Оружейная палата в Вене

или Палата придворного охотничьего и защитного вооружения.

В один из венских вечеров мы вспомнили о том, что билеты в Художественно-Исторический музей дают право на посещение нескольких экспозиций. В главном здании мы уже были и решили зайти в Новый Хофбург, где хранятся несколько интересных коллекций: оружия и доспехов, музыкальных инструментов и артефактов, найденных археологами на месте античного города Эфес. Нас, в первую очередь, заинтересовало великолепное оружие и доспехи Габсбургов.

Здание, занятое музеями, строилось как часть дворцового комплекса Хофбург по проекту архитектора Готфрида Земпера. Он много работал в Дрездене, но после революции 1848 года вынужден был эмигрировать. Архитектор оказался в Вене на склоне лет — в 1871 году и по приглашению самого Франца-Иосифа занялся строительством на Рингштрассе. Однако в 1876 году, задолго до завершения строительства, Земпер отошёл от участия в проекте и покинул Вену. Грандиозный ансамбль так и не был завершён, но даже в таком виде он производит колоссальное впечатление.

Музей занимает и третий этаж дворца. Наверх ведёт роскошная лестница, отделанная мрамором.

Вдоль полукруглого фасада расположена внутренняя галерея.

С неё и начинается знакомство с Палатой придворного охотничьего и защитного вооружения — именно так официально называется венская оружейная палата. Считается, что это наиболее крупное собрание оружия и доспехов в мире.  В XIX веке все оружейные палаты австрийских Габсбургов были собраны в Вене. В её основе — палата личных доспехов императоров, где хранилось драгоценное вооружение, начиная с 1436 года. По крайней мере, это первое датированное упоминание об арсенале Священной Римской империи Германской нации в исторических хрониках. Вторая большая коллекция — «палата придворного оружия и придворной охоты». Третья часть — уникальная «палата вооружения героев» эрцгерцога Фердинанда Тирольского.
В 1889 году собрание было открыто для публики под названием «Коллекция оружия». Чтобы наиболее полно отразить тематику этого музея в 1989 году он получил своё нынешнее название «Палата придворного охотничьего и защитного вооружения». Экспозиция представляет развитие парадного рыцарского доспеха на протяжении нескольких столетий.

На лестнице выставлены наиболее древние образцы защитного вооружения. В первую очередь это шлемы. Они существуют с античных времён. Интересны шлемы с наносником, защищающие лицо воина от рубящих ударов. Здесь же представлена кольчуга, на Западе их широко использовали вплоть до позднего средневековья.

Шлемы с наносниками, котелковые шлемы и кольчужная рубаха Х-ХIII столетий.

Пластинчатый доспех, ассоциирующийся у нас со словом «рыцарь», появляется на рубеже XIV-XV столетий в Италии. Латы, закрывающие тело всадника с головы до пят, получили название «кираса». Весили они не очень много — от 15 до 20 кг.

Рыцарские доспехи. Крайняя слева — кираса курфюрста Фридриха фон дер Пфальц, созданная миланскими оружейниками Миссаглиа.

Во времена правления монарха или крупного сеньора по всем торжественным случаям — вступления правителя в подвластный ему город, коронации, приёма иноземного посольства, свадьбы или крестин — устраивались праздничные рыцарские турниры. Для состязания рыцарей на копьях были созданы специальные «латы для конного боя». Они были рассчитаны на удары тупым турнирным копьём. Во время поединка побеждал тот, кто выбивал соперника из седла.

Обратите внимание на неестественное утолщение на груди коня. Это своеобразный «бублик» из ткани, набитый соломой. Он должен был защитить лошадь от травм при столкновении всадников.

Во времена короля Максимилиана появилось и гораздо более опасное состязание под названием «ристание». В этом поединке использовались заострённые боевые копья. Для такого поединка появились более прочные «ристалищные доспехи».

«Ристалищные латы» в форме готических полудоспехов.

Турнирные поединки проходили не только в конном, но и в пешем строю. Около 1400 года для турнира на палицах изобрели специальный вид шлема с решётчатым, а не сплошным забралом. Подобный шлем намного облегчал дыхание воина.  Поскольку во время турнира соперники сражались деревянными палицами или тупыми мечами, такая защита была вполне эффективной.

Доспехи для пешего боя назывались «кемпфкираса». Их характерная черта — бочковидная «юбка» из плоских железных обручей, хорошо защищающая ноги и не сковывающая движений воина. Золочёный парадный рыцарский доспех, выполненный миланскими оружейниками Джованни Марко Меравиглиа и Дамиано Миссаглиа, принадлежал бургундскому камергеру Клоду де Водре. Император Максимилиан победил его в бою. По тогдашнему обычаю доспехи побеждённого достались победителю.

Считается, что именно Максимилиан I изобрёл новую, более удобную и подвижную броню, пришедшую на смену немецкому готическому доспеху с его зубцами, остриями и выемками. Максимилиановский парадный рыцарский доспех ковался по моде того времени и напоминал мужскую одежду, состоявшую из узкой куртки и шоссов (штанов-чулок)

Помимо шлемов и лат  здесь представлено множество боевых и парадных мечей.

 В 1512 году Максимилиан I заказал оружейнику Конраду Зойзенхоферу великолепный рыцарский доспех с юбкой в складку.  Латы предназначались для двенадцатилетнего внука императора. Мастер попробовал выполнить в металле голландский мужской костюм из ткани, частью которого была юбка в складку. Поэтому подобные доспехи называют костюмными.

С возвышением Карла V в моду входит рифлёный рыцарский доспех. Желобки на поверхности лат создавали неповторимую игру света. Латы Вильгельма фон Роггендорфа, выполненные оружейником Хельмшмидом, также относятся к «костюмным доспехам». Мастер воспроизвёл в металле текстильную одежду ландскнехтов.

С началом эпохи Возрождения возникает и углубляется интерес к античности. Рыцарь, облачённый в «античные» доспехи, становится воплощением героических идеалов древности. Фердинанд Тирольский заказывает в Италии шлем и щит, украшенный сценами подвигов Геракла. Авторство приписывают Джованни Баттиста Серабаглио.

«Миланский парадный рыцарский доспех«, изготовленный для эрцгерцога Фердинанда, обошёлся в фантастическую сумму 2400 дублонов, что равнялось двенадцатилетнему жалованью министра или двумстам годовым доходам простого ремесленника.

В XVI столетии в моду входят цветные рыцарские доспехи. Фердинанд II заказал себе «красные военные доспехи», названные так по полосам из красного бархата.

Воинский доспех был тесно связан с господствовавшей в ту пору модой. В 1557 году для Максимилиана II изготовили «сине-золотую броню». Её прообразом послужил испанский придворный костюм из чёрного бархата с золотой отделкой.

В течение столетий империя Габсбургов была на переднем крае борьбы с турецкими завоевателями. Восток всегда славился своим оружием. В венской императорской коллекции представлены латы мамелюкского предводителя.

Основным оружием османов был кривой ятаган и сложный, склеенный из деревянных частей и рогов скота мощный лук.  Турки стреляли из таких луков на расстояние до 800 метров. Хранили его в особом колчане — по турецки саадаке. У оттоманских воинов был ещё и колчан для стрел.

Турецкое оружие XVI-XVII веков.

Во времена Фердинанда II на турнирах использовались мавританские и турецкие маски. Они служили для пропаганды борьбы христианских Габсбургов против исламской угрозы в Восточной Европе и Северной Африке.

В XVI веке коронации, рождения наследников и крестины становятся не просто праздниками, но и способом представления государственной власти и господствующей иерархии.  Турниры становятся неким театральным действом, демонстрирующим положение в обществе их участников. В 1571 году эрцгерцог Австрии Карл II женился на баварской принцессе Марии. Этот брак отслеживается по целому ряду заказов на парадные рыцарские доспехи. Так для императора Максимилиана в Аугсбурге был создан «гарнитур с лепестками роз».

Роскошные доспехи XVII века всё менее напоминают боевую броню. В это время массовое применение огнестрельного оружия делает латы неэффективными. Их используют скорее по традиции как символ воинской власти.

В это же время мастера создают фантастическое оружие, предназначенное не столько для фехтования, сколько для украшения придворных коллекций. К таковым относятся щит, совмещённый с клинком…

зубчатый меч и кинжал с двумя дополнительными клинками.

Поражает количество и качество парадных рыцарских доспехов в экспозиции палаты придворного оружия.

Доспехи занимают восемь немаленьких залов, окружающих перекрытый куполом внутренний дворик с лоджиями.

В лоджиях представлено огнестрельное оружие, богато украшенное серебром и слоновой костью.

В «вольере» помещаются чучела ловчих птиц — соколов и кречетов.

Как известно, ловчие птицы не должны были видеть добычу раньше времени. Поэтому им на голову надевали богато украшенные колпачки, отделанные золотом и драгоценными камнями или вышитые жемчугом.

В эту статью попала лишь ничтожная часть сокровищ венской палаты придворного охотничьего и защитного вооружения. Коллекция достойна посещения также, как покои дворца Хофбург, замок Шёнбрунн и дворцы Бельведер.

Далее:
Как мы попали в Вене (Мошенники в Вене)
Венский шницель, венский кофе или Вена на тарелочке
Императорская усыпальница Габсбургов

TEXT.RU - 100.00%



Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Спасибо за столь подробное описание. Я видела все эти доспехи с физиономиями и мордами животных, но не знала что все это обозначает. Признаться раньше я вообще не видела ничего подобного, очень достойная коллекция.

    • Елена, мы очень хотели взглянуть на коллекцию доспехов. Та, которую видели в Дрездене нам очень понравилась. Да и история развития турнирного доспеха входит в сферу интересов. Любопытно сравнить русский церемониальный доспех с западным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *