Вокруг церкви Ризоположения

После того, как мы внимательно рассмотрели внешние архитектурные особенности Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, следует не менее подробно познакомиться и с внешним убранством небольшой церкви Ризоположения. Она выглядит более чем скромной по сравнению с Успенским собором. Да и стоит храм в весьма невыгодном месте — в тесном углу между Грановитой палатой, Успенским собором и Теремным дворцом. Но архитектура Ризоположенской церкви очень интересна и, несомненно, достойна отдельного рассказа.

В конце XV века в Московском Кремле шли грандиозные работы по перестройке его архитектурного ансамбля. Государь пригласил в Москву самых лучших мастеров, каких только могли сыскать его приближённые. Главную роль в создании нового облика великокняжеской резиденции сыграли, несомненно, итальянские зодчие. Но в Кремле трудились и псковские мастера. Именно им в 1484 году доверили возведение домовой церкви русских митрополитов.
Далее привожу цитату из книги И.М.Соколовой «Церковь Ризоположения» издания ГИКМЗ «Московский Кремль»: «Очевидно, псковским мастерам было предложено использовать в качестве образца московские храмы XV века, чем и объясняется преобладание в архитектуре церкви Ризоположения московских черт.» Здесь возникает дилетантский вопрос о московских каменных храмах XV века. О каких храмах идёт речь? О Спасо-Преображенском соборе Спасо-Андроникова монастыря? О Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры? Или вообще о церкви села Каменского? Оставим вопрос о московских каменных храмах XV века без ответа и вернёмся к церкви Ризоположения.

Храм является традиционным, крестовокупольным. Строили его из кирпича, в конце XV века в Москве этот строительный материал повсеместно заменил белый камень. Стены храма со всех сторон имеют трёхчастное деление. Помните, как отдельный участок стены называется? Правильно, прясло. Южная стена храма, как и другие стены, разделена на три прясла — широкое центральное и два узких боковых.

Каждое прясло завершается килевидными закомарами. Закомара — важный элемент древней русской архитектуры. Происходит «закомара» от слова «комара», что в древнерусском языке означало «свод». ( За комара — за сводом). Закомара — это завершение прясла внешней стены. Закомара своими очертаниями воспроизводит внутренний свод. Закомары могут быть полукруглыми, как на Успенском соборе.

Прясло южной стены Успенского собора. Прясло завершается полукруглой закомарой.

Или килевидными, как в Благовещенском соборе и церкви Ризоположения.

Северная стена церкви Ризоположения. Закомары храма имеют килевидную форму.

Апсиды, то есть алтарные выступы с восточной стороны также состоят из трёх частей.

Стоит храм на высоком цокольном этаже — подклете.

Церковь Ризоположения — одноглавая. Завершается она шлемовидным куполом. Купол венчает высокий барабан.

На снимке — шлемовидный купол церкви Ризоположения, он стоит на высоком барабане. Левее — многочисленные главки Верхоспасского собора.

Заметим в скобках, что шлемовидные купола по форме напоминают древнерусский шелом. Шлемовидный купол – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Барабан Ризоположенской церкви поставлен на гранёный постамент. На нижнем снимке хорошо видны и постамент, и узкие арочные окна барабана. Форма окон подчёркнута валиком такой же, как и окно формы.

На снимке видно, что цилиндр барабана «вырастает» из гранёного постамента.

Обратим внимание на украшение верхней подкупольной части барабана. По всей его окружности проложен фриз. Фриз состоит из нескольких  рядов кирпичных украшений.

На самом верху проложен валик, ниже идёт ряд арочек, ещё ниже — поребрик, далее — бегунец и снова поребрик.
Поребриком — в архитектуре называется особенная декоративная кирпичная кладка. Ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены. Ряд поребрика выглядит, как рифлёный пояс.
Бегунец также представляет собой особенную кирпичную кладку. Кирпичи выкладываются наклонно и образуют треугольники. Треугольники бегунца поочерёдно смотрят вершинами вверх и вниз. Бегунец выкладывался поясом. Проще говоря — ряд кирпичных украшений в виде треугольников называется бегунцом.
Украшение стен бегунцом и поребриком было принято в северном зодчестве, характерном для Псковска и Новгорода. Псковские мастера оставили своеобразный автограф на московских храмах .

Восточная стена церкви Ризоположения

Рассмотрим восточную часть храма. Лучше всего она видна с Соборной площади. Обратим внимание на то, что центральный алтарный выступ (апсида) заметно шире боковых. Это архитектурная особенность крестово-купольных храмов.
Апсиды украшены декоративным кирпичным фризом. Такая деталь характерна для ранних московских церквей.
Апсиды восточной стены украшены поясом полуколонок. Через полуколонки перекинуты стреловидные арки. Они гармонично сочетаются с килевидными закомарами.

Каждая арка опирается на капители полуколонок. Капители по форме напоминают перевязанные снопы.

Над килевидными арками проходит интересный пояс-фриз со сложным растительным орнаментом.

Завершается фриз рядом ступенчатых треугольных ниш, разделённых низкими колонками с бусинами.

Южная стена церкви Ризоположения

Войти в Ризоположенскую церковь можно с южной или восточной стороны. У южного входа устроено высокое крыльцо, к нему ведут ступени. Портал южного входа украшен килевидным завершением.

По всей ширине южной стены проходит декоративный фриз. Его мотив почти повторяет фриз восточной стены. Но с востока ряд ниш имеет треугольную форму. С южной стороны — ромбовидную.

Для сравнения привожу два снимка.

Фриз южной стены
Фриз восточной стены

В верхней части под центральной закомарой южной стены расположена тройная ниша. По форме она напоминает тройную икону-складень. По всей видимости, в нише было живописное изображение. Но ни следов, ни документов о сюжете росписи не сохранилось.

Обратите внимание, что центральная часть складня отделена от боковых полуколонками с капителями в виде перевязанных снопов. В центре полуколонки украшены бусинами.

Северная стена церкви Ризоположения

С северной и западной стороны к храму примыкает поздняя галерея, её добавили в середине XVII века.

Вид на Ризоположенскую церковь с северной стороны. На снимке видно, что основной четверик храма закрыт поздней галереей.

Наверху в середине северной стены находится ниша. В ней хорошо просматриваются остатки росписи XVII века. (Фреска раскрыта в 1996 году).

На фреске изображён храмовый праздник «Положения ризы Пресвятой Богородицы».

Западная стена Ризоположенской церкви

На западную стену Ризоположенской церкви обратит внимание лишь очень дотошный посетитель. Причислим себя к таковым и заглянем в самый дальний угол. Обратим внимание на то, что пристроенная в XVII веке галерея (мы видели её с севера) с западной стороны соединена с Теремным дворцом. Таким образом, из дворца через крытую галерею можно было попасть не выходя на улицу прямо в Ризоположенскую церковь.

На западной стене над галереей видна ещё одна ниша. Установлено, что в ней находилась фреска «Печерская Божия Матерь».

Этот образ был очень почитаем в Москве. Одно время Ризоположенскую церковь называли храмом Печерской Богоматери, к церкви даже пристроили Печерскую часовню. В 1930-х-40-х годах ХХ века храм очистили от поздних пристроек, сломав в том числе Печерскую часовню. Тогда же оказался навсегда утрачен образ Печерской Богоматери.

Не станем перегружать статью подробностями о строительстве и многочисленных перестройках храма. Задачей настоящей статьи было рассказать о современном архитектурном убранстве церкви Ризоположения Московского Кремля.
О храмовом празднике Ризоположения будет отдельный рассказ.

Кратко напомню историю посвящения храма празднику Ризоположения.
Предыдущий современному храм 1451(?)года (сгорел в пожаре 1473 года) построили по повелению первого независимого московского митрополита Ионы (похоронен в Успенском соборе) в честь чудесного избавления Москвы от «скорой татарщины». В 1451 году к Москве подошли войска татарского царевича Мазовши. Великого князя Василия II Тёмного в городе не было. (С.К.Романюк пишет, что он попросту сбежал, бросив Москву на произвол судьбы). Москвичи своими силами отразили первую атаку татар. Митрополит Иона со священниками молился о заступничестве Пресвятой Богородицы, обходил с молитвой стены белокаменного Кремля. Это было 2 июля 1451 года. На следующий день жители ожидали нового приступа, люди готовились к сражению. Но утром обнаружилось, что татарское войско покинуло стан. Историки свидетельствуют, что Мазовша решил вернуться в Орду в связи со сложной внутриполитической ситуацией. В Москве это событие расценили как чудо, заступничество Пресвятой Богородицы. 2 июля по старому стилю (юлианскому календарю), 17 июля — по современному летоисчислению православная церковь отмечает праздник Положения Святой Ризы Пресвятой Богородицы — Ризоположение.

Источники:
И.М.Соколова «Церковь Ризоположения». ГИКМЗ «Московский Кремль», 2002 год.
С.К.Романюк «Кремль. Красная площадь». М, АНО ИЦ «Московедение», ОАО «Московские учебники», 2004 г.

Статья о Ризоположенской церкви — третья из цикла репортажей о внешнем архитектурном убранстве храмов Московского Кремля. Начало в статье «Архитектурный анализ Архангельского собора».
Продолжение: «Внешнее убранство Успенского собора»

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide
Экскурсия в Новодевичий монастырь

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *