Храм Живоначальной Троицы в Никитниках

В самом центре Москвы, в двух шагах от Красной площади, почти напротив храма Георгия Победоносца на Варварке, стоит храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Немного у нас осталось таких удивительных церквей, шедевров дивного русского узорочья.

До недавнего времени пройти к нему было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварка и, не доходя до площади Варварских ворот, свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно и от метро «Китай-город» дойти.

Теперь Ипатьевский перегородили воротами, поставили шлагбаумы. Слава Богу, хоть в будний день с 9 до 18 есть щель для пешеходов. В выходные и праздники ворота закрыты на мудрёный электронный засов. И Старую площадь теперь забором перегородили. Благо, что пешеходов ещё пускают на Ильинку и к храму можно пройти по Никитниковскому переулку.

Об этой необыкновенной красоты церкви  очень подробно рассказано на сайте храма. http://www.nikitniki.ru/istoriya.  Это большая подробная статья научного характера. Наш рассказ  предназначен не специалисту, а любопытствующему; мы остановимся лишь на самых ярких моментах истории и архитектуры храма.

Деревянный храм на этом месте стоял, вероятно, ещё в XVI веке. Называлась церковь «святого мученика Никиты на Глинищах». Скорее всего, она сгорела в пожаре 1626 года. Пожары в ту пору были обычным делом на Москве. Из охваченной пламенем церкви вынесли древнюю храмовую икону великомученика Никиты.

Несколько лет спустя, в 1631-1634 годах, богатый и благочестивый прихожанин, Григорий (Георгий) Леонтьевич Никитников построил нынешний храм во имя Живоначальной Троицы. В храме устроили придел во имя святого великомученика Никиты. То ли по этому приделу, то ли по имени домовладельцев Никитниковых, это место стало называться Никитниками, а храм – Живоначальной Троицы в Никитниках.

Возвели храм близ большого купеческого двора ярославского гостя Никитникова. Разбогатели Никитниковы на рыбном и соляном промысле. В то время по величине двора мерили богатство и состоятельные жители старались расширить свои земельные владения. Никтитниковы в этом преуспели – их двор распространялся на 37 саженей в длину и 31 сажень в ширину. Для сравнения скажем, что соседний церковный двор занимал площадь 11 х 19 саженей.
Богат был двор Никитниковых. Павел Алеппский писал, что дом купца по красоте и обширности не уступал роскошным каменным палатам царских дьяков. Кроме каменных палат на их усадьбе стояли многочисленные деревянные хоромы – колодец, баня, конюшня, сараи, амбары, скотный двор. Но из всех построек сохранился лишь храм Живоначальной Троицы.
В память о сгоревшей деревянной церкви, один из пределов нынешнего храма освятили в честь святого великомученика Никиты. Да ещё и имя святого было созвучно фамилии купца. Именно этот придел стал родовой усыпальницей заказчиков храма. Но возможно, что совсем не созвучие имён побудило Никитникова устроить предел во имя этого святого. Ведь именно Никите молятся о богатстве и благополучии.

Святой Великомученик Никита Воин

По преданию святой Никита Готский жил на берегах Дуная в IV веке. Он всей душой проповедовал христианство и воевал с язычниками. Но после того, как к власти пришёл предводитель язычников Атанарих, Никиту схватили, мучили и сожгли в 372 году. Но по легенде, тело святого огонь не опалил, а Атанарих запретил предавать его тело земле. Но благочестивый христианин, друг святого, Мариан, спрятал и похоронил тело святого Никиты в своём доме. И стал дом Мариана богатым и благополучным. И те дома, где хранят икону великомученика Никиты, почитают и молятся святому, умножаются изобилием и богатством. Никитниковы стремились к благополучию и, вероятно, поэтому, устроили придел святого в храме Живоначальной Троицы. Так и вышло, хоть храм и считался приходским, но, в первую очередь прославлял и увековечивал семью заказчика.

СВЯТЫНИ ХРАМА ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В НИКИТНИКАХ

Икона Грузинской Божией Матери.

Первоначально образ Грузинской Божией матери находился в Грузии. В 1622 году во время одного из набегов шаха Аббаса на Грузию персы захватили множество православных святынь в надежде продать их русским купцам. Их чаяния оправдались. В 1629 году приказчику ярославского гостя Егора (Георгия) Лыткина Стефану Лазареву предложили образ Богородицы, усыпанный жемчугами, унизанный драгоценными камнями. Примерно в то же время Егор Лыткин во сне получил извещение о том, что для него куплен драгоценный бисер и повеление отправить его в дар в Чёрную Гору. Когда Лазарев привёз хозяину образ Богородицы, купец понял, о каком бисере шла речь в его ночном видении. По совету и благословению патриарха Филарета в 1629 году бесценный образ Богородицы отправили в монастырь на Чёрной Горе на Пинеге Архангельской области. В том же году монастырь стал называться не Черногорским, а Красногорским, а икона Богоматери — Грузинской, по месту её первоначального нахождения.

В 1654 году, когда в Москве свирепствовала чума, из Черногорской обители в Троицкую церковь привезли чудотворную икону Грузинской Божьей Матери и многие, молившиеся перед этим образом, исцелились. Перед тем, как вернуть икону в монастырь с неё сделали список и оставили в церкви Живоначальной Троицы в Никитниках. С тех пор многие москвичи называли храм в Никитниках церковью Грузинской Божией Матери. А в 1904 году в подклете церкви освятили придел в честь этого образа.
Икона не только прославилась многочисленными чудесами исцеления, но в советское время спасла храм от разрушения. Говорят, что когда «вождь народов» узнал, что храм освящён в честь Грузинской иконы Божией матери, он произнёс: «Очень правильное название». И храм не разрушили.

Любопытно, что попытка снести храм предпринималась в ….1871 году. Для расширения строительства деловых зданий необходимо было место, занятое храмом. Тогда за церковь вступилось московское императорское археологическое общество и не допустило сноса.
Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа Государства Российского” – ещё одна особо почитаемая икона храма. В храме находится список с образа, написанного Симоном Ушаковым. Подлинник хранится в коллекции ГТГ.
Иконография образа призвана прославлять Великую Заступницу и Покровительницу земли русской. Древо Государство Московского Божием промыслом насадил собиратель русских земель Иван Данилович Калита, а взрастил и поливал виноградную лозу Московский Митрополит Пётр. Благодатной почвой стал Успенский собор Московского Кремля. На кремлёвской стене стоят: слева царь Алексей Михайлович, справа царица Мария Ильинична с царевичами – старшим Алексеем Алексеевичем (умер в 16 лет) и младшим Фёдором Алексеевичем, будущим третьим государем династии Романовых.

В медальонах на ветвях древа изображены святые, благоверные князья, блаженные и преподобные Древней Руси.

Хранится в церкви и другой особо почитаемый образ  Казанской (Тобольской) Божией Матери.

В 1923 году в храме открыли музей живописца Симона Ушакова. Прославленный изограф в 1657-58 годах написал несколько икон для храма. Рядом с храмом, напротив церкви в Ипатьевском переулке находятся палаты XVII века, их принято называть палатами Симона Ушакова. Знаменитый московский краевед Сергей Романюк считает иначе. «Однако же они ему не принадлежали: когда надо было спасать редчайшее здание палат от вандалов, то ревнители нашей истории прибегли ко лжи во спасение. Назвали эти палаты именем знаменитого художника, чтобы придать дополнительный вес своим аргументам и таким образом спасти их», — пишет Романюк в книге «Китай-город».


На сайте храма сообщается, что имя Симона Ушакова и его родных записано в синодик церкви, что даёт основание думать, что знаменитый царский изограф жил в приходе Никитниковской церкви. Есть сведения, что  Симон Ушаков был домовладельцем до 1668 года. Сохранилась челобитная иконописца, в которой он сообщает:  «А дворишко у меня малое и в грязи в Китай-городе и хоромишек построить для иконного письма и для учеников негде».  Просьбу его уважили и С.Ушаков переехал на Посольскую улицу.
АРХИТЕКТУРА ХРАМА

«Московско-русский» стиль»- так специалисты определяют архитектурный характер церкви.
Историк архитектуры, Н. В. Султанов так определяет черты этого стиля:

«С помощью технических познаний западных зодчих и тех восточных и византийских художественных элементов, которые были у нее под руками, а также и обоих собственных, Московская Русь создает ту своеобразную и причудливую архитектуру, которая известна под названием «московской». Этот московско-русский стиль достигает своего наибольшего, хотя далеко не полного, развития в XVI и XVII вв. и представляет нам образцы самостоятельного русского искусства».

Самыми яркими примерами московско-русского стиля профессор Султанов называет Покровский собор (храм Василия Блаженого), Дьяковскую церковь, храм Грузинской Божией Матери и Троицкую церковь в селе Останкино.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках очень похож на деревянную теремную постройку. Фасад у неё совсем не правильный, а состоит из отдельных частей. Четверик храма со всех сторон окружают разные постройки – с востока – алтарь, с запада – колокольня и паперть, с севера – трапезная с приделом святого Николая Чудотворца, а с юго-востока примыкает отдельный придел святого Никиты мученика. Вся церковь стоит на высоком подклете и это ещё больше делает его похожим на деревянную хоромину.

План церкви Живоначальной Троицы в Никитниках

Храм асимметричен и с разных точек зрения воспринимается по-разному. Если подойти к нему с запада, из Ипатьевского переулка, то перед нами разворачиваются все его части – и высокий четверик и растянутая трапезная, и колокольня и удивительно лёгкий шатёр крыльца.

А с Никитского переулка храм выглядит как стройный сказочный теремок, устремлённый ввысь пятиглавием на высоких барабанах. Световой барабан только один, центральный.

Тот, кому знакомы каменные храмы Ярославля, непременно увидит некоторое сходство в деталях убранства ярославских церквей и храма в Никитниках. В Ярославле в Николо-Надеинском храме колокольня также стоит над северо-западным углом галереи. А резной орнамент на западном портале очень похож на резьбу деревянных сеней ярославской церкви Ильи Пророка. Наверное, в строительстве церкви принимали участие ярославские каменных дел мастера. Сам Григорий Никитников был ярославским гостем и вполне мог пригласить своих земляков.
Белокаменный узор храма уравновешен и совсем не перегружен, он оставляет ощущение целостности. А вот характер белокаменных деталей поражает разнообразием. Наличники с валиками, ширинки с цветными изразцами и кокошники поражают разнообразием форм и почти не повторяются.

Такое пышное убранство храма делает его похожим скорее на гражданское здание. Ещё одна «светская» черта в архитектуре храма – его окна.

Они различаются по размеру и расположены неравномерно. Объясняется это разным назначением внутренних помещений.

Убранство порталов и окон южного фасада очень напоминает декор Теремного дворца Кремля. Скорее всего, наряду с ярославскими зодчими в строительстве Никитниковской церкви участвовали и царские мастера. Архитектор Л.В.Даль и вовсе предполагал, что такой замысловатый вид храму придал не строитель, а иконописец, сам Симон Ушаков.
Белокаменное кружево верхних ярусов дополнено цветными изразцами, вероятно, работы белорусских мастеров.
Хочется обратить особое внимание на главный вход, увенчанный шатровым крыльцом. Его украшают двойные арочки с резными гирьками из белого камня.

Крыльцо выдвинуто в сторону улицы и как бы приглашает посетителя зайти внутрь и полюбоваться храмом.

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ХРАМА

Поднимаемся вверх на высокое крыльцо и попадаем внутрь трапезной. Широкая арка справа зовёт в главный храм. Небольшая дверь слева ведёт в Никольский придел.
В главном храме Живоначальной Троицы роспись выполнена масляной краской поверх фресок. Темы росписей – Евангельские события и притчи Христа. 

Голосники
Под сводами храма расположены голосники. Голосники — горшки из обожжёной глины. При строительстве церкви их специально заделывают в кирпичную толщу стены отверстиями внутрь церкви. Считается, что голосники необходимы для усиления звука внутри храма. Но русский архитектор Лев Владимирович Даль (1834-1878) утверждал, что прежде всего, голосники нужны для уничтожения отголоска. Когда звуковая волна поднимается вверх, то голосники задерживают её, дробят своими отверстиями.

Великолепен иконостас храма. Он не совсем обычный, не 5-ти, а 6-ти ярусный, середины XVII века. Полуколонки изящного рисунка прикрывают места соприкосновения икон. Иконостас покрыт такой прочной позолотой, что её состав удивляет даже специалистов. Резьба нижней части иконостаса отличается от верхней. Скорее всего, она была выполнена несколько позже.

В местном ряду иконостаса есть иконы строгановского письма, выполняли их мастера Оружейной палаты. Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещение с акафистом». Тот же знаменитый Симон Ушаков создал образы Владимирской Богоматери «Насаждение древа Государства Российского» и «Великий Архиерей».

Царские врата, вероятно, расписывали мастера из Палеха. Однако в сцене Благовещения и изображениях евангелистов на царских вратах очень заметно академическое влияние. Скорее всего, палешане работали в Москве в конце XVIII или начале XIX века.
В храме пять престолов:

Во имя святой Живоначальной Троицы
Во имя святого великомученика Никиты-Воина
Во имя святого Николая Чудотворца
Во имя святого Иоанна Богослова
Во имя Грузинской иконы Божией Матери

Богослужения в храме возобновились в 2004 году, а в 2007 году церковь официально вернули московской патриархии.

Церковь Троицы в Никитниках производит такое же впечатление, как если вы раскрыли раковину и нашли редкой красоты жемчужину. Ведь она окружена современными «никакими» зданиями и от этого её удивительной красоты убранство завораживает и восхищает. Белокаменная резьба настолько изящна, что кажется, будто она сделана из легчайшего кружева и выткана из шёлка.  Храм очень радостный, он как будто весь движется вверх, увлекает за собой и ты вместе с кокошниками движешься ввысь! А потом, подойдя к широкой галерее немного успокаиваешься, рассматривая арочные окна  разного ритма и узора. Церковь будто  сама подводит зрителя к колокольне, основательной, словно укорененной в землю и опять — тот же порыв вверх.

По долгу службы часто подхожу к храму, показываю его туристам. Люблю наблюдать, как меняется настроение людей при виде этого архитектурного чуда древне-русских зодчих. Как бы не равнодушен был человек, как бы спокойно не относился он к архитектуре, подойдя к церкви Живоначальной Троицы в Никитниках еще никто не обходился без восторженного возгласа: «Ах!»и не уходил без яркого впечатления, которое производит этот храм.

Храм Георгия Победоносца на Псковской горке
Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсёневке
О других храмах Москвы.

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве

Источники
С.К.Романюк «Москва. Китай-город», Москва, АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2007
«Сорок сороков», составитель П.Паламарчук, Москва, АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1994
Сайт храма Живоначальной Троицы в Никитниках http://www.nikitniki.ru/istoriya.
С.Баранов «Храм Живоначальной Троицы в Никитниках» Москва, «РЕМАРКО», 2010
Сайт «Иконы России» http://www.iconrussia.ru/iconography/2134/

 


   

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *