Вятский крючок

В деревне Вятское Ярославской области мы посетили едва ли не все многочисленные музеи и познакомили читателей с коллекцией музея ангелов, домом торгующего крестьянина Горохова, банькой по-чёрному, музеем кухонной машинерии, нумерами братьев Урловых, музеем русской предприимчивости и музеем одной святыни. Кажется, что коллекции всех этих музеев особенные, экспонаты очень разные и не перекликаются друг с другом. Но я, как человек, увлекающийся вязанием крючком, всё же нашла одну тему, которая представлена почти во всех музеях Вятского. Это тема — рукоделие в технике вязания крючком.
Такой вид создания кружевного полотна считается одним из самых современных — первые описания приёмов вязания крючком найдены в голландской книге 1824 года. Первоначально техника называлась «пастушье вязание», но им не гнушалась и сама королева Виктория. На снимке она вяжет полотно крючком, а не спицами.


В России распространение «крючка» началось с конца XIX века.

Трудно датировать те вещи, которые я увидела в вятских музеях. Попробую предположить, что их смастерили до Второй Мировой войны, примерно в 30-е годы или вскоре после войны — в 50-е. Скорее всего, одежду крючком тогда не вязали, было не принято и не модно. Крючком выполняли скатерти, покрывала, накидки, подзоры, наволочки, салфетки — так называемую домашнюю «мягкую рухлядь».

Меня удивило обилие вещей, связанных крючком в доме купца в доме торгующего крестьянина Горохова.

Не могу утверждать, что все эти покрывала и скатерти могли украшать один дом. Возможно, их собрали из многих семей и представили в одном доме. Хотя, весьма допустимо, что хозяйка дома была знатной рукодельницей и за несколько лет сама связала все представленные на экспозиции полотна.
Рассмотрим их поближе.
В большой комнате в первую очередь обращаешь внимание на скатерть и накидку на лавку

и покрывало на кровати.

Эти вещи выполнены в технике отдельных мотивов. Скатерть связали из квадратных мотивов, а накидку на лавку — из круглых. Часть круглых мотивов соединяли между собой в процессе вязания, а часть скрепили дополнительными цепочками воздушных петель, они имеют вид ромашек с длинными лепестками.

У окна в доме стоит швейная машина, которая также накрыта покрывалом из простых мотивов. Их серединка выполнена простой сеткой. Мотивы, по всей видимости, связывались в процессе вязания.

Всё полотно обвязано незатейливыми рядами, которые имеют вид каймы.

У окна в доме стоит сундук с игрушечной швейной машинкой. Он покрыт ещё одним образцом вязания мотивов крючком.

Насколько я понимаю в вязании крючком, довольно крупные мотивы связаны в процессе работы, узор похож на четырёхлепестковые звёзды.

Переведём взгляд на кровать.

На покрывале те же квадратные мотивы и рисунок едва ли не такой же, как на накидке на сундук — те же крупные четырёхлепестковые звёзды. Два узора различаются лишь двумя-тремя последними рядами мотивов.

В другой комнате дома крестьянина Горохова увидим ещё одну скатерть.

При увеличении фрагментов узора видим, что нить для скатерти взята гораздо тоньше, поэтому вещь вышла изысканнее и прихотливее, чем мы видели ранее.
Здесь мастерица придала большое значение ажуру. Плотные столбики формируют 8-ми лепестковые звёзды. Между лепестками вывязаны «паучки» чередующиеся с сеткой. Круглые розетки состыкованы между собой соединительным мотивом.

Небольших салфеток в доме Горохова я не увидела, зато порадовалась на подзоры — совершенно устаревшую деталь украшения интерьера.

Несколько подзоров не нашли применения в доме, представлены как экспонаты музея.

В музее кухонной машинерии напротив, представлены разнообразные салфетки. Они выполняют своё прямое назначение, служат подложками для экспонатов, чтобы последние не царапали мебель.

Сотрудники музея, видя мой интерес, любезно разрешили переставить артефакты и получше рассмотреть узоры. Мотив одной из салфеток, «ананас», до сих пор применяется в рукоделии и служит основанием для многих узоров.

Ваша покорная слуга сплела себе юбку, применяя подобный элемент.

Незатейливая 8-ми лепестковая звёздочка прекрасно смотрится в качестве салфетки.

Следующий узор также весьма прост, но выглядит интересно и затейливо.

Салфетка под сервиз имеет больший размер, связана одним мотивом. Заключительные ряды связаны крупной сеткой, чередующейся с треугольниками из столбиков. Треугольники сочетаются с такими же элементами в основном узоре салфетки, их видно на внутреннем круге перед сеткой.

Понравилась мне большая салфетка. В музее кухонной машинерии она служит демонстрационным фоном для продажи пряников.

В этом узоре мастерица применила интересный приём. В центральных розетках четвёртая часть раппорта вывязана совсем другим узором. И если крайние розетки соединены дополнительными цветком из воздушных петель, то центральные состыковываются в процессе вязания и образуют квадратный мотив.

Совершенно меня поразила скатерть. Связали её из больших мотивов. Основной мотив имеет вид четырёхугольника со срезанными углами. Один лепесток цветка формируется из двух мотивов. На снимке хорошо виден один раппорт.


Большие мотивы соединены малыми. Кажется — ничего интересного. Но взгляните на форму скатерти — её сделали ассиметричной, чем придали ей совершенно очаровательный вид.

В музее «Нумера купцов братьев Урловых» я пополнила коллекцию салфеток. Подобную мы видели в музее кухонной машинерии.

Другая мне понравилась включением элемента «тюльпан».

Третья приглянулась необычным завершением углов.

Но из всех работ крючком в «нумерах» я отметила накидку под радиоприёмник.

В отличие от других вещей села Вятского, она выполнена в нехарактерной технике. Почти все полотна, кроме подзоров, Вятские рукодельницы вязали из мотивов. Эта накидка связана единым полотном, основным приёмом которого стали цепочки из воздушных петель. Эта простейшая в вязании крючком петля в сочетании со столбиками или даже полустолбиками скомпонована в интереснейший узор!

Сетка и длинные кисточки по всему периметру прекрасно сочетаются с элементарным узором и вся накидка выглядит как ажурная вуаль и достойна не только «нумеров», но и дворцов! Если на такое полотно сделать контрастный подклад, то узор будет бесподобно выглядеть на большой скатерти. Ниток на неё уйдёт не много и результат, несомненно, стоит затраченных усилий.

Ещё раз напомню рукодельницам, что эту коллекцию вязаных крючком полотен я собрала в трёх музеях села Вятского Ярославской области. О поездке я написала целый цикл статей, ссылки и краткое содержание каждого репортажа собрала в каталоге «Вятское в подарок».
Мои работы крючком можно увидеть в статье «Крючок». Ссылки на репортажи о наших путешествиях собираем на странице «Автопутешествия».

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 7

  • Что сказать? Красота! Очень люблю изделия, вязанные крючком. Есть в них какая-то своя особая прелесть. Даже и не знала, что вязание крючком появилось сравнительно недавно. Спасибо за такой подробный рассказ!

    • Маша, не могу пройти мимо вещей, связаных крючком. Бывает и на улице бегу за дамой и рассматриваю узор. Случается и меня останавливают мастерицы и просят разрешения сфотографировать рисунок. В Вятском глаза разбежались от обилия рукодельных работ. Подумалось, что надо непременно показать свою фото-коллекцию. Комментировать мне было легко, всё же что-то смыслю в узорах. 🙂
      Несколько лет назад заинтересовалась историей вязания крючком и тоже очень удивилась, что технике этой даже 200 лет не исполнилось. Любопытно, что первые крючки даже и на крючки были не похожи — просто немного загнутая палочка. Даже удивительно, как ею умудрялись вязать!

  • Эти узоры действительно бессмертны! потому что практически все они так или иначе мелькают в разных журналах и книгах по вязанию.

  • Люблю музеи быта! Вещи, что окружали наших бабушек и дедушек, мне кажутся особенно душевными. А обилие кружев впечатляет. Интересно, это такая любовь была у жильцов, или все же действительно собраны в одном месте.

    • Скорее всего собирали по разным домам. Но не исключено, что в доме крестьянина Горохова вязание действительно любили.

  • Очень красивые накидки, покрывала, салфетки. Они детство напомнили. У бабушки были такие подзоры на кровати и в буфете на полочках. Кстати не знала, что они так называются. В детстве я тоже вязала крючком, правда не такую красоту, а круглые коврики, их называли кружки. А вот мама салфетки красивые вязала, но не крючком, а спицами.

    • Наши бабушки были знатными рукодельницами. Моя вышивала крестом, шила в филейной технике — получались потрясающие скатерти, наволочки, те же подзоры, вязала спицами и крючком. Она и меня учила рукоделию. Сестра бабушки вышивала гладью.
      Валентина, салфетки спицами — это техника много сложнее, чем крючком. В доинтернетовский период женщины больше увлекались рукоделием. 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *