Рубенс в ГМИИ им. Пушкина

 Самым знаменитым выразителем настроений своего времени во Фландрии стал Питер Пауль Рубенс. Фламандское искусство — это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс. (О других выразителях художественной жизни Фландрии XVII века — Йордансе и Снейдерсе, а также  о других мастерах было рассказано выше.) Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все числятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса.  Из редких процветающих счастливцев, вероятно, самым счастливым и процветающим был Рубенс. Его младший современник Веласкес был придворным живописцем испанского монарха, а Рубенс — всего лишь придворным живописцем испанских наместников во Фландрии; но Веласкес находился на положении скромного полуслуги, а Рубенс занимал высокие дипломатические посты, жил в собственном роскошном дворце, возглавлял самую большую в Европе художественную мастерскую, исполнявшую заказы европейских венценосцев и богатых католических орденов. Он не знал неудач и потрясений, все талантливые художники ходили у него в учениках, он познал счастье в семье, путешествовал, был богат. Можно заметить как некую закономерность, что «любимцами судьбы» оказывались художники хотя и замечательно талантливые, но не самые глубокие. И Рубенс не исключение. Он прекрасен как живописец, не очень глубок как художник. Золотую жилу своего искусства он разрабатывал усердно, но односторонне, и сама его плодовитость ныне ощущается как недостаток: может быть, Рубенс был бы более велик, если бы сделал меньше. Но, как бы то ни было, имя Рубенса — символ целой художественной эпохи.  Высокообразованный человек, дипломат, историк, больше всего прославился, как живописец.

«Вакханалия» — самое знаменитое его произведение в нашей коллекции.

Интересно, что на создание этого полотна Рубенса вдохновил греческий саркофаг с Дионисовскими сценами, как он называется. По счастливой случайности этот саркофаг находится в коллекции ГМИИ греческих подлинников, при желании можно его посмотреть.

Вакханалия – праздник, в честь бога Вакха, или Диониса. На полотне изображены козлоногие (goat feet) спутники Вакха, сатиры (satires ). В центре – учитель Диониса Силен. Он настолько пьян, что самостоятельно не может передвигаться и его поддерживает сатиресса. Он даже не в состоянии удержать кувшин, из которого пил и остатки драгоценной влаги выливаются на землю. Рядом – негроподобная (negro-like) сатиресса, ударяющая в бубен, в свите Диониса были и такие. Интересно проследить композиционное движение фигур – от Силена, к негроидной сатирессе, затем — к тигрице, за ней расположился ещё один сатир, из кустов выглядывает голова ещё одного. Затем движение переходит к беременной сатирессе. Она кормит двух сатирят и ожидает третьего. Внизу – ещё одна и всё, круг замкнулся, мы опять возвращаемся к Силену.Таким образом обыгрывается тема круга, круговорота времён года. А полные, созревшие сатирессы указывают на время созревания плодов, осень. Полнота, полнокровность жизни, бытия звучит в этом произведении. Любопытно также рассмотреть цветовую гамму тел сатиров. Они все разноцветные, имеют разные оттенки. Рубенс пользовался известным ему приёмом – он делал разноцветный грунт на холст, под краску, что давало ему возможность играть с цветом. Проявлял Рубенс и интерес к портрету.

«Женский портрет» в экспозиции музея, вероятно, портрет первой жены художника. Обратите внимание на то, что тип лица этой женщины такой же, как и в портрете дамы неизвестного художника,  также в экспозиции ГМИИ. (Неизвестный художник. «Портрет дамы»)

Долгое время считалось, что неизвестный мастер изобразил первую жену Рубенса Изабеллу Брант.

 Картина позже поверглась реставрации. Переписан фон полотна, платье, частично – причёска, местами подновлено лицо и добавлена рука. Сверкание красок на картине выдаёт любовь и нежность, с которыми Рубенс относился к своей жене.

  Будучи дипломатом, Рубенс был необыкновенно образованным человеком – он знал 9 (!) языков, в том числе мёртвые языки. Он был очень близок ко двору. Рубенсу было поручено оформлять праздник – приезд наследника умершей наместницы Фландрии Изабеллы, эрцгерцога Фердинанда. В нашем собрании – эскиз оформления триумфальных ворот.

«Апофеоз инфанты Изабеллы»В эскизе, как потом и в самих триумфальных воротах изображена целая программа.

На самом верху композиции помещена женская фигура в чёрном одеянии. Это и есть сама Изабелла. После смерти мужа она носила траур, вела аскетический образ жизни, поэтому и изображена здесь как монашка. Женская фигура рядом с ней – аллегория добродетелей, милосердия. Немного ниже многофигурная композиция. Слева – коленопреклонённая фигура Фландрии, она протягивает руки к Изабелле, скорбит по ушедшей наместнице. За ней помещена монашка в чёрном, это – Скорбь. В правой части многофигурной группы в чёрном одеянии стоит испанский король Филипп IV. Его чёрное одеяние подчёркивает его характер – этот король никогда не смеялся. Он даже бравировал тем, что улыбнулся всего несколько раз в своей жизни. Филипп выводит юношу в красном, подвигает его к фигуре Фландрии, как бы говоря: «Вот, это ваш новый наместник» (the deputy). Юноша – эрцгерцог Фердинанд. Обнажённая фигура с букетом цветов рядом с ним – надежда на изобилие (abundance), приход нового наместника во Фландрию должно быть связано с богатством и процветанием (prosperity) . Рядом – тоже обнажённая фигура несёт на подносе голову. Это голова медузы Горгоны (jellyfish of Gorgona), убитой Персеем (Persej). В этом тоже свой особенный смысл. В это время устье реки Шейды было перекрыто голландцами, поэтому Фландрия не могла торговать с другими странами. В этой фигуре зашифрованное послание эрц-герцогу Фердинанду – Фландрия надеется, что Фердинанд отрубит голову злодею, Горгоне, и освободит, вернёт устье Шельды для успешной торговли. Здесь также помещены фигуры богини Афины (или Минервы, это её римский эквивалент), она олицетворяет справедливую войну и мудрость. Фигура Зевса олицетворяет силу. Помещены в композицию и фигуры Мира и Спокойствия (скульптурные фигуры у колонн?). И все указывают на Фердинанда. И для ясности внизу надпись на латыни – «ВОТ ТОТ МУЖ, КОТОРОГО ВСЕ ЖДАЛИ» По этому одобренному эскизу, потом была сделана и настоящая триумфальная арка. Этой композицией Рубенс говорит о своей любви к фламандскому народу.   Ещё один эскиз в коллекции музея – «Тайная Вечеря», также принадлежит руке Рубенса. Такие эскизы выполняли перед тем, как приступить к заказанному полотну – маленькие наброски представляли заказчику для одобрения.

Небольшой сюжет – великие мастера по-разному интерпретировали его. Здесь – момент великого напряжения, когда Христос сказал, что один из учеников его предаст. Все в страхе, а Иуда понимает, что речь идёт именно о нём. В этом небольшом полотне Рубенс делает реверанс в сторону итальянской публике – сюжет написан на фоне античной архитектуры.   Другое полотно в нашей коллекции приписывается мастерской Рубенса. При множестве заказов сам мастер не мог от начала до конца самостоятельно писать картину. Художник выполнял лишь самые ответственные места полотна. Завершали её ученики, им поручались детали, наиболее талантливые из них писали лица персонажей второго плана. Поэтому никто не знает, где рука самого Рубенса. Несомненно, она написана в его мастерской, но что именно изображено самим мастером – неизвестно, но его непосредственное участие не подвергается сомнению.

«Мадонна вручает чётки святому Доминику». Картина была написана по заказу Ордена святого Доминика. Сам святой Доминик изображён слева от Богородицы, которая вручает ему чётки. За св.Домиником – св.Фома Аквинский. По правую руку от Пресвятой Девы – св. Исидор Севильский и св. Владислав, король Венгерский. Коленопреклонённая фигура святой Екатерины.

В этом полотне – свой пафос. Фигуры изображены очень крупно, объёмно. Церковь приветствовала изображения святых таким образом и полотна заказывала большими по размеру. Не следует забывать, что католическая церковь XVII века переживал реформацию. Она привлекала верующих пышностью, торжественностью, богатством, чтобы произвести впечатление на человека и человек остался в лоне именно католической церкви.

  Другой взгляд на творчество великого мастера в рассказе «Рубенс. «Вакханалия». 

Одним из самых талантливых и известных учеников Рубенса был Антонис Ван Дейк. Рассказом о его полотнах, которые хранятся в музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ).

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 5

  • У вас здесь есть хорошие статьи. Но что касается Рубенса, как то поверхностно и уничижительно написано. Не совсем профессиональны суждения, например,насчет цветного грунта. Грунт- это основа холста или деревянной доски, куда потом наносится красочный слой.Он обычно белый.
    Цветным бывает подмалевок, который потом просвечивает сквозь прозрачные слои в масляной живописи.
    Лучше писать о том, что любишь, тогда и огрехи более простительны. В данном случае уместнее была бы краткая справка без оценок.

  •  про голову на подносе совсем смешно- это не поднос, это зеркальный щит,которым пользовался Персей, чтобы победить медузу

  • Sandra, благодарю за отзыв, профессиональное дополнение к статьям. На профессионализм мы здесь совсем не претендуем, записываем то, что слышали на лекциях в ГМИИ. Что специалисты музея изобразительных искусств сказали, то мы и воспроизвели.

  • Уважаемые авторы! Спасибо за сайт! Хочу внести некоторую поправку: Афина и Минерва это одна и та же богиня только в первом случае это Греческий пантеон, а во втором — Римский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *