Прага. Технический музей-I

В конце лета 2016 года мы вновь побывали в Праге. Никаких особых планов на Прагу у нас не было, ведь 5 лет назад мы (как нам казалось) исходили её вдоль и поперёк. Однако Вышеград и Национальный технический музей оказались в числе приоритетных достопримечательностей. Последний обладает превосходной коллекцией автомобилей, а к «Шкодам» и «Татрам» я весьма неравнодушен, впрочем, как и к «Фольксвагенам».

Чехия всегда относилась к промышленно развитым странам Европы. В Австро-Венгрии ей отводилась роль ремесленной мастерской, а позже — заводского цеха империи. Не случайно, что национальный технический музей был основан в Праге ещё в 1908 году. Его коллекция постоянно увеличивалась и, незадолго до Второй мировой войны было решено построить новое здание. Работы завершились в 1942 году и тут же нацисты конфисковали здание музея для своих нужд. Фактически, Национальный технический музей открылся в новом здании лишь после войны.


Здание музея построено в стиле функционализм, модном в 30-е годы ХХ века. Особенно интересен его интерьер, предназначенный для экспозиции обширных музейных коллекций. Фонды музея насчитывают около 1 млн. экспонатов, для осмотра представлены порядка 40 тысяч. Наиболее интересно выглядит центральный зал, посвящённый истории транспорта.

Экспозиция отдела транспорта насчитывает четыре уровня. На нулевом расположились автомобили и локомотивы, балкон первого уровня отдан мотоциклам. Второй уровень представляет авиацию — на балконе — детали аэропланов, а под потолком зала представлены летательные аппараты в сборе.

Третий уровень посвящён велосипедам, но так высоко мы уже не поднимались.
Знакомство с отделом транспорта мы начали с мотоциклов. В Чехословакии мотоцикл был народным транспортом на протяжении всего ХХ века и отношение к нему особое.


На верхнем снимке — чешский мотоцикл Вальтер 1909 года. Как написано на пояснительной табличке: «Быть мотоциклистом в начале ХХ века было непросто. Мотоцикл был ненадёжным, со множеством неприятных капризов. К тому же он пугал лошадей, бывших в ту пору самым распространённым транспортом. Одним из пионеров мотоциклизма был священник Ян Швец из деревни Доляны неподалёку от Клатови. Он оседлал представленную здесь машину, самую мощную модель фирмы Вальтер c цепной передачей и сцеплением на заднем колесе. Он и подарил этот мотоцикл в Национальный технический музей».

В коллекции музея есть несколько мотоциклов знаменитой американской фирмы Индиан.

Вот что говорится в пояснении к модели 1915 года: «В 1899 году чешский мотоцикл был одним из самых современных в мире. К сожалению, 15 лет спустя это утверждение оказалось далёким от истины. Самым «продвинутым» мотоциклом стал американский «Индиан»со своей двухскоростной коробкой передач и рессорной подвеской обоих колёс. Художник Камил Лхотак подарил музею этот экземпляр.» 

В коллекции музея есть несколько «Индианов» разных лет. Этот мотоцикл был очень популярным в Чехословакии. Его продажи шли на тысячи.

«Индиан Скаут» 1927 года. Подарок Йиндржиха Хайнца из Праги.
Реклама мотоциклов
Реклама мотоциклов «Индиан Скаут» 30-х годов ХХ века.

Конкурентом Индиана в Чехословакии, также, как и в США, был Харлей-Дэвидсон. Эта марка была в числе самых популярных в Чехословакии в 20-х годах. В 1928 году был основан пражский «Харлей-Дэвидсон Клуб». Он не прекращал своей деятельности ни во время нацистской оккупации, ни при коммунистическом режиме и сейчас это старейший непрерывно действующий клуб марки в мире. Мотоцикл подарил Карл Каменик — первый президент Пражского Харлей-клуба.

Знаменитая чехословацкая Ява 175. Самая первая модель Явы с двигателем 500 см3 была прочной и… дорогой. Она стоила столько же, сколько популярный автомобиль Аэро. Мотоциклетная компания Яначека была на грани банкротства, когда англичанин Георг Патчетт предложил Яве новый дизайн и идею сотрудничества со специализированными фирмами по производству мотокомпонентов. Так появился лёгкий мотоцикл с прекрасным соотношением цены к качества.

В 1938 году нацисты отторгли от Чехословакии Судетскую область, а в марте 1939 страна была полностью оккупирована. Во время оккупации на заводе Ява ремонтировали нацистскую технику. Однако инженеры в тайне от оккупантов готовили новую модель. Чтобы прототип не привлекал внимания, его окрасили в типичный для вермахта камуфляжный серый цвет и установили подложные номера SS. В музее стоит прототип 1942 года. Его разработка завершилась 2 года спустя.

Есть в музее и немецкий мотоцикл БМВ R11. Нацистские войска широко использовали их при вторжении в Чехословакию. После войны в стране осталось множество таких мотоциклов. Надёжные и неприхотливые, они использовались в течение нескольких десятилетий.

В 1954 году началось производство знаменитого мотоцикла Ява-ЧЗ (Чехословенска Збройовка).  В течение 20 лет сделали около 1,5 миллионов мотоциклов. Их продавали в 120 странах мира в том числе и в СССР. Ява была самой желанной машиной для тысяч русских мотоциклистов 60-70-х годов.

Успеху марки способствовали спортивные победы. Ява строила лучшие в мире гоночные мотоциклы для спидвея и гонок на ледяной дорожке. В ледяном спидвее многие годы доминировали советские гонщики Борис Самородов, Габдрахман Кадыров и, особенно, Сергей Тарабанько, ставший семикратным чемпионом мира в том числе трёхкратным в личном зачёте.

В 50-е годы прошлого века Европа переживает бум моторизации. В моду входят мотороллеры (сейчас их называют на английский манер — скутеры). Чезета 501 выпускалась всего 5 лет, однако снискала популярность и в Чехословакии, и в Советском Союзе и в Западной Европе.

Мотоциклы Ява прекрасно продавались, поэтому в условиях плановой экономики очень многие интересные прототипы так и не были запущены в производство. В их числе и Ява 500 с двухцилиндровым оппозитным двигателем. Внешне она похожа на распространённую в СССР Яву 350-634. Наверное у многих эта фотография вызовет ностальгические воспоминания о молодости.

Кинем взгляд на небольшую коллекцию гоночных автомобилей, включающую легендарные Бугатти 51 и «серебряную стрелу» от Мерседеса.

и спустимся на нулевой уровень к автомобилям и паровозам.

Самый первый автомобиль в Богемии и третий на территории Австро-Венгрии… сохранился до наших дней несмотря на две мировые войны, нацистскую оккупацию и коммунистический режим! Это Бенц-Виктория 1893 (!) года выпуска. В декабре 1893 года барон Теодор фон Либиг из Рейхенберга (Либереца) приобрёл этот автомобиль. После нескольких коротких поездок барон отважился на первое в истории автомобилизма длительное автомобильное путешествие из Рейхенберга в Гондорф неподалёку от Кобленца. Путешествие продолжалось 6 дней, фон Либиг проехал 939 км со средней скоростью 13,6 км/ч. Первый автомобиль на Чешской земле с 1946 года представлен в экспозиции Технического музея.

Рядом стоит не менее знаменитый автомобиль Нессельдорфер Президент. Это первый автомобиль, построенный в Австро-Венгрии вообще и в Богемии в частности в 1897 году. Чехия гордится тем, что автомобильное производство непрерывно существует в стране с конца XIX столетия. Нессельдорфер Президент сразу после сборки отправился своим ходом в Вену на выставку, посвящённую 50-й годовщине правления императора Франца Иосифа I. В 1919 году Нессельдорфер Президент занял почётное место в Национальном техническом музее.

На рубеже веков автомобиль воспринимался в Чехии как диковинка. Большинство людей лишь слышали или читали о его существовании. Ситуация изменилась, когда началось массовое производство, в том числе маленького Де Дион-Бутон, производившегося под Парижем. За три года с 1899 по 1902 их выпустили около трёх тысяч. Некоторые из них попали в Чешские Земли. В музее представлена машина Густава Ягера, владельца текстильной фабрики в Красном Буке что в Северной Богемии. Его имя долгие десятилетия было синонимом тёплого белья. Маленький автомобильчик с двигателем водяного охлаждения мощностью 6 л.с. развивал скорость до 45 км/ч.

В 1910 году в Богемии было зарегистрировано уже 1000 автомобилей из них 323 — в Праге. Одним из пражских авто был этот Рено АХ, принадлежавший отельеру Эммануэлю Оппелю. Двухцилиндровый моторчик мощностью 8 л.с. разгонял машину до 55 км/ч.

На фоне Рено неплохо выглядит Лаурин и Клемент Вуатюретт тип В. Этот экземпляр подарил музею один из основателей фирмы Вацлав Клемент в 1935 году.

Прежде, чем перейти к более поздним автомобилям, обратим внимание на паровоз и салон-вагон из императорского поезда Франца Иосифа.

Императорский салон-вагон построили на вагоностроительном заводе Рингхоффера в Смихове, пригороде Праги. Интерьер разработал архитектор Иржи Стибрал. Художник Франтишек Женишек написал декоративные панно на потолке.

Первоначально вагон использовал сам Франц Иосиф I.

После I Мировой войны вагон передали Чехословацкой республике. Его включили в состав президентского поезда. В 1923 году Томаш Гарриг Масарик впервые использовал этот вагон во время визита в Париж. 16 мая 1945 года в этом вагоне из изгнания вернулся президент Эдвард Бенеш. В 1959 году Чешские железные дороги списали вагон и передали его в технический музей.

Интересна судьба старейшего сохранившегося в мире автомобиля Ауди. Автомобиль вообще не использовался. Его владелец доктор естественных наук Пауль Пальме-Кёниг из Каменского Шенова в Северной Богемии приобрёл машину в начале I Мировой войны. Опасаясь, что автомобиль реквизируют, он разобрал его и спрятал на чердаке своего дома. Машина пролежала там более 40 лет. После смерти владельца автомобиль вновь собрали и поместили в коллекцию музея.

Роскошный Бенц 16/40 h.p. напоминает о трагической судьбе его владельца, князя Карела Шварценберга V. Князь купил авто в начале 1914 года, шасси сделали в Мангейме на заводе Бенца, а заказной кузов изготовило пльзеньское ателье Брожика. Это была мощная и красивая машина. Однако Шварценберг недолго ей радовался. Он стал одной из первых жертв Мировой войны. После объявления мобилизации он записался в армию и взял с собой автомобиль. Князь умер от дизентерии в 1914 году на Сербском фронте. Бенц  хранился в родовом замке Орлик вплоть до коммунистического переворота, когда вся собственность Шварценбергов была конфискована, а автомобиль передан в Технический музей.
После 1990 года его внук, Карел Шварценберг VII, несмотря на право реституции, оставил родовую реликвию в собственности музея.

Мы продолжим разговор об экспозиции Национального технического музея в Праге в следующей части и приглашаем вас прогуляться по экспозиции музеев
«Шкода» в Млада Болеслав (Чехия)
«Татра» в Копрживнице (Чехия)
«Фольксваген» в Вольфсбурге (Германия)

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *