Пюи де Дом (Puy-de-Dôme)

После «пробки» в Лапалис мы направились к пюи де Дом (Puy-de-Dôme). Слово «puy» не французское, а, скорее, овернское. Оно означает гору, возвышенность. Так именуют потухшие вулканы Оверни. Для местных жителей пюи де Дом — больше, чем просто гора. Это их символ, талисман, давший имя департаменту и веха на пути домой.

Пюи де Дом. Как добраться

Мы ехали с севера через Виши. Навигатор привёл нас на окраину Клермон-Феррана (некстати, но навигация Igo не знает пюи де Дом). Далее мы ориентировались по указателям.которые выводят на серпантин над городом. Примерно посередине подъёма слева будет смотровая площадка, откуда открываются прекрасные виды на город.

Центр Клермона со знаменитым чёрным собором, сложенным из вулканической породы
Ферран. Заводы Мишлен

Дальше на серпантине виден информационный щит о подъёме на вершину.

Подъём на вершину пюи де Дом на поезде зубчатой железной дороги. Цена билета 12,5Е

После серпантина гора оказывается прямо перед нами.На выезде из пригорода находится круговая развязка. Здесь я ошибся направлением, потому что выставил на навигаторе ближайшую к горе деревню. После круга пюи де Дом оказалась справа.Пюи де ДомИтак, с круга нужно съехать направо на втором повороте. Ищите стрелку с коричневой надписью. На фото мы возвращаемся по другой дороге, поблудив по близлежащей деревне и вызвав неодобрение водительницы (chauffeuse) рейсового автобуса.Дорога выводит к огромному паркингу у подножия пюи де Дом.
Пюи де Дом
Ещё бы, ведь это популярнейший туристический объект. В год здесь бывает 400 тысяч посетителей. Дальше на гору можно только пешком или на поезде.

Пюи де Дом. Путь к вершине

Прежде на вершину пюи де Дом можно было подняться пешком или на муле. Дорожка на вершине горы до сих пор называется тропою мулов. На подъём и спуск уходил целый день.
В 1907 году известный инженер Жан Кларе предложил проект строительства железной дороги до самой вершины. Для того времени это было непростой задачей, ведь крутизна склона составляет 12%. Кларе предложил добавить к паровозу две дополнительные пары колёс, которые шли по третьему рельсу. На расстоянии 15 км поезд предолевал тысячеметровую разницу в высоте за 2 часа. В 1917 году дорогу разобрали для военных нужд и восстановили спустя 6 лет. Однако уже в 1926 году её пришлось разобрать из всё увеличивавшегося количества посетителей. Жан Кларе предложил заменить поезд автомобилем. Это было довольно смелое решение учитывая невысокую мощность тогдашних автомобилей, склонность к перегреву и слабые тормоза. Однако инженер Кларе считал, что такая сложная дорога заставит автоконструкторов совершенствовать их детища.
Дорогу построили за год, разобрав железнодорожные пути и залив путь бетоном. В результате остался тот самый равномерный 12%-й подъем на протяжении 4 км.Пюи де ДомДорогу на пюи де Дом помпезно назвали автострадой. Однако в начале XXI века по экологическим требованиям решено было отказаться от автомобиля и заменить его… поездом.

Пюи де Дом. Поезд Панорамик де Дом

Новая зубчатая железная дорога открылась в мае 2012 года. Её строительство продолжалось год и девять месяцев. Полотно прошло прямо по автодороге, от которой остался один ряд для служебных надобностей. Четыре поезда, построенные в Швейцарии, могут перевозить до 1200 человек в час в каждом направлении.Пюи де Дом Вместимость каждого состава — 200 человек. Летом поезда отправляются каждые 20 минут, в сезон — каждые полчаса, вне сезона — каждые 40 минут.

Пюи де Дом
Следующее отправление через 7 минут. Отправление каждые 40 минут. Последнее отправление в 19.00

Время в пути составляет 15 минут. Поезд поднимается до высоты 1409 м н.у.м.
Внизу у автостоянки построен туристический центр, совмещённый с нижней станцией зубчатой дороги.Пюи де ДомВ нём находятся кассы, кафе, сувенирный магазин, wc и туристическая информация.
Стоимость билетов довольно высокая. Нам, как работникам туристической сферы, продали льготные билеты.Пюи де ДомВерхняя станция также совмещена с сервисной зоной.Пюи де ДомБывшие автостоянки на вершине рекультивировали и засадили травой.

Пюи де Дом. Немного географии

Высота пюи де Дом (с маленькой буквы, потому что это гора) составляет 1465 метров.

Пюи де Дом
Это ещё не вершина

Это самая высокая вершина в цепи вулканов Оверни. Она возвышается над Клермон-Ферранской котловиной. Разница в высоте между городом и вершиной составляет добрую тысячу метров.С юга открывается панорама Центрального Массива с пюи де Санси высотой 1886 метров.

Пюи де Дом
Пюи де Санси можно различить в правой части фото, где облака сливаются с землёй

Зато на севере и на западе ничто не закрывает горизонтПюи де ДомЕсли же смотреть на восток, то ранним утром в ясную погоду можно увидеть, как лучи солнца озаряют вершину Монблана правее башен собора в Клермон-Ферране.

Чёрные башни собора в центре фото. Монблан не виден 🙁

К северо-западу хорошо видны два вулканических конуса. Это пюи де Ком и Гран Сюше.Пюи де ДомЗначение географического положения пюи де Дом становится ясным глядя на сооружения на её вершине. Это узел связи, ретранслятор и центр коммуникации между севером и югом Франции. Телевизионную вышку построили а 1956-57 годах. В ту пору в Оверни телевизоров почти не было — в первую очередь из-за низкого качества сигнала. Рельеф местности оставлял многочисленные «теневые зоны», а вершина оказалась идеальным местом для ретранслятора. Пюи де ДомНа снимках видно, как быстро меняется погода на вершине. Дождя, к счастью, не было, но сильный ветер гнал облака и освещение менялось каждую минуту. Обсерватория на вершине пюи де Дом часто фиксирует ветер скоростью до 150 км/ч.  Во время урагана 1999 года анемометры зафиксировали скорость ветра в 210 км/ч. 2/3 года вершина покрыта облаками, так что нам повезло любоваться Овернью хоть и под переменчивым, но относительно ясным небом. 140 дней в году температура на вершине опускается ниже 0 градусов. Зафиксированные колебания температуры составляют от -30 до +38 градусов.
Вершина практически безлесна. Редкие растения, за исключением трав, выдержат такие условия.Пюи де Дом

Пюи де Дом. Храм Меркурия

Исключитеьное местоположение пюи де Дом долгое время вызывало людской страх и, одновременно, восхищение. Неудивительно, что вершина стала местом религиозного поклонения. На западном склоне видны руины величественного галло-римского храма, посвящённого Меркурию, покровителю купцов и путешественников. Руины храма обнаружили в 1865 году во время стоительства обсерватории на пюи де Дом. Великолепные артефакты и статуи хранятся в музее Клермон-Феррана. Обсерваторию же пришлось перенести на несколько десятков метров в сторону. В ходе раскопок специалисты пришли к выводу, что, храм был посвящён именно Меркурию.Пюи де ДомЗдание представляло собой четырёхугольник со сторонами длиной 50 метров, объединявший широкую террасу и собственно храм. Последний состоял из перистиля, окружавшего святилище. На террасе располагались съестные лавки, торговавшие провизией для паломников, а у подножия горы были постоялые дворы. Камень для строительства привезли за несколько километров с соседней пюи де Саркуи,затем, чтобы не нарушать покой святыни. Фасады отделали ценным средиземноморским мрамором. Внутри находилась колоссальная статуя Меркурия двадцатиметровой высоты. Храм построили в I веке нашей эры, а в III веке он был заброшен. Позже христиане постарались сравнять его с землёй.Пюи де ДомРядом с руинами сохранилась табличка столетней давности

Министерство изящных искусств. Служба исторических памятников. Руины храма Меркурия. Повреждения караются законом.

Пюи де Дом. Премия Мишлен

В начале ХХ века создатели шинной империи братья Мишлен были меценатами технического прогресса. Они внимательно следили за развитием авиации и в 1908 году предложили премию в 100 тысяч франков (примерно 15 тысяч евро) тому, кто совершит полёт из Парижа в Овернь максимум за 6 часов и (внимание!) совершит посадку на вершине пюи де Дом. Следует вспомнить, что в 1908 году Анри Фарман завоевал приз за круговой полёт протяжённостью 1 км. Аэроплан достиг высоты в 12 метров и продержался в воздухе 1 минуту 28 секунд. Однако развитие авиации шло стремительно и в марте 1911 года пилот Эжен Рено вместе с пассажиром Альбером Сенук, вылетев из Парижа и совершив промежуточную посадку в Невере, приземлился на пюи де Дом менее, чем через 5 часов! Посадка на горе оказалась самой проблемной частью полёта, ведь пилоту пришлось подняться на неслыханную высоту 1900 метров! В 1923 году на вершине установили памятник, посвящённый этому подвигу первых лет аэронавтики.Пюи де ДомСейчас вершину облюбовали дельта и парапланеристы. Гуляя вокруг вершины, мы обратили внимание на девушку-спортсменку и инструктора. Они ждали ветер.Пюи де ДомВ конце концов их терпение увенчалось успехом.Пюи де ДомОдин дельтапланерист, стартовав с вершины пюи де Дом, пролетел 192(!)км.  Рекорд для параплана составляет 163 км.

Пюи де Дом. Впечатления

от подъёма на пюи де Дом просто потрясающие! В рейтинге путешествия во Францию-2017 вершина занимает твёрдое второе место. Нас не смутили ни холодный ветер, ни переменная облачность. Виды с вершины стоят того, хоть Монблан мы и не увидели 🙂Пюи де ДомПюи де ДомУвы, никакие картинки не передадут фантастического ощущения, что ты находишься между небом и землёй на километровой высоте на равниной. Что-то похожее, но в меньших масштабах было на горе Йештед.

Дорога зовёт нас дальше — к романским церквам и вулканам Оверни.
Продолжение в статье «Орсиваль».

В статье испольованы материалы брошюры Du haut du puy de Dome. Edition APA-POUX. Albi

Text.ru - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 4

  • Фантастика! Заинтересовал черный собор из вулканического камня… Поищу в сети… Замечательные фото все равно! Хотя я предствляю ваши впечатления от захватывающих дух просторов… )))

    • Мы не планировали Клермон-Ферран. Сами живём в очень большом городе, поэтому предпочитаем места поменьше и поспокойнее. В этой поездке отдали предпочтение им и природным чудесам.

  • Виды потрясающие! А прогулка на составе по зубастой дорожке просто впечатляет!

    • Оксана, в трёхнедельной французской поездке пюи де Дом мы поставили на почётное второе место самых впечатляющих достопримечательностей. Наверху — пещера Ласко с наскальными рисунками. Речь о ней впереди.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *