Северное Возрождение в ГМИИ.Фландрия XVII век

Взлёт развития искусства на самом деле произошёл в странах Северной Европы много раньше, чем тот период, о котором пойдёт речь – в XV – XVI веках. Связано это было с новыми религиозными движениями, – приближение сакрального к повседневному, к настоящему, «здесь и сейчас». Стали популярны картины маленького формата, с обилием деталей, особенным спросом пользовались портреты и изображение бытового жанра.
Развитие новых течений в искусстве было связано в XVII веке с политическими событиями. На рубеже XVII — XVII веков Нидерланды воюют с Испанией. Территория Нидерландов раскалывается на два государства. Голландию (Северные Нидерланды) – самостоятельную протестантскую республику. И Фландрию – католическую страну, которая осталась под протекторатом Испании. На территориях, находящихся под протекторатом Испании искусство несёт очень значительный итальянский оттенок.
Это же время отмечено кардинальными изменениями в религиозной жизни северных территорий. В Голландии распространяется протестантизм, тогда как Фландрия остаётся католической страной и это тоже оставляет отпечаток на развитии искусства.
К середине XVII века жизнь во Фландрии нормализуется, заключается мир с Испанией. Наступает долгожданный мир, люди постепенно налаживают быт и происходит небывалый взлёт искусства.
Неизвестный художник. Портрет дамы.
На картине изображена дама, одетая в парадный костюм – чёрный плащ поверх благородного насыщенного, глубокого малинового цвета. Не надо говорить о том, что она достаточно состоятельна, ведь одета она в придворный костюм испанской моды того времени. Особенно тщательно выписан воротник этого платья, который называли «мельничьи жернова» (millstone) . Художники любили такой костюм – он подчёркивает, выделяет лицо. Интересно, что тип лица дамы – рубенсовский, эта ненавязчивая дань фламандского художника своей родине, он изобразил, несомненно, соотечественницу. И весьма интересна небольшая деталь – в руках у дамы – веер. И хотя этот атрибут тесно связан с французской модой, но родиной веера была именно Испания, поэтому включение этой детали акцентирует внимание на положение женщины – она близка ко двору. Более того, веер несёт и смысловую нагрузку. Закрытый, как здесь, веер означал расположение к собеседнику. А веер в правой руке означал, что в разговоре нет ничего интимного, личного, дама расположена и благосклонна ко всем (regards everyone with favor ).
Мастерство художника здесь проявляется в изображении ткани. Мы чувствуем тяжесть парчи, сияние бархата, накрахмаленность (starched) одежды. Портрет написан масляными красками, которые впервые стали употреблять во Фландрии. В Испании долгое время писали темперой. Так вот масло – очень благоприятный материал для передачи тонких нюансов, ведь краски на основе масла очень прозрачны. Все на опыте знают, что если капнуть маслом на бумагу, то, когда масло впитается, фактура бумаги и материала будет сквозь краску просвечивать. Благодаря этой прозрачности художник добивается живости и нежности и натуральности лица.
Возвращаясь к политической ситуации во Фландрии в это время, надо сказать, что хотя перемирие было подписано на 40 лет, простые люди не смирились с господством Испании на их родной земле. И продолжали бороться доступными ими способами. Одна из таких стычек (skirmish) привлекла внимание Себастьяна Вранкса.

Себастьян Вранкс. «Атака конного отряда».

Себастьян Вранкс – создатель батального жанра в европейской живописи. На этой картине мы видим, как фламандские солдаты настигают испанцев, битва в самом разгаре, кульминация битвы. Для художника это повод похвастаться своим мастерством, здесь даже некое бравирование им. Мы видим изображение лошади в разных ракурсах, во всех мыслимых и немыслимых позах.Кстати, когда картину реставрировали, то на крупе серой в яблоках лошади была найдена монограмма  мастера, что ещё раз подтвердило авторство полотна.

Также художник не забывает и о родной природе. И более того, он вписывает борьбу в пейзаж с уходящей к горизонту дорогой, что было новаторством среди европейских художников того времени.

  Из знаменитых мастеров в собрании музея хранится небольшая картина Яна Брейгеля старшего . «Пейзаж с кузницей» Ян Брейгель – сын Питера Брейгеля старшего.
В противовес сильному испанскому влиянию, в этой работе ясно ощущаются национальные, фламандские мотивы. Яна Брейгеля называли «бархатным» за его любовь к деталям, как говорили, у него были «бархатные» детали.
На небольшом полотне изображена проезжая дорога. Ехавшая по ней повозка неожиданно сломалась и люди вынуждены остановиться, чтобы устранить неполадку. На их счастье напротив дороги находилась кузница, поэтому неисправность можно быстро починить.
День на картине непогожий, хмурый и пасмурный. Но с какой любовью мастер выписывает все эти детали, он словно сам любуется и призывает нас разделить его обожание родной природой. В этом полотне пейзаж сливается, перерастает в бытовой жанр.
Бытовой жанр был весьма популярен в XVII веке. Существовало два вида бытового жанра – городской и крестьянский. Мастером живописания крестьянского быта был Давид Тенирс. В нашем собрании хранится его полотно

«Кермеса».

Художник обращает внимание на крестьянский праздник, который называется Кермеса и изображает обычную сценку – люди празднуют, веселятся, кто-то танцует, кто-то наслаждается возможностью поделиться новостями и обсудить что-то, группа мужчин играет в карты, кто-то выпивает, парни курят, у забора стоит подвыпивший селянин. И это – праздник, это стихия крестьянской жизни. Скрупулёзно выписаны все детали костюмов людей. В изображении участников праздника не обошлось и без скрытого смысла – группа курящих людей. Это не только обычное поведения крестьян, изображение курящего всегда значило в XVII веке «прокуривать, прожигать жизнь».
Включение в сюжет пьяницы, который так напился, что не может стоять и прислонился к забору, придаёт сюжету реальность, жизненность.


Полнота жизни, радость, праздник – основная тема этого произведения. И опять же в бытовую сцену включён натюрморт – на первом плане в правом нижнем углу картины изображены предметы, бутылка, кувшин.
И ещё интересно, что внимательный взгляд заметит здесь и жаровню – указание на время года — осень, у жаровни можно согреться.
Работа этого же художника

«Деревенский любезник».

Даже название произведения говорит о его жанре, это тоже деревенский бытовой жанр. Здесь присутствуют две, кажется, не имеющие отношения друг другу сюжетные линии – человек, кормящий кур и парочка влюблённый. И если опять же обратиться к символики 17 века, о которой были написаны тома и расшифровано, что может значить одно или другое действие, один или другой предмет, то становится ясно, что, как раз наоборот, эти две группы тесно связаны друг с другом. Ведь на языке символов кормление кур как раз и означает прикармливание, приваживание девушки. И чтобы у зрителя уже не оставалось сомнений в отношениях между молодыми людьми, чтобы подчеркнуть, что этот юноша – не брат, и не другой родственник, он соблазняет девушку, на первом плане картины изображён этот момент – кормление кур, или «прикармливание девушки».
Достаточно популярен был и городской бытовой жанр.

«Кабачок»

— на это произведение тоже стоит обратить внимание.
В отличие от деревенского бытого жанра здесь изображена городская сценка – завсегдатаи кабачка. Они зашли сюда, чтобы перекусить, поговорить, просто отдохнуть. Такие обычные детали, как курение трубки, человек за дверью, справляющей нужду, очень часто включались в произведения, они придают жизненность и правдоподобность картине.


Явно, заказчиком произведения был не испанский вельможа или купец, а зажиточный буржуа, может быть, даже поправивший свои дела крестьянин. Они очень любили, чтобы на картине было всё, как в жизни, поэтому такие сюжеты были популярны и активно раскупались.
Надо сказать, что в описываемое время картины – были хорошим вложением денег, люди покупали живопись, чтобы накопить богатство. Не редкостью были даже сделки, материальной стороной которых были именно картины, люди расплачивались не деньгами, а живописью. Разного рода бухгалтерские документы такого рода встречались довольно часто.
Возвращаясь к «Кабачку», желательно было бы заметить, что все эти бытовые детали происходящего не показывают нам чего-либо романтичного и красивого. Скорее наоборот – курение, выпивка, справление нужды показывают изображённых людей совсем не с лучшей стороны. Но с какой добротой и любовью они здесь прописаны. Всё пространство пронизано солнечным светом, что дополняет позитивный настрой картины.
Исследователи творчества художника предполагают, что в лицах обитателей кабачка можно узнать лица друзей художника и с большой долей вероятности можно сказать, что, скорее всего здесь изображён и автопортрет мастера.
Художников Фландрии очень сильно критиковали в последующие времена за то, что они изображали человеческие пороки с большой любовью. Это действительно так и картина «Кабачок» — живое тому подтверждение.

Продолжение истории в рассказах о ЙОРДАНСЕ И СНЕЙДЕРСЕ,  РУБЕНСЕ и его ученике АНТОНИСЕ ВАН ДЕЙКЕ

.

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *