Палаты бояр Романовых — II

Продолжение. Начало в статье «Палаты бояр Романовых – I».

Первая комната музея. Подклет дома

1.Макет. Предположительно, так выглядели палаты после восстановления в 1674 году, ведь за 6 лет до этого дом сильно пострадал во время пожара 1668 года.

Макет музея "Палаты бояр Романовых". Вид с Варварки
Макет музея «Палаты бояр Романовых». Вид с Варварки (северная сторона).

Следует показать красное крыльцо, по нему поднимаются посетители, чтобы войти в музей.

Макет городской усадьбы бояр Романовых. Южная сторона, Красное крыльцо
Макет городской усадьбы бояр Романовых. Южная сторона, Красное крыльцо.

Хозяином дома был Никита Романович Захарьин-Юрьев, царский шурин, брат царицы, первой жены Ивана IV. К сожалению его изображение не сохранилось. Следующим владельцем дома был Фёдор Никитич Романов.

2.На стене справа от «Годунова чертежа» Москвы висит рисунок – это портрет Ф.Н.Романова. Рядом – портрет его жены Ксении Шестовой в иноческом одеянии.

Знатную семью Романовых заподозрили в колдовстве, в желании извести царя. Был учинён сыск и в доме одного из Романовых (Александра Никитича) обнаружили некие корешки. Этого было достаточно, чтобы доказать виновность подозреваемых. Фёдор Никитич и его жена были вынуждены принять иноческий постриг. Инокиню Марфу сослали в Заонежский монастырь. Закончила свои дни она в Москве, жила в Кремле в Вознесенском женском монастыре, там же и была похоронена. Фёдор Никитич был образованным и уважаемым человеком. Он пережил царя Бориса Годунова, был в фаворе у следующих властителей, быстро продвинулся по религиозной иерархической лестнице и стал Патриархом Филаретом. (Подробнее о Романовых в первой части публикации).

3.Портрет Ф.Н.Романова в зрелом возрасте, в его бытность патриархом, расположен на противоположной плану Москвы стене.

Патриарх Филарет (Ф.Н.Романов) Портрет из титулярника  XVII века
Патриарх Филарет (Ф.Н.Романов) Портрет из титулярника XVII века. Копия

4.Сына Фёдора Никитича и Ксении Ивановны Шестовой (инокини Марфы) Михаила Фёдоровича в 1613 году избрали на царство, он стал первым царём династии Романовых.

Его портрет находится над изображением родителей.

5. «Годунов чертёж» Москвы. В начале XVII века Москва выглядела так, как показано на этом плане. На ней легко увидеть Кремль, Китай город, район Зарядья, Белый город и Земляной город.

Одна из версий происхождения слова Китай-город связано с названием деревянных свай, которыми удерживали земляную насыпь. Чтобы высокий земляной оборонительный вал не осыпался, его укрепляли частоколом – сваями, между которых переплетали прутья. Такое укрепление называлось китай-город. При Елене Глинской построили кирпичные стены Китай-города, строил их архитектор Петрок Малый.

6.Рядом с планом находится увеличенный фрагмент, на котором обозначена усадьба бояр Романовых.

Первое изображение городской усадьбы бояр Романовых. Фрагмент из плана Москвы 1597 г.
Первое изображение городской усадьбы бояр Романовых. Фрагмент из плана Москвы 1597 г.

7. На стене справа от входа можно обратить внимание на рисунок – так в XVII веке выглядела одна из улиц Москвы.

Улицы Москвы. Гравюра из книги А.Олеария XVII век

Дома стояли плотно друг к другу, но у каждого дома был свой двор. На дворе стояли нежилые постройки – баня, ледник, кухня. Русские всегда блюли чистоту душевную и телесную. Приезжавшие из Европы послы и купцы всегда отмечали, что на западе нет культуры соблюдения личной гигиены. Русские послы писали про Людовика XIV (Короля-Солнце), что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали странными людьми за то, что те слишком часто ходили в баню.
На этом же рисунке же показаны некоторые городские ремёсла.

8.В маленькой витрине показаны монеты того времени – самая крупная – копейка, на ней изображён всадник с копьём. Монетки поменьше – деньга и полушка.(Снимка нет).

9.В этом районе города, в основном, селилась знать. На стене мы видим изображение боярина – знатного служилого человека.

Бояре. Гравюра из книги А.Олеария
Бояре. Гравюра из книги А.Олеария XVII век

Он одет в шубу. В средние века шубы носили мехом внутрь и использовали очень дорогие меха – соболь, куницу, норку, даже горностая. Сверху шубу покрывали дорогой тканью. Украшением служили пуговицы. Величина пуговиц иногда достигала размеров куриного яйца. Но голове носили высокую меховую шапку. Сапоги были на довольно высоком каблуке. В зазор между каблуком и подошвой свободно проходила крупная слива.

Экспозицию этого зала при желании можно поменять. (Это могут сделать лишь штатные экскурсоводы). При повороте ручки изображения меняются и появляется фрагмент из Лицевого летописного свода, где можно видеть царский пир и свадьбу – в центре изображены жених и невеста. Показана средневековая школа. Далее можно рассмотреть различные ремёсла – перепись книг, кузницу, где чеканят монеты, иконописца, литьё колокола, портного, сапожника, гончара, каменщика, ювелира, в верхнем углу видно, как крестьяне жнут рожь.

Лицевой летописный свод меняется на план Москвы XVIII века. Он отличается от первоначального плана, который представлен на постоянной экспозиции – на нём мы видим Петровские бастионы, построенные во время Северной войны, когда существовала опасность шведского вторжения в Первопрестольную.

Далее видим панораму Москвы XVIII века, на которой изображены Кремль и Китай-город, слева виден Большой Каменный мост, а на месте Большого Москворецкого моста – т.н. «живой», т.е. наплавной мост.

Это помещение является подклетом. По стенам могли стоять лавки, где слуги ожидали поручений. Также здесь находится печь. Пищу здесь не готовили, могли только разогревать перед подачей на стол. В Москве долгое время действовал царский указ, запрещающий топить печи в летнее время под угрозой сурового наказания – своеобразная противопожарная мера.

В маленькой нише под печью мы видим немного крупы в мисочках. Люди были очень суеверны. Днём ходили в церковь, верили в Спасителя, Божию Матерь, молились святым. С наступлением ночи верили в леших и домовых. Для того, чтобы задобрить домашнего духа – домового, оставляли ему угощение — немного еды.

в нижней части печи видна ниша, там стоят мисочки с "угощеньем" для домового
На снимке в нижней части печи видна ниша, там стоят мисочки с «угощеньем» для домового. Справа — дверь и лестница вниз, проход в следующее помещение.

Переходим в следующее помещение

Кирпичный подвал

В подвале сохранился кирпичный свод XVI века времён Ивана Грозного. Всю конструкцию свода можно хорошо рассмотреть.

В этом помещении могли хранить некоторые продукты. Основные запасы держали в ледниках, а в подвалах находился небольшой запас продовольствия и крупы.

На стене висит плетёная сумка. Если люди отправлялись в путь или на службу, то запас еды с собой брали в таких сумках. В корзинах хранили фрукты. В железных (медных) чашах с носиком (ендова) подавали горячие напитки. Чай до XVII века не был широко распространён ни на Руси, ни в Европе. В качестве горячего напитка у нас подавали сбитень – настоенный на травах и пряностях напиток с мёдом и добавлением небольшого количества виноградного вина.

плетёная сумка. медный сосуд с носиком (ендова)
На снимке на левой стене вверху видна плетёная сумка. На первом плане слева — медный сосуд с носиком (ендова) для горячих напитков.

Деревянная чаша – капкарь служила для холодных напитков (кваса или студёного взвара). В ступе толкли крупу. Также в ней отделяли зёрна от шелухи, например гречиху. Сухие зёрна хорошо отшелушивались. Потом зерно вместе с шелухой высыпали в деревянные блюда, выносили на улицу и ветер выдувал ненужную шелуху.

В бочках (кадках) хранили соленья. Соль была единственным известным консервантом. Солили овощи, фрукты, мясо, рыбу.

У стены стоит светец. Как правило, знатные бояре в подвал не спускались, поэтому внизу на дорогие свечи не тратились. Светили подвальные комнаты лучиной, помещали её в своеобразную подставку с подносом, куда наливали воду.

В центре хорошо видно ступку с пестиком, у стены — светец с лучиной.

Задачей боярина было преумножение своих богатств. Где он хранил накопленное добро посмотрим в следующем зале.

Казна

В этом помещении обратим внимание на белокаменный свод. Это самое древнее помещение палат, датируется XV веком. Из такого же белого камня в конце XIV века выстроили белокаменную стену Московского Кремля.

Деньги в домах знати хранили в холщовых мешках. Но богатство исчислялось не только монетами. Посуда для пира стоила немалых денег и тоже служила мерой достатка. К богатству относилась и «мягкая рухлядь» – так на Руси называли меха. У стены стоит сундук с мехами.

Меха стоило хранить особенно бережно – следить за влажностью помещения, чтобы в сундук не забралась моль, просушивать одежду, выжаривать на солнце.

Непременным атрибутом каждого знатного человека было оружие – холодное и огнестрельное. Ведь в любую минуту великий князь или царь мог призвать его в военный поход и слуга государев должен был явиться на сбор «конным, людным и оружным». Есть версия, что слово «боярин» происходит от слова «бой».

На экспозиции присутствует как холодное (стоит у стены), так и огнестрельное оружие. Огнестрельное оружие появилось примерно в одно и тоже время в Европе и Московии – в XIV веке. Секрет изготовления пороха пришёл к нам из Персии. К XVII веку оно усовершенствовалось, в коллекции музея представлены ружья и пистолеты, они лежат на сундуке.

Рядом с ружьями и пистолетами представлены кошель и пороховница – порох нужно было держать сухим, поэтому о нём особенно заботились.

У стены стоит прапор – прообраз знамени. На прапоре изображён герб Романовых.

На этом осмотр подсобных помещений завершён, для продолжения осмотра надо подняться вверх по лестнице в жилую часть здания.

Красное крыльцо

В каждом знатном доме того времени существовали мужские и женские половины. Мы идём в мужскую половину по Красному крыльцу. На макете в первом зале хорошо было видно, что в старину оно было открытым. На левой стене окна украшены наличниками, напоминая о том, что когда-то здесь была внешняя стена палат.

На ночь окна закрывали ставнями, днём их открывали и в комнатах было светло. Ф.Ф.Рихтер решил сделать крыльцо закрытым.

Трапезная или столовая палата —

самое красивое помещение дома. Орнамент потолка был взят из рисунков украшений царских грамот. В основном узор состоит из растительного орнамента.

В элементах ясно читается виноград, вишни, крыжовник, лимон и ананасы. Последние отнюдь не считались чем-то очень диковинным – и лимоны и ананасы выращивали в теплицах, в висячих садах в Москве.

В центре потолка под люстрой (паникадилом) находится государственный герб —  двуглавый орёл.

На стене видны изображения грифонов – герба рода Романовых.

Будучи царским воеводой, Никита Романович служил в Пернау или Пернове, современный Пярну (Эстония). Ему очень понравился герб города и он присвоил себе такой символ. Также на стенах и сводах присутствуют монограммы – переплетённые буквы МФР (Михаил Фёдорович Романов).

Монограммы видны справа и слева на сводах

Обратим внимание на кресло для хозяина, которое стоит в дальнем углу.

Стул хозяина дома стоит слева, обит красной тканью с золотым орнаментом
Стул хозяина дома стоит слева, обит красной тканью с золотым орнаментом

Почему его не поместили ближе к двери, на противоположной стороне стола? Потому что оно стоит в самом почётном, сакральном месте – под иконами, в Красном углу.

За столом гости размещались в соответствии со строжайшей иерархией. Наиболее важные гости садились рядом с хозяином, причём место по правую руку было более почётным, чем по левую.

Отдельными тарелками пользовались только хозяин и особые гости. Все остальные ели из общего блюда. Ложки каждый носил при себе, таков был обычай. На поясе крепился специальный длинный кошель, где всегда при себе держали ложку. Нож и вилку в то время широко не использовали, хоть и знали о них.

У боярина могло быть около сорока перемен блюд (у царя – более 100). Начинался пир около полудня. Заканчивался вечером. Во время пира можно было и объесться, сползти с лавки. Тогда гостя выводили ненадолго на улицу, чтобы он пришёл в себя. Часов тогда не было и время наблюдали по свету за окошком. Когда начинало темнеть, гости благодарили хозяина, прощались и уходили.

На столе представлена посуда для ежедневной, будничной трапезы из олова и меди. Известно, что несколько раз гостем Никиты Романовича был сам царь Иван Грозный. Это редкий случай, когда монарх снисходил до визита хоть и к знатному, хоть и к родственнику (шурину), но к боярину, служилому человеку. Это говорит о том, насколько был уважаем Никита Романович Захарьин-Юрьев. Когда принимали царя, то стол сервировали драгоценной посудой – она представлена в застеклённой витрине (поставце). Ножи и вилки впервые появились в Византии в XII веке. С их помощью вкушали фрукты. В Европу вилка с ножом пришли в XV веке. В Московии в домах знати их стали применять к XVII веку.

В той же витрине представлен наградной ковш. Говоря современным языком Никита Романович был «орденоносцем», чем немало гордился. В старину награждали не орденами, которых просто не было, а драгоценной посудой русской и иноземной работы.  Предметом гордости были и часы – они стоили баснословных денег, часы, представленные в экспозиции, сделали в Нюрнберге.

Интересен шкаф со слюдяными окошками средневековой русской работы.

Если в доме не случалось долгого обильного пира, то день боярина по обычаю начинался рано. Кроме государственной службы у хозяина дома было много личных дел по управлению хозяйством. Решать их удобно в кабинете.

К трапезной палате примыкают две небольшие комнаты – кабинет и библиотека. Логичнее начинать осмотр с кабинета.
Из трапезной палаты проходим в маленькую комнату справа от входа.
Окончание в следующей части.

Палаты бояр Романовых – I
Палаты бояр Романовых – III

Источники:
Рассказ штатного экскурсовода в музее «Палаты бояр Романовых».
Г.К.Шуцкая “Палаты бояр Романовых”. Филиал Государственного Исторического музея. М., 2000 г.

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *