двух мастеров, творческий период которых пришёлся на одно время – конец XIX – первую половину XX века. И один, и второй жили в Рязанской губернии. Оба художника были выходцами из крестьян, обращались к одной теме – изображению русских крестьянок. И Архипов, и Малявин использовали красный цвет, считая, что он лучше всего помогает передать природу крестьянских женщин.
В этом небольшом обзоре мы показали несколько снимков понравившихся полотен Абрама Ефимовича Архипова, коснулись отличий его живописи от творчества Малявина, упомянули факты из биографии художника и приложили сведения о красном цвете из книги Мишеля Пастуро.
Абрам Архипов. Крестьянки в красном
Смеющиеся лица, румяные щёки, красные сарафаны, яркие платки, радостное настроение – отличительные черты архиповских крестьянок.
Мастер не жаловал старость, выбирал молодость, задор, веселье, жизнерадостность.
Невозможно не ответить на широкую улыбку молодок на картинах А.Архипова. Даже в голову никогда не придёт, что живописец выдумывал столь искреннюю радость на лицах своих моделей.
Природная красота, задор, лёгкость, жизнерадостность отличают крестьянок на портретах А.Е.Архипова.
Нельзя не отметить, что многие полотна Абрама Ефимовича не просто светлые, они до отказа наполнены солнечным светом. Свет льётся через открытые настежь окна, двери, наполняет пространство.
Казалось бы, крестьянки в алых сарафанах – это также отличительная черта творчества Филиппа Андреевича Малявина. Да, темы похожи, но живописные манеры и приёмы совершенно отличны.
Абрам Архипов и Филипп Малявин. Как отличить живопись?
В анонсах выставки “Адепты красного” подчёркивалось, что увидев экспозицию и сравнив манеру двух живописцев, посетители больше никогда не спутают одного мастера с другим. Так ли это на самом деле?
Признаюсь, что после посещения выставки мне показалось, что я ещё больше запуталась. У них много общего. На начальном этапе обучения художники прошли школу иконописи. И один и другой мастер изображали крестьянских женщин. Оба писали полотна в красных тонах. И Архипов, и Малявин использовали крупные мазки. И тем не менее, стиль живописи каждого совершенно различный.
Я увидела разительное отличие одного мастера от другого, когда стала монтировать видеоролики из фотоматериалов. В папку “Малявин” случайно попали фотографии картин Архипова. Просматривая слайд-шоу малявинских полотен, я увидела чужеродные картинки. Проверила и точно! Показавшиеся инородными фотографии оказались работами Абрама Архипова!
Чем живопись Архипова отличается от творчества его младшего собрата по кисти?
Во-первых – цвет. Да, красный у обоих, но у Архипова он более спокойный, более нежный, не столь интенсивный.
***
Во-вторых – цветовым тоном, насыщенностью. У Архипова он светлый, у Малявина – тёмный.
В-третьих – темы. Абрам Архипов часто изображал портрет-натюрморт. Он включал в картины атрибуты – глиняный горшок, корзину, торбу.
В-четвёртых – существенное отличие видно в настроении полотен. На картинах Абрама Ефимовича женщин трудно назвать страдающими. Они жизнерадостны, улыбаются или смеются. У Филиппа Андреевича нередко встречаются парные портреты или групповые сцены. Далеко не все героини Малявина излучают радость. Даже танцующие крестьянки часто суровы, с тяжёлым взглядом.
Пятое отличие относится к категории субъективных. Мы решили, что живопись Малявина сильнее, глубже, более философская, чем творения Абрамова. Полотна Архипова рождают в душе тёплые чувства, мы любуемся радостью крестьянских женщин. Малявинские девки вызывают необъяснимую тревогу. Архипов не отклонялся от реалистического, часто импрессионистического ключа. Малявин – постимпрессионист, даже экспрессионист.
Вышесказанное относится к изображению крестьянок. Что касается бытового жанра Архипова и его северных пейзажей – они рождают совсем другие чувства. Здесь мы не можем сравнивать его с Малявиным. Это совсем другое направление живописи – не менее глубокое и содержательное, чем характеры малявинских красавиц и портреты друзей и близких.
А.Е.Архипов. Пейзажи. Жанр
Наш рассказ о творчестве Абрама Ефимовича Архипова оказался не совсем логичным. Тема “красных крестьянок” – его поздняя находка. Начинал он творческий путь с пейзажей и сцен из жизни, в основном написанных до 1914 года.
Пейзажи А.Е.Архипова, его жанровые композиции стали для нас удивительным открытием на выставке “Адепты красного”.
Многие пейзажи мастера написаны по впечатлениям от поездок по России. Речные просторы, бревенчатые мостки, рыбацкие лодки, ветхие избы можно видеть на многих полотнах, созданных в Архангельской области.
Редко увидишь у Архипова безлюдную панораму. То селянки вышли к мосткам полоскать бельё, то отрок задумался на борту большого судна.
То ли инок, то ли странник вышел на лужок древнего монастыря с зерном для птиц. В каждом пейзаже, жанровой композиции – теплота личного чувства мастера.
Живопись Абрама Архипова завораживает удивительно тонкой передачей света и воздуха. “На Волге” – одна из лучших работ раннего периода творчества мастера.
Абрам Архипов не сотрясал устои искусства. Но по-настоящему не вписывался в художественные каноны своего времени. Для передвижника его живопись была чересчур спокойной и мягкой. Для социалистического реализма он оказался слишком лиричным.
Художник Абрам Архипов. Из биографии
Абрам Ефимович Архипов родился в 1862 году в бедной крестьянской семье. Первый профессиональный опыт он получил у артели заезжих иконописцев, приехавших расписывать сельский храм. Отец наскрёб копеек на поездку и Архип Ефимович стал студентом МУЖВЗ. Его наставниками были Владимир Маковский, Илларион Прянишников, Василий Перов, Василий Поленов, Алексей Саврасов.
Работы Абрама Архипова заметил Павел Михайлович Третьяков. Меценат приобрёл несколько полотен живописца для своей коллекции, например картину “Келейник” 1891 года.
Абрам Ефимович входил в общество Передвижных выставок, но идеи критического реализма передвижников не разделял. В 1903 году он стал одним из основателей “Союза русских художников”. Путешествовал по России, не единожды выезжал в Европу. Его картины принимали участие в крупных международных выставках в Париже, Дюссельдорфе, Мюнхене и Риме.
До революции и после преподавал в МУЖВЗ (ВХУТЕМАСе). Его учениками были Сергей Герасимов (не путайте с Александром Герасимовым), Борис Иогансон, Мартирос Сарьян.
Семьи Абрам Ефимович не завёл. Архипов скончался от рака в Москве на 69-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Из фотоматериалов, отснятых на выставке мы смонтировали музыкальный ролик.
В заключении обратимся к истории красного цвета.
Красный цвет художников
Любопытные факты из истории красного цвета встретились в книге Мишеля Пастуро “Красный. История цвета”. Он пишет о том, что красный цвет и его оттенки любили мастера Возрождения и барокко, в том числе Ян ван Эйк, Рафаэль, Рубенс.
“Очень рано цветовая гамма красного стала дробиться на различные оттенки; он позволял создавать более разнообразные и более нюансированные хроматические эффекты, чем какой-либо другой цвет. Художники нашли в красном возможности, позволяющие выстраивать целое живописное пространство, высвечивать отдельные зоны и планы, расставлять акценты, создавать ощущение ритма и движения, выделять те или иные фигуры. На стене ли, на полотне, на дереве или на пергаменте, музыка красных тонов всегда получается более богатой смыслами, более ритмичной и звучной, чем у других цветов».
Легенда о красном цвете
В книге “Красный. История цвета” М.Пастуро рассказывает любопытную легенду.
“…лабораторный анализ показал, что у художников позднего Средневековья для сюжетов, считавшихся символически “негативными” – адское пламя или лицо Дьявола, шерсть или оперение адских чудовищ и нечистая по той или иной причине кровь – часто использовалась одна и та же краска: сандарак, который ещё называли “индийской киноварью” или “драконовой кровью”. Об этой краске, достаточно дорогой, потому что её привозят издалека, в мастерских художников рассказывают удивительные истории. Говорят, будто она производится не из древесной смолы, а из крови дракона, растерзанного… слоном.
Средневековые бестиарии…. утверждают, что тело дракона наполнено кровью и огнём; когда после ожесточённой схватки слон вспарывает своими бивнями живот дракона, оттуда выливается вязкая, дурно пахнущая красная жидкость; из неё-то и делают краску, которая применяется для всех “негативных” сюжетов”.