Псков. Завеличье и Окольный город

Мы попрощались у Покровской башни Окольного города. Напротив неё за рекой Великой виден Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, основанный Новгородским епископом Нифонтом в середине XII века. Чаще всего его зовут просто Мирожским по речке Мироже, впадающей в Великую поблизости от монастыря.

В Мирожском монастыре стоит древнейший памятник Пскова — Спасо-Преображенский собор  второй четверти XII столетия. Его построили по воле основателя монастыря епископа Нифонта. Собор дошёл до нас в сильно перестроенном виде. Когда-то он выглядел так.

Вид Спасо-Преображенского собора в XII веке.Современная реконструкция.

За прошедшие столетия храм ушёл глубоко в землю. Правильнее сказать вокруг него нарос культурный слой.  Вместо сводчатого покрытия была устроена четырёхскатная кровля, поздняя луковичная глава сменила древний шелом. С севера к собору пристроили двухпролётную звонницу характерного «псковского типа».

Монастырь пережил вражеские нашествия, пожары и наводнения. Об одном из последних напоминает отметка на своде паперти.

Отметка уровня воды во время наводнения в апреле 1960 года и часть коллекции каменных крестов Псковского музея.

На паперти собрано более 30 крестов XIV-XVI столетий. Их  перенесли в музей (собор по сей день принадлежит Псковскому музею) в 60-70 годы прошлого века из-за мелиоративных работ и распашки древних кладбищ. Кроме того древнерусские каменные кресты обычно ставились на торговых путях как поклонные, пограничные и путеуказательные символы. На псковских крестах часто видны вырезанные в камне надписи. Вверху —  «Царь славы», на боковых ветвях  — инициалы Сына Божьего IC XC, внизу — Ника, что по гречески означает «Победитель».

Псковские каменные кресты в соборе Мирожского монастыря.

Главное сокровище Мирожского монастыря — это уникальные росписи XII века. Нигде более на Руси домонгольская стенопись не сохранилась в таком качестве и количестве. Основатель монастыря епископ Нифонт пригласил греческих мастеров, расписавших храм дивными фресками. Специалисты утверждают, что в соборе сохранилось не менее 80% первоначальных росписей. Купол, стены и своды храма украшены композициями на евангельские сюжеты. Особенно хороша роспись купола, где изображён Спас Вседержитель в окружении архангелов.

На своде алтаря написаны Деисус и Преображение Господне.

Фрески отличаются яркими красками и  исключительным изяществом письма.

Сам по себе Мирожский монастырь невелик. Войти в него можно как с юга — через Святые врата…

так и с севера, пройдя под надвратной  Стефановской церковью XVII столетия.

Монастырский двор зарос вековыми деревьями. В их тени прячутся скромные настоятельские покои.

От северных врат монастыря открывается замечательный вид на реку Великую и Кром.

Немного памятников сохранилось в Завеличье.  В их числе церковь Климента, оставшаяся от Климентовского Драчилова монастыря XIV столетия. Имя Драчилы встречается в летописи под 1240 годом в связи с победой Александра Невского над шведами. В числе убитых русских ратников упомянут и некий Драчила.
В 1615 году монастырь разорили шведские войска под предводительством Густава Адольфа. (Гуляя по Пскову, нам ещё придётся вспомнить о «подвигах» королевских солдат). Нынешний каменный храм относится к XVI веку. Несмотря на скромные размеры, он «держит» значительную часть панорамы Завеличья.

Вид на церковь Климента со стороны Окольного города.

Вдалеке от реки на улице Розы Люксембург (тьфу!) спряталась церковь Николы от Каменной ограды, оставшаяся от одноимённого монастыря XV века. Охранная доска на стене церкви гласит, что впервые она упоминается под 1481 годом. Во время осады Пскова Стефаном Баторием монастырь был разрушен и церковь пришла в запустение. Сто с лишним лет спустя храм возобновил посадский торговый человек Василий Колягин.

Псковские храмы носят удивительные, ни на что не похожие названия. В Завеличье таким названием отличается церковь Успения Богородицы с Пароменья. На месте нынешнего Ольгинского моста испокон веков существовала переправа через Великую. О ней и напоминает название церкви. Первоначальный деревянный храм возвели ещё в 1444 году. В 1521 году церковь перестроили в камне. На кресте Успенской церкви изображён голубь — символ Святого Духа.  По преданию благодать Духа Святого не покинет Псков до тех пор, пока голубь восседает на кресте храма.

Рядом находится могучая пятипролётная звонница, крупнейшая из сохранившихся в городе.

Вид на звонницу и Успенскую церковь с Ольгинского моста.

До 1917 года в Успенской церкви хранились две ценнейшие реликвии: панагия с изображением Георгия Победоносца, пожалованная Иваном Грозным и серебряный ковш с гербами и надписью: » Божией милостию Великий Государь, Царь и Великий Князь Пётр Алексеевич… пожаловал сим ковшом псковитина посадского человека Абросима Михеева за прибор своей государевой казны…»
К церкви Успения относится часовня Преподобномученицы Анастасии, построенная в 1911 году А.В.Щусевым и расписанная по эскизам Н.К.Рериха. К сожалению, в Анастасьинскую часовню доступа нет. Даже фотографировать её пришлось сквозь решётку ограды.

Ольгинский мост ведёт с запада в самое сердце Пскова, к Крому. А наш путь лежит в Средний и Окольный город. Стены Среднего города были срыты более 200 лет назад и сам он давно уже слился с Окольным городом. Однако на современных улицах постоянно попадаются древние храмы и палаты, напоминающие о временах расцвета Псковской феодальной республики.
Прямо на главной улице города стоит храм Михаила Архангела. Он относится к числу «кончанских» церквей, построенных сообща жителями одного из «концов», т.е. районов древнего Пскова. Выходящая на красную линию шатровая колокольня с пристройками восстановлена после военных разрушений в 1949 году в формах XVII века. Сама же церковь  относится к 1339 году.  Конечно, она неоднократно перестраивалась. Изразцовый поясок на барабане явно относится к XVII столетию.

Миновав развилку Великолуцкой (Советской) улицы и Трупеховской улицы (Октябрьского проспекта), попадаешь в настоящий заповедник псковского зодчества. В XVIII-XIX веках старинные каменные храмы были обстроены двухэтажными домами или прятались в глубине дворов. После войны разрушенную старую застройку снесли, вокруг церквей разбили прекрасный парк и теперь пышная зелень деревьев подчёркивает белизну древних стен.
Между Октябрьским проспектом и Советской улицей выделяется храм Василия Великого на Горке. Его сложили в 1413 году и с тех пор неоднократно поновляли, переделывали и восстанавливали после военных разрушений. Тем не менее он остаётся одним из красивейших храмов Пскова.  Его отличает редкое позакомарное покрытие, ведь большинство псковских церквей было перекрыто восьмискатной кровлей.

Лучший вид на храм Василия на Горке открывается с юго-востока. К сожалению, к церкви мы попали во вторую половину дня, так что снимать пришлось в контровом освещении.

Через дорогу от церкви Василия стоит не менее знаменитый псковский храм Николы со Усохи. Название «Усоха» относилось к руслу пересохшей речки, когда-то впадавшей в Великую. Никольскую церковь построили жители Опоцкого конца в 1371 году. Согласно исследованиям крупнейшего знатока псковского зодчества Ю.П.Спегальского в 1535 году старую церковь сломали и построили заново.

Псковские храмы отличает некий кряжистый облик. Они широкие, прочно стоят на земле, опираясь на неё приделами, папертями и крыльцами. Это особенно заметно в церкви Николы со Усохи, потому что за прошедшие столетия она не менее, чем на 2 метра ушла в землю. Теперь в храм не поднимаются, а спускаются вниз по ступеням. Главные западные врата давно заложены, вход устроен с севера и ведёт он прямо к иконостасу.

Церковь Николы со Усохи. Вид с запада. Хорошо заметно окошко на месте бывших храмовых врат.
Церковь Николы со Усохи. Вид с юго-запада. Отмечу восьмискатную кровлю и двухпролётную звонницу, восстановленные после войны по проекту Ю.П.Спегальского.

Любопытна и маленькая часовенка, выходящая на Великолуцкую (Советскую) улицу.

Поблизости от Василия на Горке в том же парке стоит церковь Анастасии Узорешительницы в Кузнецах или на Полонище.  Первоначальный храм относился к концу XV столетия. Срубили его «обыдень» по обету во избавление от «морового поветрия». В 1539 году церковь перестроили в камне. Ю.П.Спегальский считал эту церковь одной из красивейших в городе. Классицистическая колокольня построена на средства помещицы Валуевой в начале XIX века.

В глубине Окольного города на ул.Губернаторской ( Некрасова) сохранилось множество старинных каменных палат. Самые знаменитые из них именуются Поганкиными по прозванию владельцев, купцов Поганкиных. По преданию, когда Иван Грозный пришёл во Псков, он потребовал у местных купцов денег. Один из них якобы спросил: «Сколько же тебе, Государь, надобно денег?» «Ах ты, поганый — разгневался грозный царь — неужели ты настолько богат, что в состоянии дать мне столько, сколько я захочу!»  Оттого, якобы, и стали звать купца Поганым, а детей его — Поганкиными. Это прозвище объясняют и тем, что разбогател Поганкин на торговых операциях с иноверцами, иначе говоря «погаными». Он возил в Ригу, Ревель и Юрьев (Тарту) сало, пеньку, юфть (кожу тонкой выделки). Не гнушался он и контрабандой, о чём свидетельствуют сохранившиеся в архивах доносы.  Говорили ещё, что богатство его «нечисто», что нашёл купец заклятый клад, что водит дружбу с татями, а те бражничают в его палатах.  Сергей Поганкин умер во время морового поветрия. Не помогло ему его неправедное богатство. Роскошные палаты достались племяннику Григорию. Тот пожертвовал их церкви «дабы души стяжавших обрели покой». С начала ХХ века Поганкины палаты занимает Псковский музей.

О стоящих рядом палатах купцов Подзноевых известно немного. Построили их в начале XVII века. Купец II гильдии Подзноев приобрел их в 1799 году. Его потомки владели палатами вплоть до 1917 года. В советское время сильно перестроенный памятник был полуразрушен. Недавняя реконструкция с достройкой утраченных частей по крайней мере предотвратила его разрушение. В старинных палатах открыта гостиница «Двор Подзноева», считающаяся одной из лучших в городе.

В восточной части окольного города с 1510 года находился так называемый Новый Торг. Торг перенесли от стен Крома на окраину города после присоединения Пскова к Москве.  На Губернаторской (Некрасова) улице, проходящей через бывший Торг, до сих пор стоят два старинных храма. В их названиях отчётливо слышна «память места»  Это церкви Покрова от Торга и Николы от Торга.  Возведение обоих храмов, как часто бывало на Руси, связано с бедствиями.

Церковь Покрова от Торга  построили на средства Великого князя московского Василия III «во умилостивление гнева Господня». Под гневом Господним подразумевался очередной мор, охвативший город в 1522 году. Зараза впервые проявилась на Новом Торге, где у городских ворот стояла некая «мотыльняя гридница». Скорее всего туда свозили и сливали городские отходы, поскольку «мотыльня» означала мусорную свалку.  На месте «мотыльной гридницы» и повелел князь поставить Покровскую церковь.  Она была перестроена в камне на рубеже XVI-XVII столетий. Колокольня не типична для псковских храмов, она относится к XVIII веку. Сейчас церковь принадлежит Псковскому Духовному училищу. Нам несказанно повезло, что мы смогли запечатлеть храм с северной стороны. Обычно территория училища закрыта для посторонних.

Церковь Покрова от Торга. Вид с территории Духовного училища.
Церковь Покрова от Торга. Вид с улицы.

Ещё больше нам повезло с соседней церковью Николы от Торга. Её можно увидеть лишь сквозь решётчатые ворота. Но ворота оказались открытыми и мы успели сделать несколько фотографий, пока довольно злая бабка не прогнала нас со двора.
Нынешняя каменная церковь построена в 1676 году в связи с очередным бедствием, постигшим город. Тогда во Пскове случился большой пожар, во время которого среди множества домов и церквей погорел храм Параскевы Пятницы. Лишь образ святого Николы удалось спасти от огня. Прихожане погорелой церкви и построили Никольский храм с приделом Параскевы Пятницы. Позже придел переосвятили во имя Троицы и церковь стали называть Троицко-Никольской.

Церковь увенчана «московским» пятиглавием, но довольно странного вида. Боковые купола с барабанами поставлены не на своде, а прямо на стенах. Свод у храма сомкнутый, барабаны глухие, функциональной нагрузки они не несут. Так своеобразно местные мастера применили «московские» архитектурные приёмы на псковской земле. Церковь отличается очень своеобразной двухъярусной звонницей, что может служить примером приспособления псковских традиций к «московским» правилам. Сейчас Никола от Торга также принадлежит Духовному училищу. Судя по заасфальтированному двору и ряду гаражей в глубине, в советское время здесь была автобаза.

Мы прощаемся с Окольным городом и отправляемся на север в Запсковье.

TEXT.RU - 100.00%

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • У псковских церквей совершенно особый дух. Действительно, они очень «кряжистые», компактные. Интересно, с чем это связано? С угрозой постоянных нападений, когда храм становился своеобразной крепостью? Откуда вообще пошла эта традиция — ведь она не на пустом месте возникла.

    • Практически все древнерусские храмы имеют такой «оборонный» облик. Во Пскове помимо этого свою роль сыграл строительный материал — это известняковые плиты, из которых вряд-ли получится построить что-нибудь ажурное. Не стоит забывать и о возрасте этих храмов — XII-XIV столетия. За это время вокруг церквей нарос культурный слой, они буквально «утонули» в земле, что искажает их пропорции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *