Псков. Запсковье

Попасть в Запсковье из Среднего города, слившегося с Окольным,  очень просто — нужно всего лишь пересечь реку Пскову по Троицкому (Советскому) мосту. Историческое название подходит ему гораздо лучше, ведь с этого моста открывается дивный вид на Кром, Святую Троицу, колокольню и Лубянскую башню.

Запсковье потому так и названо, что лежит за рекой Псковой относительно Крома. Кое-что в Запсковье мы уже видели, например Гремячью башню и церковь Козьмы и Дамиана с Гремячьей горы.
От Троицкого моста тянется на север улица Званица. В советское время её переименовали в Леона Поземского. Я ради интереса спросил «у Яши», кто же это такой. Как и предполагалось, Поземский оказался большевиком и основателем комсомольской ячейки во Пскове. В 1919 году попал в плен к Булак-Балаховичу и был расстрелян белогвардейцами. Ему было 22 года.
На Званице стоит несколько типичных псковских храмов. Первый из них освящён во имя Козьмы и Дамиана. В отличие от того, что «с Гремячьей горы», этот получил название «с Примостья». Каменную церковь возвели в 1462 году на месте сгоревшей деревянной. При закладке храма присутствовали «официальные лица»: князь псковский Владимир Андреевич и посадник степенный Зиновий Михайлович. Однако не прошло и 50 лет, как: « в лето 7015 (1507 год) бысть пожар на Запсковьи… и колоколы у Козьмы и Демьяна згорели, и придел подле церкви раздрало, а зелей пушечных згорело бочка…» Придел подле церкви «раздрало» от взрыва зелья, иначе говоря пороха. После чего храм пришлось дополнительно укреплять, пристраивать новое крыльцо и восстанавливать главу.
Сразу после Великой Отечественной войны, также не обошедшей Козьму-Демьяна стороной, Ю.П.Спегальский, исследуя памятник, пришёл к выводу, что взрыв 1507 года вызвал многочисленные опасные трещины, южная стена отошла от четверика. Однако церковь вскоре восстановили, потому что она была важным общественным центром Запсковья.
Согласно тому же Ю.П.Спегальскому особого внимания заслуживают ворота, ведущие на церковный «буй», т.е. двор. В воротах проделаны две арки — большая для колымаг, а меньшая — для пешеходцев.

Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья. Справа виден фрагмент основания

Дальше по Званице стоит довольно поздняя для Пскова церковь Ильи Мокрого 1677 года с очень интересной папертью, на которой, возможно, раньше висели колокола. Позже открытую паперть заделали досками. В старину храм Ильи Пророка с Мокрого Луга был собором девичьего Ильинского монастыря, известного с середины XV века. В 1764 году после секуляризации монастырских земель обитель упразднили, а храм перевели в разряд приходских.

Рядом со старинными палатами Трубинских, находящимися в весьма неприглядном виде, стоит совершенно не псковского вида особняк. Его вполне можно представить в Москве в переулках у Пречистенки или в Питере на Каменном острове. Но во Пскове?!
Особняк в стиле «модерн» построили для немецкого фабриканта Генриха Мейера в 1901 году. Мейер устроил в городе льнопрядильную и канатную фабрику, которая сгорела через несколько месяцев после открытия. Управляющий утверждал, что рабочие курили в неположенном месте. Однако Мейер не остался внакладе. Получив страховку, он отстроил фабрику в кирпиче и возвёл рядом великолепный особняк. Правда, разные источники по разному говорят о его назначении: это был то ли дом владельца, то ли фабричная контора. В советское время особняк занимало заводоуправление канатной фабрики (бывшей Мейера) . Однако в последние годы советской власти дому не нашли лучшего применения, как переоборудовать его в… общежитие. Похоже, что таковым он остаётся до сих пор. Нам удалось заглянуть внутрь и в холле, сохранившем следы былого великолепия, мы увидели… ржавую раковину годов так 70-х прошлого века. Часть окон в особняке заменили на стеклопакеты. Зато фасад осыпается, шатёр, похоже, проржавел насквозь. Ещё бы, ведь дому более 110 лет, на протяжении которых он вряд ли видел иной ремонт, кроме перепланировки.

Ещё сотня шагов по Званице и мы окажемся на перекрёстке с улицей Набат. До 1923 года улица звалась Воскресенской, по стоящей в её начале замечательной церкви Воскресения со Стадища. Столь странное переименование возможно связано с большевистской газетой «Набат», издававшейся во Пскове в 1918-1920 годах.
Сама же Воскресенская церковь служит ярким примером псковского храма первой половины XVI столетия. Когда то она служила собором Воскресенского женского монастыря, упразднённого, подобно соседнему Ильинскому в 1764 году.

На краю Запсковья, рядом с остатками городской стены, находится четвёртая церковь улицы Званицы, освящённая во имя Варлаама Хутынского, почитаемого новгородского святого XII века. В 1466 году здесь была поставлена «обыдённая» деревянная церковь. Псковичи возвели её по обету, дабы прекратилась страшное моровое поветрие, впоследствии названное Варлаамским. Нынешняя каменная церковь — одна из древнейших в Запсковье. Её построили ещё в 1495 году. В 1615 году во время штурма Пскова войсками шведского короля Густава-Адольфа Варлаамская церковь стала одним из важнейших оплотов защитников города. Шведские пушкари полностью разрушили соседние Варлаамские ворота, но дальше враги пройти не смогли. Защитники города обстреливали захватчиков из церковного купола, а духовенство бесстрашно совершало молебны на паперти церкви прямо под вражеским огнём.
С южной стороны к храму примыкает Никольский придел. По внешнему облику он относится ко второй половине XIX века, хотя церковные источники утверждают, что придел существовал уже в начале XVIII столетия.
Службы в храме возобновились ещё в 1943 году. После войны Варлаамская церковь оставалась одной из немногих во Пскове, открытых для богослужений.

Церковь Варлаама Хутынского. Земляной вал слева — это осыпавшаяся и заросшая стена Запсковья. На месте проезжей части улицы стояли Варлаамские ворота.

В стороне от главной артерии Запсковья  на тихой Первомайской (Образской) улице стоит церковь с самым странным и непривычным во Пскове названием: «Образская с Жабьей лавицы». «Образская» означает «Спаса Нерукотворного Образа». Деревянная церковь, освящённая во имя Образа Спасителя, была поставлена в 1487 году. Также, как и первоначальная Варлаамская церковь, она была обетной, во спасение от моровой язвы. Точно неизвестно, когда храм перестроили в камне. Зато доподлинно известно, что в старину здесь было болото с «жабами». Через топкое место были переброшены лавы или лавицы, т.е. скреплённые между собой жерди. По такой «жабьей лавице» и определяли местонахождение храма.
Образская церковь  — одна из самых невезучих. Еще в 1852 году её решили разобрать «за ветхостью». Однако, наполовину сломав, спохватились, и два года спустя восстановили. Весь ХХ век церковь простояла в запустении. Если прочие псковские храмы сейчас активно восстанавливаются, то в церкви «с Жабьей лавицы» освящён лишь боковой придел. Главный престол закрыт, а за воротами растёт бурьян. Да и внешне она выглядит весьма неухоженной. Быть может потому, что стоит на отшибе и не бросается в глаза «отцам города и церкви».

Последний храм Запсковья, который хотелось бы упомянуть, разительно отличается от Образской церкви.  Это величественная (иначе и не скажешь) церковь Богоявления с Запсковья 1496 года постройки.  Храм возвели «всем миром» жители Богоявленского конца на «Красном крестце», то есть на красивом перекрёстке. Иногда храм величали «на Бродах». Действительно, он стоит на крутом берегу реки Псковы над перекатом, где прежде был брод, а теперь построен пешеходный мост. Массивная церковь отличается живописным обликом благодаря двум боковым приделам. Церковь пострадала от пожара в 1941 году и простояла заброшенной вплоть до конца 40-х годов, когда её частично реставрировал Ю.П.Спегальский. Нынешний облик церкви, украшенной поребриком и бегунцом, лопатками и лопастными сводами — это результат реставрации начала ХХI столетия.

С запада к Богоявленской церкви пристроена массивная четырёхпролётная звонница, вторая по размерам после звонницы Успения с Пароменья.

Далеко к северу от Запсковья на крутом берегу реки Великой поднимается Снетная гора. Известковая скала получила своё прозвание по снетку, мелкой рыбёшке, заходившей из Псковского озера в устье Великой. Ловля снетка была одним из основных доходных промыслов монастыря.
Первое упоминание о монастыре связано с разорением его рыцарями Ливонского ордена. 4 марта 1299 года они разграбили и сожгли обитель. Псковский князь Довмонт-Тимофей разбил немецкое войско и отогнал его от города. После чего велел отстроить в камне монастырский Богородице-Рождественский собор и расписать его фресками. Князь вскоре умер, почему строительство собора затянулось на целых 12 лет. Его освятили лишь в 1311 году. Собор Рождества Богородицы построен по образу и подобию древнейшего псковского храма — Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.

Снетогорский монастырь считался одним из четырёх «великих» псковских монастырей. В нём принимали предсмертный постриг псковские князья.
С XV столетия монастырь стал княжеской усыпальницей. Самой знаменитой персоной, побывавшей в Снетогорском монастыре, была София Палеолог, дочь последнего Византийского императора и вторая супруга Великого князя Ивана III. Она останавливалась здесь проездом в Москву в 1473 году.
В самом начале XVI века в монастыре строится ещё одна каменная церковь во имя святого Николы.


Вскоре в монастыре по заказу Мисюря Мунехина возвели  Вознесенскую церковь «иже под колоколы». От неё остались лишь руины, напоминающие о многих лихолетьях, пережитых древней обителью. В 1581 году Стефан Баторий разорил Снетогорский монастырь.  В смутное время его занимали отряды пана Лисовского и ландскнехты короля Густава Адольфа. Но самые тяжкие испытания выпали на долю монастыря в ХХ веке. Следует оговориться, что ещё в 1804 году монастырь был упразднён «за малолюдностью». Здесь разместился псковский Архиерейский дом, упразднённый в 1921 году. Постройки монастыря были варварски перестроены, а Вознесенскую церковь-колокольню, повреждённую при сбросе колоколов, просто разрушили. В послевоенной литературе утверждалось, что это сделали нацисты во время оккупации. Они, конечно, были отъявленными негодяями и использовали монастырь в своих преступных целях. По различным данным здесь был то ли дом отдыха офицеров гестапо, то ли даже штаб группы армий «Север». Однако колокольню не фашисты разрушили, её уничтожили ещё в конце 20-х годов.

Руины Вознесенской церкви-колокольни.

Войти в монастырь можно через Святые врата XVII века. Напротив них устроена автостоянка. Однако я не любитель подъезжать на машине к самому иконостасу, поэтому мы оставили её метрах в 100 от Святых ворот перед знаком «Движение запрещено».

Фотографирование на территории монастыря «не благословляется». Однако за небольшое пожертвование, его, т.е. благословение на фото, можно получить. Благословение устное, но никто не обращал на нас внимания и подтверждения оного не требовал.
Собор, к сожалению, оказался закрыт. Как нам сказали сёстры: «на реставрацию». Оставалось лишь полюбоваться снаружи на его могучие гладкие стены и традиционный, изукрашенный бегунцом и арочным пояском барабан.

Притвор, перестроенный в XVII веке в типично «московском» стиле, выглядит достаточно странно на фоне древнего собора. У входа стоят аляповатые золочёные ангелы, по моему не имеющие художественной и исторической ценности.

В монастыре нам понравилось. Место это благолепное, благочинное, да ещё и обладающее замечательным древним храмом начала XIV столетия.

О прочих обителях земли псковской пойдёт речь в следующей части.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 3

  • Невероятно красив город Псков! Сколько ни смотрю на эти фото — одно восхищение — и только! Мечтаю туда поехать и тоже на всё посмотреть, но уже — воочию.

    Обожаю красивую архитектуру! А когда она ещё и с историей…

  • Вот ведь город какой необычный. Была ведь во Пскове, хоть и недолго, в апреле. а вот читаю о нем, смотрю на фотографии и понимаю, что хочу туда снова.

    • Ольга, я захотела в Псков сразу после возвращения в Москву. Город заворожил и околдовал! И с большим удовольствием сама читаю статьи мужа — он умеет выбрать нужные сведения и связать их в повествование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *