Сапеги. Дворец и костёл тринитариев

От нашего постоянного автора Валентины Руслановой.

Впервые название «Сапежины» я услышала в школе, когда нам объявили, что соревнования по лыжам будут проходить на Сапежинских горах. Это место находится недалеко от моего родного квартала Антакальнис, или — на русский манер — Антоколь.

Окрестности Сапежинских холмов. Современный вид (2014 г.)

В советском учебнике по истории Литвы о неких Сапегах не говорилось ни слова. Не знали мы и то, что к нашему школьному двору примыкает бывшее поместье Сапег, а из-за соседнего забора ВВКУРЭ (Вильнюсское высшее командное училище радио и электроники) видны башенки их костела. Вышеупомянутое военное училище занимало большую часть поместья. Гораздо позже я узнала удивительный эпизод из родословной своей одноклассницы Регины Блека. Ее отец Юргис Блека (1908-1961) в 50-ые годы ХХ века был министром юстиции советской Литвы. Кто-то из его окружения, желая «подсидеть начальство», нашёл на одном из вильнюсских кладбищ могилу матери министра и обнаружил, что она происходила из знатного рода Сапег. «Эксплуататорское происхождение» могло дорого обойтись товарищу Блека. Его уже собирались снять с должности, но Антанас Снечкус (первый секретарь ЦК КП Литвы) приказал замять это дело.
Будучи в Вильнюсе, я заинтересовалась реставрацией дворца Сапег и побывала в костеле тринитариев.
Я отправилась в бывшее имение Сапег со своим знакомым Владимиром Д., бывшим выпускником ВВКУРЭ, комментарии которого я приведу ниже.

Сапеги.

Кто же такие Сапеги?  Это знатный литовский род, ни в чём не уступавший не менее знатным вельможам Радзивиллам.  Политическое значение, власть и богатство этих двух родов Великого Княжества Литовского (ВКЛ) ни в чём не уступали друг другу. Род  Сапег ведет свое происхождение от русского человека Семена Сопежича родом из Смоленских земель. Стоит упомянуть, что и знатные магнаты Тышкевичи происходят от русского Тышки. Но если Тышкевичи не замалчивали своё русское происхождение, то Сапеги в борьбе за знатность рода и притязания на престол шли на различные подлоги, переписывание документов с древнерусского языка на латынь и, наконец, убедили исследователей генеалогии в своем происхождении от… самого Гедиминаса… или почти что от древних римлян.

Род Сапег отличался не только знатностью, но и многочисленностью. Литовские историки  подсчитали, что в исторических хрониках многократно упоминаются все 380 представителей это рода. Более 50 выходцев из фамилии Сапег занимали видные государственные и церковные должности. У Сапег был некий генетический код, или просто интуиция, чутье, которое исподволь вело их к политическим успехам и приумножению богатств. Казимир Ян Сапега содержал на свои деньги 30-ти тысячное войско литовское. Несмотря  на политическое и, временами, даже военное  противостояния с Радзивиллами, между двумя знатнейшими фамилиями Великого Книжества Литовского было около 10 свадебных союзов!

В первой половине XV века (1413-1447) после заключения унии, литовская знать получила гербы от Речи Посполитой. Самый знаменитый из 47 гербов, полученных литовской знатью, был у Сапег.

Герб рода Сапегов
Современное жилое здание с родовым гербом Сапегов на фасаде.

Леон (Лев)  Сапега (1557-1633).

Учился в школе Несвижа вместе с тремя братьями Радзивиллами и с ними же продолжил учение в Лейпцигском университете. Знал пять языков. Отличался недюжинным умом, дипломатичностью, умел защищать свои позиции и обладал фантастической харизмой. Сделал протекцию 15-и родственникам на политическом поприще в ВКЛ (Великое Княжество Литовское).  Поставил 24 костела на территории нынешних Литвы, Белоруссии и Польши. Не забыл и о себе: основал костел св. Михаила и планировал построить семейный мавзолей. Похоронен в основанном им костёле св. Михаила. Рядом с ним покоятся  две его рано умершие супруги.

Надгробие Л. Сапеги в костеле св. Михаила в старом городе Вильнюса XVII века. (скульптор С. Салле) Выполнено из разноцветного мрамора.

Надгробный памятник Л.Сапеги (фрагменты). Фото из книги «Архитектура Вильнюса».
Деталь надгробия Т.Сапегене в костеле св. Михаила, 17 в. (скульптор П.Росси)
Надгробие К.Сапегене в костеле св. Михаила, XVII в.

Сын Льва Сапеги — Казимир Лев (1609-1656) владел 7 иностранными языками. Он основал юридический факультет Вильнюсского университета и завещал ему библиотеку из 3-х тысяч книг, которую начал собирать его отец. Гобелены, картины, литургические изделия из золота и серебра были завещаны Кафедральному собору города Вильнюса.
В начале XVII века канцлер Лев Сапега приобрел небольшой участок земли в районе Антоколя — окраины города Вильно. Позже территория имения достигла 18 га на которых возвели ансамбль в стиле барокко, состоящий из дворца и парка. Холмы Антоколя и долина реки до Рокантишкес принадлежали Сапегам и граничили с владениями могущественного вельможи Паца. Нынешняя улица Л. Сапеги в ту пору была руслом реки. Еще одна река текла рядом с костелом. Обе они впадали в Нерис на берегах которой по приказанию Сапег разбили парк.

Первоначально усадебные постройки на землях Сапег были деревянными. В конце XVII столетия Казимир Ян Сапега построил каменный дворец в стиле позднего барокко. Казимир Ян (1642-1720) был великим гетманом Княжества Литовского. Он был прекрасно образован, учился в университетах Граца (Австрия) и Лувена (Бельгия, тогдашний Брабант). К концу своей жизни был некоронованным правителем страны, очень влиятельным лицом,  Прекрасно разбирался в военных делах. Начал свою карьеру чашником и подскарбием (заместителем казначея). Позже был польным гетманом, брестским старостой, воеводой виленским и, наконец, дважды занимал пост великого гетмана Литовского.

Должность великого гетмана Литовского позволяла принимать решения без согласования с польским королем и Великим Князем Литовским. Притязания Казимира Яна на престол — он провозгласил себя Казимиром IV — возмутили «власть имущих» магнатов: Радзивиллов, Огинских, Пацев и Вишневецких, тем более, что в ходе Северной войны Сапега поддержал врага Польши шведского короля Карла XII.

Гегемония Сапег (кроме Казимира во власти находились его родственники) была свергнута в 1700 г. После поражения, нанесённого Казимиру Яну литовским ополчением под предводительством Михала Сервация Вишневецкого, он лишился титула великого гетмана, прочих государственных должностей и… своего дворца в Антакальнис. Всё же Казимиру удалось, уступив гетманскую булаву своему племяннику Яну (Ионасу) Казимиру Сапеге, выторговать себе пожизненную должность виленского воеводы.

Портрет Казимира Сапеги со стенда посвящённого реставрации дворца. Как далеки черты его лица по сравнению с его предком Львом. Они также не соответствуют литовскому типу.Уши нарисованы большими по моде того времени.

Дворец Сапегов построил итальянский зодчий Джовани Баристо Фредиани, автор многих  памятников барокко в Литве. Своей роскошью резиденция Великого гетмана не уступала дворцам именитых магнатов Радзивиллов и Ходкевичей. Фрески, лепные украшения, росписи парадного зала изображали апофеоз Геракла. Иных сведений об убранстве дворца не сохранилось. Интересно, как современные реставраторы решат эту задачу. Открытие музея намечено на 2020 год.

Фасад дворца Сапег с чертежа 1880 года
Фасад дворца на чертеже 1905 года. Реконструкция.
Парадный фасад дворца. Современное состояние и предполагаемый вид после реставрации.
Парковый фасад дворца. Современное состояние и предполагаемый вид после реставрации.
Дворец в процессе реставрации 2015 год.
Лепные детали на фасаде дворца Сапегов в Антакальнисе. Современное состояние.
По словам Владимира Д. круглая пристройка в ВВРТУ использовалась как баня.
Сторона дворца, обращённая в парк, где при Сапегах находился бальный зал, сейчас реконструирована. В XIX веке во время перестройки дворца под госпиталь здесь сделали междуэтажные перекрытия, добавили третий этаж. В советское время здесь находились спальни курсантов ВВКУРЭ. При реставрации перекрытия сняли и восстановили большой высокий зал, вставили новые арочные окна — из рассказа Владимира Д.
Водонапорная башня, которая и в ВВКУРЭ использовалась по назначению.
В одноэтажном корпусе слева курсанты проходили цикл электромонтажного обучения. Теперь в нем находится государственное учреждение

Известно, что в имении было много хозяйственных построек: пивоварня, пекарня, мельница, водокачка. Сегодня на территории поместья сохранились реставрируемый дворец Сапегов, костел тринитариев, трое ренессансно-барочных ворот (одни из которых расположены напротив дворца при входе в парк) и, частично, парк. Кроме того на землях бывшей усадьбы находятся больница и жилые дома. Центральная аллея парка тянется от ворот на улице Антоколь и выходит к другим воротам прямо напротив дворца.

Парковые ворота напротив дворца. Дворец уже перестроен в госпиталь.
Те же ворота в 2015 году.
Въездные ворота усадьбы Сапегов. Старинная открытка. На воротах видна надпись «Виленскiй военный госпиталь». Башенки на крыльях дворца и лучковый фронтон отсутствуют. Их снесли в ходе перестройки дворца в госпиталь в 1843 г.
Kriegslazarett Antokol. Скорее всего это открытка времён немецкой оккупации 1916-1918 годов.
Главные ворота усадьбы со стороны ул.Сапегос (в советское время ул.Суворова). Слева ограда парка, ранее принадлежавшего виленскому военному госпиталю.
Ворота со стороны ул. Антакальнис (Антоколь) в прошлом и в настоящее время (вид со стороны парка).

В парке были устроены водоемы, разбиты цветники, были построены фонтан, декоративные беседки и павильоны. Рядом находились «дикая» роща и зверинец. Именно здесь растет самая старая липа Вильнюса. Во второй половине XVIII века парк расширили и устроили в нём парадную площадь. Регулярная планировка парка в стиле барокко сохранилась благодаря окружавшей его кирпичной стене. Она сохранилась не полностью, однако утраченные участки заменили на глухой деревянный забор.
В начале XVIII столетия имение пришло в упадок. Позже его передали российской военной администрации. В 1809 году здесь был открыт виленский военный госпиталь. Дворец и костёл радикально перестроили. Если бы не сохранившиеся барочные детали и изящный скульптурный декор, невозможно было бы установить, кто это строил.

Современный облик дворца получился в результате реконструкции середины XIX века. В настоящее время на месте бывшего имения Сапегов находятся Антокольская часть, Литовская военная академия и Сапежинские холмы (зона отдыха).

Заголовок статьи из литовского журнала, посвящённой реставрации дворца Сапегов.

Виды парка.

Костел тринитариев.

Парк граничит с костелом и монастырём тринитариев. Казимир Ян Сапега призвал тринитариев для великой миссии: вызволять пленных, попавших к иноверцам-туркам, и возвращать их на родину. В ходе войн с Османской империей немало подданных ВКЛ попало в плен к туркам.

В костёле есть информационный стенд, повествующий об истории святыни. Здесь же представлены археологические находки, обнаруженные в ходе реставрации.

Фотографии костёла и монастырского ансамбля примерно столетней давности. К сожалению перевод литовского текста отсутствует.
Западный фасад костёла тринитариев в Вильнюсе. Современное фото.
Центральное окно западного фасада украшено великолепным лепным наличником с треугольным сандриком.
Башни западного фасада и купол костёла тринитариев. Фото заимствовано из инета.

Во время нашествия Наполеона костел разграбили. В 1864-65 гг. при Александре II костел превратили в православную церковь св. Архангела Михаила. В 1919 г. храм стал костелом польского военного госпиталя. В советское время в костеле размещался склад военного радиотехнического училища. В настоящее время святыня реставрируется, а в монастыре с 1998 г. обосновалась конгрегация Св. Иоанна.

Костёл и монастырь тринитариев до 1864 года.
Интерьер костёла. Рисунок Василия Садовникова, 1847г.

Внутренний  вид храма был устроен по образцу церкви св. Марка в Риме и отличался роскошным убранством. Три из шести алтарей некогда украшали полотна Ф.Смуглявичюса (Смуглевича)  — основателя литовской живописи.  В костеле установили деревянную статую Спасителя, привезенную из Рима, но после превращения его в православную церковь, статую перенесли в соседний костел Петра и Павла, тоже находящийся на улице Антоколь. Другие реликвии и картины оказались в Бернардинском костеле. Скульптурное убранство костёла частично сохранилось до наших дней. Это великолепные изваяния ангелов и лепнина, выполненная в технике стукко.  Специалисты подчёркивают значительное сходство отделки костёла тринитариев с костелом Петра и Павла. Оба храма украшали архитектор и скульптор Пьетро Перти и другие итальянские мастера.

Роспись купола. Монахи ещё не успели убрать следы советского запустения.
Роскошная лепнина костёла: карниз, гирлянды, раковины, статуи ангелов.
Статуи ангелов. Здесь же видны следы вандалов недавнего прошлого.
Хоры. Костёл отличается превосходной акустикой.
«Разорванный» фронтон над алтарём — характерная деталь эпохи барокко. Среди барельефов херувимов находится символ всевидящего ока.
Украшения подкупольных арок.

Ещё один «разорванный» фронтон над входом в костёл.
Напомню, что костёл передали ордену иоаннитов, поэтому внутри появилась статуя св. Иоанна из Маффы.
Рядом с одним из боковых алтарей установлена статуя св. Каликса.

Описание сделано Руслановой В. Ноябрь 2015.
Отредактировано и дополнено. Январь 2016.

Другие статьи В.Руслановой:
Три усадьбы Тышкевичей в «интерьерах» Литвы
Усадьба Тышкевичей в Траку Воке
Ярмарки в Литве
Вильнюсская ярмарка Казюкаса
Дудутки
Жили-были Радзивиллы
Никольский музей стекла и хрусталя
Красная Поляна после Олимпиады. Город Горки
Красная поляна после Олимпиады. Роза Хутор
Весна с литовским акцентом
Маркучай (Пушкиновка) — Пушкины
В горах Абхазии или Перемога
Литва. Вевис
Раудондварис. И снова Тышкевичи

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *