На южный рубеж. Часть II — Тамбов

Из Ельца в Тамбов.

Наутро мы без сожаления распрощались с «Базиликом» и направились в сторону Тамбова. Пересекли речку Быстрая Сосна и ненадолго задержались ради панорамных видов города.

Поблизости от нового моста через Быструю Сосну сохранился старый Каракумский мост. Странное для русской глубинки название объясняется… автопробегом Москва-Кара-Кумы-Москва 1933 года. Автомобили прошли по мосту вскоре после его открытия. Так, на волне энтузиазма мост и стал Каракумским.

Нафигатору задали Тамбов, но коварный девайс вывел нас на старую дорогу в сторону Ростова-на-Дону.


Недоумение продлилось недолго. Дорога привела к развязке, где перекрещиваются платная М4 «Дон», старое шоссе и нужная нам дорога Орёл-Липецк-Тамбов. Её обозначение 1Р119. Дорога оказалась очень хорошей и почти пустой. Мы незаметно докатились до Липецка,

миновали множество треног и покатились через настоящую южнорусскую дубраву.

На выезде в сторону Тамбова встали в пробку из-за ремонта путепровода. Местные начали уходить вправо вниз, я дёрнулся за ними и очень удачно объехал затык. Вся беда была именно наверху — самосвал с асфальтом перекрыл единственную открытую полосу.
На границе Липецкой области сфотографировали примечательную стелу со статуями старинного кузнеца с якорем, металлурга и девушки с неким растением в руке. Растение идентифицировать не удалось,

но на подсолнухи, в изобилии растущие на липецких полях, оно явно непохоже.

На южнорусских землях радуют взгляд возделанные поля. Это вам не тверские или смоленские пустоши, заросшие бурьяном, а то и мелколесьем. Чернозёмы продолжают кормить местного крестьянина, а, заодно, и Россию. Не видно ни одного невозделанного клочка земли. Участки между дорогой и лесополосой и те распаханы.

Чем ближе к Тамбову, тем чаще на дороге попадаются раритеты. Судя по номеру, эта УАЗка катается ещё с советских времён.

Автопарк в Черноземье старый, очень много «Жигулей», включая «копейки» и «шестёрки». Это не вылизанные раритеты, а рабочие машины. Когда вы в последний раз видели ИЖ-Комби?

Долго ли коротко, но часам к 12 мы въехали в Тамбов.

Тамбов на карте генеральной кружком означен не всегда.

Навигатор вывел на на улицу Дворянскую (Интернациональную). В Тамбове, в отличие от Ельца, исторические название не дублируют советские, зато есть информационные таблицы с фотографиями местных памятников.

Я забронировал две ночи в гостинице «Театральная». Давным давно я уже останавливался в ней и запомнил замечательное расположение в центре города. Мы сунулись в гостиницу, надеясь приткнуть автомобиль на стоянку, но любезная девушка на стойке приёма гостей сказала, что наш номер готов и можно заселяться. Гостиница заслуживает всяческих похвал, единственный минус- цена несколько высоковата. Даже с моей скидкой genius двухместный номер обошёлся нам в 3150 руб за ночь.

Гостиница Театральная. Старая советская коробка полностью отремонтирована.
Гостиница Театральная. Старая советская коробка полностью отремонтирована.

Интерьеры до сих пор пахнут новизной. В номере есть всё необходимое и достаточное, включая кондиционер, сейф, чайник и минеральную воду.

Очень понравился завтрак, особенно по сравнению с остывшей яичницей и платным кофе в «Базилике».

Супруга настояла на экскурсии по Тамбову и перед поездкой я нашёл в сети координаты местного экскурсовода. Мы договорились, что я позвоню ей по приезде в Тамбов. Встречу назначили через час у гостиницы, а в оставшееся время решили перекусить. На ресепшн рекомендовали гостиничное кафе «Буфет», но цены показались нам завышенными. На противоположном углу узрели вывеску «Пиццерия».

а через дорогу увидели кафе «Винтаж», упомянутое в отчёте известного путешественника Ворчуна. Забегая вперёд скажу, что с «Винтажем» у нас не сложилось. В субботу они закрылись на спецобслуживание из-за свадьбы, а на следующий день мы просто сбежали оттуда, аннулировав заказ, из-за жутко громкого караоке.

В пиццерии нам подали очень приличную пиццу и вкусные молочные коктейли, которые почему то не попали в кадр.

Времени до начала экскурсии как раз хватило на перекус и знакомство с ассортиментом близлежащего винного магазина, где на почётном месте стояла водка «Тамбовский волк». Решили оставить его («волка») на будущее и устремились к знаниям.

Инициатива заказа экскурсии по Тамбову исходила от супруги, но договаривался я. Мы рассчитывали на двухчасовую пешую экскурсию, а получилось 3 часа на нашей машине. Я, в основном, следил за трафиком, а не за достопримечательностями. За лишний час пришлось заплатить. По моему это не совсем корректно. Если я перерабатываю со своими клиентами, то никогда не прошу ничего сверх уговоренной платы. Кроме того, возникло впечатление, что коллега тянула время, заводя нас во все церкви и монастыри, куда можно зайти и самостоятельно. Мы бы не придирались, если бы рассказ понравился. Однако работала она на четвёрочку… с большим минусом. Хотя кое что интересное мы узнали.
Экскурсовод начала с «Тамбовской казначейши» и очень удивилась, когда мы моментально определили произведение и автора. Но Лермонтов нам куда ближе, чем Насыров с его «Мальчик хочет в Тамбов…».

Тамбов на карте генеральной кружком означен не всегда.
Он прежде город был опальный,

Теперь же, право, хоть куда.

Там есть две улицы прямые,

и фонари, и мостовые.

Там два трактира есть, один
«Московский», а другой «Берлин».

По словам нашего гида, трактир «Берлин» находился на месте нынешнего здания синематографа «Модернъ» начала ХХ века.

Там есть еще четыре будки,

При них два будочника есть.
По форме отдают вам честь и смена им два раза в сутки.

Там зданье лучшее — острог.
Короче, славный городок.

Экскурсия началась с памятника Гавриле Романовичу Державину, бывшему некоторое время местным губернатором. Державин велел замостить улицы, открыл театр и начал издавать первую в русской провинции газету. Однако местным купцам он не угодил, они написали на губернатора донос и Екатерина II отозвала его из Тамбова.

Затем нас провели по всем примечательным соборам и монастырям города. Начали со Спасо-Преображенского собора, считающегося старейшим каменным храмом города. Его начали строить ещё в 1694 году при епископе Питириме, но завершили лишь в 1783 году.

Разрушенную соборную колокольню недавно восстановили. Это одна из трёх замечательных колоколен, формирующих запоминающийся силуэт города.

Епархиальный комплекс включает также памятник епископу Питириму, изящную башенку-звонницу,

водосвятную часовню,

высоко стоящую над рекой Цной,

и памятник императору Николаю II.

Академические росписи, посвящённые житию Питирима, украшают потолки над лестницей, ведущей на второй этаж собора.


Следующим экскурсионным объектом стал Вознесенский женский монастырь. Его основал епископ Питирим в 1690 году, а первой настоятельницей стала родная сестра Питирима Екатерина. История монастыря традиционна: пожар, запустение, возобновление, перестройка в камне, благотворительность, 1918 год, разрушение, возобновление, реставрация и реконструкция. Некоторые монастырские постройки до сих пор заняты жильём. Скромный Вознесенский собор, разрушенный коммунистами, заменили огромным разноцветным храмом.

Колокольня собора поднимается на 70 метров над городом. Роспись стен «в шахмат», весёленькие купола «а-ля Василий Блаженный», огромные окна — всё это выглядит слишком нарочито, почти как кич. Грешны еси, однако похоже, что собор строили «тамбовские братки», причём они же и проект нарисовали 🙂

Вознесенский собор. Тамбов
Вознесенский собор вечером. Кресты на высочайших тамбовских колокольнях подсвечены красным. То ли это сигнальные огни, чтобы вертолёт не зацепился, то ли мода в городе такая.

Церковь Иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость выглядит гораздо изящнее. Сразу чувствуется эпоха классицизма. Церковь уцелела, хотя в была обезображена советской властью.

Интерьер церкви восстановлен в 1988-92 годах. Наш гид сказала, что фотографировать в церкви разрешено и я сделал снимок иконостаса. Однако позже получил суровую отповедь от монахини на свечном ящике только за то, что объектив не был закрыт крышкой. Тем не менее фото получилось, стало быть и греха в этом не было.

Я не очень понимаю многочисленные запреты на фотографии в православных церквях и монастырях. Любительские фото делать нельзя, а профессиональную видеосъёмку для телевидения можно? А не телевидение ли служит для пропаганды великого множества грехов?
Однако вернёмся к экскурсии. Миновав несколько интересных гражданских построек мы по одной из «двух прямых улиц» Тамбова направились в Казанский мужской монастырь. Здесь нас ждала безусловная доминанта города — колокольня высотой 101 метр! Я даже подумал. что ослышался — ведь выше Ивана Великого строить вроде не дозволялось. Однако оказалось, что колокольня современная, со Святейшим синодом согласованная 🙂

Колокольня, Тамбов.
Колокольня настолько хороша, что я решил вставить и ночной снимок. Крест по тамбовскому обычаю подсвечен красным.

Прежняя колокольня была скромнее, но выглядела не хуже. Её разрушили под предлогом аварийного состояния в 1930 году. Монастырь, конечно, закрыли, но большинство его зданий уцелело. Летний собор Казанской иконы Богородицы конца XVIII столетия очень хорош. Это настоящий екатерининский классицизм.

Интерьеры расписаны в технике гризайль, но снимать внутри я уже не рискнул.
Соседняя Иоанно-Предтеченская церковь служит зимним храмом монастыря. Начинали её почти одновременно с собором, но завершили лишь 27 лет спустя в 1821 году.


Интерьеры ещё не расписаны, зато установлен красивый резной иконостас.
Отличительной чертой тамбовских церквей служит то. что иконостасы в них невысокие в отличие от наших северных пятиярусных.

Перед монастырём установлен памятник Зое Космодемьянской. Оказывается наша московская героиня родилась на Тамбовщине.

Памятник Зое Космодемьянской на фоне колокольни Казанского монастыря.
Памятник Зое Космодемьянской на фоне колокольни Казанского монастыря.

От памятника открывается прекрасный вид на то место, где стоял дом «Тамбовской казначейши». Михаил Юрьевич Лермонтов вероятно не выдумал этот фантастический сюжет, а лишь облёк его в поэтическую форму.
По преданию, дом казначея Бобковского, проигравшего всё, включая молодую красавицу жену, стоял на углу Астраханской (Советской) улицы. Теперь на этом месте возвели безликий многоэтажный жилой дом.

Угол Астраханской и Монастырской улиц, где стоял дом Протасьевых, выведенный Лермонтовым в поэме как дом казначея Бобковского.
Угол Астраханской и Монастырской улиц, где стоял дом Протасьевых, выведенный Лермонтовым в поэме как дом казначея Бобковского.

От Казанского монастыря мы двинулись к Покровской церкви, единственной открытой для богослужений при советской власти. Это один из старейших каменных храмов города, завершённый в 1763 году. В 30-е годы ХХ века его закрыли, но с 1943 года службы возобновились и продолжаются по сей день.

На Покровской (Кронштадтской) площади недалеко от церкви стоит потрясающий по художественной выразительности памятник Тамбовскому мужику. Он в том числе напоминает об антибольшевистском крестьянском восстании, которое часто называют по имени одного из предводителей Александра Степановича Антонова. На площади, где сейчас стоит памятник, товарищ Тухачевский устроил концлагерь для жителей Тамбовщины, чьи родные были причастны к восстанию. Нацистам в Германии было у кого набраться опыта в этом вопросе.

Крестьянин попирает босыми ногами «революционные» лозунги и пулеметные ленты.
Позади него плуг, а лицом он обращён к Покровской церкви, то есть к Богу.

Наша экскурсия по Тамбову завершилась у роскошного особняка, принадлежавшего суконщику Михаилу Васильевичу Асееву. Асеев заказал особняк знаменитому архитектору Льву Кекушеву. Потрясающее роскошью и красотой здание выстроили в 1905 году на берегу реки Цны, поросшем вековой дубравой. За годы советской власти здесь были казармы красных конников, агрономический факультет Тамбовского университета, госпиталь, кардиологический санаторий и лишь два года назад здесь открылся музей.


Посещение особняка Асеева мы запланировали на следующий день.
На прощание гид преподнесла нам подарок: водку и конфеты «Тамбовский волк», объяснила, где находятся книжный магазин и магазин сувениров и посоветовала пойти на рынок в воскресенье, потому что в понедельник он закрыт.
Мы отогнали машину к гостинице, удачно поставили её на последнее свободное место, прошлись по местному «Арбату» — Коммунальной, в девичестве Гимназической улице.

Ненадолго заглянули на одну из двух «прямых улиц» — Дворянскую (Интернациональную). Полюбовались подсветкой Благородного собрания (Тамбовского театра)

и местной облдурыдумы

и, наконец, спустились в кафе-студию «Галерея»

где отведали пива немецкого

колбаску саксонскую

а также кушанья заморского, буйабесом называемого, да ещё и с комплиментом от шефа в виде сыра санкционного.

После знатного ужина ещё раз прогулялись к Соборной площади

Вышли на набережную Цны, хотя фотки при слабом освещении получались всё более и более непотребными 🙂

Запечатлели Сергея Васильевича Рахманинова

и ночной Казанский монастырь

Несколько минут любовались разноцветными фонтанами у местного обкома присутствия

На этом закончился второй день нашего путешествия на южный рубеж.
Окончание в статье «С южных рубежей».

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 6

  • Фото вечерние понравились и это вовсе не комплимент из любви к вам, ребятушки.
    Расскажите, что за блюдо заморское вы ели. Оно из чего? На вид тарелка меня неожиданно рассмешила, но вам, как я понимаю, это все понравилось?

    • Блюдо заморское ела Татьяна. Когда я увидел его в меню, подумал, что ей понравится. Она любит всяких морских гадов в варёном и жареном виде. Это средиземноморская рыбная похлёбка из креветок, морского волка (палтуса), морского ерша и еще чего-то. По свидетельству тех, кто ел — очень вкусная штука. Даже я при всей своей нелюбви к рыбе впечатлился. Теперь надо попробовать родной буйабес где-нибудь в Марселе.

  • Статью прочитала с интересом. Город понравился. Есть что посмотреть. Только утвердилась в своем желании туда съездить. И тоже привлекательнее других выглядит «Театральная».
    Насчет экскурсовода. А стоило ее вообще брать? Что-то как-то я сомневаюсь… Особенно в вашем случае.

    • Галя, «Театральная» — очень хорошая гостиница. Как Пётр писал, цена несколько завышена. Не стоит она таких денег, даже несмотря на хороший уровень услуг.
      Галюш, пользоваться услугами местных экскурсоводов мы непременно будем. Жаль, что такая идея пришла в голову только теперь. Мы исходили из уровня услуг, которые предоставляем сами. И которые предоставляют другие местные гиды — Пётр по долгу службы слышал многих из них и очень высоко о них отзывается. Мы и ожидали от Марии (тамбовского гида) что-то подобное. Получилось всё гораздо хуже, чем мы ожидали. Но мы сами виноваты — за свои деньги нужно было настаивать на наших условиях и расплачиваться сразу. Но мы со своей деликатностью остались в проигрыше.
      Галя, моя елецко-тамбовская история ждёт своего часа. Я хочу, чтобы сначала свой взгляд озвучил Пётр, а потом обнародую и свою женскую точку зрения. Там я подробнее касаюсь вопроса услуг местного гида. Записываем расходы на местного гида в актив «обучение на своих ошибках».

  • О, будем значит следующего этапа ждать — Таниного. У меня в Смоленске вышла заморочка с экскурсоводами. Я порадовалась, что деньги сразу не отдала. А вам так и не удосужилась поведать о своих приключениях смоленских…

    • Оля, непременно будет случай и расскажешь о твоей неудачи со смоленскими гидами.
      Свою эпопею тоже опубликую, чуть позже. Пока занимаюсь Прагой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *