Тотьма. Храмы

Завершаем цикл рассказов о Тотьме обзором местных храмов. В статьях «Тотьма-Великий Устюг» и «Тотьма с А.Новосёловым» мы лишь упомянули о них. В этой статье мы коснёмся истории создания и архитектурных особенностей сохранившихся и утраченных церквей Тотьмы.

Начнём обзор с Богоявленского собора Тотьмы, сохранившегося лишь частично. Богоявленский собор издревле был главным храмом города. Располагался он на Соборной горе. Трудно отыскать в Тотьме более значимое место. С двух сторон Соборная гора круто спускалась к Сухоне и к впадающей в неё реке Песья Деньга. Пожары 1743 и 1811 годов не оставили и следа от старого храма XVII века.

Следующая перестройка связана с именем губернского архитектора И.А.Фохта. Но его проект был сильно изменён неким П.В.Иконниковым в 1863 — 1868 годах. Историки архитектуры считали Богоявленский собор Тотьмы непропорциональным и тяжеловесным.

Собор Богоявления. г. Тотьма

Исследователи склонны обвинять в этом зодчего-самоучку. П.В.Иконников служил ключарём вологодского Успенского собора. Его невысокий профессиональный уровень отразился в сухих, грубых чертах Богоявленского собора Тотьмы. О том насколько это утверждение верно, судить весьма сложно. На современном фотоколлаже детали собора трудно рассмотреть.

Вид на Богоявленский собор с колокольни Успенской церкви

Купол собора и четыре малых главы по углам не сохранились. Мы склоняемся к суждениям специалистов. Часто бывает, что характерные признаки церкви не удаётся скрыть никакими перестройками и с первого взгляда узнаёшь обезглавленный переделанный храм.  Распознать же черты культовой архитектуры в бывшем Богоявленском соборе очень непросто. Скорее он напоминает общественное здание эпохи классицизма.

Тотьма. Церковь Иоанна Предтечи

Второй частично сохранившийся храм Тотьмы был освящён во имя Иоанна Предтечи. Это один из самых ранних каменных храмов города, его возвели в 1738-1740 годах. Заказчиком выступил секретарь великоустюжской консистории И.Г.Фирсов.

Храм состоял из нескольких ярусов: двухуровневого четверика, невысокого восьмерика, изящного барабанчика, увенчанного луковичной главкой.

Фотоколлаж:  на первом плане церковь Иоанна Предтечи на фоне Входоиерусалимского храма.

В этой церкви, построенной в первой половине XVIII века, ещё очень заметны черты древнерусской архитектуры: это и оконные наличники в виде многоступенчатой рамки, и килевидные кокошники. На снимке можно разглядеть портал с полуколоннами по бокам и килевидным архивольтом.

Плоские пилястры с опорой на висячие консоли, карниз стены — эти черты характерны для раннего барокко. Церковь Иоанна Предтечи представляет собой очень интересный образец переходного периода от русской архитектуры к барокко.

Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим

Красивейший храм города, бесспорный шедевр «тотемского барокко» — это церковь Входа Господня в Иерусалим.

Построена она на средства местных купцов, братьев Пановых, основателей крупнейшей торговой компании «Русской Америки».

Церковь строили 20 лет с 1774 по 1794 год в ту пору, когда в столицах уже господствовал классицистический стиль. Обычный для северной Руси бесстолпный пятиглавый храм с гранёной алтарной апсидой, притвором и колокольней создан с удивительным мастерством и своеобразием. Двухъярусная церковь с теплым нижним и холодным верхним храмами как будто взлетает в небо.

Её устремлённость ввысь особенно хорошо заметна с востока, со стороны алтаря. Позже подобный тип церквей назовут «тотемским кораблём».

Церковь увенчана высокой, с переломами, кровлей и пятью изящными главами на двухъярусных восьмериках. При этом центральный восьмерик служит световым барабаном.

Интерьер летней церкви наполнен воздухом и светом за счёт множества окон. Вот только на стенах и сводах видна копоть — осталась от бывшего здесь винзавода.

Особо стоит отметить окна второго света трапезной, имеющие вычурные, типично барочные по форме проёмы.

С запада к церкви примыкает притвор, над которым поднимается колокольня характерного типа «восьмерик на четверике». Над колокольней восстановлены купол и барочное завершение в виде двух маленьких восьмеричков.

Особо следует упомянуть о  фасадном декоре Входоиерусалимской церкви. Тонкие высокие лопатки протянулись на всю высоту церкви. Между ними, над тремя ярусами окон, находятся прихотливые фигурные картуши, искусно выложенные из особо отформованных кирпичей прямо в кладке стен.

Над верхним ярусом окон картуши имеют вид фронтонов, а на колокольне мастера выложили их в два яруса.

Рельефный рисунок картушей, состоящий из дуг и завитков, лишь слегка выступает за плоскость стен и не нарушает чёткие линии и ясные границы объёмов храма.

Картуши украшают все сохранившиеся церкви Тотьмы второй половины XVIII столетия. Кирпичные узоры, исходящие из столичных лепных украшений середины XVIII века, стали наиболее яркой и запоминающейся чертой тотемской версии провинциального барокко.

Церковь используется в качестве музея мореходов. В верхнем храме сохранились остатки росписей и фрагмент иконостаса.

Тотьма. Церковь Рождества Христова

По соседству с великолепной Входоиерусалимской церковью стоит более скромная церковь Рождества Христова.

Она особенно характерна для северного зодчества, потому что строилась в два этапа, как и большинство тотемских церквей. В 40-е годы XVIII столетия построили нижний тёплый храм, а спустя еще 40 лет, на рубеже 80-х-90-х годов над ним возвели стройную летнюю церковь. Отдельно стоящая колокольня не сохранилась. Нижний тёплый храм выглядит достаточно скромно. Его наличники, порталы и лопатки напоминают о традициях древнерусского зодчества. На него можно вообще не обратить внимания, увлёкшись верхним холодным храмом. Последний выполнен в виде высокого стройного четверика, прорезанного двумя ярусами вытянутых вверх окон и увенчанного тремя(!) восьмериками.

 С востока к главному объёму примыкает гранёная алтарная апсида, а с запада — прямоугольный притвор с изящным крылечком и двухпролётной лестницей. Крыльцо соединяется с церковью лестницей-переходом на ползучей арке.

Стены храма богато изукрашены разнообразными картушами: внизу растянутыми, посередине звёздчатыми  и, наконец, устремлёнными ввысь по типу фигурных фронтонов.

Церковь Рождества Христова действующая, в ней регулярно проходят богослужения.

Тотьма. Троицкая церковь Зеленской Рыбачьей слободы

Несколько на отшибе стоит Троицкая церковь Зеленской Рыбачьей слободы.

Каменный храм поставлен неподалёку от впадения в Сухону Песьей Деньги.

Купец С.Черепанов построил церковь в два этапа, подобно тому, как строили Христорожденственский храм. Вначале в 1768-72 годах возвели нижнюю церковь, а спустя примерно 10 лет  в 1780-82 годах прямо на ней надстроили верхнюю. По сохранившейся рядной записи, т.е. трудовому договору стало известно имя мастера, строившего летний холодный храм. Им был крестьянин Фёдор Титов из Сольвычегодского уезда. В рядной записи указано, что церковь необходимо было украсить картушами: «а между нижними и верхними окнами клейма зделать какъ наилутче возможно».

Троицкая церковь относится к типичным памятникам тотемского барокко.

Это уже знакомый нам двухуровневый трёхчастный храм с двусветным четвериком, гранёным алтарём и трапезной.

Колокольня церкви не сохранилась. Летний храм украшен изящными картушами на «ножках» и своеобразными витыми фронтончиками. Более ранний зимний храм отличается западным перспективным порталом и звёздочками в фигурных розетках, украшающих базы пилястр.

Троицкая церковь действующая, внутрь нам зайти не удалось.

Тотьма. Церковь Воскресения Христова

Ниже по течению Сухоны на её высоком берегу стоит храмовый ансамбль, заметный, в первую очередь, благодаря высокой колокольне.  Рядом видна массивная кубическая постройка, в которой с первого взгляда довольно трудно признать церковь.

Однако это старейший тотемский слободской храм, относящийся к 1744-49 годам. Он был освящён во имя Воскресения Христова.  К сожалению завершающий восьмерик и купол утрачены, отчего церковь стала похожа на старинные палаты.  Тем более, что алтарная апсида и притвор невысоки и производят впечатление неких служебных пристроек. Нижний ярус Воскресенской церкви практически лишён декора, зато редкие окна верхнего яруса обрамляют наличники, типичные для «московского барокко» конца XVII столетия.

Тотьма. Успенская церковь

Соседнюю Успенскую церковь построили сразу после окончания Воскресенского храма в 1749-55 годах. Но в самом начале XIX века её разобрали и начали строить новый двухэтажный храм. Нижнюю церковь завершили к 1808 году, а верхнюю так и не построили. Церковь Успения выполнена в духе провинциального классицизма и откровенно проигрывает другим тотемским храмам.

Спасает комплекс великолепная колокольня, которая служит доминантой всей восточной части города.

Её начали строить рядом со старой Успенской церковью в 1790-е годы, а завершили одновременно с новым скромным храмом. В основе колокольни — мощный четверик в три света, на четверике стоит высокий восьмерик с открытым звоном.

Над восьмериком зодчие возвели промежуточный низкий восьмигранник с люкарнами (круглыми окнами)

и, наконец, восьмигранный купол.

Нижний ярус четверика украшают типичные тотемские лопатки и прихотливые картуши, выше чувствуется влияние классицизма с его рустованными углами, плоскими наличниками и прямыми карнизами.

Успенская церковь отреставрирована, в ней находится музей церковного искусства. Воскресенская церковь также используется тотемским музеем.

Церковь Воскресения в Варницах

К северу от Тотьмы находится село Варницы. Здесь в средневековье добывали соль, она-то и заложила основу былого процветания Тотьмы. Церковь Воскресения в Варницах, несмотря на заброшенное состояние и полуразрушенную колокольню, можно отнести к красивейшим тотемским храмам.

Она лишь немного уступает Входоиерусалимской церкви. История строительства варницкого храма типична для Тотьмы XVIII столетия.

Вначале, в 1743-50 годах, возвели нижнюю тёплую церковь, а 25 лет спустя над ней надстроили просторный летний храм с трапезной и колокольней. Облик нижней церкви сохранил черты XVII столетия. К ним можно отнести старомодные оконные наличники с килевидными фронтонами, зубчатый карниз и характерные лопатки на консолях.

При строительстве летней церкви все объёмы нижнего храма надстроили, сохранив таким образом изначальную горизонтальную композицию церкви.
Церковь Воскресения в Варницах стала первым сооружением зрелого тотемского барокко. Именно в ней неизвестные зодчие впервые применили чисто тотемские приёмы и формы: стройный двусветный четверик, увенчанный изящным пятиглавием, двойные восьмерики в основании куполов, прихотливые картуши под окнами и на гранях колокольни. Все эти приёмы мы уже видели на более поздних Входоиерусалимской, Троицкой и Рождественской церквах.

Тотьма. Спасо-Суморин монастырь

Несколько особняком ( в прямом и переносном смыслах) стоит тотемский Спасо-Суморин монастырь. Комплекс монастырских построек находится на расстоянии 3 км от центра города на мысу и слияния Ковды и Песьей Деньги.

Храмы монастыря совершенно не похожи на тотемские церкви-корабли.
Монастырь основал монах Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосий (в миру Фёдор) из благочестивого и состоятельного рода Сумориных. В 1554 году его отправили в Тотьму надзирать за работой соляных варниц, принадлежавших Спасо-Прилуцкому монастырю. Феодосий Суморин, прийдя в Тотьму, решил основать здесь монастырь.

Вид на Спасо-Суморин монастырь с колокольни Успенской церкви

Его поддержали местные жители и, в феврале 1554 года, Феодосий получил жалованную грамоту Ивана Грозного о назначении его настоятелем нового монастыря. В следующем году Иоанн Васильевич пожаловал монастырю «соляную трубу», доходы от которой велено было употребить на строительство и содержание монастыря. Феодосий Тотемский преставился в 1568 году, а в 1796 году были обретены его мощи.

Икона преподобного Феодосия Тотемского выставлена в музее церковных древностей в Успенской церкви Тотьмы

При Феодосии монастырь был полностью деревянным. Каменное строительство начинается в царствование Михаила Федоровича Романова, когда в 1623 году заложили Спасо-Преображенский собор. Строили его с перерывами вплоть до 1689 года. В 1801 году собор из летнего перестроили в зимний, отапливаемый и отделали фасады в классическом стиле. В 70-80-е годы XIX века, когда классицизм считали немодным и устаревшим, собор перестраивают ещё раз в русско-византийском вкусе.

На первом плане — Спасо-Преображенский собор Спасо-Суморина монастыря Тотьмы

Вместо классического купола возводят пятиглавие (утрачено), а фасады покрывают множеством «древнерусских» довольно некрасивых деталей: наличников, поясков, колоночек и т.п.

Слева на макете монастыря виден Спасо-Преображенский собор

Неоднократно перестроенный и полуразрушенный в советское время старейший каменный храм Тотьмы сейчас выглядит довольно неприглядно.

Похоже, что началась вялотекущая реставрация.

Соседний Вознесенский собор внешне отреставрирован и выглядит очень эффектно.

Каменный храм Вознесения построили на месте деревянной церкви  в середине XVIII века. Однако при строительстве зодчие допустили ошибку, не учтя слабость грунта. Храм начал оседать и трескаться, поэтому в 1796-1801 году на его месте возвели новый собор в торжественном классицистическом стиле. Считается, что автором проекта собора был сын Матвея  Казакова Василий, умерший ещё при жизни отца. Во время строительства Вознесенского собора случайно обрели мощи Феодосия Тотемского. 25 лет спустя к собору пристроили массивную двусветную трапезную. Внутреннее убранство храма разрушили и разграбили коммунисты.
Они же уничтожили монастырскую колокольню, вторую по высоте в Вологодской губернии. Строили её 43 года, разрушали тоже долго: с 30-х по 60-е годы XX столетия.

Справа на старом снимке видна колокольня Спасо-Суморина монастыря
Макет Спасо-Суморина монастыря хранится в музее церковных древностей в Успенской церкви Тотьмы. В центре — модель утраченной колокольни монастыря.

Прежде монастырь окружала ограда с четырьмя декоративными башенками и Святыми воротами. Сохранилась только одна башня, стоящая в долине Песьей Деньги.

Юго-западная башня ограды Спасо-Суморина монастыря

Через монастырские ворота проходит грунтовая дорога, ведущая на территорию монастыря и в посёлок Лесотехникума.

Братский и настоятельский корпус с разрушенной домовой церковью представляет собой печальное зрелище. После пожара, случившегося в конце XX столетия, большая часть его оказалась заброшена.

В уцелевшем крыле находится открытое хранение фондов Тотемского музея.

К довольно печальной картине монастыря добавляется и то, что на месте бывшего кладбища сейчас находится футбольное поле.

Очевидно, что это не добавляет городу процветания.
Однако заканчивать обзор на такой печальной ноте не хочется. Вознесенский собор внешне отреставрирован, ведутся работы по расчистке от мусора Спасо-Преображенского собора. В бывшем братском корпусе монастыря, ныне гостинице «Монастырские кельи»,

принадлежащей Тотемскому музею, живёт батюшка, назначенный настоятелем собора.

Статья написана по материалам книги: Г.Бочаров, В.Выголов «Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма»,М., Искусство, 1983г.

Далее:
Тотьма-Великий Устюг
Как мы искали гостиницу в Тотьме и нашли «Монастырские кельи»
Кафе Тотьмы
Тотьма с А.Новосёловым

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 4

  • Необыкновенно красивые храмы Тотьмы, аки невесты в белоснежном наряде.
    Когда-то в Лит. газете была рубрика «Если бы директором был(а) я…»
    Так вот, если бы губернатором была я … я бы убрала всю городскую паршивость вокруг храмов и сделала бы вокруг площадь из камня или травяного покрова метров … , чтобы не стыдно было «невесте» за своё окружение.

    • Может, градоначальнику бы и хотелось, да денег то где взять? Тотьма — город небогатый, далёкий, всевидящее око вождей на него не смотрит…

  • Какое роскошное барокко! А как объяснить, что в Тотьме так широко оно распространилось? Я вот не могу припомнить, где еще можно увидеть такую «плотность» барочных храмов.

    • Маша, объяснение, как всегда, кроется в экономике. В XVIII веке у тотемских купчин денежки водились. Кое-что от соляных варниц осталось. Кто-то разбогател на продаже шкурок чёрной лисы. Хотелось строить так, чтобы ни у кого такого не было. Веяния времени сыграли свою роль. Вот и появилось такое уникальное явление, как «тотемское барокко». Картушами украшали и некоторые гражданские зданиях. Не всё сохранилось. Да и мы не обратили должного внимания на гражданскую барочную архитектуру. Если соберёшься в Тотьму — тебе и карты в руки!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *