Рязань и окрестности. Беглый взгляд

Насладившись музыкой рязанского кремля, опубликованную в предыдущей части«Рязань.Симфония Кремля» мы продолжаем прогулку по городу. Словно угадав наш театральный настрой, Рязань берёт пробный аккорд зданием театра.

Появлению каменного здания театра Рязань обязана вице-губернатору города, М.Е.Салтыкову-Щедрину.. Его идею возвести каменный дворец Мельпомены неожиданно поддержало рязанское купечество и ….

духовенство, видимо, реабилитировав этот вид искусства и переведя лицедейство из пороков в разряд добродетелей. Но сам Михаил Евграфович великолепное творение Воронихина так и не увидел, был переведён на новое место службы за два года до окончания строительства.
И труппа в театре — одна из старейших в стране, ведёт свою историю с 1787 года. Кстати, именно рязанские танцовщики составили ядро балета Большого в Москве.
Да, каменное — каменным, а испокон веков у нас на Руси самым лучшим строительным материалом для ЖИЛЬЯ было дерево. Не брезговали им и дворяне в начале 20 века. Вот какое диво — летнее Дворянское собрание отгрохали! (1905 г.)

Эдакий теремок так и просится на экран — не то светёлка Василисы Прекрасной, не то палаты Елены Премудрой!  А ведь не напрасно такие ассоциации возникают. Под крышей бывшего Дворянского собрания благое дело творится — приютил он любителей рязанской старины, которые собирают  народный рязанский фольклор — былины, легенды, поверья, тосты, песни, частушки и заботятся, чтобы не пропало даром. Уже и журналы, и звукозаписи опубликовали.

Находится сказочный терем-теремок в парке, который кличется Наташкиным, или попросту, Наташкой. И вот тут закралась у автора ошибка. Про «Наташку», как фамильярно называют его рязанцы, всё правильно. Только Дворянское собрание находится в Городском парке, а не в Наташкином. Наташкин — недалеко, через дорогу.
Назван по женскому имени, вернее, девичьему. Погибла здесь некая Наталия Климова. То ли сама свела счёты с жизнью из-за несчастной любви, а то ли царские сатрапы расстреляли прям в этом городском парке за участие в покушении на самого Столыпина! История давняя, «иных уж нет, а те — далече». Да и много воды утекло с тех пор. Но  парк остался любимым и весьма привлекательным местом.
В  парке, обширной усадьбе городского головы Г.Рюмина, сейчас располагается областной Художественный музей.

Мы с удовольствие познакомились с коллекций, в собрании есть и работы признанных русских мастеров. Поэтому времени на детальное ознакомление с архитектурой города почти не осталось.
Конечно, мы прошли по центральной улице, бывшей Астраханской, ныне — всё ещё Ленина. Полюбовались на достойные здания, особняки.
Хотя по достоинству оценить  Рязань помешало такое интенсивное движение, что в пору сравнивать его с московским.

 

Этот краснокирпичный «модерн» принадлежал известному рязанскому адвокату Чистову.
Пройдя по улице Свободы, мы обнаружили россыпь симпатичных «деревяшек». Вот одна из них.

 Как оказалось, это никакая не деревяшка. Вот что пишет об этом доме внимательный читатель Александр.  «Зеленый дом (“деревяшка”, как Вы выразились) по улице Свободы каменный, только обшит деревом. Никогда не был резиденцией губернатора. Это дом Николая Игнатьевича Родзевича – городского головы, депутата Государственной Думы, коннозаводчика. В нем центр детского технического творчества. Музей истории молодежного движения за три квартала на этой же улице. Вот там и была резиденция губернатора».

Мы опять возвращаемся на улицу Ленина, общий вид которой ласкает взгляд малоэтажностью, и незамысловатым провинциальным ритмом. Но весьма раздражает непрерывным потоком машин.

Что поделаешь? Большой город, областной центр! Зато здесь попадаются такие шедевры, что любая столица позавидует!

 

Сейчас этот особняк облюбовал Арбитражный суд. А наверное, стены этого дома помнят и музыкальные, и литературные вечера и опустевшим под вечер кабинетам грезятся звуки вальсов и Северянинское «ананасы в шампанском».

Почти напротив — классически правильные, но не без изысков, формы главного здания Дворянского собрания, которое и сейчас слышит музыку. Чаще всего — вальс Мендельсона. И не только. Как и десятилетия назад — балы. Сейчас — губернаторские.
И дальше по улице один особняк сменяет другой.

Однородные по стилю. Разнообразные по характеру.

Незабываемые по красоте.

Здание Каменных или Гостиных рядов с длинными пропилеями подводят своеобразную  черту под архитектурным ансамблем Астраханской улицы.
Центральная артерия города, дойдя до Гостиного двора, меняет свой характер с представительного на более камерный, домашний. Дома там уже скромнее и современная архитектура гораздо активнее вмешивается в патриархальный облик города.
А мы, уже на ходу, цепляем объективом редкое по красоте здание государственного университета им.С.А.Есенина.

И делаем ещё пару остановок.  На Семинарской улице, у  бывшей духовной семинарии, а теперь — Рязанского высшего воздушно-десантного училища.

И у городской больницы, которая за два века службы рязанцам в этом благородном и необходимом качестве, к сожалению, так и не заработала себе на реставрацию. Пока.

 

Конечно, было жалко уезжать. Рязань — город с историей. С традициями. Со славой. Всё таки она заслуживает более детального и внимательного ознакомления. В другой раз. А мы — домой. Не сразу. Через Пощупово,в Иоанно-Богословский монастырь,  где гостей и паломников встречает вот такая колокольня.

Конечно, её и в помине не было в 13 веке, когда после сожжения Рязани,  Батыева тьма  подошла к монастырю.

Но была остановлена видением святого апостола Иоанна Богослова. Батый не только пощадил обитель, но и снабдил икону святого своей охранной золотой печатью и впоследствии оказывал уважение этому монастырю.

 Образ же тот был чудотворным. Написан в VI веке в Византии мальчиком-сиротою. Рукой отрока водил сам Иоанн Богослов. Принесли икону христиане-миссионеры в XII веке, которые пришли на рязанскую землю, чтобы окрестить местных язычников. Вот так крепко чтили традиции отцов рязанцы, что и через два столетия после крещения Руси, всё ещё поклонялись идолам.

Долгое время святыня оставалась в монастыре. Не пожелала покидать сего святого места и в XVI веке, когда была попытка перенести обитель в более безопасное место, ведь наследники Батыя не вняли  примеру предка и многократно разоряли и сжигали монастырь.

Чудотворная икона апостола Иоанна Богослова скрылась из храма и была вскоре обретена, но не на первоначальном месте, а немного севернее, в лесу, на старом дубе. Надо ли говорить о том, что это был явный знак, указание на то, где должен храниться святой образ. Так и поступили. На этом месте построили Иоанно-Богословский собор, впоследствии, в XVII веке,  заменённый каменным. Вот таким.

А что же с Батыевой золотой печатью? Хранили. 416 лет. Но затем, в 1653 году, сняли  и  этим золотом позолотили водосвятную чашу.
А сам чудотворный образ? Сгинул в безбожные времена. Пока не обретён. Но на всё — воля Божья. И молитвы монахов и паломников. И примазавшихся, как ваша покорная слуга. Святой Иоанн Богослов, моли Бога о нас!

На этой молитвенной ноте, наверное, было бы логично закончить рассказ о монастыре. Но нет, так нечестно. О давних делах рассказывать, а о недавней истории забыть. Ведь не сам по себе он вырос, как дерево. Хотя, и по воле Господа, но руками человеческими возведён. Не знаем мы имени мальчика-сироты, написавшего икону, указано только, что он пас гусей близ Царьграда (Константинополя). Зато хорошо известно имя купца первой гильдии Давида Ивановича Хлудова, благодаря которому и возродилась обитель после запустения екатерининской секуляризации XVIII века. Это на его деньги был построен новый Успенский собор.

И за возведение странноприимного дома для богомольцев заплатил.(Жёлтое здание на дальнем плане).


И за школу. И за богадельню. И после его смерти, но на средства Д.И.Хлудова в 1901 году архитектор Цехановский построил 76-метровую красавицу колокольню, которая нас встречала. Вот она с другого ракурса.

В 1988 году монастырь был возвращён РПЦ. Наместником назначен архимандрит Авель. Его труд сравним с деяниями  основателей  и  защитников обители. По заслугам оценён  вклад настоятеля в возрождение монастыря. В этом доме открыт  музей архимандрита Авеля Македонова.

Вот теперь, со спокойной душой можно прощаться с обителью. Уж если ещё раз приедем, то непременно побываем на Святом Источнике. Другой раз, без мирской суеты. А мы спешим. В гости. К знаменитому поэту рязанской земли, Сергею Александровичу,  на берег Оки, в Константиново.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 7

  • Потрясающий материал и фото! Спасибо за работу! Как будто прошлась по этим местам!

  • «Находится сказочный терем – теремок в парке, который кличется Наташкиным, или попросту, Наташкой» — Вы ошиблись,этот парк называется Горпарком, а «Наташка»- это парк напротив,через дорогу.

    • Большое спасибо за внимательность! «Сами мы не местные»…. Ошиблись. Уже исправили!

  • Наталья Сергеевна Климова — девушка совершенно реальная, воспетая Варламом Шаламовым в рассказе «Золотая медаль», упоминаемая Солженицыным в романе «Красное колесо» и являющаяся прототипом героини романа Михаила Осоргина «Сивцев Вражек». Наташа родилась в 1885 году в семье рязанского помещика, присяжного поверенного, председателя Рязанского отдела «Союза 17 октября», члена Госсовета от рязанского земства Сергея Климова. Семья была по тем временам продвинутой — девушка получила блестящее образование в Рязанской Мариинской гимназии, поступила на высшие естественные курсы Лохвицкой-Скалон в Санкт-Петербурге, отдыхала с отцом на Ривьере… После чего неожиданно для всего окружения вступила в партию эсеров.

    Романтико-героические похождения так и могли бы закончиться с возрастом — замужеством и рождением детей, — но не тут-то было. Наташа настолько увлеклась революционными идеями, что в 1906 году участвовала в покушении на тогдашнего министра внутренних дел, председателя Совета министров Петра Столыпина. 30 ноября после взрыва на Аптекарском острове она была арестована, через год приговорена военно-полевым судом к смертной казни, заменённой впоследствии бессрочной каторгой. В казематах в ожидании решения своей участи Климова написала знаменитое «Письмо перед казнью», которое было напечатано осенью 1908 года в журнале «Образование» рядом с романом Марселя Прево и впоследствии обошло весь мир. Позже Климовой была написана повесть для детей «Красный цветок».

    Но сгинуть на каторге Наташе не пришлось. В ночь с 30 июня на 1 июля 1909 года она в числе тринадцати каторжанок вместе с тюремной надзирательницей бежала из Московской губернской женской тюрьмы (нынешней Новинской). Полиция перевернула с ног на голову всю Рязань, ожидая, что блудная террористка вернётся в родные пенаты. Но она успешно скрывалась в Москве, позже путешествовала по магистрали Великого Сибирского пути, на верблюдах пересекла пустыню Гоби и добралась до Токио. Из Японии пароходом отправилась в Италию, оттуда в Париж…

    Революционные порывы не оставили Климову и тут. Наташа, вернее Наталья Сергеевна, записалась в члены Боевой организации партии социалистов-революционеров. Там же в 1911 году познакомилась с революционером-боевиком, бежавшим с читинской каторги, за которого вскоре и вышла замуж. Ярая революционерка, она отошла от политической деятельности и полностью бросила себя на амбразуру молодой семьи, родила одного за другим трёх детей. Мечтавшая вернуться на Родину Климова в 1918 году сделала последнюю попытку уехать в Россию, купила билеты на пароход, но надеждам не суждено было сбыться — одна за другой заболели гриппом дочери, вслед за ними заболела и сама Наталья Сергеевна. В итоге свирепствующая в Европе в 1918 году «испанка» и унесла жизнь рязанской революционерки.

    Ныне в Наташином парке стоит бюст Сергея Есенина и устроен Сад камней.

  • Зеленый дом («деревяшка», как Вы выразились) по улице Свободы каменный, только обшит деревом. Никогда не был резиденцией губернатора. Это дом Николая Игнатьевича Родзевича — городского головы, депутата Государственной Думы, коннозаводчика. В нем центр детского технического творчества. Музей истории молодежного движения за три квартала на этой же улице. Вот там и была резиденция губернатора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *