Как мы доехали до Великого Устюга

или состояние трассы М8 от Москвы до Чекшино и Р7 до Великого Устюга

Прошу прощения, но заголовок я позаимствовал из журнала «За рулём» двадцатилетней давности. В нём автопутешественник А.Теркель опубликовал свой отчёт о поездке в Великий Устюг на «Запорожце». Спустя 8 лет я съездил по их следам через Вологду и Тотьму на старой Ауди 100 и остался очень доволен. Прошло ещё 12 лет и мы с супругой (разделяющей мою страсть к покатушкам) решили вновь полюбоваться этим дивным северным городом. Маршрут я выбрал прежний — через Вологду и Тотьму, тем более, что дорогу до Ярославля я знаю наизусть, а в Вологде мы были 5 лет назад.
Выезд из Москвы по М8 затруднён из-за глобальной реконструкции, но ранним утром буднего дня проехать можно. Напомню, что от МКАД до моста через Клязьму в Тарасовке Ярославское шоссе представляет собой сплошную засаду: к полуразобранному путепроводу в Королёве, полутора полосам в «Строителе» и бутылочному горлу Тарасовки добавились отвратительно узкие и кривые временные мосты через Клязьму. К сожалению фото ремонта отсутствуют: водитель объезжал бетонные блоки, а Бортжурналистка без инструкции и не подумала запечатлеть размах очередной «стройки пятилетки». Дальше «дорога серою лентою вьётся» без особых проблем аж до Ярославля.

Места установки камер изучены, да я и не превышаю больше, чем на 19 км/ч.
На 118 км широкая магистраль заканчивается и переходит в старое доброе Ярославское шоссе.

Здесь стоит быть повнимательнее: почти в каждой деревне стоят неприметные ящички с радарами.

Наконец то в объектив попал памятник уроженцу Ярославской земли М.И.Кошкину. Это танк Т-34-85, установленный на повороте к родной деревне конструктора Брынчаги. Танк, конечно, поздний — образца 1944 года, но где же сейчас найдёшь подлинную «тридцатьчетвёрку» 1940 года. Почти все они сгорели на полях Великой войны, а потом пошли в переплавку.

Лететь не стоит: помимо знакомых камер встречаются «приятные» неожиданности типа полицейского Форда на въезде в Ростов.

Ярославль прохожу насквозь — ну не нравится мне здешняя объездная: трещины, ямы, плотный поток, а, главное — слишком большая длина. До поворота на новый мост через Волгу приходится пилить не меньше 15 км. И это ещё не конец. Куда проще пройти через город. Главное, знать как, а то отечественный «навител» заведёт в дебри не хуже Сусанина. Тем более, что на пути через город можно полюбоваться шедеврами ярославского зодчества или, если проголодались, перекусить в одном из многочисленных городских кафе.

Подробная инструкция по проезду Ярославля изложена здесь. Мы же пересекаем Волгу по старому мосту и, по улице с очаровательным названием Шевелюха, уходим на Вологодское шоссе. Оно, в свою очередь, сливается с роскошным шестиполосным съездом с нового моста.

Качество дороги ничуть не хуже, чем до Ярославля, но ширина маловата. Иногда упираешься в древний МАЗ или ветхие «Жигули» и ждёшь возможности обогнать. Проезжаем легендарное село Бухалово. По старорусски «бухало» — это филин, а вовсе не то, что Вы подумали 🙂
Недаром местные жители говорят: «У нас здесь село Бухалово, а деревня Бухалово — с той стороны дороги.

Вот и даниловские гибддшники вышли на «охоту». Мы скорость не превышаем, держим чуть выше 100 км/ч.

Кое-где встречаются участки с реверсивным движением. В селе Пречистое строят надземный пешеходный переход. Интересно, будут ли им пользоваться местные жители, особенно если надо перегнать гусей или перевести козу?

Вскоре после въезда в Вологодскую область

пейзаж резко меняется: вдоль дороги торчат полумёртвые деревья и валяются коряги. Возникает ощущение масштабного экологического бедствия.

На подъезде к Вологде мы остановились в традиционном для всех путешественников месте. Это кольцо у съезда на Грязовец с заправкой ЛУК.

 Кафе «Баранка» (хотели оценить, но не сложилось),

с «королевой бензоколонки» и памятником вологодским водителям в виде ЗИС-5В, установленного на пьедестале над дорогой.

«Королева бензоколонки»
ЗиС-5В — памятник вологодским водителям.

От Грязовца до Вологды рукой подать — какие-то 37 км.

Ближе к Вологде на обочинах попадаются нестандартные знаки с изображением лося. Впрочем полтора месяца спустя такие же знаки появились и между Переславлем и Ростовом. С лосем я бы шутить не стал. При столкновении с ним неизвестно кому будет хуже — зверю или вашему авто.

Вологодской объездной отказать сразу! Дорога весьма убитая, дыры заделаны плиткой типа собянинской, трафик плотный,  разметки нет, так что на кольце надо уходить вправо в город.

Это ещё не объездная. До круга и поворота в город остаётся около 2 км

В самой Вологде асфальт, похоже, никогда не был ровным, но на главных магистралях — Ленинградской, Мира, Чернышевского по крайней мере нет ям. На боковых улицах есть, но они нас сейчас не волнуют. Трафик плотный, машин много. Если Ярославль мы прошли практически без задержки, то в Вологде пришлось постоять в пробках. А что делать, если в городе всего 1 (прописью «один») мост в центре и у него неизбежно скапливается весь транспорт. Выезд в сторону Архангельска мимо Спасо-Прилуцкого монастыря реконструировали.

Отличная 4-хполосная дорога ведёт на север и сливается с новой объездной, выходящей на юго-западе на Ленинградское шоссе. Кстати, города с таким названием нет уже 25 лет. Не пора ли почесаться и назвать шоссе по людски — Петербургским?

Вологодские соловьи-разбойники стражи порядка не дремлют.

Подытоживая, могу утверждать, что М8, не считая первых 20 км от Москвы и объездных крупных городов, находится в отличном состоянии. Ах да, запамятовал, у города Кадникова реконструируют 2 моста через мелкие речки. У первого моста устроен пыльный и трясучий временный объезд.

У второго приходится объезжать по старому заброшенному куску Ярославского шоссе.

Будьте внимательны и не гоните.
Сказка заканчивается у села Чекшино, где приходится свернуть с гостеприимной М8 на суровую российскую дорогу Р7, ведущую в Тотьму и Никольск.

На повороте, словно в насмешку, на пьедестале стоит дорожный каток — памятник вологодским дорожникам.

Здесь же установлен довольно издевательский транспарант с изображением Деда Мороза и надписью: «Добро пожаловать в сказку». В России, как известно, люди вообще живут, как в сказке: чем дальше — тем страшнее. Так обстоит дело и с шоссе на Великий Устюг.

Качество Р7 заметно ухудшается после первых же 10 км. Появляются многочисленные заплатки, выбоины, коварные ямы на достаточно ровном асфальте.

Отвлекаться на окрестные красоты не советую — колесо пока не потеряете, но резинки в подвеске ушатать можно запросто. Не случайно местные автомобили гремят на неровностях, как вёдра с гайками. В Вологодской глубинке я увидел (и услышал!) «Лексус», громыхающий как последний убитый «Жигуль». На участке от Чекшино до Тотьмы ехать всё же можно, но осторожно и не быстро.
Местные, конечно, лётают вовсю, но у них машины уже убиты, а у меня нет. Несмотря на ямы, трещины и прочие прелести обычной дороги  нашей Великой Державы на участке до Тотьмы можно идти около 90-100 км/ч.  Быстрее уже рискованно — можно влететь в яму и что-нибудь оторвать или пробить.

Наконец на обочине появляется указатель «Песья деньга». Это речка так называется 🙂 .

Значит, мы всё же доехали до Тотьмы.

Про тотемские дороги говорить не буду — и так ясно, что асфальт там напоминает самого себя только на главных улицах. Особенно «хороша» улица Бабушкина, ведущая к Спасо-Суморину монастырю и гостинице «Монастырские кельи». Покрытия на ней нет вообще!

Улица Бабушкина в Тотьме. Справа — деревянный тротуар.

 По Тотьме лучше ходить пешком, что мы и делали.
Из Тотьмы в сторону Великого Устюга надо выезжать на Нюксеницу. На Никольск в принципе тоже можно, но дорога там длиннее и не менее убитая, чем короткий путь. Однако вначале ничто не предвещает беды. Обычный не очень ровный российский асфальт прерывается лишь небольшим полукилометровым участком вдрызг разбитой дороги с традиционными ямами и заплатами.

Дорога Тотьма-Нюксеница. 39-й км.
Он же крупным планом.

Затем на долгие 100 с лишним километров идет очень приличное шоссе почти без дефектов. Перед Нюксеницей появляются указатели на Великий Устюг и роскошная новёхонькая дорога, гладкая, как лучшие европейские трассы.

Дорога Нюксеница — Великий Устюг. Отремонтированный участок.

Но радость от неё оказывается преждевременной.  Примерно через 30 км она обрывается в настоящий танкодром с редкими проплешинами приличного асфальта. Во многих местах я ехал по встречной полосе, тем более, что гаишник там наверняка медведь, а штраф бы составил 3 ведра малины 🙂 . Особенно плоха дорога после границы Нюксеницкого и Великоустюгского районов.

На одном из участков асфальт разбит настолько, что дорога фактически превратилась в грейдер.

Кое-где скорость падала до 10-15 км/ч.  Местные,  конечно, продолжали лётать, в том числе и на нежных городских машинках типа Ситроен С3 Пикассо или Фиат Панда.

Недаром между Нюксеницей и Великим Устюгом на берёзах регулярно повторяется реклама эвакуатора. Впрочем, на соснах тоже 🙂

Извините, но фото с этих участков почти нет — на таких ямах недолго и объектив разбить. Общая протяжённость этого «направления» — около 70 км.

По пути на Устюг есть очень красивое место, где дорога пересекает реку Стрельню. Здесь уложен отличный асфальт… с целой «ротой» лежачих полицейских. Наверное, это оправдано — зимой на вираже слететь с дороги, как нечего делать. Но хоть бы знаки предупреждающие поставили, что ли? Или «чужие здесь не ходят» не ездят?

Последний отрезок пути длиной примерно 15 км проходит по дороге Никольск — Великий Устюг (Р157).  После жутких ям он кажется вполне приличным, хотя по хорошему больше «троечки» не заслуживает. Наконец мы въезжаем на длиннющий мост через Сухону и после моста поворачиваем направо в город.

Остаётся только добавить несколько слов о дорожной инфраструктуре. От Москвы до Ярославля с ней вообще никаких проблем.  Заправок много, большинство среди них вполне приличные:  есть и ЛУК,  и Газпромнефть и, даже, мой любимый Шелл  (одна единственная на подъезде к Сергиево-Посадскому району).  Кафешек тоже немало, попадаются шиномонтажи и мастерские по ремонту автомобилей.

За Ярославлем заправки встречаются реже,  но обсохнуть сложно:  есть и ТНК, и ещё один Шелл в селе Слобода.

АЗС «Шелл». Село Слобода Ярославской области.

«Рога и копыта» тоже попадаются. За Вологдой заправок уже меньше. Запомнились ЛУКи в 10 км от Вологды в сторону Архангельска и у села Чекшино на повороте на Тотьму.

Чекшино. Если у Вас меньше полбака топлива, обязательно заправьтесь.

Перед тем,  как съехать с М8,  настоятельно рекомендую заправиться. Ближайшая АЗС будет только в Тотьме, а до неё от Чекшино 144 км. Если быть точным, то заправок там аж две:  очередной ЛУК и местные «Рога и копыта».
Следующая заправка будет через 110 км неподалёку от Нюксеницы.  Это тоже ЛУК, но контейнерный. Рядом — кафе местной сети «Баранка».

Третья заправка будет на подъезде к Великому Устюгу у моста через Сухону.  От Нюксеницы до неё ещё 150 км. Но это будут «рога и копыта». Если же Вы хотите брендового топлива, то надо пересечь Сухону по мосту, на светофоре свернуть налево по указателю «Резиденция Леда Мороза», подняться в «угор»,  как говорят местные и справа на этом самом «угоре» будет шикарный ЛУК,  такой же,  как в Москве.
P.S. Если бы я знал о состоянии дороги Нюксеница — Великий Устюг, я бы вообще туда не поехал. Однако неведение иногда приводит к лучшему — иначе как бы мы ещё доехали до Великого Устюга?

Ещё о российских дорогах:

М1. Состояние трассы от Москвы до Бреста.
М9 и М20. От Москвы до Пскова через Пушкинские Горы.
М3. Фоторадары на участке МКАД-Балабаново.

В Москве тоже много интересного. Приглашаем на
пешеходные экскурсии по Москве.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 8

  • До Вологды — знакомая трасса. И очень красивая.

  • Мы с женой ездили на майские праздники из Мурманской области к моим родителям в Великий Устюг. Жена беременна,5 месяцев срок, растрясло ее здорово после Нюксеницы, пол дня потом лежала. Ямы такие, последние 100 км до Устюга, что их даже не объехать, приходиться прямо в выбоину соскакивать а потом выныривать(((. Брань нецензурная из меня, человека очень спокойного, сама вылетала((((. В октябре опять хочу ехать, интересно, хоть немного дорогу подлатали? Напишите, кто ездит.

    • Мы тоже в мае ездили, так что о состоянии дороги в октябре буду знать не больше Вашего:) Попробуйте на какой-нибудь тамошний форум зайти и спросить.

  • Очень информативно. Понравилось описание дороги. Все бы так

    • Александр, спасибо на добром слове. Мы очень стараемся быть максимально информативными и полезными читателям.

  • Спасибо за интересные фото-репортажи и подробные описания. Очень полезною Часто ездим по М8, но в Ярославле обычно по объездной проскакивали. А здесь на ноябрьские ехали Рыбинск-Кострома, хотели через центр Яр, но нас вынесло опять назад на объезд. С указателями у них плохо. В следующий раз воспользуемся вашим подробным навигатором.
    Удачи

    • Как раз из Рыбинска на Кострому выгоднее ехать через Брагино и по южной объездной. Мой вариант прохода через город имеет смысл только при транзите Москва-Вологда. Что из Рыбинска, что из Костромы на Мск в город идти незачем.
      На Вологду из Рыбинска оптимально идти по Новому мосту. На Вологду из Костромы въезжать по Суздальскому шоссе на Московский проспект и далее по легенде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *