Тамбов. Особняк Михаила Асеева

В Тамбове сохранилось немало зданий в стиле модерн, но особняк купца I-й гильдии Михаила Васильевича Асеева — это настоящая жемчужина. Если быть точным, то он не совсем модерновый. Скорее это модерн с элементами эклектики и историзма. Однако форма здания определяется его функциями, оно как бы вырастает «изнутри наружу», что обусловливает асимметрию фасадов.

Особняк Михаила АсееваВсе четыре фасада выглядят по разному, но одинаково торжественно и роскошно. Основной объём дополнен павильоном парадного подъездаОсобняк Михаила Асеева и лоджией ионического ордера,на которые опираются широкие балконы,Особняк Михаила Асеева многочисленными эркерами, разнообразными по форме оконными проёмами.Особняк Михаила Асеева
Долгое время считалось, что особняк построили по проекту Л.Н.Минца и М.Н.Кугушева. Их имена можно было прочесть на охранной доске на фасаде здания. На самом деле они скорее всего осуществляли строительный надзор, а проект особняка создал ни кто иной, как блестящий мастер московского модерна Лев Николаевич Кекушев.
Владелец дворца Михаил Васильевич Асеев принадлежал к третьему поколению предприимчивых русских мужиков, выбившихся из самой гущи народной. Его дед, Агафон Асеев, был крестьянином Усманского уезда Тамбовской губернии. Он перебрался в Моршанск, где родились его сыновья Василий и Тихон. Первоначально они занимались мелочной торговлей, но природная хватка вместе с удачей позволили им в 70-е годы XIX века купить суконную фабрику в Арженке (Рассказово) под Тамбовом. Братья Асеевы почти всю прибыль вкладывали в дело и через некоторое время смогли официально вступить в купеческое сословие. Вначале их капитала хватило лишь на вторую гильдию, но со временем Асеевы, накопив более 50 тыс. рублей, стали купцами первой гильдии. Работа на фабрике не останавливалась даже в церковные праздники, за что, согласно легенде, государь Император разгневался на алчных купцов и пожаловал им чугунную шляпу и чугунные же лапти.
Существует и другая легенда, объясняющая асеевское богатство грехами их предков. Якобы один из них был разбойником, грабившим проезжих купцов.
Так или иначе, но в 1884 году Михаил Васильевич Асеев становится владельцем обширных земельных угодий и Арженской суконной фабрики. Представитель третьего поколения русских предпринимателей, Михаил Асеев разительно отличался от купцов, знакомых нам по пьесам А.Н.Островского.
В это время представители торгово-промышленного сословия осознают необходимость образования и отправляют своих отпрысков в гимназии, а затем и в университеты.

Аттестат зрелости М.В.Асеева

Но если большинство купеческих сыновей получали коммерческое или юридическое образование, то Михаил Асеев закончил медицинский факультет московского университета и получил звание лекаря.
Михаил Васильевич даже подписывался «докторъ Асеевъ», но врачебной практикой не занимался. Вместе с двоюродным братом Василием Тихоновичем он работал на процветание «торгового дома Бр.Асеевых». Спустя 15 лет их фабрика получает казённый военный заказ на производство сукна для нужд армии. Помимо суконного производства Асеевы владели сахарными и винокуренными заводами, бумагоделательной фабрикой.
Разбогатев, Асеев увлекается благотворительностью. В Арженке он строит больницу для рабочих, школу и приют для детей. Будучи церковным старостой жертвует немалые деньги на храмы.
Собственный дом Михаила Васильевича также стал символом его богатства. Согласно ещё одному тамбовскому преданию поводом для строительства дворца на берегу Цны послужили следующие слова одного из гостей Асеева:

-Вам ли, Михаил Васильевич, деревянные терема строить?! С Вашим-то капиталом в мраморных дворцах жить нужно… Аи revoire!
Гости разъезжались, и кто-то из них, прощаясь с хозяином, промышленником Асеевым, бросил такую фразу. Несколько минут — и дорогу экипажам осветил небывалой яркости и величины факел; терем горел, подожженный рукой хозяина, горел на редкость хорошо.
А потом на пепелище был выстроен белоснежный каменный дворец, всем в Тамбове известный дом Асеева.

Эта легенда кочует по всему рунету. Вот и я не удержался и её процитировал.

Михаил Васильевич Асеев поселился в новом особняке со своей многочисленной семьёй — у него было восемь детей — и прожил в усадьбе до 1918 года. Спасаясь от большевиков, он покинул Россию и умер в эмиграции.
Опустевший дворец захватили конные красноармейцы, разъезжавшие верхом по просторным залам. Затем здесь была детская колония, агрофакультет Тамбовского университета и с 1923 года детский дом. Мебель и утварь, само-собой, были разграблены, внутренняя отделка испорчена.
С конца 20-х годов особняк Асеева занимали медицинские учреждения: туберкулёзная больница, санаторий, с 1941 по 1945 год военный госпиталь, затем кардиологический санаторий. В конце концов здание пришло в полный упадок. Требовалась дорогостоящая реставрация, по окончании которой некие деятели, вероятно связанные с «тамбовскими», решили передать особняк под роскошный ресторан. Однако в итоге всё разрешилось удивительно хорошо для нынешних российских реалий. Особняк Асеева стал филиалом музея-заповедника… «Петергоф».

После столь длинной предыстории пора, наконец, приступить к знакомству с самим дворцом. Посещение особняка возможно только с экскурсией, которые проводятся каждые 30 минут с 10.00 до 17.30.
В цокольном этаже посетителей встречает бюст Михаила Васильевича Асеева.

Особняк Михаила Асеева

Далее поднимаемся в парадный вестибюль. Его отделка отличается утончённым изяществом.

Особняк Михаила АсееваВ вестибюле сохранились подлинный плафонОсобняк Михаила Асеева пейзажи, написанные на холсте и наклеенные на стену

Особняк Михаила Асеева
Особняк Михаила Асеева

Декоративный медальон на стене украшен изображением скарабея, символизирующего богатство.

Особняк Михаила АсееваПол выложен немецкой керамической плиткой, сохранившейся со времён постройки особняка.

Из вестибюля проходим в гардеробную, где сохранились старинные деревянные вешалки с медными крючками для одежды.

Если приглядеться, то можно увидеть. что крючки выполнены в виде головок богомолов.

В гардеробной представлены реконструкции нарядов гостей

Особняк Михаила АсееваСоседняя комната называется каминной. В ней посетители ожидали приглашения в кабинет к Асееву. В комнате действительно находится камин, облицованный мрамором. По словам экскурсовода камин рабочий, в нём в любой момент можно развести огонь. Мебель в каминной XIX века, но не из особняка Асеева.

Особняк Михаила Асеева
Особняк Михаила Асеева

Один из самых старых предметов в доме — это резной дубовый шкаф XVIII столетия.

Особняк Михаила АсееваВ каминной стоит обратить внимание на паркетный пол. На дубовых плашках отчётливо видны следы коричневой краски. В советское время пол неоднократно красили, что сохранило паркет от разрушения. Но окончательно удалить следы краски так и не удалось.

Потолки в особняке Асеева украшены расписными плафонами.Особняк Михаила Асеева В 1945 году в доме случился пожар. Несмотря на сложное послевоенное время тамбовский обком выделил фонды для реставрации пострадавших интерьеров. На плафоне сохранилась подпись художника, который реставрировал его в 1946 году.

Особняк Михаила АсееваИдя вглубь дома, невозможно миновать аванзал. Его пол выложен дубовым паркетом с характерным рисунком меандра, символизирующим бесконечность жизни.

аванзал освещает роскошная хрустальная люстра

Особняк Михаила АсееваНа бронзовой дверной ручке заметна любопытная декоративная деталь в виде человеческого лица. Специалисты считают это изображение ликом друида.

Двери из аванзала ведут в приёмную, где пришедшего с деловым визитом встречали управляющий и адвокаты Асеева. Кессонированный потолок приёмной выполнен в викторианском стиле и расписан растительным орнаментом.

Особняк Михаила Асеева
Особняк Михаила Асеева

На стенах — фотографии суконных фабрик Асеевых в Арженке и Моршанске. Асеевы поставляли сукна и бобрик по всей России.
В 1915 году Михаил Васильевич получил потомственное дворянство за свою благотворительную деятельность. Помимо вышеупомянутых больницы для рабочих, школы и приюта он также замостил улицы вокруг своего дома. Асеев помог автору марша «Прощание славянки» Василию Агапкину, служившему в Тамбове, дав ему денег на поездку в Крым к Якову Иосифовичу Богораду.

За приёмной находится кабинет хозяина.

Особняк Михаила Асеева
Особняк Михаила Асеева

В советское время здесь находился кабинет главврача, поэтому уцелела отделка и большая часть мебели. Резной дубовый плафон сохранился со времён Асеева, однако роспись утрачена после пожара 1945 года. В ходе реставрации плафон затянули бордовой тканью.

Стены обшиты дубовыми панелями, здесь же встроенные книжные шкафы

Особняк Михаила АсееваВ верхней части шкафов видны резные головки. Они символизируют быстротечность человеческой жизни.

На письменном столе представлен уникальный артефакт: письмо Михаилу Васильевичу Асееву от его брата. Оно завалилось за плинтус и его случайно обнаружили реставраторы.

Напольные часы принадлежали самому Асееву, они исправно показывают время. Когда-то эти часы исполняли гимн России «Боже, царя храни!».

Кабинет украшают бронзовые бюсты из серии «Галерея бронзовых бюстов всех российских князей, царей и императоров». Они были отлиты в Петербурге во времена Александра II. В эркере, прорезанном широкими окнами, стоит столик и два кресла. Это место отдыха от торгово-промышленных забот. На столике помимо трубки и пепельницы, есть также тетрадь в сафьяновом переплёте и… микрометр. Этот точный прибор был необходим для измерения толщины сукон, производимых на асеевских фабриках.

На стене кабинета висит подлинный пейзаж В.Д.Поленова «Лесная речка».Вернувшись в аванзал можно пройти в самое большое и торжественное помещение особняка — Белый зал. Он служил парадной гостиной дома Асеева. Здесь проходили балы и благотворительные вечера.

Особняк Михаила Асеева
Особняк Михаила Асеева

В белом зале сохранилась подлинная люстра из бронзы и хрусталя, однако её нижняя часть утрачена.Стены и потолочный карниз покрыты изящной золочёной лепниной.

Привлекает внимание электрический торшер в стиле модерн, изображающий богиню плодородия Персефону.

Следующая комната именуется «диванная». Во время приёмов здесь собирались дамы. Они пили чай, сплетничали обменивались новостями, хозяйка дома занималась рукоделием. В диванной сохранилась подлинная мебель включая угловые шкафы для посуды.

Напротив окна находится картина художника Николая Михайловича Шевченко, написанная по заказу Асеева. Пейзаж повторял вид, который открывался за окном диванной. Особняк Асеева стоял на окраине города и из окон была видна река Цна и заливные луга.

Плафон расписан цветочными мотивами.В уголках написаны белые лилии — символ женской чистоты.Последняя комната, обращённая на реку — это дамский будуар или малая гостиная. Здесь собирались дамы с детьми, пели песенки, читали. Высокий светлый эркер как раз и предназначался для чтения и отдыха.

Гостиная обставлена мебелью XIX столетия. На стенах — полотна неизвестных итальянских художников «Пейзаж с руинами» и «Бегство в Египет».Один из итальянских пейзажей написан английским мастером Гарри Уилсоном.

Зеркало — одна из немногих подлинных вещей, уцелевших в этой комнате.Кроме зеркала сохранились лепной плафон со светильником в стиле модерни прихотливый бронзовый карниз в эркере.

На столике в эркере стоит обратить внимание на старинную фотографию. На ней изображены хозяйка дома Мария Никаноровна Асеева (справа) и её сестра Надежда Никаноровна Протопопова.Мария Никаноровна отнюдь не стремилась быть светской львицей. Она вела очень домашний образ жизни, воспитывала восьмерых детей: шесть дочерей и двух сыновей. Жена миллионщика не чуралась ручной работы, занималась рукоделием, чинила и штопала одежду. Зимой вся семья выходила чистить дорожки в парке. У каждого ребёнка была лопатка подходящего размера.
Возвращаемся в белый зал и проходим в бильярдную или мужскую гостиную. Обстановка в ней не сохранилась. Столики для игр в карты и домино лишь принадлежат той эпохе.Гравюры на стенах напоминают о любимом увлечении хозяина — охоте. Но при Асееве их здесь не было. Скорее всего эта комната была украшена охотничьими трофеями. В ходе реставрации в углу гостиной установили чучело медведя.  Медведь здесь действительно был. Однажды на охоте Михаил Васильевич вступил в единоборство с диким зверем и одолел его, хотя сам был ранен.В мужской гостиной есть несколько статуэток с изображением лошадей. одна из них (у окна) работы известного скульптора Евгения Лансере.В комнате сохранился подлинный плафон и великолепный светильник работы Льва Кекушева.Один из самых красивых залов дворца, сохранивший большую часть подлинного убранства, предназначался для парадной столовой. Вдоль стен, обшитых дубовыми панелями, стоят внушительные, отделанные бронзой, горки для посуды. Сочетание тёмного дерева и блестящего металла характерно для модерна.Потолок состоит из дубовых балок. Между ними находятся панно, покрытые сусальным золотом и расписанные фруктовыми и цветочными гирляндами.Люстра в виде цветов, обвивающих бронзовое кольцо, также выполнена по рисунку Кекушева.В доме была своя собственная электроподстанция, бойлерная и водопровод из артезианской скважины, Так что у хозяев не было никаких проблем с приготовлением пищи и мытьём посуды. 🙂
Прислуга вносила кушанья через двери, украшены бронзовыми барельефами с изваяниями атлантов. Они символизируют мощь и силу хозяина дома. Здесь же в уголках — львиные маски. Кекушева звали Лев, поэтому на всех своих зданиях он обязательно оставлял изображение льва. Это была его своеобразная авторская подпись.Отдельная горка предназначена для приготовления чая и кофе. Перед ней на столике стоит старинный самовар-бульотка. Мария Никаноровна предпочитала смешивать чай и кофе и пила именно такой, непривычный для нас напиток.В одной из горок стоит чайный и кофейный сервиз немецкой работы, выполненный из фаянса.Парадные помещения первого этажа на этом заканчиваются. На второй этаж ведёт беломраморная лестница. Асеев выписал мрамор для лестницы из Италии, со знаменитого каррарского месторождения. На нижней площадке сохранился светильник, созданный по эскизу Льва Кекушева.Огромное лестничное окно смотрит в сторону парка. Из окна видны несколько еловых деревьев. Согласно преданию Михаил Асеев в честь рождения каждого ребёнка сажал в саду ель.
Стены лестничного вестибюля украшены лепными фризами на античные темы. Они зеркально повторяют друг друга.

Над фризом виден картуш, куда предполагалось поместить дворянский герб Асеевых.Однако утвердить его не успели. Сохранились лишь варианты эскизов герба.Помимо лепнины лестничный вестибюль украшен живописными панно. Их было три, один из сюжетов не сохранился. Известно. что там был изображён юноша, слушающий учителя.Так выглядят сохранившиеся живописные панно.Первый этаж особняка предназначался для приёма посетителей и гостей, а семья жила на втором этаже. Здесь располагались спальня, детские, ванная комната. Отделка этих помещений не сохранилась. В одной из комнат представлена история семьи Асеевых и их генеалогическое древо. Фотопортрет Михаила Асеева в те годы, когда он построил особняк на Набережной.Асеев души не чаял в своих детях, особенно в старшем сыне Михаиле. Он купил один из первых в Тамбове автомобилей марки Мерседес мощностью 20 л.с. Его сын Мишенька резъезжал по Тамбову на собственном автомобиле. Однажды на благотворительном вечере Мишенька пожертвовал 100 рублей, а отец — какую-то мелочь. Когда Михаилу Васильевичу попеняли, что мол сын его внёс в 100 раз больше, тот ответил: «Ему можно — у него папенька миллионщик».

Портрет Миши Асеева в форме студента Московского университета. Художник Н.М.Шевченко.

Одна из комнат особняка посвящена Николаю Михайловичу Шевченко — художнику и большому другу М.В.Асеева. Фабриканта и небогатого художника сблизила общность интересов и увлечение охотой. Асеев всячески поддерживал «тамбовского Крамского», заказывал ему картины и построил неподалёку от своего дворца небольшой дом, в котором жил художник. Дом Шевченко был местом, где собиралась тамбовская интеллигенция, здесь же останавливался один из ведущих «мирискусников» Мстислав Добужинский.
Особняк Шевченко построили в 1910 году из дерева и обложили кирпичом. К сожалению в 1977 году его снесли.После 1917 года Николай Михайлович некоторое время преподавал в художественных мастерских. Поскольку он был дворянином, служил в русской армии и участвовал в Русско-турецкой войне 1877-78 году, то большевики лишили его гражданских прав. Он с трудом нашёл работу оформителя на пороховом заводе. Умер в 1933 году в один год со своим другом Михаилом Васильевичем Асеевым.

Н.М.Шевченко. Автопортрет

Во ходе реставрации особняка Асеева решено было устроить фонтан в парке на месте, где стоял дом Шевченко. Во время строительных работ были обнаружены царские серебряные монеты, памятная медаль в честь царствования Александра III и столовое серебро с монограммой «Н.Ш.»

Шкаф с выставкой находок на месте особняка Н.М.Шевченко

Единственный зал второго этаже, сохранивший свой прежний облик — это семейная гостиная. Здесь семья Асеева собиралась по вечерам.Зал перекрыт стеклянным световым фонарём. Говорят, что при Михаиле Васильевиче свод был из настоящего хрусталя.Декоративные колонны, увенчанные вазами, на самом деле представляют собой калориферы воздушного отопления.Изящные медальоны на стенах в советское время были заняты гипсовыми профилями Ленина и Сталина. Сталина убрали после 1956 года, а Ленина — во время реставрации.Согласно ещё одному тамбовскому преданию, Асеев построил свой особняк на месте древней дубовой рощи. Почти все деревья вырубили в ходе строительства, но в парке уцелел один дуб, насчитывающий более 400 лет. Получается, что это дерево старше самого города Тамбова.Однако официальная табличка заставляет усомниться в этой красивой легенде.Бросаем последний взгляд на особняк Асеева. Мы провели здесь около полутора часов но ничуть не сожалели о потраченном времени. Пожалуй это самая яркая достопримечательность среднерусского города на Цне.О наших тамбовских впечатлениях можно прочесть здесь и здесь.
В Тамбове мы остановились в гостинице Театральная.

TEXT.RU - 100.00%
TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 4

  • Дорогая Танечка! Получила большое удовольствие, разглядывая все снимки вашей экскурсии. Какая прелесть! Не могла отделаться от мысли, что в Грачевке (Речной вокзал, Ховрино) стоит двойник — усадьба купцов Грачевых. Про Грачевскую усадьбу пишут, что «дом имеет поразительное сходство с известным казино в Монако» (из газеты Север столицы № 40 2015 г.). А Вас не посещала мысль о сходстве тамбовской жемчужинки с домом в Монако? Вы улыбнетесь, мол, мы в Монте-Карло не сиживали…. Но все же?
    Тамбовскому дому Асеева повезло больше — ему вернули былое величие и его посещают туристы. В Ховринском доме тоже многое уцелело по причине заселения в него больницы и бережного отношения к имуществу со стороны персонала. Но восстановят ли — неизвестно. А как бы хотелось тоже любоваться, гордиться и прийти туда на экскурсию.

    • Валентина, адресую Ваши замечательные слова Петру, это он разбирался с историей дома Асеевых. В Монако мы действительно не сиживали. Да мало ли у нас великолепных особняков, которые в лучшем случае заняты непонятными госконторами (чего стоит один особняк Морозова на Воздвиженке), а в худшем — приходят в упадок. Пожелаем усадьбе Грачёвых, чтобы его взял под крыло какой-нибудь музей, тогда, может быть и дело сдвинется с мёртвой точки.

  • Чудо какое этот маленький дворец в Тамбове! Спасибо за экскурсию!

    • Спасибо Вам за отзыв. Особняк Асеева действительно великолепен. Тем более, что такие интерьеры мало где сохранились.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *