Литва. Вевис

От нашего постоянного автора Валентины Руслановой.

Вевис — маленький (5,5 тысяч жителей), чистый и ухоженный литовский городок. Расположен он примерно в 30 км от Вильнюса по обеим сторонам автострады Вильнюс-Каунас-Клайпеда. 

Справа рядом с дорогой недалеко от Вевисского озера стоит скромная белая церковь — Храм Успения Божией Матери с колокольней.

Историческая справка.  (Написана мною с большим расхождением с тем, что изложено в Википедии. Пользовалась сведениями непосредственно из уст местного экскурсовода).
В середине XIV века на месте церкви стоял православный монастырь Успения Пресвятой Богородицы (по старинному титлу — «Успение святое Пречистое»). Его основание летописцы относят к первой половине XIV века и название Вевис связывают с именем полоцкой княжны Евы Иоанновны — второй жены Великого Князя Литовского Гедиминаса. Звучало оно как Евье. Есть и другая трактовка, как бы научная: от названия озера Вевис. Ни то, ни другое документально не доказано. С тех пор много воды утекло, ХХI век рождает разные предположения.
Знаменитые магнаты-землевладельцы (бояре и князья) Огинские, Тышкевичи, Пацы, Воловичи, вотчины которых находились близ Вевиса, исповедовали православную веру. Они не обделяли вниманием Вевисский монастырь. В Вевисе при монастыре существовала школа для живущих в округе православных литовцев и белорусов. А в 1602 г. Виленское Свято-Духовское братство разместило здесь свою типографию — удачный тандем богословия и просвещения. Здесь печаталась как обучающая литература: «Словарь» (Букварь) и «Славянская грамматика», так и книги богослужебного назначения. В Пражском музее в Чехии сохранились две Библии на белорусском языке, возможно напечатанные в Вевисе. На гербе города Вевиса изображен древний печатный станок.
Свято-Духов монастырь выстоял в непримиримой вражде униатов с православными, когда те захватили многие церкви. Но со временем Вевисский монастырь стал приходить в упадок и обнищал. Виленское Свято-Духово братство ничем не могло помочь, потому что само испытывало великую денежную нужду. В это тяжелое время (ХVI век) большую помощь оказал защитник православия Богдан Матвеевич Огинский, а в следующее столетие — Пётр I . В результате оказанной помощи Вевисский монастырь остался православным до присоединения Литвы к России в 1795 году.
В 1806 году, при императоре Александре I, монастырь упразднили и превратили в приходскую церковь. Храм сгорел во время нашествия Наполеона. Не уцелели и деревянные монастырские постройки.
Лишь спустя 30 лет (в 1843г.) благодаря стараниям Виленского Свято-Духово братства появился новый храм, существующий до настоящего времени.

В Успенском храме есть придел во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, особо почитаемых православными Литвы. История трёх святых такова: бояре Кумец, Нежило и Круглец перешли в православную веру, но погибли от рук язычников в 1347 году. Православная церковь канонизировала их как святых великомучеников, при крещении нареченных Антонием, Иоанном и Евстафием. Их нетленные мощи покоятся в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе.

Вход в Свято-Духов монастырь.
Внутреннее убранство храма.

В начале нового XXI-го тысячелетия храм и колокольню увенчали новыми куполами и крестами. Тремя годами позже утеплили пол, сделали полный ремонт и внутри, и снаружи.
Когда мы с другом детства Владимиром Д. припарковались и вышли, чтобы осмотреть территорию и храм, оказалось, что служба закончилась и храм уже закрыли. Слева показалась группка велосипедистов. Они не были похожи на спортсменов, больше — на туристов. Так оно и оказалось: путешествуют аж из Питера.

Мы обошли храм вокруг, я снимала его довольно скромное архитектурное убранство.

 Обращает внимание, что нынешний вход в храм расположен как-то сбоку. Как потом выяснилось, старый центральный вход замуровали.

Собираясь уезжать, увидели, что ко входу бежит местная детвора, с ними взрослый с ключами. Это по просьбе туристов из Питера идут открывать помещение.

Мы присоединились и вошли в храм. Внутри стоял дым от кадила, пахло ладаном — недавно закончилась утренняя служба. Нижнее фото даёт представление об атмосфере в церкви. Здесь же хорошо виден дубовый иконостас.

На снимке ниже представлены фигурные стеклянные фрагменты дверей.

В храме хранится несколько малоизвестных икон и образов. Но в основном видны канонические иконы.

Остробрамская икона Богоматери. Это современная вышивка бисером.

Эта икона почитается как в католической, так и в православной церквах. Её оригинал в богатом серебряном окладе находится в Вильнюсе в надвратной церкви ворот «Аушрос Вартай» (Ворота Зари). Иконография необычна:Дева Мария изображается без младенца Иисуса, внизу — серебряный полумесяц, на голове Богородицы две короны: её собственная корона, как Царицы Небесной, и корона королевы Польши. В своё время королевой Польши была прекрасная Барбара Радзивилл — вот и сложилась легенда, что лик Девы Марии списан с лица красавицы королевы.

Аушрос Вартай (Ворота Зари) в Вильнюсе. Сквозь арку в центре видна Остробрамская икона Девы Марии.
Центральная арка Ворот Зари крупным планом. В центре между людьми хорошо виден лик Остробрамской иконы и роскошный золотой оклад.

Какая благодарная и вечная память об упокоенных, начиная с 1788 года! Черные мраморные памятные доски с начертанными золотом именами посвящены православным воинам, павшим на полях сражений под Аустерлицем и у Бородино.

Наш любезный и безотказный экскурсовод предложил подняться на колокольню. Ступеньки ведущей наверх винтовой лестницы были разного времени — массивные каменные — старинные.

А к самой верхотуре ведёт винтовая лестница с уже современными с просветами.

В центру застеклённой колокольни подвешен 60-ти пудовый колокол.

отлитый на заводе братьев Самгиных.

На нём есть небольшой скол, который нам предложили подержать в руках, чтобы оценить тяжесть маленького кусочка. Скол на колоколе виден по окислившемуся слою купоросного цвета. Колокол украшен орнаментами и надписями, в медальонах изображены Иисус Христос, Богоматерь с младенцем,

и Николай Чудотворец.

На его верхушке отлита надпись «Воронеж 1990», напоминающая, что перед нами находится копия старинного колокола.

По низу колокола идет выцарапанная надпись «приобретен августа 1900 усердием и старанием священника сей церкви Сергия Смирнова и прихожан…»
Колокола завода Самгиных были известны всей России и всему миру. Завод входил в тройку лучших колокольных заводов. К концу XIX века самгинские колокола звонили в 67-и только московских храмах. В наше время колоколов Самгиных больше за рубежом, чем в России. Один из больших колоколов в храме Гроба Господня в Иерусалиме тоже самгинский. Он звонит во время появления благодатного огня.
Каждому желающему разрешили позвонить. Кто ж откажется? От удара языком о корпус колокола у мужчин получался звук густой и крепкий с преобладанием низких нот. У женщин получалось нежнее и тише.

У окна подвешены малые колокольцы.

Из окна колокольни сделала снимок на расположенную напротив храма часть города.

На снимке противоположной стороны города виден костёл Святой Анны.

На нижнем снимке — наш любезный экскурсовод.

Он говорит на чистом литературном русском языке.
На вопрос:
— Сколько ступенек у лестницы на колокольню? —
ответил:
— Не считал. Знаете, иногда эти знания несут суеверные приметы.
Я подсчитала — ровно 70: 43 — старых и 27 — новых.

На благодарность за экскурсию, засмущался:
— Что вы, что вы, не хвалите.
— Но вы заслуживаете похвалы. Неужели в прелесть боитесь впасть?
— Да, — и застенчиво улыбнулся.

Мы тепло распрощались с нашим экскурсоводом и туристами и поехали перекусить в кафе неподалёку.
В кафе было уютно. Кроме нашего, занятыми оказались ещё два столика. За картофель фри, драники, чай и молочно-фруктовый коктейль заплатили 2.60 евро.

Электренай

В нескольких км от Вевиса находится годок Электренай, один из самых молодых городов Литвы, возникший при советах. В названии слышится слово «электро». Так оно и есть — город построили рядом с самой крупной в Литве тепловой электростанцией. Заехали мы туда посмотреть на озеро. В Литве есть ни много ни мало, а четыре тысячи озер и три тысячи рек и речушек!

На въезде в город установлена модернистская стела — символ Электренай.

А вот и озеро.

Вдали виден городской песчаный пляж с горками-спусками в воду.

Возвращаясь обратно домой, мы поехали не по автостраде, а по параллельно идущей старой дороге, чтобы полюбоваться пейзажами.

Едем через Тракай. В Воскресный день в городке много машин и народу. Местные жители с табличкой «2 евро» выходят и приглашают на парковку к себе во двор.

Слева и справа замелькали озера.

Вот уже и Вильнюс.

Ещё 2 км и я дома!

Поделилась впечатлениями Русланова Валентина.
16 мая 2015 г.

Другие статьи В.Руслановой:
Три усадьбы Тышкевичей в «интерьерах» Литвы
Раудондварис. И снова Тышкевичи
Ярмарки в Литве
Вильнюсская ярмарка Казюкаса
Романтики архитектуры прошлого. На выставке
Дудутки
Жили-были Радзивиллы
Красная Поляна после Олимпиады. Город Горки
Красная поляна после Олимпиады. Роза Хутор
Весна с литовским акцентом
Маркучай (Пушкиновка) — Пушкины
В горах Абхазии или Перемога
Усадьба Тышкевичей в Траку Воке
Сапеги. Дворец и костёл тринитариев

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide

TEXT.RU - 100.00%

Слово молвить

Яндекс.Метрика