Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле

1
132
А.М.Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле.
А.М.Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле.

Аполлинарий Михайлович Васнецов известен в русском искусстве панорамами старой Москвы. Художник увлечённо интересовался русским средневековьем, изучал летописи, старинные планы и карты города, непременно посещал раскопки, по результатам своих изысканий делал доклады в Историческом обществе Москвы.

Картины А.М.Васнецова на тему Москвы XVII столетия не являются документальной реконструкцией города. Но они показывают, как первопрестольная могла выглядеть триста с лишним лет тому назад.
В этой заметке подробно рассмотрим полотно “Гонцы. Ранним утром в Кремле”. Хранится картина в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Билет и аудиоэкскурсия в Третьяковскую галерею.

___

А.Васнецов Гонцы. Ранним утром в Кремле. Сюжет

Сюжет картины Аполлинарий Михайлович обозначил в её названии. Город ещё спит, улица пустынна и по выложенной досками мостовой ней скачут два всадника – монах в чёрной рясе и клобуке и доспешный воин.

Васнецов Гонцы. Ранним утром в Кремле
А.Васнецов Гонцы. Ранним утром в Кремле. 1913 год. Фрагмент

Есть мнение, что художник описал события Смутного времени. Скорее всего, гонцы несут тревожную весть. Они одновременно оглядываются назад, опасаются, нет ли за ними погони.
Если речь идёт о событиях четырёхсотлетней давности, то можно предположить, что гонцы присланы из Костромы, чтобы поведать Москве радостную весть о согласии Михаила Фёдоровича взойти на престол. Но вряд ли зритель подумает о мажорном звучании полотна. Настроение картины, цветовое решению, серое небо, тревожно оглядывающиеся вестники, взметнувшаяся стая птиц говорит о нерадостном известии.

А.М.Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле.
А.М.Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле.1913 год. ГТГ

А.Васнецов Гонцы. Архитектура Кремля XVII века

В знаковой для творчества работе «Гонцы. Ранним утром в Кремле» 1913 года Аполлинарий Михайлович Васнецов в очередной раз обратился к XVII веку. Сюжетное повествование оказывается для мастера подходящим поводом показать улицу в Кремле. Всадники всего лишь придают сюжетность и атмосферу выбранной сцене. Главное для художника – изобразить архитектуру Кремля.

В этом отношении Аполлинарий Михайлович очень точен. Он чётко включает в панораму различные здания, характерные для древней Москвы. Слева мы видим богатые белокаменные палаты.

А.Васнецов Гонцы. Ранним утром в Кремле. Фрагмент
А.Васнецов Гонцы. Ранним утром в Кремле. Фрагмент

Внимательный взгляд различит резные украшения, орнаменты, изразцы, кованые ставни и дымники печных труб и, наконец, слюдяные оконца. На углу каменного парапета красуется невиданный зверь.
Гонцы. Ранним утром в Кремле.
Слуга с раннего утра подметает ступени красного крыльца.
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Фрагмент
Справа стоит бедная деревянная избушка, чудом уцелевшая в тогдашнем Кремле.
Лубяная избушка на картине.
Дальше виден дом воеводы с расписными воротами. Гонцы как раз минуют его усадьбу. За домом можно заметить лестницу, ведущую к кремлёвской башне.
Дом воеводы
Столбы ворот украшены деревянными скульптурами стрельцов.
Деревянные украшения ворот.
Дальше по улице стоит одноглавая домовая церковь. Следом художник поместил дом на высоком подклете, такие строили в XVII веке. Следующее строение на улице – зелёный домик с голубятней. Из-за блика на снимке голубятню едва можно рассмотреть.
Архитектура кремля.
Аполлинарий Васнецов представил себе разные виды домов, как конструктор создал из них архитектуру города и перенёс на картину.

Из достоверных архитектурных мотивов мастер включил только кремлёвскую стену и круглую башня. Скорее всего, это Угловая Арсенальная башня, в XVII веке её называли Собакиной. Может быть на картине представлена круглая Беклемишевская (Москворецкая башня). Точно определить очень трудно, никаких других опознавательных знаков на картине нет. Вероятно, Аполлинарий Михайлович не стремился чётко привязать свой сюжет к существующей топографии Москвы. Он представил фантазию на тему архитектурного облика первопрестольной.

Художественные особенности картины “Гонцы. Ранним утром в Кремле”.

Для передачи настроения Васнецов избегает ярких тонов.  Название картины говорит о раннем утре, уже рассвело, но тяжёлые тучи закрывают голубизну неба. Солнце взошло, но мы не видим тёплых красок. Кажется, что вот-вот сгустятся сумерки.

Живопись отличает тонкий колорит и утончённая светопередача. Москва предстаёт перед зрителем как сказочный город. Так А.М.Васнецов представлял себе древний город и так его живописал.

А.Васнецов – бытописатель Москвы

“Васнецов создаёт своеобразную “машину времени” – с помощью исторического пейзажа он переносит зрителя в атмосферу давно ушедших времён. Главное, считал художник, – “определение столетия, конкретного периода истории, выраженного в своеобразии архитектурного пейзажа”, – пишет Елена Ивановна Ядохина в издании ГТГ “Аполлинарий Васнецов”.

Своим художественным бытописанием старой Москвы Аполлинарий Михайлович очень оригинален в искусстве. Этим он похож на московских краеведов, на историков Забелина и Костомарова. Архитектура Москвы всегда занимала мысли мастера. А.М.Васнецов был единственным художником, который публично выступал против сноса храма Христа Спасителя. И до последних минут жизни (умер в 1933 году) не знал об уничтожении собора. Родные, щадя чувства пожилого живописца, так и не сказали ему о сносе.

Билет и аудиоэкскурсия в Третьяковскую галерею.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Благодарю за возможность подробно рассмотреть полотно Аполлинария Михайловича. “Гонцы ранним утром в Кремле” – одна из тех работ, что погружает в архитектуру древнего Московского кремля. Возможно, что пейзаж выдуманный, но ведь все “выдумки” художника основаны на исторических фактах и подобная улица вполне могла существовать если не в кремле, то где-нибудь в Зарьядье. Гонцы действительно придают сцене живость и ощущение подлинных исторических событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь