Есть в Германии город, что лежит на самом стыке трёх государств – на границах с Бельгией и Нидерландами. Это Аахен, он расположен на земле Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen) . На его окраине даже есть столбик – Dreilaendereck, который принадлежит трём государствам одновременно. (Источник фотографии http://ikarus-288.de.tl/Aachen.htm).
Вы можете с гордостью сказать, что побывали в трёх странах, если только прикоснётесь к Dreilaendereck. Да и называют Аахен по разному – Аахен в Германии, Акен в Нидерландах и Акс-ля-Шапель в Бельгии.
Аахен. Первое сокровище
У Аахена никогда не было официального статуса столичного города, но по значению не только для Германии, но и для всей Европы, он, несомненно, сыграл столичную роль.
История Аахена уходит вглубь веков. Городу без малого 2000 лет. Римское поселение появилось здесь ещё в I веке от Рождества Христова благодаря сокровищу этих мест – горячим сероводородным и соляным источникам. Их обнаружили кочующие племена кельтов. Поселение посвятили римскому божеству Aquisgranum, вероятно, Аполлону Гранусу, этим объясняется латинское название Аахена. Решивший поправить своё здоровье король франков Пипин Короткий в 60-х годах VIII века решил построить здесь свою резиденцию, то есть пфальц, с купальней и капеллой. Но своим расцветом Аахен обязан сыну Пипина Короткого, императору Карлу Великому (742-814 годы, правил с 768 года). Король предпочитал Аахен другим пфальцам из-за его удачного местоположения и целебных источников, а в конце жизни он и вовсе избрал город своей главной резиденцией.
Великолепный и огромный по тем временам (20 га) дворцовый комплекс завершили около 800 года, в этом же году Карл получил корону Священной Римской Империи. Совершив немало славных дел, он почил в бозе и был похоронен в день смерти – 28 января 814 года в придворной капелле. Имя Карла Великого глубоко чтили во все времена. Это хранило и капеллу, и сам город. Когда же обрели мощи императора, то Аахен и вовсе стал важнейшим паломническим центром.
Со смертью последнего императора франков, Лотаря II в 869 году, пфальц в Аахене потерял значение главной резиденции Каролингов. Но уже через полвека о нём вспомнили. В 936 году в Аахене Оттон I, первый германский правитель из Саксонской династии, получил имераторский титул и корону. С этих пор здесь короновались 30 королей и 12 королев (По другим источникам – 35 королей и 14 королев). Более того, только интронизированный в Аахене правитель получал право на императорскую корону Священной Римской империи, которую вручал Папа Римский.
Не будем утомлять читателей подробным пересказом истории города. Мы преследуем иную цель – представить наиболее значимые сокровища Аахена. А все события, связанные с историческими драгоценностями поведаем в ходе повествования.
Императорская капелла. Аахен
Итак, начало императорской капелле (Capella in palatio) в византийском стиле положил в 796 году Одон Мецский – архитектор, приглашённый Карлом Великим. Папа Лев III освятил храм в 804 году. Храм достраивался, изменялся и расширялся с перерывами вплоть до XVIII века. (Из-за плотной городской застройки огромный собор можно снять только фрагментарно).
Чтобы понять замысел храма, придётся углубиться в европейскую историю. В первую очередь обозначим этапы развития средневековой культуры Западной Европы – его разделяют на дороманский период – VI–X века, романский – XI–XII века и готический – XIII–XV века. В этот период из множества государств-однодневок (в историческом масштабе) самым долговечным оказалось появившееся в V веке государство франков. При Карле Великом оно достигло небывалых размеров и окончательно отделилось от Византии. Христианский романо-германский мир оказался скреплённым императорской властью и стал называться Священной Римской империей.
«Каролингское Возрождение» – так по имени короля династии Каролингов Карла Великого стала именоваться эта культура, она ориентировалась на римскую античность. Для нас это важно, потому что собор в Ахене – это яркий пример архитектурного подражания античному образцу. Церковь была придворной молельней, входившей в пфальц Карла Великого. Капелла построена по примеру архитектуры Древнего Рима: на квадратном цоколе стоит низкая, круглая галерея, а над ней возвышается восьмиугольный в плане средний объем капеллы. Таким образом, римская кoнcтрукция получила мистическое толкование в христианской символике чисел – 7 – 12 – 8. Поясним.
Знак материального мира – это квадрат (нижняя часть храма), его число – четыре. Кpyг (круглая часть капеллы) – символ Святой Троицы, число 3. Если сложить 3 и 4, получается магическое число 7. Оно означает полноту духовной и материальной жизни. Перемножаем те же 3 и 4 и получаем 12 – богочеловеческое число как синтез духовного и материальнoгo. Оно означает и христианскую Церковь, её создали 12 апостолов, которые проповедовали учение Христа на все четыре стороны света. Восьмиугольник (верхняя часть храма) – число 8, похоже на развернутую по гoризонтали восьмерку – знак бесконечности, символизирующий бесконечную жизнь, гармонию плоти и духа.
Вот такая религиозная, символическая и даже мистическая программа заложена в конструктивном решении церкви. Поскольку храм достраивали и расширяли в последующие романской эпохи, его внешнее убранство – готическое, вполне в духе времени и места.
Аахенская волчица
Отвлечёмся от теории, войдём в храм через “ворота волчицы”.
Здесь же найдём и объяснение столь необычному названию главного входа. Нас встречает бронзовая волчица, романская или эллинская, сохранившаяся со II века.
Конечно, логично предположить, что Карл привёз волчицу в свою резиденция, как замену знаменитой волчице Вечного Города чтобы подчеркнуть, что Аахен – “новый Рим”. Эта версия не находит отклика у историков, ведь впервые бронзовую скульптуру в Аахене упомянули лишь в 1414 году в коронационной хронике короля Сигизмунда. Искусствоведы достаточно уверенно подтверждают, что отверстие в груди зверя появилось позже, скорее всего, волчицу использовали в комплексе фонтана. Левая передняя лапа волчицы не сохранилась, её заменили в XIX веке.
С волчицей связана интересная городская легенда. Говорят, что деньги на строительство собора пришлось брать у самого дьявола. Но он никогда, ничего и никому не даёт даром. Условием договора была душа первого, кто войдёт в отстроенный храм. И здесь горожанам на выручку пришла человеческая смекалка, они провели лукавого, запустив в законченный храм волчицу. Дьявол вцепился в зверя и только после этого заметил подвох, но дело было сделано, жертва принесена и долг оплачен.
Аахен. Аахенская сосновая шишка
Здесь же, в притворе храма находится и тысячелетняя (около 1000 года) бронзовая шишка. Её отлили как цельный предмет вместе с основанием, из сплава, не содержащего цинка. На шишке 129 металлических чешуек, расположенный в 9 рядов.
На концах чешуек находятся небольшие отверстия, скорее всего шишку сделали для фонтана. Стояла она на капители колонны, как небольшая корона, а сама колонна была помещена в центр фонтанной чаши. На основании шишки частично сохранились латинские надписи, можно прочитать только две из них. “Вода, дарованная миру, причиной стала цветения земли” и “Богат Евфрат и так же быстр, как стрелы Тигра.” Третья надпись появилась в 1620 году и гласит: “Удальрих, смиренный аббат, возносит благодарности Творцу”. На каждом из четырёх углов основания шишки были изображены аллегорические фигуры четырёх рек рая. До наших дней уцелели лишь фрагменты изображений. Во время правления Оттонов шишка находилась в атриуме собора и напоминала о pigna (итал. – еловая шишка), что находилась в атриуме собора Святого Петра в Риме. Со времён античности до средневековья такие шишки были обычным архитектурным украшением и в Византии, и на Западе.
Аахен. Внутреннее убранство капеллы
Если сказать, что внутри храм очень красивый – значит не сказать ничего. Это церковь, где всё: величина, форма, необыкновенно богатое убранство служит для особых чувств неземной радости, благоговения, потрясения от окружающей красоты. Такие эмоции испытает не только христианин, но и атеист, и последователь другой религии, настолько сильное впечатление производит убранство капеллы.
В первую очередь, поднимаешь глаза вверх и видишь сияющие неземным светом мозаики, где по стенам и сводам на божественном золотом фоне расцветают дивные разноцветные ковры.
Изумрудные виноградные лозы узоров чередуются с винно-красными гроздьями ягод. На золотых стеблях цветут белые и синие васильки. Святые мужи и жены в белоснежных одеяниях стоят в зелёной мураве с червонными маками у нoг. В сияющем золотом пространстве под куполом Христос восседает на троне, а вокруг горят небесные звезды. Купол окружают крылатые ангел, лев, бык, орёл (символы евангелистов) и их крылья вспыхивают красными, золотыми, небесно-синими всполохами.
Фигуры франкских королей в белоснежных одеждах праведников обращены ликами к Христу, они ровной процессией движутся к престолу Спасителя.
Мозаика королевской кaпеллы в Ахене, несомненно, ассоциировалась с роскошными мозаиками полов в парадных помещениях римских дворцов. Трудно оторваться от любования дивными смальтовыми картинами!
Не только мозаики, но и всё убранство капеллы выполнено в античных традициях. Стены храма отделаны мраморными плитами.
Второй и третий ярусы базилики поддерживают яшмовые и мраморные колонны.
Чтобы рассказывать о важнейшей реликвии храма, придётся снова вернуться к истории. Мы остановились на том, что Карл Великий был захоронен в капелле в 814 году. Точное место захоронения потерялось, ведь в 881 году Аахен разорили норманны. В 1000 году император Оттон III повелел найти и вскрыть могилу императора. Приказ исполнили и нетленные мощи великого основателя династии Каролингов нашли в необычной позе. Он восседал на троне перед своим мраморным саркофагом с изображением похищения Прозерпины. В его захоронении нашли множество ценностей – меч Карла Великого, кошель святого Стефана. Вместе с другими символами королевской власти, они стали императорскими регалиями, а позже оказались в Карлштейне, Нюрнберге, Вене.
Аахен. Паникадило Барбароссы
Спустя более, чем 150 лет после обретения мощей Карла Великого, священный престол императора занял Фридрих Барбаросса. О его правлении напоминает огромное медное позолоченое паникадило Барбароссы – вклад императора и его жены Беатрикс в королевскую капеллу Аахена. Паникадило сделано по образу и подобию горнего града Иерусалима, как его увидел Иоанн Богослов, автор Апокалипсиса. Светильник имеет восемь арок, шестнадцать башен, да и его размер (4,16 м в диаметре) равен одной восьмой диаметра Палатинской часовни в Риме, ведь по форме он должен был точно соответствовать архитектуре императорского храма.
Из 16 башен 12 – малые, а 4 – побольше. Панели малых башенок канделябра изображают сцены из жизни Христа – от Благовещения до Положения во Гроб, Вознесения, и Христа Вседержителя. Освещается храм 48 свечами, по числу 12 апостолов, 12 мучеников, 12 исповедников и 12 девственниц. Церковные хроники упоминают мастера Вибертуса, который работал над паникадилом. Но до сих пор осталось загадкой, участвовал ли мастер в изготовлении или установке светильника. Ведь в храме нет таких дверей, в которые мог бы пройти предмет такого размера, поэтому вполне вероятно, что Вибертус собирал паникадило на месте. В конце ХХ века огромный светильник поновили.
Рака Карла Великого. Аахен
В 1165 году Фридрих I Барбаросса добился канонизации Карла Великого. Его останки поместили в реликварий, а когда изготовили новую раку в 1215 году, его мощи перенесли в неё и до сих пор они хранятся в капелле. Форма реликвария довольно проста – он выглядит как однонефный храм. Убранство мощевика несёт целую программу торжества Священной Римской Империи Гогенштауфенов. На торце ковчега изображён Карл Великий на троне, в верхнем медальоне Христос благословляет императора. По бокам от него – фигуры папы Льва III и реймсского архиепископа Турпина. По бокам раки изображены 16 императоров: от последнего единовластного императора франков, сына и преемника Карла Великого, Людовика Благочестивого до Фридриха II Гогенштауфена. Все они последователи Каролуса Магнуса.
На крышке раки изображено житие Карла Великого, как последователя учения Христа.
Рака Девы Марии. Аахен
Ещё одна рака-мощевик, находящаяся в капелле, называется ракой Девы Марии. Дубовый ковчег покрыт позолоченным чеканным серебром. По форме реликварий очень похож на мощевик Карла Великого. Историки признают руку одного мастера, работавшего над обеими раками. Это тоже храм с одним нефом, но разделённый трансептом. В центре раки помещена фигура Богородицы с младенцем. На противоположной стороне – Карл Великий, слева – фигура Христа, справа – папы Льва III. На двускатной крыше мощевика изображены христианские праздники.
Аахен. Святыни
Рака Девы Марии сделана в 1239 году для четырёх величайших реликвий Аахена. Это риза Богородицы, бело-жёлтая туника с короткими рукавами. Пречистая Дева была одета в эту тунику в ночь Рождества в Вифлееме. Туника прекрасно сохранилась, ведь ткачество в Иерусалиме в библейские времена достигло высочайшего уровня.
Когда святыни вынимают, тунику помещают по стекло. Рядом с витриной стоит охрана и по очереди дежурят католические монахини. (Фото взято с сайта православной церкви святой царицы Тамары в Аахене http://www.rok-aachen.de/)
Пеленки Богомладенца Иисуса Христа тоже хранятся в реликварии. Они сделаны из плотной холщёвой ткани и, скорее всего, служили свивальником, в который младенца заворачивали поверх нижних пелёнок.
Две другие великие святыни: окровавленная повязка с чресл Иисуса Христа, в которой его распяли и плат, в него была завёрнута глава Иоанна Крестителя. Демонстрируют их, как и пелёнки Младенца Христа, в сложенном виде.
Начиная с 1349 года каждые семь лет святые реликвии вынимали из раки и показывали в галерее капеллы. В начале ХХ века эта традиция прервалась, но в память о ней каждые семь лет с седьмого дня седьмого месяца года ( с 7 июля) на протяжении семи дней множество паломников из всего христианского мира приезжают в Аахен поклониться святым мощам.
Без малого шестьсот лет, когда паломники могли видеть реликвии, в Аахене бытовала интересная традиция. Фигурка Богородицы на реликварии – съёмная. Каждые семь лет верующие могли видеть маленькую дверку раки, она находится за фигурой Девы Марии. Когда реликвии возвращали назад, дверку закрывали маленькими замочками и опечатывали свинцом на следующие семь лет. Ключи от от замочков раздавались на хранение церковным служащим и членам городского совета – эти два института отвечали за сохранность святынь. Так называемое право со-опеки ключей существовало с 1424 года до начала ХХ -го века. Миниатюрные замочки от раки Девы Марии сейчас выставляются в сокровищнице капеллы.
Ей посвящена отдельная статья – “Аахен. Сокровищница”. А мы немного прогуляемся по городу.
Аахен. Достопримечательности
Совсем рядом с капеллой расположена городская Ратуша. Нам не очень повезло, первую неделю сентября в Аахене проводится фестиваль народных промыслов и торговцы заставили весь центр города белыми палатками. Но кое-что снять удалось, в первую очередь – готическую Ратушу.
Её построили в начале XIV века на фундаментах дворца Каролингов. Конечно, она горела и, конечно, её перестраивали, последний раз в конце XIX века. Северный фасад здания украшают 50 статуй немецких правителей, а также 31 фигура императора, которые короновались в Аахене.
C правой стороны в Ратушу встроена древняя башня Грануса, она напоминает о римском периоде истории Аахена.
Напротив Ратуши установлена скульптура Карла Великого (1620 год).
В Ратуше сейчас работает музей. Интерьеры здания украшены фресками Альфреда Ретеля и Иозефа Керен конца XIX века, где изображены сцены жизни Карла Великого. Также там выставлены копии императорских коронных драгоценностей, готическая и барочная мебель. Работает музей ежедневно с 10 до 18, но иногда закрывается для проведения торжественных городских мероприятий. Вход – 5 евро.
Из 27 храмов Аахена выделяется церковь Петра и Марии.
У нас не было времени посетить православный храм, посвящённый святой царице Тамаре. Находится он в центре города, рядом с Theaterstrasse, на Schützenstrasse 13.
Нельзя не упомянуть термальные источники с целебной водой, с них мы начали рассказ о городе. Их обнаружили кочующие кельты за 100 лет до Рождества Христова. Температура воды самых горячих в Западной Европе серосодержащих минеральных источников от 37 до 77°С . Всего в Аахене 10 источников с очень высоким содержанием серы.
Источники стали известными благодаря римлянам, на протяжении нескольких столетий в них лечились легионеры. Но с распространением христианства о термах забыли, ведь церковь не одобряла плотских забав и купание в источниках относилось к запретным наслаждениям. О старых водных процедурах вспомнили во время правления Карла Великого. Хронисты говорят, что император страдал ревматизмом и воды Аахена ему очень помогали. Есть версия, что именно из-за горячих источников Карл Великий и решил обосноваться в Аахене. Elisengarten – сад Елизаветы расположен на том же месте, где лечился великий император. В ту пору там стояли церковь святой Елизаветы и монастырь урсулинок. Современную ротонду построили в начале XIX века.
До сих пор там бьют два источника с живительной влагой. Туристы заходят туда не только приникнуть к источнику, но и взглянуть на список знаменитостей, лечившихся в Аахене. Кстати, здесь же находится и офис туристической информации.
Подробные сведения о термах можно получить на этом сайте: http://www.euronotes.ru/aqua/geaachencarolusthermenbad.html
И ещё. Похоже, что Аахен – идеальный город для отдыха. Он очень милый, но не самый красивый город в Германии, его архитектурные достоинства уступают тому же Эрфурту. Но это замечательное место, где можно посидеть в кафе,
насладиться настоящим немецким пивом,
походить по магазинам (после 6 вечера и в выходные всё закрыто!), понаблюдать за местными жителями. Туристическая жизнь Аахена кипит в соборе и Ратушной площади. А в тихих улочках и пустынных переулках вы увидите настоящую жизнь немецкого города.
Если Вы путешествуете по северу Германии, не обойдите Аахен своим вниманием. Вы не пожалеете!
Полезную информацию о городе можно посмотреть на официальном сайте Аахена: http://www.aachen.de/
А мы послушаем аахенский карильон и пойдём в Сокровищницу Капеллы.
Источники:
Л.Г.Емохонова “Мировая художественная культура” – М.: Издательский центр «Академия», 2008
Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru/text/77174.html
Далее:
Двухэтажный автобус в Москве
Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide
У меня там живёт Тёща. Был там 1 раз на неделю приезжал.
Убогая деревня не более того.
А сайт очень классный и полезный!
Пётр, мы Вашего мнения об Аахене категорически не разделяем. А за добрые слова – спасибо, приятно.
Уважаемые GUIDE и VANDERER, спасибо за отличное описание “моего”, ставшего родным за 18 лет жизни в нем Ахена. Успехов Вам и новых красивых репортажей.
Семён
Семён, спасибо Вам за тёплый отзыв. Ахен – удивительный город, мечтаем в него вернуться! С уважением Татьяна и Пётр.
нахожусь сейчас в Аахене и наслаждаюсь этим милым уголком Земли!