“Три вещи привозят с собой странники из Рима: нечистую совесть, расстроенный желудок и пустой кошелек”.
Ульрих фон Гуттен
В Италию авторы статьи только собираются. Загодя готовясь к поездке, мы тщательно просматриваем просторы интернета на предмет “Как съездить в Италию и не облажаться” 🙂 или 10 ошибок туристов в Италии.
Нас очень заинтересовала статья на английском языке о десяти типичных ошибок туристов в Италии. Текст написала живущая в Италии англичанка Сара Россо. Поэтому автор смотрит на итальянские привычки сквозь призму англо-саксонских традиций. Но некоторые из её наблюдений и замечаний могут очень пригодиться и нашим соотечественникам. Большинство советов относится к гастрономическим традициям итальянцев.
Представляю несколько типичных ошибок туристов при посещении Италии.
- Чаевые в Италии
- Билеты в общественном транспорте
- Руки прочь от товаров!
- Игнорирование обеденного времени чревато!
- Манера обслуживания
- Количество блюд
- Платить и заказывать или наоборот?
- Кофе — дижестив
- Добавки к пицце
- Это – не сиеста!
Чаевые в Италии. Первая из 10 ошибок туристов в Италии
Бывалые путешественники неоднократно повторяли, что в Италии не нужно давать чаевые. Конечно, если их предлагают, то работники сферы обслуживания примут их с удовольствием. Но помните, за такие элементарные вещи, как чашка кофе, поездка в такси, или ужин в пиццерии ничего доплачивать не нужно. Итальянцы оставляют чаевые только в исключительных случаях, например, на юбилей в дорогом ресторане.
Не возбраняется незначительно округлить счёт. Например, если сумма составила 99 евро, то не следует ожидать сдачи в один евро со сто евровой купюры. Округление счёта не воспринимается как чаевые. Это просто удобство расчета. Однако помните, что такое “удобство” не должно превышать 10-20 процентов от ценника.
В Риме избалованные туристами официанты и водители такси уже рассчитывают на чаевые. Повторяю, вам не нужно ничего оставлять сверх счёта в Италии. В большинстве случаев вознаграждение уже включено в чек. Вероятно, вам захочется отблагодарить носильщика или консьержа отеля, гида. Это ваше право. Вы можете также оставить мелочь сверх счёта в баре, но не слишком об этом заботьтесь.
Билеты в общественном транспорте. Вторая из 10 ошибок туристов в Италии
Предположим, вы хотите оплатить свой проезд в общественном транспорте непосредственно в автобусе или трамвае. В большинстве крупных городов Италии (Риме, Милане, Неаполе, Флоренции) билеты нужно покупать заранее. Более того, многие автобусные остановки НЕ оборудованы автоматами по продаже билетов. Лучше поищите газетный киоск или табачную лавку. В них всегда продаются талоны на проезд.
Важно! Если вы собираетесь пользоваться общественным транспортом в воскресенье, позаботьтесь о билетах заранее. Если конечно, вы не решили пройти квест “Найди открытый киоск в воскресенье”. 😉
В автобусе, равно как и в трамвае, нужно прокомпостировать билет – приложите его к аппарату, который отметит время и дату поездки. Таким образом ваш проездной документ станет действительным и его нельзя будет использовать второй раз. Оградите себя от последствий!
Руки прочь от товаров! Третья из 10 ошибок туристов в Италии
Не приведи вас Господь дотрагиваться голыми руками до фруктов и овощей на рынке или в супермаркете. В последнем около овощного и фруктового прилавков всегда есть целлофановые перчатки. Непременно наденьте их на руку, прежде чем выбирать. На рынке таких перчаток нет, потому что у итальянцев нет манеры хватать овощи руками. Вам нужно просто попросить продавца, указывая на понравившиеся экземпляры – торговец сам их положит в ваш пакет. Помните – в Италии прикосновение к овощам и фруктам считается признаком самого дурного тона и покушением на чужую собственность! Правда, в некоторых местах покупателям разрешается самим выбирать товар. Но если такое правило действует, вам непременно об этом скажут.
Игнорирование обеденного времени чревато! Четвёртая из 10 ошибок туристов в Италии
Большинство ресторанов Италии в послеобеденное время (с 14.30 до 19) закрыты. (Мы столкнулись с этим во Франции и в Германии). Забывчивость или незнание этого правила чревато тем, что вы останетесь без обеда. Например, поздно позавтракав, туристы увлекаются музеями, надеясь пообедать между 15 и 16 часами. И с удивлением обнаруживают весьма ограниченный выбор работающих заведений. А те, что открыты, предложат вам завалявшийся бургер. К тому же вас попросят не слишком рассиживаться. Посещая Италию (а также Францию), вам придётся подчиниться обеденному времени итальянцев – они обедают с 13 (иногда с 12.30) до 14 (реже – до 14.30).
Время ужина в разных регионах разное – чем южнее вы находитесь, чем позднее итальянцы садятся за стол. Правило “большого пальца” гласит, что столик следует резервировать на 20 – 20.30. Вечером рестораны редко открываются раньше 19 – 19.30. Если же вы проголодаетесь раньше, почему не пропустить стаканчик чего-нибудь, например, аперитива?
Манера обслуживания. Пятая ошибка туристов в Италии
Как не прискорбно сознавать, но правило “клиент всегда прав” в Италии не работает. Более того, создаётся впечатления, что рестораны нанимают меньше официантов, чем следует. Их работа заключается в принятии заказа и подаче блюд, а не в вопросах клиенту: “Привет, как поживаете?” Официантам не до вашего отношения к блюдам, желания добавки (кстати, такого понятия не существует), или другим “дружеским” просьбам. Официантам нет до них дела, им некогда отвлекаться на беседу! Вам остаётся набраться терпения, ожидая меню и свой заказ. Поймите, официант крутится, как белка в колесе.
Зато счёт вам принесут гораздо раньше, чем вы его попросите.
В одном из комментариев автору статьи написали, что она не права и сервис в действительности не столь медленный, как описано. Автор напоминает, что не обсуждает скорость обслуживания, но количество внимания клиенту. Ведь последний может ожидать, что кроме еды, ему причитается и доля заботы официанта. Автор статьи считает, что качество обслуживания достаточно высокое. Оно не включает ежеминутного внимания официанта, но проявляется в профессионализме.
Количество блюд. Шестая из 10 ошибок туристов в Италии
Совершенно неверно считать, что каждый раз вам нужно к антипасто (большая тарелка закусок из мяса и овощей, подаваемая перед основным блюдом) заказывать первое и второе блюдо. Итальянцы очень редко заказывают антипасто первое, второе и третье блюдо сразу. Да и вам не следует так делать. Если вы попробуете заказать полный обед, вы просто объедитесь. В качестве обеда вполне можно остановиться на только втором или только первом блюде. А вот на ужин можно заказать что-то посущественнее.
Платить потом заказывать? Седьмая ошибка туристов в Италии
Во многих итальянский кафетериях действует правила предварительной оплаты. Особенно это касается заведений, где вы не заметили официантов и касса расположена неподалёку от того места, где выбирают еду или кофе.
В таких сомнительных случаях, понаблюдайте, как действуют посетители. Или же спросите у обслуживающего персонала, как действовать – сначала платить, потом заказывать или наоборот – “scusi, si paga o si ordina prima?”. (Как понять, что вам ответят автор умолчала 😉 )
Кофе – дижестив. Восьмая ошибка туристов в Италии
В Италии считают, что кофе помогает пищеварению. Имейте ввиду, что кофе в Италии заказывают после еды и после десерта. В случае, если вы решите попить капучино до того, как вам принесли спагетти карбонара, будьте готовы к неодобрительным взглядам со всех столиков.
Добавки к пицце. Девятая из 10 ошибок туристов в Италии
Многие туристы, заказывая пеперони к пицце, ожидают найти в ней острое салями. На самом деле пеперони – это сладкий перец (в России он называется болгарским). Англичане считают пеперони острой салями. Поэтому, если вы действительно хотите заказать пиццу с острой салями, то не называйте добавку пеперони. Скажите, что вам нужна острая (дьявольская) пицца – pizza diavola. Или же поищите в меню пиццу, где среди ингредиентов значится салями пиканто – salame piccante. Кстати, здесь вас могут подвести ложные друзья переводчика. Пицца со сладким перцем – это peperoni. Пепперони (острая салями) – это pepperoni, разница лишь в двойном и одинарном “р” в середине слова.
Это – не сиеста! Десятая из 10 ошибок туристов в Италии
Мы привыкли, что многие магазины, особенно в оживлённых местах должны работать едва ли не круглосуточно. В Италии такой принцип не действует. Если вы обнаружили, что та или иная лавочка после обеда не работает, не обязательно называть это время сиестой. Некоторые магазины закрыты в определённый день недели, для них этот день – выходной. Также большинство торговых точек не работают в понедельник утром и открываются только после полудня. Но такие перерывы в работе зависят от географического положения и времени года. Но даже если магазинчике не работают, не следует думать, что это сиеста. Ни в коем случае! Вы же не в Испании! Торговля просто закрыта! Часы работы магазинов установлены муниципалитетом того или иного города и различаются в разных городах.
Конечно, Итальянские традиции не ограничиваются обозначенными правилами. Если читатели уже были в Италии и удивились их необычным правилам, мы будем очень благодарны за ваши дополнения.
Подготовка путешествия в Италию. Полезные ресурсы
Помните о полезных ресурсах, которые помогут вам подготовить поездку в Италию.
Отели и гостиницы от Booking.com
10 ошибок туристов в Италии – перевод статьи 10 Tourest mistakes when visiting Italy^ tiaaing, tickets, and more
Не соглашусь по поводу чаевых, прожила 3 года в Неаполе, и все местные оставляют как минимум 10-20 центов на баре за кофе. А практически все магазинчики закрыты с 2 до 4 на обед
Алина, спасибо, что развеяли сомнения. Я переводила эту статью с английского языка и как переводчик точно следовала оригиналу. Но по поводу чаевых тоже отнеслась к статье с недоверием. Благодаря Вам расставлены точки над i.
Таня, вы собрались в Италию? Очень интересная статья и комментарии получились. Надеюсь, что знатоки еще что-нибудь добавят. По непонятному стечению обстоятельств на меня в этом году идет поток информации по Грузии, Италии и Тунису. Я не успеваю переваривать даже.
Оля, мы в Италию давно собираемся. Полтора года назад уже совсем собрались – поездка была продумана, гостиницы забронированы. Но…. поездку пришлось отменить. С тех пор собираем информацию об Италии. Конкретных сроков ещё не наметили, но поедем непременно!
Мы тебе желаем все три направления поочередно! Чтобы непременно сбылись и непременно в скором времени!
Таня, а я даже не очень загадываю. Часто случается, что билеты беру, а потом думаю, что делать дальше. Поэтому не знаю даже хочу ли первоочередно в эти страны. Похоже, что все-таки Грузия летом будет, а дальше…
Оля, отличный подход к планированию путешествия. Наша коллега, друг и автор некоторых статей на сайте Марина Кедреновская тоже часто “пляшет” от билетов. На какие-то направления скидки, где-то отели дешёвые. Почему бы не исходить из этого? Я думаю, что все три твои направления весьма достойны. Но если выпадет четвёртое, думаю, что ты не расстроишься, а наоборот, с воодушевлением поедешь туда, куда легли карты!
Да, от США все время нужно ждать какого-нибудь подвоха
И еще один момент. Оставлять чаевые может быть не принято у МЕСТНЫХ. Они ведь там в траттории ходят как в столовые, в обеденный перерыв. Мы тоже не оставляем чаевые в столовых. Но если я – турист – пришел в эту тратторию не просто утолить голод, но и получить новые впечатления, и я эти впечатления получил – я оставлю чаевые. И вместе с ними оставлю у итальянцев хорошие воспоминания о “руссо туристо”.
Дмитрий, просто в некоторых странах чаевые обязательны. Например, в США. 🙂
Доброго времени суток! Италия страна, конечно, небольшая, но разница достаточно ощутима между севером и югом. Я живу на юге уже более 8 лет, и что касается чаевых, то могу сказать одно: их здесь не оставляют. В счет входит т.н. обслуживание, coperta, на каждого гостя, если этот гость занимает место за столом. Как правило, это около €1,5-€2 с человека. Более того, иногда владелец ресторана/траттории/пиццерии может сделать “широкий жест” с барского плеча, не включив в счет стоимость кофе или ликёра. Но это как повезёт.
Светлана, огромное Вам спасибо за уточнение, для нас оно очень важно! Италия – ещё неизведанная нами страна, поэтому Ваше пояснение – значительная лепта в нашу подготовку. Благодарим от души!
Про чаевые: я немного о другом. Я не согласен с самим подходом “не нужно оставлять” или “необязательны” (равно как и “обязательны” или “нужно оставлять столько-то %”. Чаевые – это В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ Ваше личное решение. Никто не может заставить Вас их оставлять, равно как никто не может Вам запретить это делать. Хотя, конечно, может где-то это запрещено законом (расценивается как взятка, и за это сажают)? 😉
Не согласен с самой формулировкой “не нужно оставлять чаевые”. Лично я всегда оставляю чаевые (хоть в Италии, хоть в России), когда доволен едой и обслуживанием. Это личное дело каждого, и пусть “бывалые путешественники” хоть заповторяются. 😉
Также по моим наблюдениям кафе и рестораны, ориентированные на туристов, работают без перерывов. А вот традиционные траттории и остерии, где в основном обедают местные, действительно, закрываются на время, когда “все нормальные люди уже поели”. А традиционные пиццерии, кстати, работают только по вечерам, т.к. пицца для итальянцев – это вечернее блюдо, а не “шаньга к чаю”.
Дмитрий, спасибо за отзыв. Мы не волшебники, только учимся, поэтому рады любому отзыву всех, кто был в Италии. Честно говоря, статья, которую я переводила несколько провокационная. Я сразу это почувствовала, но надеялась на то, что на неё отзовуться многие путешественники, побывавшие в Италии. Кажется, я не ошиблась. 🙂 По поводу чаевых – не соглашусь. В некоторых странах чаевые уже включены в счёт. В Австрии нас официанты прямо спрашивали, когда мы расплачивались картой – включить чаевые в счёт? Мы иногда соглашались, иногда чай давали наличными. Если чаевые уже включены в счёт, я бы не стала шибко усердствовать. Но это личное дело каждого. Где-то чаевые обязательны, где-то – нет. В Италии – не обязательны и это следует знать.
Интересная статья, но местами она устарела. Билеты на автобус можно купить в специальных автоматах по их продаже, такие автоматы точно есть на каждой станции метро в Риме. В туристических местах, типа Рима, Флоренции, Пизы, и даже Триеста все кафе работают без перерыва на обед. Сиеста возможна только в достаточно провинциальных местах, мы сталкивались с сиестой в продуктовых магазинах на Лидо ди Езоло, но кафе там работали даже в обед. Тихий час или сиеста объявляются даже в итальянских кемпингах, там как в пионерском лагере через громкоговоритель вещают, что с 14 до 16 шуметь и ездить по территории на авто запрещается.
Кофе итальянцы пьют из рюмочек, я просто не могла на это смотреть, а чай там совсем не принято пить. После нашего прискорбного случая в ресторане Рима, мне столовые, где сначала платишь, а потом ешь представляются совсем не плохим вариантом. Про пеперони никогда не задумывалась, а вот дьявольскую пиццу мы действительно ели, было остро.
Елена, я с Вами согласна, что в некоторой степени Италия более приспособилась к запросам туристов.
Автор статьи не пишет, что автоматов по продаже билетов нет. Они есть, но не на всех остановках. И если нужен билет на трамвай, то зачем спускаться в метро?
По поводу часов работы кафе не уверена, что всё открыто. Во Франции мы неоднократно и повсеместно (кроме Парижа) столкнулись с проблемой того, что днём рестораны закрыты. Про сиесту не буду спорить, автор статьи подробно об этом рассказала.
Елена, спасибо за Ваши добавления, они действительно ценны, тем более для нас, профанов в итальянских вопросах. Но путешествовать мы точно будем по не шибко туристическим местам. Для нас все советы важны!
Опускаться в метро это сильно сказано, в Риме, например, очень мелкое метро, почти подземный переход, а не метро. Автоматов на остановке в Риме не видела, очень много автоматов наставлено в районе Термини, их ж.д. вокзала, там же начинают движения многие маршруты автобусов.Большинство туристов начинают свой осмотр Рима с этого вокзала, туда прибывают аэро-экспрессы.
Елена, спасибо огромное дополнения! Мы совсем не знакомы с итальянскими “штучками”. А в метро всё же спускаются, а не опускаются. 🙂 Хотя в Москве и булку называют батоном. 🙂
Осматривать Рим мы вряд ли начнём от вокзала. 🙂