Царь-колокол

В Московском Кремле у подножия высочайшей (когда-то)  российской колокольни стоит крупнейший в мире колокол.  Из-за российской любви ко всему большому и величественному народная молва решила, что нарекли его Царь-колоколом за колоссальные размеры. Действительно:  масса колокола составляет около 202 тонн(!), язык колокола весит 5 тонн. Высота — 6 м 60 см, а диаметр «юбки», т.е. нижней, широкой части колокола — 6 м 14 см.  В конце ХХ века в провинции еще бытовала легенда о том, что внутри Царь-колокола по кругу может ездить повозка, запряжённая тройкой лошадей. На самом деле имя колокола никак не связано с его величиною.  Появилось оно лишь 100 лет спустя после отливки. Однако, давайте обо всём по порядку.

Русские государи всегда стремились, чтобы в их царствование был отлит самый большой и тяжёлый колокол.  Причина тому вовсе не государево тщеславие или желание прославиться, а, наоборот,  вера Христова и богобоязненность. Ведь чем ниже звук, издаваемый колоколом, тем скорее молитвы, возносимые под ним, достигнут Господа. А тональность колокольного звона напрямую зависит от массы колокола. Государь Алексей Михайлович Романов, получивший в русской истории прозвание «Тишайший», был весьма богомольным правителем.

Именно в его царствование в 1654 году был отлит крупнейший на тот момент колокол весом 127 тонн. Однако лишь 20 лет спустя его удалось поднять и установить на особой пристройке к Успенской звоннице.

В 1701 году во время пожара колокол сорвался со звонницы и разбился. Как известно, сын Алексея Михайловича царь Пётр Алексеевич более интересовался пушками, нежели колоколами.  Мы ещё вспомним легенды, рассказывающие о Петре и его отношении к колоколам, а сейчас вернёмся к историческим фактам. Спустя 8 лет после смерти Петра Великого, его племянница Анна Иоанновна повелела перелить разбитый колокол времён Алексея Михайловича с добавлением веса до 160 тонн.

По указу государыни для этой работы были приглашены иноземные мастера, но превзойти этот вес вызвался русский мастер Иван Моторин с сыном Михаилом.

Работы по отливке велись около 3 лет с 1733 по 1735 год. Место для отливки нашли во внутреннем дворе Кремля, между Чудовым монастырём и колокольней Ивана Великого, примерно на том месте, где сейчас пешеходный переход от Царь-колокола в кремлёвский сад. К работе привлекли более 100 мастеров: печников, каменщиков, плотников, кузнецов и их помощников. Вокруг котлована для установки формы (глубиной 10 метров) построили целый металлургический завод с четырьмя плавильными печами. Первая попытка оказалась неудачной. Работы возобновили через год, Иван Моторин  к тому времени уже умер, работы завершал его сын, Михаил. Вторая плавка проходила при большом стечении народа, это была удивительная школа мастерства. Рядом постоянно находились около 400 пожарных, готовых небедленно вступить в борьбу с огнём. Отливка шла три дня и три ночи и завершилась полным успехом.

После окончания работ колокол не смогли поднять из литейной ямы, а в мае 1737 года в Кремле случился разрушительный пожар, известный под названием Троицкого. «Московская жёнка» Мария Михайлова в день Святой Пятидесятницы зажгла свечу перед образом и ушла. От этой то свечи сгорели почти все деревянные постройки Кремля. Во время пожара чтобы колокол не расплавился, его поливали водой. Из-за разности температур при нагреве от пламени и охлаждении от воды в теле колокола образовались 11 трещин.

Кроме того от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.

Повреждённый колокол остался в яме на целых 100 лет.  За это время успела появиться легенда, связавшая расколотый Царь-колокол с тяжёлой рукой и крутым нравом Государя Петра Алексеевича.

Согласно легенде, Пётр, возвращаясь в Москву после Полтавской виктории, приказал звонить во все колокола. Царь-колокол единственный из всех не зазвонил , как ни старались звонари раскачать его язык. Разгневанный царь послал им на подмогу целую роту гвардейцев, но язык колокола оборвался, так и не зазвонив. «Упрямее царя был» — говорили в народе. В руках у царя была дубинка, которую он отобрал у шведского короля Карла XII под Полтавой. Пётр в гневе ударил дубинкой по Царь-колоколу: «Вот тебе за то, что не хотел ты народ о моей победе оповестить!» От удара откололся у колокола кусок, а сам он загудел и ушёл в землю.

Говорят, что молчал колокол в отместку за своих собратьев, перелитых на пушки по приказу царя.

Существует ещё одна не очень цензурная легенда о петровском приказе, согласно которому колокола обдирали и переливали на пушки. По окончании Северной войны духовенство во главе с митрополитами обратилось к Петру с просьбой вернуть им колокольную медь, изъятую на военные нужды.  Пётр в гневе наложил на их челобитную следующую резолюцию:» Получите х…!»  После смерти Петра в 1725 году духовенство вновь подало челобитную его супруге императрице Екатерине I. Государыня потребовала из архива бумагу с решением её августейшего супруга. Прочтя челобитную и наложенную на неё резолюцию, государыня с милой улыбкой ответствовала иерархам: «Увы, а я и этого дать не могу!»

Вернёмся, однако, к истории Царь-колокола. Расколотый колокол пролежал в литейной яме у подножия Ивана Великого целых 100 лет (ну, может быть, 99 🙂 ) Лишь в 1836 году французский инженер и архитектор Огюст Монферран, автор знаменитых Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге, разработал и реализовал проект подъема колокола. По чертежам Монферрана несколько сотен солдат (700?) при помощи 16 воротов начали подъем колокола. Первая попытка оказалась неудачной — колокол потащил за собой железную решётку, на которой он покоился в литейной яме. Несколько канатов оборвалось, подъем пришлось прекратить. 23 июля 1836 года была сделана вторая попытка поднять колокол. Канаты заменили, число воротов увеличили до 20. На сей раз операция прошла успешно. Подъем колокола занял всего лишь 42 минуты.  По проекту Монферрана колокол установили на отделанный белым камнем постамент. На постаменте укреплена памятная доска со следующим текстом: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день».

Монферран же увенчал колокол державой — символом царской власти. Благодаря этой державе (а вовсе не из-за своих размеров) колокол и получил своё прозвание «Царь-колокол».

Безусловно, Царь-колокол, как и Царь-пушка, служат символами Государства Российского. Не случайно большевистские провокаторы всячески старались принизить их значение. После установки в 1909 году в Санкт-Петербурге скандального памятника императору Александру III работы Паоло Трубецкого появилась следующая уничижительная частушка:
Третья дикая игрушка
Для российского холопа
Был Царь-колокол, Царь-пушка
А теперь ещё Царь-ж…па!
«Колокол отлит из колокольной бронзы — сложного сплава, включающего 80% меди, 19% олова, 1% серебра (около 2 тонн!) и 72 килограммов (!) золота.  Благородные металлы добавили в сплав, чтобы голос колокола был чистым и ясным. Так об этом говорят в Кремле.

Но специалисты колокольных дел утверждают, что никаких примесей  даже драгоценных металлов в сплаве быть не должно. Любая примесь влияет на звук, «голос» колокола, и значительно ухудшает его. Поэтому древние мастера при отливке следили, чтобы в сплаве не было никаких посторонних металлов и составов, только медь — 80% и олово — 20%.  Правда,  голос «Царь-колокола» так никому и не удалось услышать. Кроме…

Здесь начинается ещё одна, наверное, самая молодая легенда о Царь-колоколе. В 1979 году в Кремль заехали военная танковая платформа и сверхмощный кран. Колокол… сняли с постамента, погрузили на платформу и отвезли в Военно-Инженерную Академию им. Дзержинского. ( Не знаю, существует ли Академия до сих пор, но если и существует, то она уже точно не Дзержинского 🙂 ). Её специалисты и провели первую с момента отливки реставрацию знаменитого Царь-колокола.  Эта информация полностью реальна, а вот дальше начинается разнузданный вымысел 🙂 .

Согласно этой новейшей легенде военным инженерам удалось… синтезировать звук Царь-колокола с помощью компьютера ЭВМ. Результат получился ошеломляющим. Во-первых звон колокола был бы слышен в радиусе 40 км. То есть  его могли бы слышать во всей нынешней Москве и на доброй четверти территории Московской области. А если учесть, что во времена Анны Иоанновны  Москва лишь немного выходила за пределы нынешнего Садового кольца, то колокол бы слышала половина московской губернии. Однако сами старинные москвичи ничего бы не услышали, а лишь испытали очень неприятные ощущения: в радиусе примерно 4 км распространялись бы лишь инфразвуковые волны, переходящие за Садовым кольцом в очень низкий, на грани инфразвука гул.

Итак, в Кремле стоит крупнейший в мире колокол, который никогда не звонил. Тем не менее это выдающийся памятник литейного искусства, отличающийся прекрасной отделкой. Тело колокола украшено барельефными изображениями Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, литым картушем с надписью, повествующей об истории создания колокола. Наконец, Царь-колокол — это подписное изделие. В нижней части юбки колокола видно клеймо. оставленное его создателями:
11

Лил сей колокол российский мастер
Иван Федоров сын Моторин с сыном своим
Михаилом Моториным.

Другие надписи на колоколе гласят: «Блаженныя и вечнодостойныя памяти великаго государя, царя и великаго князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца повелением, к первособорной церкви Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, слит был великий колокол осмь тысящ пуд меди в себе содержащий, в лето от создания мира 7162, от Рождества же плоти Бога Слова 1654 года, а из меди сей благовестить начал в лето мироздания 7176, Христова же Рождества 1668 и благовестил до лета мироздания 7208, РОждества ж Господня 1701, в которое месяца июня 19 дня, от великаго в Кремле бывшаго пожара поврежден, до 7239 лет от начала мира, а от Христова в мире Рождества 1731 пребыл безгласен.»

На другой стороне надпись: «Благочастивейшия и самодержавнейшия великия государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержицы всея России повелением во славу Бога в Троице славимого Ея Успения, отлит сей колокол из меди прежняго, осьмии тысящ пуд колокола, пожаром поврежденнаго, с прибавлением материи двух тысящ пуд, от создания мира в 7241, от Рождества же во плоти Бога Слова 1734«.
12
13
При подготовке статьи использовалась книга В.А.Горохова «Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней». М, «Вече», 2009
Про Царь-пушку мы рассказали отдельно. Есть рекомендации о том, как попасть в Кремль. Можем и экскурсию по Москве провести. Вот некоторые из наших пешеходных экскурсий по городу.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

  • Повеселила нецензурная история 🙂 А вообще сколько удивительных легенд связано с Царь-колоколом. Спасибо огромное за такой подробный рассказ!

Слово молвить