У Золотых ворот

Продолжаем прогулку по Верхнему городу. Громадное и довольно безвкусное современное здание отеля «Интерконтиненталь» выглядит несколько странно рядом с Михайловским Златоверхим монастырем . Несмотря на то, что гостиницу построил выдающийся современный архитектор Сергей Бабушкин, она примерно также диссонирует с окружением, как и лужковский псевдовоенторг на Воздвиженке в Москве. На этом фото — отель.

А здесь слева — наш старый Военторг, построенный С.Залесским в 1910-1913 гг. для Экономического общества офицеров МВО, а справа — горе-новодел на месте Военторга — творение «выдающегося» московского «зодчего» М.М.Посохина.Ну и кто у кого слизывал?

 

 

 

 

 

 

К счастью, в Киеве такого новодельного добра куда меньше, чем в Москве.

Вернемся ка мы лучше во времена Ярослава Мудрого, когда появилась «Русская правда» (это НЕ газета!), и люди немного отступили от принципа: «Мой меч — твоя голова с плеч!»  От Софии Киевской к Золотым Воротам можно пройти по Владимирской, а можно — по соседней Золотоворотской ул. Золотоворотская ведет нас мимо памятника пограничникам

и выходит на Ярославов Вал прямо в створ Золотых ворот. У торцевой стены видна статуя Ярослава Мудрого с моделью Золотых ворот в руках. Эту скульптуру создал знаменитый Иван Кавалеридзе.

Киевские Золотые Ворота — одни из 3-х, существовавших в мире. Они были воздвигнуты при Ярославе Мудром около 1037 года. О названии их существует множество легенд. Одна из них гласит, что створки ворот были обиты полированной медью, сиявшей на солнце подобно золоту. Согласно другой Золотые ворота получили своё имя по надстроенной над ними церкви Благовещенья, купол которой был покрыт настоящим сусальным золотом. Третья утверждает, что это название было дано в подражание (или в пику) Царьграду, т.е. Константинополю. Доподлинно известно лишь то, что настоящего золота на самих воротах никогда не было.

Киевские Золотые ворота были одними из 3-х, которые вели в город Ярослава Мудрого. На западе находились Львовские (Жидовские) ворота, а на востоке — Лядские. Но именно Золотые ворота служили парадным въездом в город. Враги стремились ворваться в город именно через них. В старину это звучало как «порубить». «Порубить» Золотые ворота пытался половецкий князь Боняк в 1096 г. Примерно в то же время польский король Болеслав Храбрый, помогая вернуть киевский стол своему родственнику князю Изяславу Ярославичу, ударил в створку ворот своим мечом и повредил его. Из-за зазубрины меч получил прозвание «Щербец».Этот меч стал священной реликвией и использовался при коронации польских королей.

Батыево нашествие не пощадило Киев. Ханской орде не удалось захватить Золотые ворота, татары ворвались в город через менее укрепленные Лядские ворота. Киев был разрушен, а население его перебито. Упоминания о Золотых воротах на 3 столетия исчезают из летописей. Лишь в 1594 году некий Эрик Лясота, оказавшийся в Киеве с дипломатическим поручением, упоминает о «развалинах красивых ворот, которые и теперь еще служат воротами. Это было хорошее и величественное строение, как можно заключить из уцелевших остатков». Первым, кто изобразил Золотые ворота, был голландский художник Абрагам ван Вестерфельд, сопровождавший польское войско Януша Радзивилла в походе на Киев в 1651 г. Несмотря на все разрушения, ворота сохраняли величественный облик и, по прежнему, служили главным парадным въездом в Киев. Недаром в 1648 году киевляне встречали здесь гетмана Богдана Хмельницкого, а в 1654 году здесь была устроена торжественная встреча русского посольства во главе с боярином Василием Бутурлиным.

В середине XVIII века состояние ворот было признано критическим. Однако инженер-подполковник Д.Дебоскет, направленный в Киев для осмотра и сохранения Золотых ворот, представил в Сенат «мемориал», в котором обосновал необходимость возведения нового сооружения. Старые же предполагалось частично разобрать и… спрятать в земляном валу. В 1755 году ворота были засыпаны и лишь почти 80 лет спустя археолог-любитель Кондратий Лохвицкий обнаружил их руины. Для предохранения остатков от разрушения были устроены железные связи, а с востока возведены контрфорсы, сохранившиеся доныне. Руины исторических Золотых ворот представляют собой 2 пилона длиной 24 и 13 метров, сложенные из плинфы с камнем. Это византийская техника, именуемая «opus mixtem».

Несмотря на все усилия по консервации древних фрагментов, они продолжали разрушаться. В 70-е годы ХХ века было решено возвести над историческими руинами павильон-футляр.В 1977 году по постановлению Совмина УССР «О праздновании 1500-летия Киева» началось восстановленеи Золотых ворот, как городской достопримечательности. В апреле 1982 года строительные работы были завершены.

Могу лишь добавить, что надо обязательно зайти внутрь Золотых ворот, чтобы почувствовать их древность, пусть и укрытую сверху современным футляром.

Золотые ворота, несмотря на всю их значимость, далеко не единственная здешняя достопамятность. Золотоворотский сквер оказался облюбован… котами всех мастей. Вот такими креативно-пластмассовыми.

натурально-деревянными…

и даже пафосно-бронзовыми. Ну а каким же еще быть коту самого Ярослава Мудрого! На самом деле у Великого князя и кота то никогда не было. Это память о современном котике Пантюше, прижившемся в ближайшем ресторанчике и, к сожалению, погибшем во время пожара. Кот Пантюша был очень ласковым, обязательно обходил все столики в заведении, приветствуя гостей. Хозяева ресторана увековечили память о нем. С котом Пантюшей связано современное поверье, гласящее, что если вы одновременно подержитесь за уши и хвост статуи и загадаете желание, то оно обязательно сбудется. Не забудьте только положить под лапку кота монетку..

Стоит обратить внимание и на обычные дома, окружающие сквер с котами и Золотыми воротами. Наверное, наличие средств и художественного вкуса с одной стороны и отсутствие давления властей с другой, привели к появлению в Киеве потрясающе красивых и запоминающихся зданий. Например, дом на углу Владимирской и Прорезной на момент постройки оказался самым высоким и самым роскошным в городе. Автор проекта архитектор К.Шиман настолько гордился своей работой, что поместил изображение дома на фирменном бланке. Однако владельцу — купцу П.Григоровичу-Барскому — этот дом не принес радости. Купец разорился на его отделке, дом был продан с молотка, а его хозяин  даже не смог позволить себе снять квартиру в бывшем собственном доме.

Если пересечь Прорезную (мы еще спустимся по ней на угол Крещатика) и пройти немного вдоль Золотоворотского сквера, то обязательно бросится в глаза прихотливо украшенный невысокий дом с огромной, на 2 этажа, лоджией в центре фасада. В этом доме в 1889 году родился Александр Вертинский и жил до 5 лет, пока не остался круглым сиротой. Его отец Николай Петрович, известный киевский адвокат и журналист, жил в гражданском браке с матерью Александра Евгенией. Обвенчаться с ней он не мог, поскольку первая жена не давала ему развода. В 1892 году Евгения Степановна умерла от чахотки. Отец Саши очень тяжело перенес личную трагедию. У него стали случаться необъяснимые провалы в памяти, во время судебных заседаний он прерывал свою речь и внезапно выбегал из зала. За Николаем Вертинским стали следить и обнаружили, что он постоянно пропадает на кладбище, на могиле своей гражданской жены. Однажды его обнаружили без сознания, отвезли домой, вызвали доктора, но Николай Вертинский, наверное, не хотел жить. Его простуда перешла в скоротечную чахотку и в 1894 г он умер. Хоронило его пол-города. После отпевания гроб хотели поставить на катафалк, но множество опечаленных людей подхватили его и несли до самого кладбища. Это были благодарные клиенты Вертинского. После смерти отца Сашу забрала тетка и увезла к себе на Фундуклеевскую улицу.

Прежде, чем двинуться в сторону престижной Первой гимназии, в которую отдали Сашу Вертинского, пройдем чуть в сторону по улице Ярославов Вал. Рядом с Золотоворотским сквером стоит совершенно потрясающий, хотя и изрядно обветшалый дом, вход в который стерегут неведомые крылатые чудища.

Согласно киевской легенде над этим домом тяготеет проклятье. В 1898 году инженер Николай Добачевский выстроил фантастический особняк по заказу польского помещика Михала Подгурского. Домовладелец был очень рад, но прожив в своем особняке всего несколько лет, внезапно умер. Да и Добачевский, возведя столь примечательный дом, вынужден был свернуть строительную практику в Киеве и уехать из-за интриг «собратьев по цеху». Это тоже способствовало недоброй славе дома. До 1917 года дом поменял нескольких владельцев, в советское время был превращен в коммуналку с уникальным, извините…  туалетом на лестнице, из окошка которого открывается замечательный вид на Золотые ворота. Необычный облик дома, трагическая судьба его хозяина породили различные легенды. При входе в дом по древнеримскому обычаю выложена мозаичная надпись SALVE, что в вольном переводе означает «добро пожаловать». Киевляне же решили, что особняк построил некий граф и табачный фабрикант Сальве (в городе производились папиросы с таким названием), да не просто так, а для своей любовницы. Однако подозрительная жена любвеобильного граф застукала его и убила из ревности. Некоторые считали владельцем дома винодела барона Магнуса-Карла-Александра Штейнгеля, и назвали его не иначе, как «замок барона». На самом деле Штейнгель жил в соседнем доме. Непривычный облик дома, напоминающий средневековый замок, и завеса таинственных историй и породила прозвище «дом рыцаря».

Еще несколько шагов по Ярославову Валу, и — перед вами настоящий дворец из 1001 ночи. Оригинальное здание в мавританском стиле было построено на средства табачного короля Украины Соломона Когена — главы киевских караимов. Караимы придерживаются иудаизма, однако в качестве Священной книги почитают не Талмуд, а Ветхий Завет. Община караимов в Киеве была весьма малочисленна, но их предводитель мог позволить себе возвести молитвенный дом для единоверцев. Самому Когену было не суждено увидеть воплощение своей мечты — он умер в 1900 г., а кенассу достроили лишь 2 года спустя. Автором караимской кенассы был  Владислав Лешек Дезидерий Городецкий.  Это он, в содружестве со своим другом, скульптором Элио Саля, придумал декоративные мотивы в виде арабесок, которые украшают фасады кенассы. Они были выполнены из новейшего на тот момент материала — бетона. Здание было возведено по последнему слову техники начала ХХ века — в нем было устроено электрическое освещение, паровое отопление и вентиляция. В советское время караимов разогнали, купол на здании снесли. Кенассу занимал кукольный театр, Ансамбль песни и пляски УССР. После войны в молельном зале открыли кинотеатр, а сейчас здесь находится Дом Актера.

 

Сориентироваться у Золотых ворот поможет вот этот план.

Следующая прогулка будет посвящена университетскому кварталу.
Статьи о поездке в Киев на нашем сайте:

Киев. Первые впечатления
Без Подола Киев невозможен
Киев. Андреевский спуск
София Киевская и окрестности
У Золотых ворот



 

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *