В «страну странностей»

Много лет назад, кажется, еще в прошлом веке, я купил в «Букинисте» маленькую, карманного формата книжку «Антверпен. Гент. Брюгге» с подзаголовком «Города старой Фландрии». Эта книжка захватила меня с первой же страницы: «Западный ветер гонит с побережья то набухшие дождём тучи, то высокие туманные облака. В любую погоду Фландрия пахнет морем: смолой, йодом, солью, рыбой, водорослями. Этот прохладный, тревожный запах проникает в самые сердца городов, в тесные, театрально-средневековые улочки, насыщенные ароматами кофе, горьковатых духов, приторным дымком сигарет, смешавшимся с парами дорогого «десертного» бензина, в маленькие, замкнутые как крепостные дворы, площади. И даже осторожные сквозняки, шевелящие огни свечей в застывшем, ладанно-восковом воздухе знаменитых соборов, чудится, пахнут морем». Тогда я и помыслить не мечтал, что мне доведется пройтись по брусчатке этих древних городов, своими глазами увидеть почерневшие от времени стены графских замков, величественные вечевые башни — беффруа и затейливую каменную вязь готических ратуш.

Потихоньку набравшись опыта покатушек на примере Польши и Чехии, мы, наконец, решились на серьезное европейское путешествие. Будучи занудой педантом по натуре, я решил остановиться на дальнем северо-западном углу Европы, хорошо понимая, что транзитом туда никак не попадешь 🙂 .

Целью нашей поездки стали Нидерланды и Бельгия. О Нидерландах я тоже читал книжку (Георгий Кублицкий. «В стране странностей»), которая оказалась очень интересной. Написанная для школьников в далеком 1970 году, она, тем не менее, содержала немало любопытной информации. Из этой книжки мы узнали о дамбах и каналах, ветряных мельницах и «зелёной селедке», сырном аукционе в Алкмаре и Мадюродаме — Голландии в миниатюре. Помимо древних книг при планировании путешествия мы использовали и более современные интернет-источники. В составлении маршрута нам очень помогли отчёт петербургского путешественника aka Азъ по Нидерландам и краткое, но ёмкое описание новогоднего вояжа по Бельгии путешественника Vital’а.

План путешествия был составлен задолго до его фактического начала. Летний сезон у нас наиболее загружен, а годовой шенген заканчивался в середине сентября. Поэтому мы запланировали путешествие на конец августа-начало сентября. Отели (за исключением польских) были зарезервированы заранее через любимый букинг.ком. Накануне отъезда наш Гольфик прошел ТО-90. Пара литрушек Кастроля была куплена в резерв, поскольку на больших скоростях машинка имеет скверную привычку прихлёбывать масло. Вещи собраны, любимые атласы упакованы, навигатор тоже не забыт 🙂 .

Тщательно составленный план выглядел попыткой впихнуть невпихуемое объять необъятное. Я попытался засунуть туда все наиболее интересные памятники и музеи Нидерландов и Бельгии, понимая, что вновь мы попадём в те края весьма нескоро, если вообще попадём. В итоге маршрут стал выглядеть так:

1. Москва — граница РБ/РП — максимально удалённая от границы точка в Польше. В розовых мечтах этой точкой представлялся Лович. По факту мы доехали только до Ожарува-Мазовецкого.

2.Ожарув-Мазовецкий — Потсдам. Здесь график был задан жесткий, поскольку в пригороде Берлина Кляйнмахнуве был забронирован отель. Возможная прогулка по парку Сан-Суси. К счастью нам удалось не только погулять по парку, но и попасть во дворец и, даже, заглянуть в русскую колонию Александровка.

3.Потсдам-Амстердам. Достаточно ранний приезд дал нам ещё один бонус в виде вечерней прогулки и распития пива в Амстердаме.

4-5. Два дня в Амстердаме. Они оказались очень плотно забиты музеями, церквами и прогулками по городу.

6.Амстердам — Монникендам — Эдам — Алкмаар — Хаарлем. Ночёвка в городке Воерден. Идея этого дня путешествия была стырена у вышеупомянутого петербуржского путешественника под ником АЗЪ. Получилось всё и, даже, чуть больше. Мы купили сыр в Эдаме, посмотрели музей сыра в Алкмаре, попали в музей Франса Хальса в Хаарлеме и видели настоящую сельскую Голландию с фермами, коровами и ветряными мельницами.

7. Воерден — Гаага — Лейден — Гауда — Воерден. А вот этот день оказался неудачным. Нет, мы посетили Мадюродам, посмотрели коллекцию Маурицхёйс, но не попали в Бинненхоф. Потратили очень много времени в Лейдене и так и не увидели ни знаменитый «Страшный суд» Луки Лейденского, ни не менее известную медную кастрюлю, оставленную испанцами после осады города. Да и в Гауду приехали уже к шапочному разбору 🙁 .

8.Воерден — Брюгге. Музеи Грунинге, Груутхус, Госпиталь св. Иоанна, Онзе Ливе Враукерк.

9. Целый всего лишь один полный день в Брюгге. Бегинаж, ратуша, капелла св. Крови и — главное! — шествие «Золотого дерева», проходящее 1 раз в 5 лет.

10. Брюгге — Гент. Собор св. Бавона, Поклонение Агнцу Божьему, Беффруа, Гравенкастел (замок графов Фландрских), пиво, нет, не так: ПИВО!

11. Гент. Королевский музей изящных искусств, аббатство св. Петра, Ратуша. ПИВО!

12. Гент-Антверпен-Брюссель. Этот день был посвящен Антверпену. Собор Онзе Ливе Враукерк, музей Рубенса, замечательный музей Плантена-Моретуса, могила Рубенса в СинтЯкобскерк

13. Брюссель пешком. Гранд-пляс, Маннекен пис (куда же без него!), Королевский дворец и холм Куденберг, Королевский музей изящных искусств и улица Буше — «ловушка для туристов».

14. Брюссель на колёсах. Атомиум, парк Пятидесятилетия, музей Виктора Орта. Еще раз Гранд пляс и улица Буше.

15. Брюссель — Ватерлоо — Аахен. Ватерлоо во всех подробностях, включая музей Веллингтона, холм Льва, панораму Бородинской битвы при Ватерлоо и ферму Кайю — последнюю штаб-квартиру Наполеона. Прощание с Бельгией — переезд в Аахен.

16. Утро в Аахене. Пфальц и сокровищница. И… дранг нах Остен! Ночевка в польском Тожиме.

17-18. Шоппинг и переезд через Польшу. Наверное, самая бестолковая часть путешествия.

19. Граница РП/РБ — Москва.

Всё таки лето — лучшее время для автомобильных путешествий! Даже весьма длинный путь можно проделать засветло, уж не говоря о том, что посуху! В эту поездку нам удалось не только пересечь границу в Бресте но и, в коем то веке, пройти Варшаву. Одно осталось неясным: для кого автор сочинял польский транзит . Советовал всем ехать через Прагу на аллею Солидарности, а помелся по указателям на Познань и… вляпался в ремонт. Зато мы полюбовались силуэтами варшавских небоскрёбов на фоне закатного неба.

Потеряв время в Варшаве, мы уже не успевали в Лович. Остановились в первом попавшемся отеле в Одинцово Ожаруве-Мазовецком.

Это обычный для Польши, чистый, уютный и недорогой отель. Заплатили 120 pln за очень приличный твин с парковкой.

Из отеля мы выехали рано, поэтому завтрак нам выдали в виде канапок сендвичей, йогуртов и сока. Была у нас и ещё одна идея, касающаяся еды: закупиться в Польше недорогими продуктами. Нам бы подошел любой супермаркет, но в раннее воскресное утро всё ещё было закрыто.

Ну не помидоры же, растущие вдоль дороги, было обжирать?

С трудом найдя магазинчик, открытый в такую рань и купив кое-что на будущее, мы выехали на автостраду.

На автостраде А2 только успевай считать километры…

да готовить злотые.

Недалеко от границы сворачиваем в захолустный маленький городок Тожим за… супчиками. Ну разве найдешь такое западнее Одера!

Ресторация называется «Злота грота», находится почти на выезде из Тожима в сторону Германии.

А вот и Одер. «Транзитная» Польша осталась позади. Перед нами, такая же «транзитная», к сожалению, Германия.

Невдалеке от границы мы встретили последний русский автомобиль с русскими номерами. Следующий увидели только на возврате в Польше.

Мы запланировали 1 ночь в пригороде Берлина под названием Кляйнмахнув. В самом Кляйнмахнуве абсолютно нечего делать: пара отелей средней руки, несколько офисов коммерческих интернет-сайтов, да автосалон… «Порше». Но для ночевки это место оказалось очень кстати. Побросав пожитки в сетевом «Ибисе« мы отправились в Потсдам. В тот день в Германии стояла несусветная жара: +36 градусов. Потсдамские вороны, вообразив себя русскими десантниками в день ВДВ, бросились купаться в фонтанах парка Сан-Суси.

Пальмы и прочие тропические растения покинули императорскую оранжерею и нежились под жарким солнцем.

под недреманым оком сухопутных…

а также и морских львов, оседланных бойкими наядами.

Летняя резиденция кайзера Фридриха Великого одновременно напоминает Петергоф и Кусково. Масштаб, конечно, имперский, но до роскоши Российского двора все же не дотягивает.

Фридрих Великий строил свой Сан-Суси как летнюю резиденцию, потому дворец и вышел у него довольно скромным.

Безусловно, Потсдам заслуживает и более глубокого знакомства и отдельного обстоятельного разговора. Мы же ограничимся несколькими яркими деталями. Бюстами мавров и мавританок, наверное.

Египетским обелиском.

И колонией Александровка, состоящей из стилизованных изб, построенных в 1826 году для русских солдат.

Немного в стороне на вершине горы Капелленберг стоит православный Александро-Невский храм 1826-29 годов. Мы пришли к нему слишком поздно, священник запер церковь у нас на глазах.

На следующий день нас ждал ещё один рывок на запад. Нашей целью был Амстердам. Оттуда и начиналась главная часть нашего путешествия. Мы уже ездили по немецким автобанам, но в этот раз нам предстояло пересечь всю страну с востока на запад. Всё-таки не зря дороги сравнивают с кровеносной системой государства. Хорошие дороги — это экономическое здоровье страны. Как тут не вспомнить наш дорожный «атеросклероз». Уж как, казалось бы, хороша новая трасса М-3, но по сравнению с немецкими дорогами она похожа… на стиральную доску.

Конечно не обошлось без пробок. Обратите внимание: на средней полосе видна целая колонна бело-зелёных полицейских микроавтобусов. Однако «за пивом» они не торопятся и мигалками с крякалками никого не разгоняют.

И на ремонт дороги мы тоже попали.

А ещё у нас были интересные дорожные встречи. На этом отполированном Мерседесе моего года рождения ехал совсем молодой парнишка лет 20-22.

А байкеры, устроившие нам «почётный эскорт» на бензоколонку, вполне годились мне в отцы.

Наблюдая за соседями по потоку, мы незаметно докатились до Голландии.

До Амстердама осталось…

Потихоньку начало приходить ощущение: «Мы сделали это!» Мы забрались так далеко, как никогда ещё не забирались. Все наши польско-чешские покатушки были не более чем прелюдией к этому первому большому путешествию на запад.

А Голландия тем временем начинала оправдывать своё прозвание «страны странностей»: идеальные дороги и ограничение скорости 120 км/ч, очень дорогой бензин…

и совсем скромные простенькие машинки.

Мне так и не удалось отучиться от пагубной привычки хвататься за камеру при виде Ситроенов 2 CV 🙂

Да и «Траксьон Аванов» тоже 🙂

Автобан на Амстердам идёт по… бывшему морскому дну. После страшного наводнения, случившегося в день св. Елизаветы в мае 1410 года, Северное море затопило огромную территорию, образовав залив Зейдер-Зее. Но человек оказался сильнее и мудрее. В ХХ веке по проекту инженера Корнелиуса Лели были построены дамбы. Зейдер-Зее был отгорожен от моря и превратился в озеро Эйсселмеер. А озеро постепенно стали осушать, построили город Лелистад и проложили магистраль прямо по бывшему морскому дну. Здесь мы свернули с голландской магистрали А1, на АКАД(Амстердамскую Кольцевую Автомобильную Дорогу 🙂 ) или А9.

Наше пристанище на ближайшие 3 ночи находится поблизости. Это ещё один сетевой отель — Тюлип Инн Риверсайд.

Название отеля полностью оправдано: с балкона открывается замечательный вид на реку (или канал). Местность совершенно не похожа на город и адрес у отеля соответствующий: Провинциалевег 17. Три ночи в этом отеле обошлись нам в 216 Е без завтраков, но с бесплатной парковкой.

Тех, кто ставит машины во дворе отеля, предупреждают недвусмысленной табличкой.

От гостиницы до метро 10 минут ходу. Рядом с метро нет привычной нам кучи палаток, маршруток и прочих «прелестей». Людей и то почти не видно.

Немного потренировавшись в использовании билетного автомата, мы купили карточку (это совершенно лишнее) и 2-хсуточный проездной билет. Отель находится неподалёку от станции Гаасперплас, ездили мы по красной линии до Центраал Стасьон, Ньюве Маркт и Ватерлооплейн.

На платформе стоят декоративные каменные чемоданы.

а у платформы обычно стоит поезд 53-го маршрута. Амстердамское метро нам понравилось: чисто, немноголюдно, даже в час-пик есть свободные места. Правда, на окраинных станциях мы были единственными европейцами в вагоне. Амстердам один из самых космополитичных городов мира, в нём живут представители более чем 200 национальностей. Но никакой недоброжелательности, не говоря об агрессии, мы не почувствовали.

Продолжение следует.

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 4

  • Очень интересно! В мае планирую проехать по БеНиЛюксу. Очень интересен Ваш опыт! Спасибо!!!

  • Петя, спасибо! Как всегда интересно и с юмором. 🙂
    С удовольствием проехалась с вами по этом интересному маршруту.

  • Так вот что означает «галопом по Европе» 🙂 Потрясающая подготовка к путешествию, нужно у вас поучиться. Мы обычно так собираемся — что там на эти выходные? Ничего? А может, в замок какой поблизости рванем? Или во Францию? А что там для детей есть? Да на месте разберемся 🙂 И потом уже после поездки сажусь и пишу во всех деталях…

  • Спасибо за рассказ. Было приятно вспомнить места, где когда-то бывал и узнать что-то новое. Скоро опять в те края собираюсь, возьму на заметку.

Слово молвить