ЖивописьТьеполо и Питтони в ГМИИ

Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) работал в декоративном жанре параллельно с прославленными мастерами ведуты Антонио Канале Каналетто и Бернардо Беллотто.

Детство у художника было не слишком счастливым. В семье рано умер отец и мать осталась одна с шестерыми детьми. Жили они бедно и Джованни Баттиста пришлось учиться ремеслу, он попал в мастерскую художника и в 19 лет  выполнил первый в своей жизни заказ.  В 1719 году он женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джованни Антонио. Прославленные мастера — Тьеполо и Гварди были не только  друзьями по цеху, но и родственниками. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей.  Все мальчики стали художниками, но знаменитым – только один — Джованни Доменико Тьеполо.
«Мадонна со святыми Людовиком Тулузским, Антонием Падуанским и Франциском Ассизским».

 Картина была написана в 30-е годы XVIII века для церкви Сан Проволо в Венеции. (Храм закрыли в начале XIX века, произведения были распроданы). В ГМИИ полотно поступило из «Антиквариата», его обменяли на две створки алтаря Ботичелли. В результате музей потерял работы прославленного мастера XV века, а две другие  части —  «Благовещение», Богородица и Архангел Гавриил до сих пор находятся в экспозиции ГМИИ. Вместо шедевра Ботичелли музей приобрёл эту картину. Происходит она из чьего-то частного собрания Москвы, владелец коллекции неизвестен.
На полотне Богородица сидит на высоком престоле, часть его скрыта облаками, поэтому создаётся впечатление, что она либо парит в небе, либо только что спустилась с небес.

В настоящее время предстоящие святые атрибутируются как Людовик Тулузский, Франциск Ассизский и Антоний Падуанский. Сайт ГМИИ отмечает, что к такой атрибуции склоняются все зарубежные исследователи.

Но первоначально персонаж с лилией, изображенный на первом плане  считался святым Домиником. Некоторые отечественные искусствоведы по сей день придерживаются старой версии и имеют на то основание.

Образ Богоматери на полотне изысканный, тонкий, даже манерный. По характеру он очень близок к образу Мадонны Буше (в зале французского искусства). И Доминик, как будто танцует, протягивая Деве Марии лилию. Все лица на картине очень тонкие, они кажутся измождёнными.
Кожа Мадонны белая, прозрачная, фарфоровая, светящаяся изнутри. Мастер достигает этого эффекта, используя на лице различные красочные тона. Синяя тень на виске Мадонны по законам контраста делает её кожу сияющей.  Причёска Девы Марии очень проста, она совсем лишена изысков, свойственных эпохе.
Предстоящих святых художник тоже наделяет человеческими чертами. Он прописывает детали, выделяет вены на висках. Мы видим, как они вздулись и напряжены не только на лице, но и на руках. Особенно это заметно у святого Франциска, целующего руку Спасителя.
Интересны изображения Земного шара и собаки в ногах у Мадонны. Святой Доминик основал монашеский орден доминиканцев – проповедников. Они были призваны распространять учение Христа по всему миру, отсюда возникает символ Земного шара. Название ордена доминиканцев (Domini Canes)  переводят c латыни как «псы господни», поэтому включение собаки в композицию также полностью закономерно.

 Череп с крестом символизирует бренность бытия. Ангелочки изображены без тела, только головки, но крылья и перья на них прописаны очень реалистично.

Интересно, что с одной стороны в композиции передан религиозный экстаз. С другой, картина очень нарядная и красочная, совсем не пугающая, как у Алессандро Маньяско.
Джованни Батиста Тьеполо был весьма плодовитым художником, у него невероятное множество работ. Все его картины очень подвижны, в них нет персонажей, застывших подобно статуям. Его герои всегда находятся в движении: Доминик протягивает Богородице лилию, Франциск склонился перед Спасителем, Дева Мария протягивает ему младенца, Антоний тоже устремляется к Мадонне, ангелы летят. Подобное движение присутствует в любой работе мастера.
Стиль этого произведения до конца не определён. Кто-то считает, что это позднее барокко, кто-то склоняется к стилю рококо. И те и другие находят черты, близкие и одной и другой художественной эпохе. Но полотно не дотягивает ни до одного, ни до другого стиля. Здесь нет воздушности и лёгкости, игривости рококо. Нет и тяжеловесности барокко, как у Джованни Баттиста Питтони.

Ещё одна картина Тьеполо, представленная в нашем собрании, называется «Смерть Дидоны».

Работа написана на классический сюжет, её признают несомненным шедевром музея и лучшей работой Тьеполо в собрании ГМИИ. Это иллюстрация  «Энеиды»  древнеримского  поэта  Вергилия.

Потерпевший кораблекрушение у берегов Африки герой Троянской войны Эней оказался в Карфагене,  где полюбил царицу Дидону.  Но счастье влюблённых было недолгим,  вскоре, по воле Зевса, герой отплыл к италийским берегам чтобы стать родоначальником римского народа.  Покинутая  царица  в  отчаянии взошла на костер.

Мы видим здесь Энея, стоящего в греческом шлеме и отвергнутого жениха Дидоны ливийского царя Ярба. Сама Дидона, полная отчаяния, лежит на приготовленном костре, её поза выражает глубокую душевную боль.

Чтобы усилить трагизм события, Тьеполо решил сделать Энея свидетелем гибели возлюбленной. Он противопоставляет две группы героев —  поражённые Эней и Ярб  стоят неподвижно, словно окаменевшие. Рядом с царицей её приближённые бурно выражают чувства.

И даже мраморная кариатида вторит горю людей — она опустила голову и сложила руки. Строгие дорические колонны оттеняют напряжение в левой части полотна.

Цветовая гамма полотна почти монохромна. Но глаз различает тончайшие оттенки медово-жёлтого, светло-голубого, розового, зеленоватого, коричневого, сиреневого. Тона сгущаются и становятся интенсивными в одеяниях Дидоны и Энея.

Некоторые историки предполагают, что это полотно в собрании ГМИИ — эскиз к ненаписанной Тьеполо фреске, предназначавшейся для украшения виллы Вальмарана близ Виченцы.

Блистательно написанное полотно может быть навеяно оперными постановками. В это время опера начинала только только выкристаллизовываться как отдельный музыкальный жанр.

Джованни Баттисто Питтони (1687-1767). Венецианский мастер испытал большое влияние Тьеполо.

«Смерть Софонисбы»

Эпизод войны Рима с Карфагеном (конец III в. до н.э.), в которой участвовали цари разных нумидийских племен. Царь Сифакс взял в жёны дочь карфагенского вождя Софонисбу. В войне он выступил против римлян, на стороне Карфагена и был побежден союзником римлян царем Масиниссой (по некоторым источникам прежним женихом Софонисбы). Чтобы спасти Софонисбу от плена Масинисса женился на ней. Но римский полководец Сципион потребовал выдачи женщины, и Масинисса был вынужден послать ей яд. На сцене мы видим, как Софонисба выпила яд и упала замертво.

Картина принадлежит к типу больших декоративных композиций, которые предназначались для помещения над дверью. По стилю это явное барокко с присущей ему тяжестью. Мы чувствуем вес всех этих драпировок, они тяжелы и заполняют собой  пространство картины, для воздуха остаётся очень мало места.

Мы завершим разговор об итальянском искусстве рассказом о братьях Гварди — Франческо и Джанантонио.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

Слово молвить