Рождественская Строгановская церковь в Нижнем Новгороде

В день Рождества Христова мы сочли уместным рассказать о красивейшей церкви Нижнего Новгорода, именуемой Рождественской или, по храмоздателю — Строгановской.
Богатейший купец, солепромышленник Григорий Дмитриевич Строганов решил возвести на своём подворье домовый храм. Строительство началось в 1697 году. Однако купцу не суждено было увидеть свою церковь завершённой. Будучи верным сподвижником (а заодно и финансистом) Петра I, Строганов в 1703 году перебрался в Санкт-Питербурх. Хотя церковь была в основном закончена, Григорий Дмитриевич охладел к своему детищу. Согласно С. Агафонову, выдающемуся реставратору и знатоку Нижнего Новгорода, это объясняется введением государственной монополии на торговлю солью. К 1715 году, когда Строганов умер, церковь так и не успели освятить, хотя «стояла она всякими краски покрашена» и «великолепно и с резбою зделана».
Отделку церкви завершила его вдова Марья Яковлевна в девичестве Новосильцева в 1719 году.

Григорий Строганов возводил церковь не только из благочестия, но и теша свою гордыню,  приказав построить её вплотную к каменной Рождественской церкви 1653 года, возведённой конкурентом Строганова по соляному промыслу Семёном Задориным. Хотя к 1697 году Задорин уже умер, Строганов решил «перешибить» память о нём и показать своё превосходство над остальным нижегородским купечеством. Строгановскую  церковь освятили во имя Собора Пресвятой Богородицы. Своим праздничным обликом она буквально подавила скромную Рождественскую церковь. Последнюю разобрали «за ветхостью» в начале XIX века. Однако её название перенесли на храм Собора Пресвятой Богородицы, который иначе как Рождественским с тех пор и не называют.
Строгановская церковь стоит на оползневом склоне. Не случайно камень, полученный при разборке старой Рождественской церкви, употребили на строительство подпорной стены. Её хорошо видно с Рождественской улицы.

Слева внизу видна подпорная стена, сложенная из камней Рождественской церкви Семёна Задорина.

Неизвестный, но талантливый мастер, строивший Строгановскую церковь, должен был учесть не только требования заказчика, но и сложный рельеф участка. Церковь стоит на невысоком подклете, прежде в нём находились склады. Подклет оформлен квадратными оконными наличниками и треугольными сандриками. Гладкие декоративные колонки увенчаны капителями коринфского ордера.

Церковь состоит из трапезной и собственно храма, увенчанного пятиглавием. Снизу вверх нарастает пышность и красота белокаменных резных украшений. Западная стена церкви украшена спаренными каннелироваными колонками,

нишами, увенчанными раковинами и обрамлёнными пышными лепными гирляндами, в которых среди различных плодов повторяется мотив процветшей виноградной лозы.

Маленькие окошки в западной стене обрамлены венками с изображением цветов и плодов. Возможно эти украшения олицетворяют собой райский сад.

Среди декоративных деталей встречаются витые колонки, характерные для западноевропейского барокко.

Белокаменные украшения достигают кульминации на южной и северной стенах церкви. Наличники окон украшены витыми колонками, полностью покрытыми резными гроздьями винограда. Верхнюю часть наличников украшают трапециевидные фронтончики, увенчанные раковинками.

Украшения оконных проёмов «второго света» церкви при сохранении стилевого единства несколько отличаются от наличников нижнего яруса. Также стоит обратить внимание на изящные балясины, образующие поясок между окнами «второго света» и сводами храма.

Несущая конструкция свода состоит из четырех перекрещивающихся арок, на которые опирается центральный световой барабан. Малые главы поставлены крестообразно по сторонам света. Внутреннее пространство храма находится в полном соответствии с его внешним обликом.

Главы Рождественской церкви.
Своды Рождественской церкви.

Главы Рождественской церкви первоначально были окрашены в зелёный цвет. В конце XIX века их перекрасили наподобие глав московского храма Василия Блаженного.

Колокольня изначально была поставлена отдельно от церкви выше по склону около южного фасада. Вход в церковь устроен в первом ярусе колокольни. Галерея, ведущая в трапезную, прежде была открытой. Нижний ярус колокольни выполнен в виде сени, перекрытой сводчатыми арками с резными вислыми камушками, украшенными традиционным мотивом виноградной грозди.

Колокольня состоит из шести ярусов. Третий и четвёртый прорезаны арками звона — там находятся колокола, на пятом ярусе установлены часы с боем. Нынешний механизм  изготовили в Германии в конце XIX века и установили на здании Блиновского пассажа поблизости от Рождественской церкви. В советское время часы сняли и поместили в музей. Интересно узнать, зачем? В конце прошлого века нижегородские энтузиасты добились установки этих часов на колокольню Рождественской церкви, однако их удалось запустить лишь после реставрации 2004-2005 годов. По преданию во времена Строганова на колокольне стояли некие «астрономические» часы. Известно, что в 1750 году Иван Кулибин, будучи пятнадцатилетним подростком, починил их сломанный механизм.

 В 60-е годы XIX века колокольня начала катастрофически наклоняться. За 20 лет она отошла от вертикальной оси на 1,2 метра. Верхние ярусы пришлось разобрать и отстроить заново, сохранив при этом старинные белокаменные детали. Одновременно под церковь и колокольню подвели новые прочные фундаменты. Под крестом, венчающим колокольню, установлен бронзовый золочёный прапор (флажок). Его появление на колокольне скорее всего связано с увлечением морской тематикой, характерным для царствования Петра I.

С личностью Петра I связана любопытная легенда, согласно которой государь разгневался и приказал затворить церковь, потому что Строганов купил для своего храма образа, написанные для Петропавловского собора Санкт-Петербурга.  Иконы Спаса Вседержителя и Девы Марии, расположенные в местном чине справа и слева от Царских врат написал придворный живописец Луи Каравакк, приглашённый Петром на русскую службу. Поддавшись уговорам Строганова, художник продал ему оригиналы, а для столичного собора написал повторения. В мае 1722 года уже после смерти Григория Дмитриевича Пётр во время службы был в храме и узнал эти иконы. В гневе он приказал запечатать церковь.

Другой вариант этой легенды, найденный здесь, гласит, что эти иконы создал в «заграничной манере» крепостной художник Строганова Степан Нарыков, обучавшийся в Голландии. Художник якобы написал образ Спаса Вседержителя со… своего хозяина Григория Строганова. Государь, узрев в иконе черты своего приближённого, вскричал:

«Это что же — я должен поклоняться Гришке Строганову, холопу своему? Да не бывать этому!»

После чего в гневе выбежал вон из храма. По мнению историков вторая версия абсолютно неправдоподобна, ибо такое деяние было невиданным богохульством, на которое богобоязненный Григорий Строганов никогда бы не согласился. Тем не менее в 1722-27 годах службы в Строгановской церкви и вправду не проводились.

Царские врата иконостаса Рождественской церкви. Справа и слева от царских врат иконы письма Луи Каравакка(?) или же Степана Нарыкова.

В местном чине есть иконы «Собор Богоматери» и «Поклонение волхвов», написанные местным изографом, игуменом Благовещенского монастыря К. Улановым.

Архитекторы Лев Владимирович Даль (сын знаменитого русского лингвиста Владимира Ивановича Даля) и Роберт Яковлевич Килевейн реставрировали Строгановскую церковь в  второй половине XIX века.
В первые годы советской власти настоятелем Рождественской церкви был отец Сергий (Вейсов). В 1934 году ему удалось спасти храм от большевистского разрушения.

Собрав исторические документы и фотографии, о. Сергий обошел различные партийно-советские инстанции, прочел не одну лекцию в начальнических кабинетах о культурной значимости Строгановского барокко, наконец, произнес перед кем-то из крупных советских «товарищей» убедительную речь и отстоял храм, который стал городским музеем истории религии и атеизма. Гражданин Сергей Константинович Вейсов был назначен временно исполняющим обязанности директора музея, а сторожем — иеромонах Спиридон.

Церковь вернули верующим в 1993 году.

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

P.S.Все снимки интерьеров Рождественской Строгановской церкви в Нижнем Новгороде сделаны авторами с разрешения служителей церкви.

Использованные источники:
С.Агафонов «Горький, Балахна, Макарьев»  М. «Искусство» 1987
«Нижний Новгород. Путеводитель» ДЕКОМ. 2005
А.Лушин «Отец Сергий» Нижегородская старина. №8 2004

Продолжение прогулки по Нижнему Новгороду в очерках «Нижний Новгород. Започаинье», «Нижний Новгород. Вокруг Кремля (Достопримечательности Нижнего Новгорода. Кремль)» и «Нижний Новгород. По Нижнему базару (Достопримечательности Нижнего Новгорода. Рождественская улица)».
Нижний Новгород. По Большой Покровской
Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород. По Ильинской и Малой Покровской
Печерский Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород Разное

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 17

  • Очень интересно, но фото наверное не передаст всего зрелища.

    • Безусловно в оригинале церковь куда краше, тем более, что сейчас свет низкий и с северо-запада картинки получились не лучшим образом.

  • Вот именно, я с Вами полностью согласен. Хотелось бы посмотреть новых фото, так сказать, аппгрейд 😉

  • Мне кажется, это вообще одна из самых красивых русских церквей! И как замечательно, что Вам разрешили сфотографировать её внутреннее убранство!

    • Богата русская земля величественными храмами. Конец XVII века не поскупился на дивные церкви. Вспомним храм Иоанна Предтечи в Толчково (Ярославль) или Покрова в Филях. Строгановскую построили немного позже и поэтому она явно несёт отпечаток новой эпохи, не местного московского или ярославского, а западного барокко.
      Мы заметили, что в Нижнем Новгороде отношение к снимкам в церквях терпимое. В некоторых мы спрашивали разрешения на снимки и нам позволяли!

  • Красота какая! Слов нет, храм прекрасен. Но вот что подумалось… С какими же греховными помыслами Строганов его возводил. Ах, негоже. А как узнала, что храм оползать начал, так и озадачилась — не потому ли, что гордыня в основании храма?

    • Возможно насчёт «гордыни» я погорячился. Но история строительства храма в пику конкуренту подлинная.

  • Все равно «гордыня», все равно храм не с тему чувствами строился. Ох, не простоит.

    • Маша, сейчас уже вряд ли с уверенностью можно сказать, какие доводы двигали Строгановым. Может быть и не было никакой гордыни, может быть потомки или даже современники оговорили человека. Но ведь стоит же церковь! Хотя могла и погибнуть в лихолетье, как многие другие шедевры русской культовой (и не только) архитектуры.

  • А ведь и правда, могли бы и снести, а не тронули. Как бы то ни было, храм красоты редкой. Не часто у нас барокко встречается.

  • Наше Рождество в этом году началось с этого храма. Потрясающая по красоте церковь. Из тех что насмотреться невозможно.
    Спасибо за интересное и подробное описание уважаемым авторам. 🙂

    Мы тоже здесь фотографировали. Без спросу, признаться. Сделали по 3 кадра. Людей на праздник было очень много.

    • Галя, согласна с тобой — на этот храм нельзя досыта насмотреться. Сколько мы деталей наснимали, но когда Пётр стал писать о ней, всё равно некоторых кадров не хватило, чтобы проиллюстрировать сказанное.
      Жаль, нигде не упомянуто об архитекторе, известно лишь только имя заказчика. Посмею предположить, что строил её русский мастер, изрядно поднаторевший в стиле барокко.
      Церковь так запала в душу, что не написать об этом храме не могли. Несмотря на то, что мы далеко не первые, в сети десятки статей о Рождественском храме. Думаю, ты не удивилась, что наши впечатления о городе мы начали излагать именно со Строгановской церкви. Очень надеюсь на скорую публикацию полного отчёта о поездке.
      Мы тоже иногда делаем несанкционированные снимки, только в храмах от этого воздерживаемся. В эту поездку исподтишка сделали несколько кадров в доме Рукавишникова.
      Нижний Новгород — потрясающий город! Уважаю ваше решение побыть там подольше. Очень надеюсь на то, что наши планы путешественников на этот год сбудутся и мы увидим этот город в другое время года!

  • Я не удивилась, что вы начали с этой церкви. Мы тоже начали с нее — первое место, куда пошли в эту поездку, была она.
    Ну вы герои! Как вы смогли снимать в доме Рукавишникова? Там же смотрители как церберы. У меня не получилось ни кадра. Шелохнуться боялась.))
    Мы тоже Нижний надеемся в этом году посетить. Один раз проездом, с одной ночевкой, один раз специально. Прям тянет, очень хочется вернуться.

    • Галя, мы в доме Рукавишникова воспользовалась моментом. Церберша задержалась в одной из комнат, её отвлекли посетители вопросом. Я это заметила и дала команду Начальнику — давай! У нас хоть камера была зачехлена, но всё равно внутри сидел Зуд Вебмастерович и желал фотографировать. Мы не стали увлекаться и когда церберша прибежала на звук затвора, мы уже как невинные ягнятки рассматривали экспонаты с зачехлённой камерой.

  • 🙂 Вот что значит опыт и желание! Молодцы!

  • Невероятно красивая церковь! Внутри она богатством своего убранства напомнила мне наш Воскресенский собор в Старочеркасске. Но снаружи — это просто сказка! Какие купола! Колонны! Обрамления окон! Просто чудо!

    Это славно, что служители церкви разрешили запечатлеть всю эту красоту и вы смогли показать её нам, своим читателям. Я вообще не понимаю всех этих запретов на фотосъёмки. За исключением запретов снимать картины со вспышкой — они от этого могут портиться. А без вспышки вообще могли бы разрешать снимать что угодно. Но нет — везде куча запретов!

    • Галина, спасибо тебе за такие добрые слова! Знаешь, запреты на съёмку иногда оправданы. А иногда просто глупы. И если в гражданских интерьерах мы иногда можем нарушить запрет, то в церквях строго придерживаемся правил. Нельзя — значит нельзя.
      И вот ведь какая интересная штука получается. Чаще всего, контрабандные снимки оказываются ненужными. Помню, с каким воодушевлением я пользовалась случаем нарушать запрет и снимать в интерьерах немецкого замка Франкенштайн. И что? Снимки — есть, статьи о них — нет и уже вряд ли когда появиться. То же случилось и в чешском замке Мельник. Воспользовались халатностью служащих, наснимались досыта, да все фотографии так и пылятся в архиве. А вот о Байё, где хранится удивительный гобелен времён едва ли не Вильгельма Завоевателя, я с большим удовольствием подробно написала, не смотря на отсутствие авторских снимков. Пользовалась иллюстрациями из книги, заимствовала с их официального сайта. Поэтому иногда и думаю — может быть лучше не нарушать запреты? Если иллюстрации понадобятся, то их всегда можно найти.