Спасо-Елеазаровский и Иоанно-Богословский Крыпецкий монастыри

4
191

Спасо-Елеазаровский и Иоанно-Богословский Крыпецкий монастыри . Мне очень хотелось побывать в двух малоизвестных псковских монастырях: Спасо-Елизаровском и Иоанно-Богословском Крыпецком. В советское время оба они были закрыты и сильно разрушены. Крыпецкий монастырь особенно пострадал и от коммунистов, и от фашистских оккупантов.
Но если Спасо-Елизаровский монастырь стоит прямо на Гдовском шоссе, то посещение Крыпецкого монастыря осложнялось противоречивыми сведениями о дороге, точнее, об её отсутствии. В стародавние времена в Крыпецкий монастырь вёл так называемый Ярославов мост, т.е. гать, уложенная через болота по приказу псковского князя Ярослава Оболенского.

После разорения монастыря в 1923 году Ярославов мост пришёл в запустение. Однако 5 лет назад известный автопутешественник Strusto доехал до Крыпецкого монастыря на обычной легковой машине и это сильно обнадёживало.
На второй день нашего пребывания во Пскове (первый мы посвятили Крому, Снетогорскому монастырю и Запсковью) мы двинулись по Гдовскому шоссе в направлении Елизарово. Указателей на Спасо-Елизаровский монастырь не попадалось. Поэтому, завидев у дороги инспектора ДПС, занятого своими прямыми обязанностями, я “с особым цинизмом” остановился, включил “аварийку” и пошёл спрашивать дорогу. В отличие от многих ГиБДДунов, человек в полицейской форме оказался именно человеком. Он доброжелательно и внятно ответил на мои вопросы и пожелал счастливого пути!
Как и сказал офицер, дорога привела нас прямо к стенам обители в селе Елизарово. На подъезде к монастырю на глаза попалась новодельная Преображенская часовня.

и… верстовой столб у одноэтажного домика почты. Подобные столбы весьма популярны в Псковской области.

Оставив машину рядом с почтой в тени старой березы, мы прошлись примерно 100 метров до Святых ворот монастыря.

Святые ворота. Вид со двора

Спасо-Елеазаровский и Иоанно-Богословский Крыпецкий монастыри . Попав в монастырь, сразу понимаешь, что это женская обитель. Территория очень ухожена, вымощена плиткой (привет Собянину!) и украшена множеством цветов.

Вид с юга на Трёхсвятительский собор и поздний придел Рождества Богородицы.

В монастырском пруду к югу от собора устроен декоративный фонтанчик.

Сестринский корпус подвергся глубокому “евроремонту”, начисто лишившему его обаяния старины. Настоятельские покои отстроены заново.
Тем не менее Спасо-Елизаровский (правильнее Елеазаровский) монастырь относится к числу древних православных обителей. В 1425 году преподобный Ефросин – в миру его звали Елеазар – ушёл из Снетогорского монастыря в “пустыню”, т.е. дикое необжитое место на берегу реки Толбы. Однако прежде ему довелось побывать в Константинополе, где его принял сам Патриарх Геннадий II. Константинопольский владыка преподнёс Ефросину чудотворную Цареградскую икону Девы Марии.
Уйдя из Снетогорского монастыря, Ефросин желал лишь пустынного жития. Однако, вскоре к нему начали приходить монахи, просившие основать новую обитель. Вскоре Ефросин узрел чудесный сон, во время которого ему явились Три Святителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Они велели поставить собор между двумя рукавами реки Толбы. Для этого пришлось срыть горку и засыпать часть речного русла. Первый каменный Трёхсвятительский собор возвели ещё в 1447 году. Преподобный Ефросин скончался  в возрасте 95 лет, приняв перед смертью великую схиму под именем Елеазар, почему монастырь и зовётся Спасо-Елеазаровским.
В 1574 году построили новый каменный собор, сохранившийся до наших дней. Собор возвели в формах, характерных для московского зодчества. Существует версия, что Трехсвятительский храм относится к второй четверти XVI века и строили его, возможно, по повелению Василия III, отца Иоанна Грозного.

Собор Трёх святителей. Вид с северо-востока.

Спасо-Елеазаровский монастырь особо примечателен тем, что здесь в середине XVI столетия старец Филофей провозгласил знаменитую религиозную и политическую доктрину “Москва – Третий Рим.” “Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти.”  Об учении старца Филофея напоминает современное монастырское било, на скрижали которого начертаны его пророческие слова.

Монастырь, закрытый большевиками ещё в 1918 году, за годы советской власти оказался почти полностью разрушен. Последней утратой стала рухнувшая в 1989 году колокольня – первая на псковской земле, где прежде возводили только звонницы.  Монастырь возобновили в 2000 году и с тех пор полностью восстановили.

Спасо-Елеазаровский и Иоанно-Богословский Крыпецкий монастыри . Учеником Ефросина был Савва Крыпецкий. Согласно преданию, он был родом из Сербии. Вначале он обосновался в Снетогорском монастыре, затем ушёл к Ефросину в Спасо-Елеазаровский монастырь и, наконец, решил удалиться  в пустыню.  Вести о благочестивом пустыннике привлекли к нему монахов из других обителей. Так посреди дремучих лесов и непроходимых болот возник монастырь. Савва никого не гнал, но и игуменом монастыря стать не захотел.
Точная дата основания монастыря неизвестна. Согласно знатоку псковских церковных древностей архиепископу Евгению Болохвитинову, Крыпецкий морнастырь был основан не позднее 1475 года. Но грамота на монастырскую землю датируется лишь 1487 годом. Тогда же по повелению князя Ярослава соорудили “Ярославов мост” – гать через болота от торной дороги Псков-Новгород.
Ливонская война не затронула обитель. Согласно легенде, Стефан Баторий подошёл к монастырю, но убоялся видения множества воинов. На самом деле в монастыре не было русских ратников.
По другой версии, в обители был русский отряд, но некий крестьянин обманул поляков, сказав, что ратных людей в монастыре нет. Не ожидавшие сопротивления отряды Стефана Батория были наголову разбиты.
Легенда начала XVII столетия гласит, что в Крыпецком монастыре некоторое время жил Гришка Отрепьев. Один из монахов, хитрый чернокнижник, вселил в него желание назваться русским царевичем, познакомил с летописями и объяснил тогдашнее состояние государственных дел. Самозванец вместе с ним бежал в Речь Посполитую к Адаму Вишневецкому.
Более вероятна другая версия пребывания Гришки в Крыпецком монастыре. Он не жил в обители, а лишь переночевал в ней на пути в Литву.

В конце XIХ – начале ХХ веков в монастыре подвизался блаженный Корнилий, принявший на себя подвиг юродства. Он был наделён даром прозорливости и предсказал нападение на монастырь в 1907 году латышских “экспроприаторов”, убивших слепого звонаря Алексия. Корнилий говорил о своём погребении, что похоронят его неправильно, не по чину и “будет то погребение на бедствие России”.  Так и случилось. Мощи Корнилия обрели лишь в 1997 году. Тогда сбылось ещё одно предсказание юродивого: “выроют меня, в раку положат”.
Во время Великой Отечественной войны монастырь был сильно разрушен фашистской авиацией. Расположенный недалеко от Пскова и железнодорожных путей, он представлял собой идеальную партизанскую базу. Оккупанты боялись сунуться в окрестные болота, поэтому использовали авиацию. Фашисты также пытались поправить Ярославов мост, чтобы легче было добраться до партизан.
Лишь в 1990 году руины монастыря вернули верующим. В первую очередь встал вопрос о дороге. Сейчас в монастырь можно сравнительно легко добраться по неплохому “грейдеру”, проложенному сквозь леса и болота. Дорога вполне проходима для легковых машин и, даже, для автобусов на пневмоподвеске.
Грейдер заканчивается у ворот монастыря. Дальше дороги нет.

Монастырская территория просто огромна. Со стороны дороги возведена новая ограда с башенками.

Спасо-Елеазаровский и Иоанно-Богословский Крыпецкий монастыри . Обитель похожа на посёлок, затерянный в лесной глуши. Прежде, чем подойти к храмовому комплексу, придётся миновать ряд одноэтажных домов из силикатного кирпича. В них устроены монашеские кельи. Слева от дороги, ведущей к собору и трапезной, стоят хозяйственные постройки – ферма, котельная, сараи. Храмовый комплекс состоит из Иоанно-Богословского собора середины XVI столетия и церкви Успения Богородицы с колокольней и трапезной палатой. Псковские реставраторы до сих пор не смогли определиться, какой храм был построен раньше – Успенский или Иоанно-Богословский.

Иоанно-Богословский собор слева. Успенская церковь с трапезной и колокольней справа.

Иоанно-Богословский собор относится ко временам Иоанна Грозного. Его начали строить в 1554 году, а освятили 3 года спустя в 1557.  Об этом гласит единственное в XVI столетии упоминание Крыпецкого монастыря в летописи. Собор неоднократно поновлялся, но последний ремонт 1912 года оказался весьма неудачным. В 60-е годы прошлого века собор попытались реставрировать, но в 1983 году случился пожар. Дело разрушения довершили доморощенные кладоискатели, долбившие стены в поисках несуществующих сокровищ. Сейчас собор полностью реставрирован и соединён современной галереей с соседней Успенской церковью.

Галерея, соединяющая собор и Успенскую церковь. По моему, современная.

Успенская церковь с колокольней и трапезной вызвала у меня очень противоречивые чувства. С одной стороны, нижние ярусы колокольни и какая-то часть стен древние. Возможно они даже старше собора. С другой стороны, ансамбль зареконструирован до неузнаваемости и производит впечатление стопроцентного новодела.  Мощный восьмигранный столп колокольни явно старинный, зато ажурное завершение буквально кричит о новизне. Колокольня обстроена современным двухэтажным корпусом настоятельских покоев. Если в соборе отчётливо видна благородная простота XVI века, то Успенская церковь является образцом модного поствизантийского стиля, типичного для рубежа XX-XXI столетий. И пусть не обижаются на меня псковские архитекторы.

К югу от храмов находится Святое озеро или Копанец. Первое название указывает на святость места и чудесные свойства здешней воды. Известно, что Корнилий Крыпецкий исцелил слепую девочку, умыв её водой из святого озера. Второе название напоминает о том, что его с начала и до конца выкопали здешние монахи.

На озере стоит деревянная часовня над источником Саввы Крыпецкого. За нею видна купальня.

Светло-розовый домик вдали это, извините, очень важное место, как для паломников, так и для просто любопытствующих. Его отличает удивительная чистота. К окошку розового домика ласточки прилепили гнездо. Они кружили вокруг, пока я пытался снять их отпрысков, высовывающих клювики в надежде получить вкусных мух и иных летучих существ.

Несмотря на обширность территории и некую неустроенность, Крыпецкий монастырь показался куда более благостным, чем отделанный до блеска Спасо-Елизаровский. Даже множество слепней не смогли испортить нам удовольствие, тем более, что они особо и не кусались.

Об экскурсиях в Пскове рассказали отдельно.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Успехов сайту!) Ну, вы, ежели чего, заходите!,, ( в гости к нам в Псковские края))

    • Спасибо! В том числе за приглашение. Отдохновенно и сокровенно на Псковской земле.

  2. По поводу “малоизвестности” Спасо-Елеазаровского монастыря: известен всем “антеллигентным” людям, что, благодаря переписанной там в 16 веке древней рукописи “Слова о полку Игореве”, мы имеем этот поэтический шедевр наших предков… А современному обывателю он стал известен по слухам о пребывании там периодически Людмилы Путиной… (Что соответствовало действительности ряд лет назад))… Но то, что туда, а тем более в Крыпцы, не ломится всяк, так это и неплохо – молитва любит тишину:) Мое дополнение)) не в укор, а правды и полноты для:)… И насчет “новодела”: грешны подвижники, даа. Но был ли смысл восстанавливать его в чертах начала 20 века? Жизнь идет, все меняется) В Крыпцах , например, есть фотогалерея с копиями старых фото монастыря – дает представление о прошлом…

    • Спасибо за комментарий. Рискнул немного поправить опечатки.
      Несмотря на подзаголовок, на наш сайт заходят не только “антеллигентные” люди. Спасо-Елеазаровский и Крыпецкий монастыри действительно малоизвестны по сравнению с тем же Мирожским или Псково-Печерским монастырями.
      Обывательский взгляд на путинских домочадчев нам совершенно не интересен. Зато епископ Филофей с идеей “Третьего Рима” вызывает немалое уважение.
      Малолюдство – это заметное преимущество.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь