Русское ювелирное искусство XVI века

Упоминания о придворных мастерских встречаются в царских грамотах начиная с XVI века. Располагались такие мастерские обычно на первых этажах царских палат, поэтому их тоже называли палатами. При дворе русских государей существовала не только оружейная палата, в которой изготавливали и хранили драгоценное оружие, но также конюшенная, чьи мастера делали богато украшенную сбрую для царских коней, золотая и серебряная, и, особняком, золотая царицына палата, где лучшие мастерицы украшали царские одеяния и шитые иконы.
В витрине № 5 второго этажа Оружейной палаты представлены драгоценные предметы, рассказ о них продолжает тему русского ювелирного искусства XV века. Некоторые традиции и техники пришли из XV века, но многие приёмы мастера освоили лишь в XVI столетии.

В коллекции Оружейной палаты есть несколько золотых и серебряных тарелей. Особо выделяется блюдо, преподнесённое Иваном IV в подарок его второй жене, кабардинской (черкесской) княжне Кучинеи, в крещении Марье Темрюковне. По русскому обычаю на этом блюде невесте поднесли головной убор замужней женщины — кику.

В растительный чернёный орнамент края блюда включены шесть продолговатых пластинок — клейм. На клеймах надпись: «В лето 7069 (1561)… милостью благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича государя Всея Руси сделано блюдо благоверной царицы великой княгини Марии».  Долгие годы это блюдо служило образцом для других золотых дел мастеров, в коллекции Оружейной палаты находится несколько подобных блюд, уступающих оригиналу в мастерстве и качестве исполнения.

После смерти царицы в 1569 году блюдо отдали в Троице-Сергиеву Лавру на помин души Марии Темрюковны. Вновь в Оружейную палату оно поступило в 1928 году.

  • ЧЕРНЬ

Чернь состоит из серебра, свинца и красной меди с добавлением серы – из смеси этих минералов делали порошок. Затем этим порошком заполняли либо фон, либо рисунок, вырезанный на поверхности драгоценного металла. Изделие ставилось в печь. Когда его вынимали, выглядело оно чёрным, закопчёным. Мастер пемзой убирал всё лишнее, а затем полировал поверхность углём. И если сравнить это блюдо с поздним повторением, то заметно, насколько блюдо Ивана IV красивее, изящнее, благороднее.

Кадило — вклад Ирины Годуновой в Архангельский собор Кремля на помин души её усопшего супруга Фёдора Иоанновича — было признано шедевром еще при жизни дарительницы. Был даже издан особый указ, разрешающий пользоваться этим кадилом не более девяти раз в году во время поминальных служб по царю Ивану IV Грозному и его ближайшим родственникам.

Кадило сделано в форме русского храма с двумя рядами кокошников. Венчает его крест на луковичной главке с невысоким барабаном. Мастер не забыл и «оконца». Вся поверхность «храма» изукрашена чернью. В этой технике русские мастера выполнили фигуры 12 апостолов и святых, соимённых членам царской семьи.

Фигуры святых изображены в движении, разных позах, они динамичны, выразительны, движения полны грации и лёгкости.  Мастер передал повороты головы, складки одежды, свето-теневую моделировку фигур. Кажется, что они нарисованы тушью на бумаге, а не изображены чернью на золоте.

Чернёный узор дополняют драгоценные камни — сапфиры, изумруды, лалы (красные камни — шпинели или рубины). Немного найдётся произведений искусства, которые могли бы соперничать с кадилом. Это удивительно цельное и совершенное, высокохудожественное творение, где во всём соблюдена мера.

Оклад на Евангелие 1571 года. Это вклад Ивана Грозного в Благовещенский собор по случаю женитьбы на Марфе Собакиной.

Как отступление от темы следует заметить, что выбор невесты для царя в XVI веке не сравнится ни с какими нынешними конкурсами красоты на звание «Мисс Мира», «Мисс Вселенная». По численности участниц новомодные соревнования явно отстают от церемонии выбора царской невесты. Когда Иван Грозный выбирал себе третью жену, в Москву привезли полторы тысячи девушек из знатных семей. Из полутора тысяч выбрали 12, затем – 5, и, наконец, только одну — Марфу Собакину. Иван Грозный вручил ей платок-ширинку и перстень, её и нарекли царской невестой. Однако после свадьбы Марфа прожила всего лишь две недели. Существует версия, что её отравили.

Оклад являет собою замечательный образец ювелирного искусства. По словам специалистов, оклад может служить хрестоматией по ювелирному делу XVI века. Златокузнецы украсили его, используя все известные техники того времени.

Это и чеканка (евангелисты по углам), и скань, хотя она почти не видна под эмалью, это и собственно эмаль, и чернь – ею сделаны надписи на медальонах с евангелистами, и камни – сапфиры, любимые каменья царя, турмалины и топазы. Мастер красиво обрамил ими центральный медальон, выложил по контуру оклада.

Эмаль в окладе 1571 года только пробивала себе путь, листочки и цветы сканого орнамента покрыты неброскими, приятными глазу тонами.

Рельефные фигуры евангелистов выполнены в технике чеканки. Их фигуры обозначены мягкими, плавными линиями, видна каждая складка облегающих одежд.
Резьба по камню очень широко использовалась в Византии. Это одно из древнейших художеств, именуемое глиптикой.  (Глиптика — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях и геммах). Три драгоценных резных панагии в коллекции сделаны из сардоникса. Этот трёхслойный камень, скорее всего, происходит из Италии,  резьбу же выполнил русский мастер. На одной из панагий – фигура Иоанна Предтечи, на двух других — Богоматерь и Иоанн Лествичник. На Руси, как и в Византии Иоанн Креститель обычно изображен с крыльями, он держит в руках чашу с отсечённой головой. Историки считают, что эту панагию вырезали специально для царя Ивана IV Грозного.

У панагии богатое «криминальное» прошлое. В первый раз она пропала из сокровищницы в Смутное время. При первом Романове её выкупили у торгового человека и вернули в казну. Во второй раз, её украли уже в начале ХХ века. Лишь после войны панагию случайно обнаружили в антикварном магазине в Москве и передали в Оружейную палату.

Мерная икона царевича Ивана с эмалями по сканому узору. Эта икона — самая ранняя дошедшая до нашего времени мерная икона. Икону написали в честь рождения наследника Ивана. На ней изобразили небесного покровителя царского сына. Высота иконы соответствует росту младенца Ивана сразу после рождения, почему икона и называется мерной.

Изящный узор из тончайшей скани залит нежной белой, голубой, зелёной, синей эмалью, в которую добавлены блестящие золотые капельки зерни. Жемчуг и крупные самоцветы в золотых гнёздах придают  окладу особую красоту.

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ НОВГОРОДСКИХ МАСТЕРОВ. ВИТРИНА 7.

После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 году, многие местные ювелиры стали применять известные в столице техники. Но больше всего им полюбилась скань. Серебряный оклад на Евангелие новгородский мастер украсил тончайшей сканью в виде причудливых стебельков. Распятие в центре и фигуры евангелистов выполнены в технике литья. Тёмно голубая, чёрная и зелёная эмаль оттеняет фигуры светлых тонов. Редкие камни в тон эмали дополняют изысканный декор оклада.

В 1673 году серебряных дел мастер Григорий Иванов, прозванный Новгородец, сделал для новгородского митрополита Питирима, будущего патриарха, серебряный стакан на трёх ножках. Он сплошь покрыт  рез­ными изображениями. Каждый элемент узора представляет собой занимательное повествование сказочного или биб­лейского характера.

Цветовая гамма новгородских эмальеров XVI века сдержаннее и спокойнее московской. Это видно на потире XVI века из Новгородского Георгиевского монастыря. По краю чаши тёмно-синей эмалью нанесена надпись в технике «оброн». Это особая техника резьбы по металлу, когда фон около надписи или рисунка выбирается с помощью резца. Таким образом рисунок получается рельефным.

Ниже на теле потира изображен Деисус, под ним — фигуры апостолов Петра и Павла. Интересно, что ножка выполнена гораздо раньше самой чаши. Предполагается, что она сделана во Франции в ХIV веке.

Тема  «Русское ювелирное искусство XVII века» раскрыта в отдельной статье.
Рекомендуем следующие статьи
Русское ювелирное искусство XII-XV века
Русское ювелирное искусство XVII века
Колыбель Александра I
Серия статей о пасхальных подарках К.Фаберже. Первая статья.

Источники:
1.Лекторий московского Кремля. Лекция «Искусство русских златокузнецов XII-XVII веков. Старший научный сотрудник Григорьева Наталия Александровна.
2.Методические рекомендации по подготовке обзорной экскурсии по Оружейной палате. Составитель: Филатова Т.В.
3.К.В.Донова, Л.В.Писарская «Оружейная палата», М., Московский рабочий, 1960 г.
4. И.Ненарокомова, Е.Сизов «Художественные сокровища Государственных музеев Московского Кремля», М., Советский художник, 1978 г.
5.И.В.Фаизова «Методические рекомендации к обзорной экскурсии по Государственной Оружейной Палате Московского Кремля, М., Спутник, 2011


Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *