Прогулки по Остожью — I

  • Дорога к Остожью

Остоженка – одна из старинных радиальных улиц Москвы. Вела она в село Семчинское, впервые упомянутое в 1328 году. Название своё улица получила по «остожью» — заливному лугу на берегу Москвы-реки, где косили сено и ставили стога местные жители. В XVII-XVIII веках улица именовалась Стоженкой, позже – Остоженкой. Сейчас уже мало кто помнит, что с 1935 по 1988 год она носила жизнеутверждающее название Метростроевская. В 1932-35 годах движение по улице было перекрыто. Здесь строили первую ветку московского метро, причём строительство вели открытым способом. Тогда в начале улицы появилась станция «Дворец Советов», ныне «Кропоткинская»,

а в конце – «Парк культуры». Посреди улицы стоял Алексеевский женский монастырь, который  ещё в 1360 году основал митрополит Алексий по просьбе своих сестёр Ульяны и Юлии (в иночестве Иулиании и Евдокии). Монастырь сожгли поляки в Смутное время, однако в 1625 году Государь Михаил Фёдорович по совету своего отца патриарха Филарета возобновил его на новом месте – там, где теперь стоит Храм Христа Спасителя.

С Алексеевским монастырем связано несколько любопытных эпизодов русской истории. В 30-е годы XVII века здесь приняла постриг Таисья, жена Никиты Минова – будущего Патриарха Московского и Всея Руси Никона.

В ноябре 1672 года в монастырь заточили сестру Феодосии Морозовой Евдокию Урусову. Княгиню Урусову подвергли пытке на дыбе, дабы заставить ее отречься от учения протопопа Аввакума, а несколькими днями позже отправили на пожизненное заточение в Боровск, где она и умерла в земляной тюрьме от голода. Ее старшая сестра Феодосия, известная как боярыня Морозова, пережила Евдокию на два месяца и также умерла от голода в заточении. Сестёр Соковниных (в замужестве — Морозову и Урусову) изобразил Василий Суриков в картине «Боярыня Морозова». Евдокия Урусова изображена справа от саней, в красной шубе, идущей вслед за сестрою.

В 1612 году на Остоженке находился стан Дмитрия Пожарского, о чём напоминает  название Пожарского переулка. В середине XIX века Остоженка потеряла свой прежний аристократический лоск. Недаром И.С.Тургенев начинает повесть «Му-Му» следующими словами: «В одной из отдалённых улиц Москвы…».

  • У ПРЕЧИСТЕНСКИХ ВОРОТ

От вестибюля станции метро Кропоткинская очень хорошо видно начало Остоженки. Унылый 4-хэтажный дом, выходящий на угол, построил инженер Попов в 1929 году.

Это даже не конструктивизм, скорее это здание можно причислить к эпохе «жилкризиса», самими же большевиками и спровоцированного. На первом этаже дома устроили столовую. Её вывеску видно на фотографиях и 30-х  и 80-х годов. Соседний дом № 5 с налётом модерна был перестроен в 1905 году для владельца купца Филатова, ему же принадлежал и очень интересный дом в стиле модерн, построенный по проекту архитектора В.Дубовского в 1907-1909 году.

Стены дома украшены изящной лепниной, изображающей обитателей подводного царства: водоросли, ракушек, рыб и морских дев. Возможно, это скульптурный парафраз легенды о «Садко», любимой художниками-символистами. Угол дома, выходящий на Остоженку и 1-й Обыденский переулок увенчан куполом в виде опрокинутой рюмки (или кубка). Об этом куполе в городе ходила такая легенда: якобы землевладелец изрядно пил и даже заложил свой дом. Однако вовремя одумался и настолько поправил свои дела, что смог построить по соседству новый, украсив его в назидание самому себе и своим наследникам перевернутой рюмкой.

От метро хорошо виден и соседний дом №5 – самый высокий в начале улицы. Его возвели в 1915 году по проекту инженера Владимира Воейкова. Вот как описывала этот дом курсистка Вера Инбер, снимавшая здесь комнату в 1917 году:  «Это был плоский дом с трехгранными, как штык, балконами и двумя упадочными парадными. За его стенами решались судьбы октябрьской революции, а он был тих, замкнут».

 

  • ВДОЛЬ ЧЕРТОРЫЯ

Пройдём по Соймоновскому проезду, переименованному в 1922 году. Прежде он звался Лесным. В 1922 г. в Москве  провели единственное за советский период более-менее разумное, а не идеологическое, переименование множества улиц и переулков. Тогда с карты города исчезли многочисленные повторяющиеся и неблагозвучные названия. Лесных проездов в городе насчитывалось аж три, так что возвращение старинного имени, данного по домовладельцу М.Ф.Соймонову,  сановнику XVIII в., тайному советнику и одному из организаторов горного дела в России можно только приветствовать. Первым на нашем пути окажется заурядный дом № 7, построенный в 1901 году и принадлежавший ХХС.

В своё время здесь жил основатель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров, автор музыки советского-путинского гимна, дважды лауреат сталинской премии, профессор Консерватории, генерал-майор. Соседний дом в стиле конструктивизм, построен 1929 и реконструирован на рубеже прошлого и нынешнего столетий.

Судя по его жильцам, это явно был «элитный жилой комплекс» советского времени. Вот имена некоторых знаменитостей, живших здесь: писатели Федор Гладков, Илья Ильф и Евгений Петров, скульптор Евгений Вучетич (автор прославленной статуи «Мать-Родина» на Мамаевом кургане в Волгограде). Вот так этот дом выглядит со стороны двора.

А самый красивый и интересный дом в здешних краях – это знаменитый «дом-сказка» или, более официально, дом З.А.Перцовой, супруги богатого инженера-путейца Петра Николаевича Перцова.

  • «ДОМ-СКАЗКА»

Любитель русской старины П.Н.Перцов, будучи весьма не бедным человеком, решил вложить средства в недвижимость. Купив участок на берегу Москвы-реки в начале Пречистенской набережной, он объявляет конкурс на лучший проект доходного дома, который должен был включать и комфортабельную квартиру владельца. В конкурсе принял участие художник Сергей Васильевич Малютин (он расписал одну из первых русских матрёшек), который совместно с техником Николаем Константиновичем Жуковым (отвечавшим за строительное обеспечение) представил неоклассический проект, занявший на этом конкурсе 2-е место. А дальше случилось обычное московское чудо. Согласно преданию инженер Перцов посетил мастерскую Малютина, увидел там эскиз фантастического дома в «русском стиле» и остановил свой выбор именно на нем. Сергей Малютин дружил с К.Коровиным и М.Врубелем. По рекомендации последнего княгиня М.К.Тенишева пригласила Малютина в свою усадьбу в Талашкино для строительства храма Св.Духа во Фленове. За три года Малютин выстроил церковь, сказочный теремок и собственную дачу Тенишевой, разрушенную во время войны. Возможно, именно у княгини Тенишевой Малютин и познакомился с Жуковым, уроженцем Смоленской губернии. «Дом-сказку»  начали строить в 1905 году и завершили спустя два года. Это один из ярких образцов стиля «модерн» (новейший, современный во всем). Согласно принципам стиля все элементы здания создают единый художественный образ, что достигается благодаря синтезу искусств. Простые геометрические формы здания нарушены островерхим покрытием угловой части,

изящными теремками-балконами, разнообразными по форме окнами.

В декорацию фасадов введена скульптура и майоликовые панно, Особенно любопытно керамическое панно с изображением Солнца, обращенное в сторону храма Христа Спасителя.

Это не просто Солнце, это славянское языческое божество Ярило, покровительствовавшее земледелию. Где, в каком еще городе вы найдете изображение языческого божества в 100 шагах от главного христианского храма? Внутри сохранились резные двери, перила лестницы и, даже, вешалка в подъезде.

Широкие окна на четвёртом этаже отмечают квартиру владельцев. По обычаю дом был записан на супругу Зинаиду Алексеевну Перцову. В мансарде расположились мастерские художников, здесь жили Р.Фальк, Н.Альтман, П.Соколов-Скаля. Подвал одно время занимало знаменитое кабаре «Летучая мышь», служившее клубом артистам Московского Художественного Театра. Здесь устраивались веселые дружеские вечеринки, на которых, по воспоминаниям артиста Н. Монахова, сам К.С.Станиславский показывал фокусы. Здесь начинал свою артистическую карьеру Александр Вертинский. Позже кабаре стало очень популярным камерным театром под руководством Никиты Балиева. А после 1917 года дом национализировали.

По непроверенным данным квартира Перцова в 1922 году приглянулась Троцкому, который и жил здесь до 1927 года, устраивая роскошные приёмы, поражавшие редких в советской Москве иностранцев. После войны дом передали в ведение Наркоминдел, в котором, по сути, он остается и сегодня. Это здание занято УПДК (УПравлением по обслуживанию Дипломатического Корпуса). У дома три фасада, выходящие на набережную (самый узкий, но украшенный панно с изображением фантастических зверей), на Соймоновский проезд (главный) и в Курсовой переулок. Последний менее всего украшен, зато именно на нем один из балконов поддерживают маленькие Змей-Горынычи.

 

  • У ИЛЬИ ОБЫДЕННОГО

Церковь Ильи Обыденного стоит на вершине холма над Соймоновским проездом вот уже четвёртое столетие. Раньше, на рубеже XV-XVI веков, здесь  была деревянная церковь. Поставили ее по обету «обыдень», то есть за один день. Этот храм упомянут у Авраамия Палицына в «Сказании об осаде Троицкого монастыря от поляков и Литвы». Сам Авраамий в 1612 г совершал молебствие «о побеждении на враги на месте , идеже бе Обыденный храм во имя св. пророка Илии».

Нынешняя церковь построена в 1702-1706 годах Гаврилой Деревниным, о чём свидетельствует сохранившаяся храмозданная надпись на северной стене. Гаврила Деревнин был думным дьяком – т.е. занимал одну из высших должностей в бюрократической иерархии средневековой России. В XVII столетии здесь нередко бывал сам государь Алексей Михайлович.

Возможно с той поры в храме сохранилась уникальная икона «Спас Нерукотворный», написанная «государевым изографом» Симоном Ушаковым, что и было подтверждено специальной комиссией в ноябре 1954 г. В 1866-68 гг известный архитектор А.С. Каминский перестроил трапезную и возвел высокую 36-метровую колокольню.

Эта церковь никогда не закрывалась. Рядом с Ильинской церковью проходят Обыденские (бывшие Ильинские) переулки, застроенные, в основном, доходными домами рубежа XIX-XX веков.

Построенные во время предыдущей «строительной лихорадки» для тогдашнего среднего класса – докторов, адвокатов, преподавателей гимназий – эти дома пережили советский период, когда их роскошные многокомнатные квартиры были превращены в коммуналки – и вновь вернулись к своему прежнему назначению. Правда, среднему классу  здесь теперь жить не по карману.

Возможно, что в начале 20-х гг в одном из этих домов жил (нет, лучше сказать «проживал») небезызвестный профессор Преображенский, создавший своими волею и талантом несносного квартиранта по имени Полиграф Полиграфович Шариков и вынужденный общаться с ним, а также и с председателем жилтоварищества Швондером. Но эту историю лучше прочесть в оригинале, под заголовком «Собачье сердце». Знатоки «булгаковской Москвы» называют и другие «адреса» профессора Преображенского.

Прогулка по Остожью может доставить истинное наслаждение любителю старой Москвы. Многоэтажные дома в Обыденских переулках выделяются прихотливым декором, изящной лепниной, высоким качеством исполнения. Весьма привлекательны стоящий наискосок от церкви Ильи Обыденного шестиэтажный дом с необычными, «текущими» балконами  (№ 11,архитектор Ф.А.Когновицкий 1903), или соседний (№ 13, архитектор Н.Г.Фалеев 1910), отличающийся тщательной прорисовкой и грамотным исполнением лепных деталей. Дом Когновицкого.

Дом Фалеева.

Угловой дом, выходящий на Остоженку, реконструирован после «риэлторского» пожара конца 90-х годов. Этот типичный дом рубежа XIX-XX веков, несколько перегруженный лепниной, был возведен А.В.Ивановым, автором гостиниц «Националь» и «Новомосковская» (нынешний «Балчуг»). В этом доме жили выдающийся инженер В.Г.Шухов, автор знаменитой башни на Шаболовке, создатель металлических куполов Верхних Торговых рядов и дебаркадера Киевского вокзала и доктор А.И.Абрикосов.

В Обыденских переулках также строили известные архитекторы рубежа  XIX-XX веков Пиотрович, Жерихов, Буров и Воейков.

  • НА МЕСТЕ ЛЕСНЫХ СКЛАДОВ

Мы спускаемся вниз по склону к дому № 3 по 2-му Обыденскому переулку, оказавшемуся в окружении модных новодельных построек. От старого дома (1913, архитектор Антипов) осталась лишь фасадная стена. Сам он полностью перестроен. А от стоявшей напротив трущобы, переполненной беднотой и носившей название «Сережкиной крепости» вообще ничего не осталось. В старой Москве многие трущобы носили ироническое название «крепость». Известна, например, Ржанова крепость, в которой Л.Н.Толстой проводил перепись населения в 1886 году, Олсуфьевская крепость, упомянутая у Гиляровского и тому подобные. «Сережкина крепость» стояла на углу с Курсовым переулком, до 1922 года Нижним Лесным, названным по бывшим здесь лесным складам. Современное название переулку дали по Пречистенским рабочим курсам, устроенным здесь в 1897 году.

В советское время говорили о Крупской, которая работала на курсах, хотя в первую очередь стоило бы упомянуть химика Реформатского, медика и физиолога И.М.Сеченова, артистов Южина и Вахтангова, скульптора Голубкину, которые  бесплатно преподавали на этих курсах. Училось здесь до 1500 рабочих и среди них существовала очередь, чтобы попасть на эти курсы. В 1905 году Императорское техническое общество, которое и было основателем курсов, арендовало землю, для постройки собственного здания. Строил его архитектор Башкиров в 1905-08 годах. Здесь бывали Горький, Репин, Качалов, Игумнов, Собинов. Здание сохранилось до сих пор, в нём находится союз научных и инженерных обществ. Эта часть бывшего Остожья изобилует современными домами, о который речь пойдёт в следующей части — «ЗОЛОТАЯ МИЛЯ МОСКВЫ».

Подробности об этом и других заповедных уголках Москвы можно узнать на авторских пешеходных экскурсиях.

Далее:
Двухэтажный автобус в Москве

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide


   

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Слово молвить