«Музей нового западного искусства» — быть или не быть?

ПОЧТИ ПО ШЕКСПИРУ.

Когда приходишь в Галерею Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) и гуляешь по залам, где выставлена коллекция картин французских художников второй половины XIX — начала XX веков, то закрадывается крамольная мысль: «Эх, вот собрать бы опять обе коллекции, Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова вместе, в один музей! Он сразу бы стал собранием мирового уровня! И люди могли бы насладится не разрозненными коллекциями, а единым музеем!» Но это только мечты и вряд ли когда-нибудь они воплотятся в реальность. Если только временно, на выставке…

Оказывается, идея воссоединить две разрозненные коллекции витает в воздухе. Её озвучила директор ГМИИ Ирина Александровна Антонова во время «прямой линии» с президентом. Она высказалась за создание музея нового западного искусства, ведь такой музей уже существовал в Москве. В 1923 году две коллекции знаменитых меценатов и коллекционеров С.И.Щукина и И.А.Морозова объединили, но в 1948 году «Музей нового западного искусства» ликвидировали по идеологическим соображениям и, по слухам, из-за желания товарища Герасимова заиметь бывший Морозовский особняк на Кропоткинской Пречистенке в качестве Академии Художеств СССР. (Подробно в статье «История коллекции С.И.Щукина и И.А.Морозова). Картины, находившиеся в одном музее разделили между ГМИИ и Эрмитажем.

Директор Эрмитажа, Михаил Борисович Пиотровский эту идею не поддержал. Он напомнил, что картины импрессионистов, постимпрессионистов, фовистов и художников других направлений в искусстве ХХ века музей получил в компенсацию за то, что из его фондов в 20-е — 30-е годы прошлого века в ГМИИ передали более 500 картин. Полотна Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Рембранта, Пуссена, Ватто находящиеся на экспозиции в Пушкинском музее, первоначально принадлежали Императорскому Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Более того, в Москву переехало множество скульптур, рисунков, гравюр. Причём коллекции разделяли варварским (другого не было) способом, расчленяя триптихи и парные картины.

Из московского собрания в Эрмитаж уехали работы Ренуара, Моне, Пикассо, знаменитых художников так называемой «Парижской школы». И хотя М.Б.Пиотровский подчеркнул, что Эрмитаж в какой-то мере спас московские картины от продажи за границу, позволим себе с этим не согласиться. Вряд ли кто-то мог остановить торговлю национальным достоянием в послереволюционные годы. Напомним, что на западе жили наследники и С.И.Щукина, и И.А.Морозова. Любая продажа картин из их коллекций могла бы вызвать скандал, продавцам, да и покупателям, это было невыгодно.

И как бы не хотелось воссоединить обе коллекции, согласимся с М.Б.Пиотровским. Оба музея, и Эрмитаж, и ГМИИ, сильно пострадали от коммунистических «идеологов». На сегодняшний день экспозиции сложились, нарушить их, означает вновь нанести урон целостности собраний. Конечно, идеально было бы видеть великолепное собрание музея нового западного искусства, но как бы не заплатить за это слишком дорогую цену. А вот организовывать временные выставки, хотя бы один раз в несколько лет, кажется, было бы идеальным компромиссным решением.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Если бы коллекции объединили и создали такой музей — это было бы счастье. Это был бы мой любимый музей (Галерея западного искусства 19-20 вв. в Пушкинском — мой самый любимый музей из всех).
    Только таких чудес не бывает….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *