1.Пять дней в Санкт-Петербурге – II. Прогулка от Мойки до Заячьего острова
2.Петропавловская крепость. Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла
3.Музей истории Санкт-Петербурга в Инженерном корпусе
4.По Петроградской стороне
5.По Васильевскому острову через Троицкий мост к Исаакиевскому собору
6.Исаакиевский собор
День второй. 26 февраля, воскресенье
Прогулка от Мойки до Заячьего острова. Пять дней в Санкт-Петербурге – II
Вчера закончила повествование у дома Адамини. Сегодня с него и начну. Любуйтесь!
Никаких гуляльных и музейных планов на Санкт-Петербург Начальник не составлял. Он сам был в городе триста тридцать и три раза, многое видел. А я почти в первый раз. Поэтому, мне всё было в новинку и в диковинку. Ярким солнечным утром едва ли не последнего зимнего дня мы просто шли гулять. И если вчера отправились к Дворцовой площади, то сегодня двинулись в строго противоположную сторону.
Мимо Марсова поля,
оставив по левую руку Миллионную улицу с Мраморным дворцом
к Троицкому мосту.
– Ага, вот что построили в Санкт-Петербурге в честь франко-русского договора.
Помните про мост Александра III в Париже? В столице Российской империи договор ознаменовали строительством Троицкого моста. Виды с него в ясный день – умопомрачительные!
Здесь же я получила исчерпывающую информацию обо всех без исключения зданиях зрительного ряда, включая домик Петра и «Аврору». Правда, кроме некоторых, особо выдающихся зданий, не помню ничего…. Эх, а Начальник так старался….
– Знаешь что? Пойдём-ка в Петропавловскую крепость.
Ты же хотела посмотреть императорскую усыпальницу? – вдруг организовал нашу бессистемную прогулку Начальник.
Почему бы и нет? Мы бодро направились через Троицкий мост. Удящий в Неве рыбку любитель напомнил о псковском рыбаке. На его футболке мы прочитали:
“Настоящий рыбак:
1.Только пришёл.
2.На червя.
3.Водку буду”.
Петропавловская крепость. Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Пять дней в Санкт-Петербурге – II
В Петропавловке пришлось несколько минут ждать открытия собора. Интересно, что в северной столице музейщики предпочитают зажухать полчасика у посетителей, экспозиции едва ли не всех музеев открываются лишь в 10.30, а то и в 11 часов. Но зато мы с упоением разглядели собор с площади и сделали несколько кадров без вечного туристического мельтешения перед камерой.
Внутреннее убранство собора нас мало интересовало. Разве что любопытно было взглянуть на православную церковь в интерьере совершенно европейской базилики.
Органа там, конечно, нет.
А вот кафедра имеется.
Мы стремились в Петропавловский собор чтобы взглянуть на надгробия русских императоров. Захоронения последнего русского монарха с семьёй поместили в Екатерининский придел собора.
Мы постояли у саркофагов Александра II,
Петра I,
других монархов.
Прошли в Великокняжескую усыпальницу и убедились, что Романовых хоронят в ней по сей день.
На улице мы воочию убедились в обманчивости балтийской погоды. Только что светило яркое солнце, но не прошло и двадцати минут, как от него не осталось и следа. Монетный двор пришлось снимать без солнца.
Комплексный билет давал право посетить несколько экспозиций на территории крепости. Мы дружно выбрали музей истории Санкт-Петербурга в Инженерном корпусе.
Музей истории Санкт-Петербурга в Инженерном корпусе. Пять дней в Санкт-Петербурге – II
Честно говоря, мы не собирались внимательно рассматривать всю экспозицию. Хотели быстренько пробежать музей и глянуть лишь на первый в отечестве автомобиль.
Но чтобы до него добраться, нужно пройти едва ли не через все залы. А как же их пройти, когда в одном – макет Шлиссельбургской крепости.
В другом – модель землянки первых строителей Санкт-Петербурга,
в третьем – прорисовка всех зданий на основных улицах города с указанием назначения каждого строения. И даже обозначена каждая из Двенадцати коллегий!
Как минуешь образцовые фасады?
Для подлых, в три окошка,
для зажиточных
и для именитых.
Как пройдёшь мимо зала, где верховный суд огласил приговор декабристам?
Мимо разреза петербургского доходного дома?
Так забавно рассматривать столовую,
детскую,
кухню!
Коллекции обуви? Светлые ботильоны с частыми пуговицами сама надела бы и зацокала каблучками!
Как не посмотреть небольшой фильм о том, как вырубали гранитный блок для Александровской колонны и каким образом её водружали на помост? Как пропустить ролик о Гром-камне?
Как не прочитать рекомендации для мытья головы, которую предписывается мыть не чаще раза в месяц? 🙂
Как пропустить медную ванну?
Рекламу курсов шофферов?
Макет Знаменской площади?
Смотрите внимательно на конную статую рядом с Николаевским (ныне Московским) вокзалом.
Помните, про “комод, на котором бегемот, на бегемоте обормот”? Да, да, тот самый знаменитый памятник Александру III Паоло Трубецкого. В следующих сериях покажу скульптуру, которая сейчас стоит во дворе Мраморного дворца. Москвичам композиция очень близка по работе Карла Фаберже.
В зале, посвящённом интерьерам в стиле модерн, мы и вовсе застряли надолго, рассматривая каждый стул,
каждую полку,
портьеры,
афиши кинофильмов.
Семейная фотография показалась очень забавной. Малыш ещё не дорос до семейной форменной одежды, а трое погодков уже заслужили наряд!
Вожделенный автомобиль даже показался не столь важным на фоне такой интересной экспозиции!
Выйдя на улицу мы с удивлением обнаружили оживление в крепости. Шемякинского «Медного сидня» сфотографировали, лишь вежливо попросив людей чуть-чуть отойти в сторону.
Невские ворота вообще не удалось снять без людей.
Привычные петербуржцы смело расхаживали по льду Невы, что нас, сухопутных москвичей, мягко сказать, удивило.
Выйти из Иоанновских ворот Петропавловской крепости и вовсе оказалось непростой задачей. Людской поток двигался в одном направлении, а мы, как всегда, шли противоходом.
Причину такого многолюдия мы угадали быстро. В этом году праздник Масленицы пришёлся на последнее воскресенье февраля и в Петропавловской крепости затевались народные гулянья. Но в наши планы они не входили. Правда, в крепости у нас остался свой интерес. Афиша на Комендантском доме сообщала о выставке модерна….
– Может пойдём? – остановились мы на минуту. И дружно решили, что не сейчас, в глубине души осознавая, что вряд ли выкроим драгоценные пару часов на второй визит в крепость и осмотр экспозиции. Но надежда ещё оставалась и мы, медленно пробираясь навстречу людскому потоку, всё-таки вышли из крепости.
По Петроградской стороне
Ещё дома Начальник пообещал показать мне модерн не на музейной выставке, а живьём, на улицах Санкт-Петербурга. Уверенно повёл к особняку Матильды Феликсовны, который мы рассмотрели во всех мельчайших подробностях.
Та же участь постигла соборную мечеть.
А вот дом в начале Каменноостровского проспекта впечатления на меня не произвёл.
Начальник даже обиделся.
– Вообще-то этот дом во всех справочниках обозначен. Это же дом Лидваля!
– Я вижу. Вполне себе хороший дом. Но не библиотека в Гейдельберге.
– А, смотри, «Брынза».
Мы же хотели перекусить в этой сети. Давай отметимся, время уже почти два.
Мы вполне убедились в добротности кухни, качестве напитков и приемлемой цене.
Довольно хорошо, но без восторгов. Смело рекомендуем «Брынзу», но сами туда сломя голову больше не побежим. Потому что есть в Питере и другие едальные сети и не сети, не одной же «Брынзе» кошелёк раскрывать!
На Каменноостровском сбылась моя давняя мечта. Я наконец-то заглянула во двор-колодец.
Гуляя по городу, я обнаружила что жильцы активно закрывают свои дворы. Кто – шлагбаумом, кто – решёткой, а кто и настоящими воротами с кодовыми замками. Пробраться в такой двор постороннему не так просто. А хочется. С детских лет помню, как заходила в один или даже пару таких дворов и удивилась меткости названия – действительно, находясь в таком дворе создаётся впечатление дна глубокого колодца.
Одной подворотней я не удовлетворилась, залезла в ещё одну, рядом с Австрийской площадью. Там колодец выглядел более цивилизованно, но своей сути не терял.
Показал нелицеприятную изнанку респектабельного буржуазного фасада. 🙂
Оценив преимущества московских дворов и пожалев бедных петербуржцев, мы немного постояли на Австрийской площади.
Дошли до театра имени Андрея Миронова, впечатляющего здания в духе готического замка!
Дальше по Каменноостровскому Начальник не повёл, свернул на Большой проспект. Здесь мы убедились, что инстаграмм, он и в Петербурге инстаграмм и ради себяшки, которая может набрать стопиццот лайков, можно, рискуя, наполовину высунуться из форточки. В голову пришла цитата из сборника советов «Как стать москвичом и не облажаться»: «Не надо постить в инстаграмм свой завтрак в «Шоколоднице». Москвичи встают поздно и завтракают дома». В общем, кто на свете всех селфее, инстаграмней и фебее? (Пока расчехляли Canon, девица в форточке оставила только голову 🙁 ).
Перспектива шлёпать по Большому проспекту испортила Начальнику настроение. Но на моё спасение откуда не возьмись вынырнул троллейбус, единичка. Он и довёз до стрелки Васильевского острова, по дороге познакомив с потешным кондуктором. Да, да, друзья, в общественном транспорте Санкт-Петербурга в феврале 2017 года всё ещё работали замечательные кондукторы. Наш дядечка сказал, что проезд стоит 40 копеек.
– Я понял. Всё как у нас. 40 рублей, Вы имеете ввиду?
– Это разве рубли? – парировал кондуктор, чем безоговорочно расположил нас к себе. Даже выходить было жалко.
По Васильевскому острову через Троицкий мост к Исаакиевскому собору. Пять дней в Санкт-Петербурге – II
Потом Начальник что-то рассказывал про Биржу, но я забыла.
А про Ростральные колонны помню – их ставят в честь морских побед, потому что было дело, римляне отобрали корабли у вечных противников, карфагенян, отпилили у них носы – ростры и соорудили монумент.
Мы досыта наснимали панорам от стрелки острова.
Правда, снимки вышли мрачные, не чета утренним, что делали с Троицкого моста. Мы снова подивились петербургскому обычаю гулять по льду
и отправились на Университетскую набережную.
От ясного солнечного дня не осталось и следа. Посыпал противный снег, подул промозглый ветер. Мы натянули капюшоны, камеру вытаскивали лишь в самые нужные моменты. Умышленный город – что с ним поделаешь? Он в нас снегом и ветром, а мы ему – не возьмёшь! Мы и у Кунсткамеры отметимся,
и Двенадцать коллегий рассмотрим,
и у Академии художеств,
и у сфинксов твоих постоим.
Потом – через Благовещенский мост мимо Николаевского дворца (почему Начальник не снял его?) на Конногвардейский бульвар.
Он аккурат вывел к Исаакиевскому собору.
Исаакиевский собор. Пять дней в Санкт-Петербурге – II
– Сколько время? Начало шестого? Должны успеть в собор.
Уже у Исаакия:
– Будьте любезны, нам два билета, мы музейные сотрудники.
– Только в собор. На колоннаду – за деньги.
– Не, мы не полезем наверх, давайте в собор.
Мы едва вошли внутрь, как к нашей группе подошла экскурсовод и шаг за шагом просто, доступно, логично и последовательно поведала историю создания шедевра архитектуры, лебединой песни Огюста Монферрана. Вот и он сам. Скульптура выполнена из всех пород мрамора, который использовался в отделке храма.
Что меня поразило больше всего? Мозаики. В первую очередь – потрясающие мозаики. Работа мозаичистов создаёт полное впечатление живописных полотен. Смотрите, вот это – мозаика, которую не успели заменить.
А это – живописное полотно на стене.
Тема – “Рождество Богородицы”. Даже вблизи, на экспозиции мы как завороженные стояли перед некоторыми композициями, поражённые цветовой гаммой панно, тончайшими переходами цвета, едва различимыми стыками между кусочками смальты и полным соответствием живописным образцам. Я бы сама ни за что не поверила, что эти два панно с изображением апостолов выполнены в технике мозаики. (Слева – Павел с книгой, справа – Пётр с ключами).
Если и вблизи едва можно отличить мозаику Исаакиевского собора от живописи, то что говорить о восприятии снизу?
Великолепно выглядят колонны из малахита и лазурита. Понятно, что из полудрагоценных камней сделан только тонкий слой, но как подобраны фрагменты материала, как уложены, без единого заметного стыка!
После экскурсии мы до самого закрытия бродили по собору, всматривались в каждый образ, в каждую композицию. Старались охватить взглядом весь собор.
Никак не могли оторваться от потрясающих полотен блестящих мастеров, академиков живописи Ф. А. Бруни, К. П. Брюллова, И. Д. Бурухина, В. К.Шебуева, Т. Неффа, Ф. Н. Рисса. Один из них (К.П.Брюллов) жизнью заплатил за создание живописных полотен, украшающих собор. Карл Петрович расписывал купол собора и настаивал на технике фрески.
Монферран же велел использовать масляные краски, опасаясь, что сырой петербургский климат испортит фрески. Увы, прав оказался Брюллов. Именно масляная живопись пришла в негодность, поэтому её стали заменять мозаикой.
Пожалуй, ограничусь краткой справкой из истории собора. Удивляюсь, почему моя детская память не удержала всего этого великолепия? Помню только маятник Фуко. Вероятно, в собор нас привели только для демонстрации опыта. И ещё яркий образ собора – это бесконечные ступени на колоннаду. Запомнилось, что в мои 14 лет летом, налегке, подъём был бесконечно труден.
Домой мы шли по Большой Морской мимо Астории и Англетера на ходу обсуждая, какая из гостиниц «круче». По неведомой нам причине Астория на несколько позиций обгоняет Англетер.
Ужинать в этот день мы решили дома. Зашли в придворный продуктовый, набрали всякой сухомятки, купили пива. Чек к оплате оказался на 150 рублей ниже, чем счёт в «Брынзе». Мы посмотрели друг на друга и я озвучила недоумение:
– Стоило огород городить? Сэкономили… !
Справедливости ради добавлю, что закупленной снеди нам хватило ещё на один домашний ужин, докупили только пиво. Всё же сэкономили!
Продолжение “Пять дней в Санкт-Петербурге – II” в третьей части.
Все статьи цикла:
1.Первые впечатления. Прогулка вдоль Мойки, Морской собор.
2.Прогулки. Музей истории Санкт-Петербурга и Исаакиевский собор.
3.Невский проспект. Казанский собор
4.Юсуповский дворец. Церковь Спаса-на-Крови. Вечерняя прогулка
5.Эрмитаж. Екатерининский дворец. Лицей
6.Мойка 12. Русский музей. Острова.
7.Отдельно проанализировала гостиницы Питера – “Отели Санкт-Петербурга. Отзывы. Цены”.
“Правда, кроме некоторых, особо выдающихся зданий, не помню ничего….” Я тоже мало информации с экскурсий в Питере запомнила, всё затмили эмоции. Вот их до сих пор помню, когда смотрю фотографии.
В Петропавловской крепости не была, если когда-нибудь ещё буду в Санкт-Петербурге, обязательно схожу туда, очень понравилась ваша экскурсия. А в Исаакиевском соборе была. Великолепие этого собора и мозаик тоже очень впечатлило.
Валентина, наверное, можно было написать про Питер что-то познавательное. Но что? Все известные достопримечательности неоднократно описаны до нас. Я именно хотела зафиксировать свои впечатления. Кажется, это более или менее удалось. Мне очень приятно, что Вы читаете меня. Простите, что я не частый гость на Вашем сайте, но по возможности стараюсь быть в курсе Ваших путешествий.
Интересный опус, спасибо! Я была в, тогда еще, Ленинграде несколько раз, но всегда зимой. Лучше всего помню самый первый раз: Русский музей и посещение Эрмитажа с отцом….
А разрез Петербургского доходого дома почему-то напомнил Barbie’s house :). Почти все мои знакомые с дочками покупали им такие игрушки.
Вера, спасибо, что читаете. Конечно, Санкт-Петербург забыть невозможно, он совершенно уникальный город.
Вера, разрезы домов мы видели и раньше. Кажется, в Амстердаме, в Риксмузеуме. Только там были разрезы бюргерских домов и мне они понравились гораздо больше, чем доходный в музее истории Санкт-Петербурга.
“Шестибочная крепость, в воде водруженна,
Не боится усильства Марса воруженна,
Но, щитя своих, крепко грозит и смелейшим.
Тут рукой трудился Петр и умом острейшим;
Обонпол искусные древоделов руки
Производят сильные врагам нашим муки…”
Я в Ленинград последние поездки совершал с книжкой, именуемой “Град Петров” , лучшего путеводителя в мире не найти. И никогда себе не прощу, что при первой и последней возможности подняться на смотровую бывшей таможни, оставил фотик в машине.
“А в сердце такая истома –
Не сердце, а Спас-на-Крови,
Хозяйка Фонтанного дома
В нем плачет о смертной любви…”
Саша, до чего же ты умный! Написал бы что-нибудь про Питер как ты умеешь.
Тань! Спасибо! Благодаря тебе мне сей “поханый хород” даже нравиться начинает! Вот и внутрь многих зданий опять же благодаря тебе вновь попала! Обычно в последнее время, если группы таки ж сопровождать по Питеру надо было, я запускала их внутрь музеев, а сама пользовалась моментом, отдыхала, попивая знаменитую “Балтику” (сейчас. кстати, не столь уж хорошую, её бренд в другие руки перешёл…)
Одно моё распитие “Балтики” себе до сих пор не прощу! Это когда мы были в круизе с дочкой, круиз заканчивался в Питере, там, слава богу, клиента передали на руки местных гидов, шатались одни. Зашли и в Петропавловскую крепость с её выставками. на одну меня по гидовской карточке не пустили, ну а для Женьки она бесплатно была. Я начала было базарить, но люто ненавидящие москвичей питерцы стояли насмерть! Ну и ладно… Запускаю ребёнка, а сама пью “Балтику” в ожидании (благо пивные точки попадались в то время в крепости на каждом шагу). Почему меня мучает до сих пор жгучий стыд?! Ну так выставка-то называлась “Средневековые орудия пыток!!!” Я когда пролистала купленную там брошюрку, так просто в ступор впала… Не мать а ехидна!!! В США таких с позволения сказать “матюрей” в тюрьму сажают! Но ребёнок ничего, вышел бледный но живой и сказал только с чувством, что её больше всего поразила “человеческая ярость”! (жестокость то есть). Ну да чистому всё чисто.
Кстати, когда я была моложе и мы по 20 человек гудели на моих днях рождениях на моих же 18 квадратах эта брошюрка была гвоздём программы наряду с “Кратким справочником венерических и кожных заболеваний” 1934 года выпуска, которая, естественно, начиналась :”Товарищ Сталин…” Ну да, самый лучший наш венеролог!
Ох, Лена, какой ты мне комплимент написала!!! Что я словом и чуйством заронила искру в твоём сердце. Что же я, получается, “глаголом жгу…”?!
А внутрь зданий, да со своей группой – это же любому экскурсоводу западло. Пётр во стольких музеях не был просто потому что он – на работе. А на ней, родимой, нет никакого настроя на искуйство-культурку. Поэтому чаще всего и выкладываем свои кровные, чтобы посетить знаковые места самим по себе, без всякого группешника. Я меньше подвержена таким настроениям, потому что чаще всего в посторонних музеях приходится переводить. Но вот в Суздале-Владимире – упаси меня Господи ходить в соборы-монастыри-деревяшки со своей группой. Не, я снаружи жду.
Лена, а средневековые орудия пыток – это жесть! Я представляю, о чём ты говоришь. Мы попали на подобную экспозицию в Чехии, в замке Локет. Какой ужас! Правда, мы взрослые люди, да ещё и блогеры, решили заснять все эти страсти-мордасти и живописать о них на сайте. Можешь себе представить – все снимки куда-то исчезли! Как сквозь землю провалились. Тогда у меня была новая камера, я ещё не очень хорошо представляла себе, как ею пользоваться. В общем, как оказалось, они аккуратно сохранились в отдельной папке, которую мы по незнанию стёрли! В общем, Господь отвёл. Но Евгению твою жалко….
Над венерологом хохочем… Пожалуй, так теперь и будем гада называть, с твоей лёгкой руки!
С удовольствием прогулялась с вами по Питеру. Надо же как можно по разному воспринимать одинаковые вещи. Никогда бы не сказала про Петропавловскую церковь, что это европейская базилика. Я привыкла видеть ее такой, какая она есть, я выросла среди этой европейской архитектуры и мне и в голову не приходило насколько она далека от русской. Уже после многочисленных поездок по Европе, я поняла, что Петербург самый не русский город России, столько у нас заимствований из стран Западной Европы в архитектуре и искусстве. куда не пойдешь на экскурсию услышишь, это копии статуй из Рима, а это копии из Ватикана, а здание Биржи скопировано с храма в Пергаме и т.д.
А дворы колодцы имеют чисто утилитарное назначение, их до сих пор строят, например, на Васильевском острове. Когда подует сильный ветер, вы поймете их преимущество.
А разве в Москве никто не ходит по льду? В разумных пределах и без фанатизма? Мы на даче на лыжах катаемся по льду озера, там ровно и гладко, а если есть следы снегоходов, то и безопасно. Неву раньше по льду спокойно переходили, сейчас все портят ледоколы, они периодически, обкалывают лед вокруг каких-нибудь объектов, ну и вдоль фарватера.
Елена, спасибо на добром слове! Для меня отзывы петербуржцев самые волнительные и самые значимые. Ну что я понимаю в городе, пробыв в нём жалкие несколько дней?
Пётр и Павел меня искренне ошеломил “европейскостью”. Такую архитектуру я привыкла видеть в Европе. У в Москве есть что-то подобное, но это англиканская церковь св.Андрея и католический костёл Пречистой Богородицы, совершенно очевидно, что архитектура таких церквей соответствующая. Я же выросла с твёрдым убеждением, что православный храм – это крестово-купольная конструкция, чаще всего – сверху донизу расписанная фресками или, увешанная иконами. Видела необычный храм (тоже, кстати, Петра и Павла) в Ярославле.
Но там убранство максимально приближено к православному и контраст не столь ярок.
Спасибо за разъяснение по поводу дворов-колодцев. Я думала, что такие дома без учёта всякой инсоляции строили из-за дороговизны земли и желания как можно более функционально использовать участок. Оказалось, что я ошиблась.
Хождение по льду в Москве совсем не принято. Редко-редко можно было увидеть одинокого рыбака-фаната. Лет пять тому назад и это стало невозможно – по Москве-реке круглогодично курсируют прогулочные ледоколы “Рэдиссон”. Конечно, где-то за городом на озёрах и мелких реках народ, наверное, ходит по льду. Хотя, в нашей деревне Истье река Истья очень коварная, сколько раз в детстве мы в ней зимой “купались”, потеряв бдительность и ухнув в полынью. По Москве-реке уже, наверное, лет 70 как никто не ходит, во всяком случае в пределах города. Поэтому нам было немного не по себе наблюдать картину свободного гулянья по Неве.
Елена, большое Вам спасибо за отзыв!