Волоколамск и Иосифо-Волоцкий монастырь

Целью нашей спонтанной вылазки стал небольшой городок Волоколамск на северо-западе Подмосковья. В своё время я частенько приезжал туда по работе, а вот жена Помеха Справа там никогда не была. Выезд назначили на будний день, поэтому отправились не слишком рано — в 8 часов утра. Двинулись по трассе М-9, изученной в прошлогодней поездке во Псков.

За прошедшее время М-9 в пределах Московской области если и изменилась, то явно в лучшую сторону. Ремонт дороги от МКАД до первой бетонки (А-107) практически завершён. Дорога стала восьми-, а кое-где аж десятиполосной. Другое дело, что затык при въезде в Москву никуда не делся. Но нам он не страшен, мы же едем в область 🙂

После развязки с А-107 вовсю идёт ремонт, дорога сужена до 2+1 полос, но машин мало.

В итоге в половине десятого мы уже въехали в Волоколамск. Если свернуть в город с М-9, то вначале ничего интересного на глаза не попадается: пятиэтажки, магазины. Словом, заурядный провинциальный город. Даже не верится, что Волоколамск старше Москвы.

Затем на развилке встанет помпезная гранитная колонна, увенчанная двуглавым орлом. Это монумент в честь присвоения Волоколамску звания «Город воинской славы».

Чуть ниже по улице стоит куда более скорбный монумент, переделанный в начале нулевых годов XXI века. Я ещё помню скромную гипсовую статую на могиле восьмерых диверсантов, казнённых фашистами в ноябре 1941 года. Они учились в той же разведшколе, что и Зоя Космодемьянская, и погибли из-за отсутствия опыта и необходимой подготовки.

Однако мы приехали в Волоколамск ради его древностей, тем более, что это старейший город в Московской области. Первое летописное упоминание о Волоке на Ламе относится к 1135 году, когда князь Изяслав со своей дружиною «оста на Волоце Ламском». Однако еще в X веке предприимчивые новгородские купцы основали поблизости торговую факторию на великом водном пути «из варяг в хазары». Город недаром носит своё имя. В старину неподалёку от него существовал волок из реки Ламы (притока Шоши, которая впадает в Волгу) в реку Рузу (приток Москва-реки). Согласно преданию в 1054 году Великий князь киевский и новгородский Ярослав Мудрый перенёс город в излучину реки Городни, где он и стоит по сию пору.

Долгие столетия Волок Ламский принадлежал новгородцам и имел важное стратегическое значение. Город был «яблоком раздора» между Новгородом, Владимиром, а позже Тверью, Москвой, Смоленском и Литвой. В 1456 году московский Великий князь Иван III отвоевал Волок у Новгорода, а в 1462 году передал своему брату Борису Васильевичу.

Волоколамский Кремль. Вид с юга.

Честолюбивый князь Борис повелел построить в городе белокаменный Воскресенский собор.  Это редчайший памятник XV века. В окрестностях Москвы подобных храмов сохранилось меньше десятка.

Соборная колокольня довольно поздняя — ей около 130 лет. В советское время часы с неё сняли и установили на здании Северного речного вокзала в Москве. Старинные часы ходят до сих пор, а советская копия 1985 года, поставленная на колокольне к 850-летию города, сломалась почти сразу и с тех пор стоит.

Рядом виден ещё один собор — краснокирпичный с белокаменной отделкой. Но из пяти глав восстановлена только одна и внутри всё переделано под краеведческий музей типа «кости мамонта, кости человека» 🙂 . Внутрь мы заходить не стали.

Никольский собор середины XIX века. В его облике явно видна рука К.А.Тона.

Соборы и колокольня окружены симпатичной оградой постройки начала ХХ столетия. На её углах стоят декоративные башенки. В одной из них устроена часовня.

Однако Волоколамский кремль отнюдь не ограничивается этой оградой. На самом деле древний город занимает около 2 га территории, окружённой земляными валами. С валов открываются прекрасные виды на Торговую площадь

и стоящую вдалеке церковь Покрова Богородицы, оставшуюся от упразднённого Варваринского женского монастыря. Церковь возвели в самом конце XVII века по повелению Н.К.Нарышкиной, матушки Петра I.

Пройдя по валам, мы неожиданно наткнулись на будущую гостиницу. Правда выглядит она сейчас настолько печально, что пришлось ограничиться информационным щитом.

Зато соседнее здание содержится в порядке, традиционном для государства Российского. Это «тюремный замок» или попросту следственный изолятор. Интересно, почему тюремщики сотрудники фсин так любят черно-белую казённую окраску ворот и будок?

Прощальный взгляд на соборный ансамбль Волоцкого кремля

и мы отправляемся в Иосифо-Волоцкий монастырь, основанный в 1479 году Иосифом Волоцким, знаменитым церковным и государственным деятелем XV столетия. От города до монастыря около 20 км. По пути уместно будет вспомнить о его основателе.

Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) родился в 1439 году в селе Язвище-Покровское, принадлежавшем его предку, выходцу из Литвы по имени Александр. Сам Дмитрий Донской пожаловал Александру вотчину на Волоцких землях. От уменьшительного имени «Саня»  и происходит фамильное прозвание рода. Из 22 мужчин рода Саниных двое были воинами, а двадцать стали монахами, чтобы бороться со злом на поле духовной брани.

В детстве Иван Санин учился грамоте в Возьмищенском монастыре неподалёку от Волоколамска, а в 18 лет пришёл в Боровск к основателю тамошнего монастыря Пафнутию. После испытания — ведь монах в то время должен был быть грамотным, многое знать и уметь — Пафнутий принял его в свой монастырь, где Иосиф провёл 20 лет: 18 в качестве монаха, и 2 года после смерти Пафнутия в качестве игумена.

Однако, когда Иосиф захотел ввести в обители более строгий общежительный устав, братия возроптала. Иосиф с небольшим числом своих сторонников, среди которых были такие известные монахи как Герасим Чёрный Постник и духовный отец князя Ивана III Касьян Босой, покидает Пафнутьев монастырь и отправляется в паломничество , чтобы отыскать себе другую обитель. В ходе странствий он так и не нашёл подходящее место. Вместе  со своими сподвижниками Иосиф решил основать новый монастырь и устроить в нем жизнь по своему разумению.

Для этого он вернулся на свою родину в Волоцкое княжество, справедливо считая, что дома и стены помогают. Князь Борис Васильевич Волоцкий пообещал Иосифу  всестороннюю помощь, ведь основание монастыря таким крупным церковным деятелем возвышало и его княжество, и его самого как правителя.

По преданию, князь Борис призвал своего ловчего и приказал ему найти подходящее место для монастыря. Когда ловчий был примерно в 12 верстах от города, то неожиданно разразилась страшная гроза. Однако буря как внезапно началась, так же внезапно и закончилась. Взору изумлённого ловчего предстала обширная поляна поваленных деревьев посреди дремучего леса. По поляне струилась речка Сестра, впадая в небольшое озерцо. Место оказалось настолько удачным, что ничего другого княжеский ловчий искать не стал, вернулся в город и доложил Борису Васильевичу, что его воля исполнена.

Иосифо-Волоцкий монастырь
Панорама монастыря с дороги Волоколамск-Клин.

Монастырь был основан в 1479 году. Первоначально он был полностью деревянным. Однако уже через 7 лет монастырский собор отстроили в камне. Его строительство обошлось в фантастическую по тем временам сумму — 1000 рублей. Это была цена примерно 700 деревянных домов.  Храм расписал «хитрый живописец земли Русской» Дионисий, друг Иосифа Волоцкого. Неожиданное богатство монастыря объясняется авторитетом и взглядами Иосифа Волоцкого, проповедовавшего «иосифлянство» или «стяжательство». Иосиф считал необходимым наличие у церкви и монастырей немалых богатств, земель, монастырских крестьян и т.п. Объяснял он это следующим образом: «надобно храмы строити, и церковные сосуды, и книги, и братию кормити, и нищим сирым, убогим, мимоходящим давати и кормити». Иосифо-Волоцкий монастырь был одним из богатейших в Московии, отличался суровым уставом и широкой благотворительностью.

На подъезде к селу Теряево не прозевайте левый поворот на монастырь. Старая дорога, идущая по дамбе между Иосифовским и Гурьевским прудами, перекрыта. В монастырь можно войти только через Святые врата с надвратной Петропавловской церковью. Её построил замечательный зодчий Трофим Игнатьев, строитель монастырских стен и башен, дошедших до нашего времени.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Церковь украшена множеством изразцов, включая многоцветные полуколонки слева и справа от ворот.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Прежде, чем войти в монастырь, стоит прогуляться вокруг его стен и посмотреть башни монастырской крепости. Первоначальные деревянные стены, построенные ещё при Иосифе Волоцком, сменила каменная крепость времён семибоярщины и первых лет царствования Ивана Грозного. В Смутное время монастырь неоднократно пытались захватить польско-литовские завоеватели, начиная с гетмана Сапеги и заканчивая королевичем Владиславом. Каменных дел подмастерье Иван Неверов,  присланный в монастырь в 1645 году, написал в своём отчёте, что «городу и башням впредь стоять будет неможно, потому что всё осыпалось и во многих местах развалилось… и в литовское разорение город и башни во многих местах разломало.» Неверову поручили восстановить монастырскую крепость. Но вскоре работу передали «горододельцу» Трофиму Игнатьеву. Он был талантливым зодчим, о чём свидетельствуют возведённые им стены и башни. В «рядной записи», т.е. трудовом договоре, прямо указывалось, что строить он будет «как мера и красота скажет». Мастер предложил строить в год по одной башне с прилегающим к ней пряслом стены. Строительство крепости продолжалось 18 лет.

Иосифо-Волоцкий монастырь
Фрагмент восточной стены монастыря с Воскресенской и Свечной башнями.
Слева надвратная церковь Петра и Павла и Петровская башня.

Мы обошли монастырь по кругу. С южной и восточной стороны под его стенами проходит дорога. С северо-востока между стеной и Подстенным прудом идёт тропинка. Идя вдоль западной стены, пришлось тщательно выбирать дорогу, рискуя наступить в многочисленные коровьи лепёшки, ведь с запада к монастырю примыкает скотный двор с коровником.  Однако, именно здесь находятся самые красивые башни монастыря: Кузнечная, Германова и Старицкая.

Каменные шатры на большинстве башен относятся к XVIII столетию.

Чтобы было легче ориентироваться, приведу схему, снятую при входе в монастырь.Иосифо-Волоцкий монастырь

Мы начали прогулку вдоль монастырских стен от Петропавловской церкви (справа) и двинулись против часовой стрелки. Ближе всего к воротам стоит юго-восточная Воскресенская башня, увенчанная высоким шатром и украшенная муравлеными изразцами.

Иосифо-Волоцкий монастырь

На восточном прясле стены прежде было две башни: Свечная и Круглая. Однако последнюю разобрали в XVIII веке. Когда я фотографировал Свечную башню, из-за туч выглянуло солнце.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Самая скромная башня монастыря зовётся Никольской, Её перестроили до основания в XVIII столетии.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Красивейшей башней монастыря считается Кузнечная, стоящая в северо-западном углу монастырской крепости. Могучее круглое основание переходит в десятигранник, затем в восьмерик, увенчанный высоким шатром со «слухами».  Шатёр Кузнечной башни, также как и соседней Германовой, соорудил сам Трофим Игнатьев, остальные были перестроены в XVIII веке.  Для убранства этой башни в Москве купили «500 изразцов муравленых ширинчатых на подзоры», «200 желобов муравленых на поясы» и ещё «100 изразцов ценинных».

Кузнечная башня. Вид со стороны Подстенного пруда.
Иосифо-Волоцкий монастырь
Кузнечная башня. Вид с территории монастыря.

Центральная башня западного прясла именуется Германовой. Это единственная квадратная башня монастырской крепости. Когда-то она была воротной. В старину её использовали и как монастырскую темницу. Здесь был заточён один из идейных противников Иосифа Волоцкого «нестяжатель» Максим Грек.  Сейчас Германова башня служит монастырской звонницей.

Иосифо-Волоцкий монастырь
Германова башня. Вид с территории монастыря.
Иосифо-Волоцкий монастырь
Германова башня. Вид с юго-запада со стороны Старицкой башни.

Западная Старицкая башня получила своё имя потому, что она прикрывала монастырь со стороны Старицкой дороги.  До неё, пожалуй, труднее всего добраться.

Иосифо-Волоцкий монастырьПоследняя башня — Петровская, занимающая юго-западный угол монастырской крепости, отличается не каменным, а деревянным шатром. Такие шатры изначально были на всех монастырских башнях, кроме Кузнечной и Германовой.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Пора, наконец, войти в сам монастырь. От ворот к собору ведёт обсаженная лиственницами аллея. К сожалению, третий по счёту Успенский собор монастыря оказался в лесах. Построили его в самом конце XVII столетия, когда скромный каменный храм Иосифа Волоцкого  стал откровенно проигрывать величественным башням и  изукрашенной изразцами Петропавловской церкви.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Новый собор возвели в традициях московского зодчества XVII века и также украсили изразцами.  Среди них встречается не только знаменитое «павлинье око» Степана Полубеса, но и великолепная «птица папагай» на райских плодах. «Птица папагай» считалась на Руси символом Девы Марии. Ведь попугай или «папагай» питается исключительно плодами и никогда не есть животной пищи.

Иосифо-Волоцкий монастырь
Изразец с «птицей папагаем» на райских плодах.

В холодное время года верхний летний храм, украшенный фресками и пятиярусным иконостасом, закрыт. В нижнем храме во имя Иосифа Волоцкого установлена рака с недавно обретёнными мощами преподобного.

В конце XV века при Иосифе построили восьмигранную церковь «иже под колоколы» во имя Смоленской иконы Богородицы. Считается, что она предвосхитила будущий московский столп «Иван Великий». Позже её превратили в колокольню, достроив до десяти ярусов. Эту колокольню взорвали в 1941 году, правда до сих пор неясно, кто это сделал.

Руины первого яруса монастырской колокольни
Иосифо-Волоцкий монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь. Старое фото. На первом плане колокольня с церковью Смоленской иконы Богородицы. Фото с сайта http://bellschool.ru

Завершая разговор об ансамбле Иосифо-Волоцкого монастыря, нельзя обойти вниманием трапезную, построенную в самом начале XVI века на вклад князя Семёна Ивановича Бельского, перешедшего от Литвы под руку Москвы. Трапезная резко отличается от изукрашенных построек XVII века гладкими стенами, редкими окнами и отсутствием украшений.

Иосифо-Волоцкий монастырьМонастырские трапезные обязательно включают в себя церковь. В Иосифо-Волоцком монастыре это храм Богоявления Господня. Его венчает затейливое, с тремя ярусами кокошников, пятиглавие.  Трофим Игнатьев, занимаясь монастырскими стенами и башнями, не упустил из виду и Богоявленскую церковь, перестроив её завершение в соответствии с модой второй половины XVII столетия.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Монастырь производит очень хорошее впечатление. Обстановка благостная, народу немного, любительскую съёмку разрешают.

Однако рядом в селе Теряево вновь видна «мерзость запустения». Мы поехали по направлению к колокольне и… уткнулись в руины Вознесенской церкви. В годы советской власти там были колхозные мастерские, поэтому храм убили до состоянии руины. Но судя по побеленной трапезной и кресте на колокольне, здесь всё же начался ремонт.

Иосифо-Волоцкий монастырь

С сожалением оставив на будущее Ярополец и Дубосеково, мы направились в Звенигород. Но это уже совсем другая история.

А теперь посмотрите на весенний монастырь и послушайте пасхальный колокольный звон с Германовой башни.

Далее:
Вологда часть I
Калуга без Циолковского
Три дня из 1111-летней истории Пскова
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 14

  • Статья — просто класс! Спасибо, Петя! Прочитала на одном дыхании.
    Признаюсь, что недавно как раз думала о Волоколамске и этом монастыре. Никогда, как и Таня, здесь не была. Просто удивительно…
    Не знала, что в Волоколамске есть кремль….
    Но особо поразил, конечно, монастырь. Очень красивый. Таких красивых башен, наверное, и не видела никогда.

    • Галюш, Петя переживал, что засушил статью архитектурным анализом и историческими фактами. Мне так не показалось. Я ещё в редакторе читала и восхищалась.
      Мне кажется, по Волоколамску можно было чуть дольше погулять. Но мы ещё не поняли временных рамок нашей поездки. Когда едешь в первый раз, то почасовой график трудно предугадать. Сначала решили в Волоколамск и Иосифо-Волоцкий, а потом в Звенигород и Саввино-Сторожевский. На самом деле можно было не торопится, мы домой приехали достаточно рано. Кто ж об этом заранее знал? Ты же знаешь, с групешником ездить — одно. Самим по себе — совсем другое.
      После этой поездки мы ещё раз убедились, что однодневки — это замечательно! «Даже немножечно, чайная ложечка — это уже хорошо!» Ну, а тем более два монастыря! Короткими поездками вполне можно разбавить время между основательными путешествиями. На которые нужны время и, увы, деньги.

  • Кстати, мне тоже так не показалось, а я чувствительна к этому, каюсь.

    О Волоколамске и этом Иосифо-Волоцком монастыре я думала… Но так для себя и не решила — поехать одним днем или с ночевкой и «окучивать» все вокруг масштабно. Это направление нами не очень освоено. Возможно, я бы уже и внесла эту поездку в наш списочек, но с гостиницами там не шибко хорошо. 🙂 Поэтому думаю, что более реальна однодневка.

    Таня, скажи, а как там монастырь? Строгий? Юбки заставляют одевать?

    • Галюш, я сейчас в жж открою свои впечатления о поездке. Я уже пишу, монастырь никакой не строгий. При входе юбки-фартуки лежат. Обмотаешься и пойдёшь — этого достаточно. Можно и свой платок в виде юбки повязать. Снимать разрешают. При входе написано, что нельзя фотографировать профессиональными камерами. На наши зеркалки никто внимания не обратил. Я там два ролика сняла. Думаю, что если бы мы спросили разрешения, позволили бы и в храме фотографировать. Матушка за свечным ящиком очень любезная была. Сама вышла и стала объяснять про вериги святого Иосифа.
      В Волоке заметила несколько гостиниц. Сейчас в ЖЖ выложу фото отелей, кажется, в букинге их нет. Да, к этому маршруту, если с ночёвкой, можно и Ярополец пристегнуть. А то у нас была дилемма — то ли в Звенигород, то ли в Ярополец. Решили последний оставить до лучших времён.

  • Если гостиница нормальная, то мне без разницы, есть она на Букинге или нет.
    Кстати, я себе вот такой маршрут записала, когда подумывала о том направлении: Клин+Волоколамск+ Иосифо-Волоцкий монастырь+усадьбы Чернышевых и Гончаровых.
    Думала и о Дубосеково. В Звенигороде мы были 2 раза. Почти 3 года назад. Фото лежат, пока не описывала…
    Про Ярополец не думала. А надо бы…

    • Галя, усадьба Чернышёвых — это и есть Ярополец. Так что ты всё правильно думала!

  • Ну вот я какая я темнота. Записала себе, наметила. А что это Ярополец — забыла. 🙂

    • Галюш, сочиняла-сочиняла анонс статьи о поездке в Волок и Звенигород в ЖЖ. Написала много букав, подобрала картинки. Пришёл ГлавВред и сказал — нечего в ЖЖ отдавать, пусть у нас остаётся. Пришлось «доводить» написанное до соответствующего уровня. Назвала «Один день и два монастыря».

  • Сказочно красивый монастырь!
    Скажите, пожалуйста, а роспись Дионисия сохранилась?
    Очень хочется в Вашем пересказе почитать про усадьбы Чернышовых и Гончаровых в Яропольце.

  • Ну и правильно. Сейчас прочитаю.

  • Просто великолепно! Интересно, познавательно, полезно, наглядно!Спасибо огромное за готовую экскурсию. Мне предстоит провести ее самой — была в панике, а теперь как будто съездила на рекогносцировку. Уже представляю, как проведу. Потом отпишусь, так ли все получилось, как я задумываю. А видео с колокольным звоном — очень приятное дополнение! Еще раз спасибо!

  • Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *