Палаты бояр Романовых — III

Окончание. Начало в статьях «Палаты бояр Романовых – I», «Палаты бояр Романовых – II».

Кабинет боярина

В кабинете вся мебель деревянная работы русских мастеров — столяров и резчиков по дереву.
Комната мала по размеру, что неудивительно, небольшое помещение легче отапливать.

Кабинет боярина в музее "Палаты бояр Романовых"
Кабинет боярина в музее «Палаты бояр Романовых»

Интересной реликвией этой комнаты считаются подлинные кожаные обои, тиснёные, раскрашенные золотой краской.

Кожаные обои в кабинете боярина музея "Палаты бояр Романовых"
Кожаные обои в кабинете боярина музея «Палаты бояр Романовых»

Фландрские кожи, использованные для украшения кабинета боярина  Александру II подарил барон Симолин. Но их не хватило, недостающие кожи закупили в Санкт-Петербурге у торговца древностями по фамилии Палацци.

Кожаные обои в кабинете боярина музея "Палаты бояр Романовых"
Кожаные обои в кабинете боярина музея «Палаты бояр Романовых»

В левом углу комнаты стоит печь, украшенная муравленными образцами. Прилагательное «муравленный» означало зелёный. Происходит оно от слова мурава, т.е. трава.

Муравленная печь в кабинете боярина музея "Палаты бояр Романовых"
Муравленная печь в кабинете боярина музея «Палаты бояр Романовых»

Изразцы на печи можно рассматривать и читать. На плитках есть картинки и надписи, объясняющие изображения.

Изразец «Борцы борются».
Изразец «Пушки стреляют»
Изразец «Царь Александр Македонский».
Изразец «Соловей Разбойник».

Боярин сидел за столом, принимал посетителей, читал документы. Документы писали на листах бумаги, чаще всего скорописью без разрывов и знаков препинания.

Когда заканчивался один лист, к нему подклеивали второй, третий и так далее. Получались длинные свитки, или, как говорили в Московии, столбцы. Самый длинный свиток, найденный на Руси был длиной около 300 метров. Чтобы какой-то фрагмент столбца не подделали, обязательно удостоверяли их подлинность. На оборотной стороне каждого из листов свитка стояла подпись – свидетельство подлинности документа.
Писали пером, перо затачивали ножиком. По сей день в русском языке небольшой складной нож называют перочинным – то есть нож для починки перьев. В шкатулке хранили песок, служивший вместо промокательной бумаги. Им посыпали свежие записи, чтобы высушить чернила. Лучший песок получали из мраморных опилок, трижды прокипячённых в белом вине.

В углу на лавке стоит небольшой ларь – сундук с покатой крышкой. Это своего рода дорожный чемодан. В таком небольшом сундуке хранили особо ценные документы и деньги во время путешествия. Ночью, во время сна путешественник подкладывал этот ларь под голову, поэтому крышка у сундучка покатая, чтобы удобнее было на нём лежать.

Дорожный ларь
Дорожный ларь стоит на лавке под окном.

На стене висит портрет Тихона Никитича Стрешнева (1644 – 1719). Стрешнёв был боярином, государственным деятелем времён Алексея Михайловича и Петра Алексеевича. С 1689 года стал пользоваться особым доверием Петра Великого, который часто назвал его «отцом». Пётр очень любил Тихона Никитича. Когда царь сам обрезал боярам бороды, Стрешнёву он разрешил её оставить, таким образом особо наградив боярина за его преданность.

портрет Тихона Никитича Стрешнева
Портрет Тихона Никитича Стрешнева

В кабинете мы не увидим книг, но в доме их любили, читали, собирали. Книги находятся в библиотеке.
Выходим из кабинета и через трапезную палату проходим ко второй двери.

Библиотека

Кроме основного назначения библиотека иногда использовалась как спальня. В ней слева стоит лавка, на которой боярин мог поспать днём. Согласно тогдашнему этикету, хозяину не возбранялось немного вздремнуть даже во время пира, на время оставив гостей.

Лавка-топчан
Лавка-топчан стоит слева.

Обычай дневного сна долго соблюдался в России. Дневной сон был обычен для людей всех сословий, как подлых, так и знатных – крестьян и ремесленников, купцов, знати, царей.

В в час-два пополудни русские средневековые города казались вымершими или покинутыми жителями. Все люди отправлялись в опочивальни.

Наличие библиотеки в доме свидетельствует о богатстве хозяина. В XVII веке книги стоили очень дорого. В библиотеке Романовых хранилось около 270 книг.

Цены на книги были баснословно высокими из-за стоимости бумаги – на Руси в это время её не производили, она вся была привозная. В библиотеке Романовых были как рукописные, так и печатные книги. К книгам относились бережно, переплетали в кожаные переплёты и застёгивали металлическими замками. Замки предназначались для сохранности книг. В комнатных условиях бумага не могла храниться долго. Случалось, что со временем книги осыпались, превращались в пыль. Поэтому, старались насколько возможно уменьшить контакт бумаги с воздухом и плотно застёгивали книги. Таким образом, книги хранились веками.

Бывали случаи, что наглухо закрытые книги переживали пожары. Уголки обугливались, но без доступа воздуха сама книга полностью не сгорала и её вполне можно было читать.

На экспозиции хранится древняя книга, ей более 350 лет, это Пасхалия.

В библиотеке хранились и записи музыки. Нот в ту пору ещё не знали и для записи звуков использовали т.н. «крюки». Известно, что Иван Грозный был композитором, сочинял мелодии стихир – песен без слов.

Среди книг представлена своеобразная беллетристика, например «Лекарство душевное». Это собрание поучительных историй, своего рода сказки для взрослых.

Любили в доме и шахматы, на экспозиции есть шахматная доска с фигурами.

В этом помещении следует обратить внимание на слюдяные окна.

Хотя в XVII веке стекло уже было известно на Руси, в окна предпочитали вставлять слюду. Первое стекло русской работы было низкокачественное, мутного бутылочного цвета и мало подходило для окон. Слюда – это минерал, добывали его на Севере. Поскольку она крошилась, то в рамы вставляли мелкие кусочки, из металлической оправы часто создавали орнамент. Слюда пользовалась большим спросом и в Европе, её импортировали на запад, во многих странах этот минерал называли «мусковит», по стране – экспортёру.

Книги читали не только мужчины. Знатные женщины тоже знали грамоту, любили книги.  Но доступ женщин на мужскую половину дома был ограничен. Хозяйке, по просьбе мужа, разрешалось лишь ненадолго спуститься в трапезную палату во время пира и обнести напитками гостей. О жизни знатных женщин и девиц можно узнать на женской половине.

В трапезной палате есть неприметная дверь.

Для продолжения экскурсии нужно выйти из столовой через эту дверь и подняться по очень узкой крутой деревянной лестнице.

ЖЕНСКАЯ ПОЛОВИНА ДОМА
Терем
Сени

Мы поднялись на верхний этаж дома, он деревянный и именуется терем. По стенам стоят лавки для прислуги, здесь они ожидали поручений. Мы вошли в сени из трапезной палаты, но раньше сюда можно попасть с улицы, с Красного крыльца. В настоящее время отдельный вход не сохранился. Узкие лестницы существовали и в XVII веке, лестничные проёмы в стене открыл Ф.Ф.Рихтер во время реставрации палат.

В правой витрине на верхней полке находится раскрытая книга, это «Домострой». Написана она была в XVI веке. В ней содержался свод бытовых и религиозных правил и советов. В книге были главы о том, как вести себя в храме, в гостях, за столом, как чтить царя. Некоторые главы рассказывали о воспитании детей. Отдельные главы содержали сведения о том, как нужно воспитывать мальчика или девочку. Некоторые части книги прописывали отношения между супругами – в книге указывалось, за что муж может побить жену. Но также ему следовало после наказания пожалеть и простить супругу. В «Домострое» также были кулинарные рецепты. В книге можно было найти советы по хозяйству. В зажиточных семьях наряду с Библией непременно читали «Домострой».

Ниже в витрине помещено изображение женщины. Замужняя женщина обязательно должна была прятать волосы. Не было большим оскорблением для женщины, если кто-то на улице сорвёт с неё головной убор и люди увидят её волосы. Незамужние  девушки напротив, могли показывать волосы, они покрывали голову лишь узкой повязкой. Хотя, если девушка хотела подчеркнуть, что она дочь знатного человека, то её головной убор был замысловат и богат.

В центре витрины находится женское платье (душегрея). Такое платье нашли при раскопках в Китай-городе, оно хорошо сохранилось в деревянном сундуке. Но здесь в музее представлена реконструкция, подлинник находится в ГИМ.

Женская телогрея.
Женская душегрея.

На полке выставлены пуговицы разных размеров. Пуговицы на женской одежде были гораздо меньше, чем на мужской (в первом помещении музея «Палаты бояр Романовых» упоминалось, что они доходили до размера куриного яйца), но выглядели они весьма впечатляюще.

Две туфельки на выставке из разных пар. Одна пара привезена из Франции, вторая – русской работы. Одежду гладили, утюг тоже есть в витрине.

В витрине находятся женский головной убор, слева — зеркало со створками, две разные туфельки, утюг, пуговицы, гребень.

Пользовались женщины и косметикой – белили и румянили лица, подводили брови. Но в пудру того времени добавляли свинец, поэтому она была очень вредна для здоровья.

В XVII веке в домах появляются зеркала, одно со створками есть в экспозиции. Зеркала были известны и ранее, но ими не пользовались, церковь запрещала прихожанам смотреться в него. Люди смотрелись на своё отражение в воде. Были до блеска отполированные блюда с хорошим отражением. Могли наливать на блюдо масло, такой способ тоже давал отличный эффект отражения. Древние зеркала всегда закрывались створками. Знатные женщины смотрелись в них по необходимости и непременно закрывали. Считалось, что зеркало – вход, портал в нереальный, потусторонний мир, что туда может перейти и душа. Если перейдёт часть души, то человек станет долго болеть, если же душа целиком перейдёт в зазеркалье, то человек умрёт. Створки предотвращали нежелательное отражение, служили своего рода оберегом.

Знатная боярыня никогда не находилась здесь постоянно, она заходила в сени раздать поручения девицам. Здесь же, в тереме, находится жилая комната супруги боярина.

Комната боярыни

Комната полностью отделана деревом, по всей видимости, так было и в XVII веке.

Комната бояряни в музее "Палаты бояр Романовых"
Комната бояряни в музее «Палаты бояр Романовых»

Резной деревянный потолок служит признаком богатства.

Дерево лучше сохраняет тепло, а в комнате боярыни всегда были дети. На экспозиции показаны, какими игрушками играли почти 400 лет назад.

Питалась боярыня отдельно от супруга, на пирах не присутствовала, если только в исключительных случаях обносила гостей напитками.

Боярыня не могла без разрешения прийти на мужскую половину. На женскую половину в любое время мог зайти только супруг. Даже отец, брат или взрослый сын, живущий отдельно со своей семьёй должны были накануне спросить разрешения у хозяина на посещение дочери, сестры или матери.

На столе находятся книги. Знатных девушек в  XVII веке учили грамоте, они умели читать и писать.

Большая связка ключей от погребов, сундуков, кладовок хранилась у хозяйки, она сама вела хозяйство, выдавала крупу для каш, муку для хлеба, ткань для шитья одежды.

Самым главным делом хозяйки было воспитание детей.

Мальчики находились с матерью до 6-7 лет, затем отец забирал их на свою мужскую половину. Девочки оставались на половине матери до замужества. С 5-ти летнего возраста они учились держать иголку, постигали науку рукоделия. С помощью матери и старших сестёр (если таковые были) девушка готовила себе приданое – постельное и нижнее бельё, сарафаны, полотенца, головные уборы. На экспозиции находится сундук – в такие увесистые сундуки приданое и складывалось. По мере наполнения сундука составляли опись и указывали примерную цену содержимого. В углу сундука виден лист бумаги, это опись.

Для занятий рукоделием в домах знати были отдельные комнаты.

Светлица

Это комната – самая светлая во всём доме, большие окна выходят на три стороны.

Светлица в музее "Палаты бояр Романовых"
Светлица в музее «Палаты бояр Романовых»

Рукоделием в допетровское время занимались все без исключения женщины – от крестьянки до царицы. Умение шить, вышивать было таким же естественным, как для нас пользоваться мобильным телефоном. Не могли рукодельничать лишь больные или очень пожилые женщины.

Волокно делали из льна.

прялка и льняное волокно
Слева на экспозиции находится прялка, пучок льна и льняное волокно, из которого делали нити.

До изобретения ткацкого станка ткали вручную и одна ткачиха за целый день могла выткать только несколько сантиметров ткани. Первоклассная мастерица не должна была допускать на ткани ни единого узелка. Какие-то огрехи скрывали вышивкой, часто заполняя стежками всю поверхность ткани (на стене у окна пример полотна, полностью заполненного вышивкой).

Поэтому, ткани по цене были сравнимы с драгоценными металлами. Рядом с прялкой на столе есть крой ткани – пример рисунка ткани ручной выделки.

Справа стоит ткацкий станок.

С изобретением станка производство ткани стало легче, но для домашних нужд всё делали дома, кустарно. Работа была монотонной, однообразной и чтобы не заснуть, девушки развлекали себя песнями. (Можно попросить служительницу включить запись).

До замужества девушка должна была научиться всему, что умела мать. Такие же порядки она соблюдала и в доме мужа, только уже на правах хозяйки.

Ответственность за воспитание мальчиков лежала на отце. Чему учили боярских детей, мы узнаем в учительной палате.

Выходим из светлицы через комнату боярыни. В сенях есть две лестницы вниз, спускаться нужно по второй лестнице, не по той, по которой поднимались в сени.

Комната старших сыновей

Комната старших сыновей в музее "Палаты бояр Романовых"
Комната старших сыновей в музее «Палаты бояр Романовых»

Сыновья боярина проводили много времени за учением. Отец редко сам учил детей, он был занят на службе. Для этой цели он нанимал учителей, как правило, подьячих – старательных исполнительных образованных людей, которые не могли высоко подняться по службе, потому что происходили из недостаточно знатных родов. Учили мальчиков грамоте, арифметике, естественным наукам. В сундуке лежат открытые книги.

Одна из них – букварь Кариона Истомина – иллюстрированная азбука, в которой каждой букве соответствовала картинка. Также в сундуке видим Часослов – сборник молитв, есть здесь и учебник риторики.

Учили мальчиков и географии. Далеко не каждая богатая семья могла позволить себе глобус. По тем временам он стоил годового жалования высшего государственного чиновника. Романовы, несомненно, принадлежали к очень богатым людям и могли иметь глобус.

Глобус из музея "Палаты бояр Романовых" выполнен в Амстердаме
Глобус из музея «Палаты бояр Романовых» выполнен в Амстердаме.

Военное дело, верховая езда, кулачный бой и охота тоже входили в курс обучения, поэтому на экспозиции есть чучело ловчей птицы.

Если ученик баловался, то его наказывали. В комнате всегда стоял сосуд с водой. В нём мокли розги. Вода могла быть и солёной, чтобы урок наказания дольше запомнился. «Домострой» также поощрял физические наказания. Могли поставить в угол коленками на горох или оставить без обеда. Девочки, как правило, избегали телесных наказаний, их разве что могли поставить на горох или лишить еды. Тело девочки следовало сберечь для будущего мужа без изъянов.

Времени на освоение наук у мальчиков было немного.  Старших сыновей очень рано отправляли на государеву службу. Например Миша Романов поступил стольником на службу к царю Василию Шуйскому в 10-ти летнем возрасте.

Комната старших сыновей – последнее, доступное к осмотру помещение музея. Музей «Палаты бояр Романовых» — единственный музей в России, который рассказывает о быте знатной столичной семьи второй половины  XVII века.

Палаты бояр Романовых – I
Палаты бояр Романовых – II

Источники:
Рассказ штатного экскурсовода в музее «Палаты бояр Романовых».
Г.К.Шуцкая “Палаты бояр Романовых”. Филиал Государственного Исторического музея. М., 2000 г.

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве

TEXT.RU - 100.00%

Слово молвить