Поварская и Молчановки — II

Продолжение прогулки по Поварской и Молчановкам.

Соседний пятиэтажный дом с мезонином числится не по Малой, а по Большой Молчановке. Его №12, стало быть дома №№ 2-10 утрачены. Это бывшая лечебница доктора Николая Кишкина. Архитектор Грейнерт построил её в 1910 году. В 1917 году доктор Кишкин, член партии кадетов, был комиссаром Временного правительства в Москве. В начале 70-х годов прошлого века здесь была детская поликлиника.

За автостоянкой Большая Молчановка продолжается доходными домами начала ХХ века. Угловой дом когда то выходил в Серебряный переулок, половину которого раздавил Новый Арбат.  В нём всего четыре этажа, он так и остался не надстроенным с 1903 года (инж.Семёнов).

Бывшие жилые дома, выходящие теперь на Новый Арбат задними стенками, были построены в 1910-х годах, архитекторами Херсонским и Пиотровичем (№№ 17а и 17б). Второй из них надстроили уже в начале нынешнего века.

Стоящий напротив одинокий старый дом с крупными выступающими эркерами принадлежал известному педагогу Тихомирову, издателю журналов «Детское чтение» и «Педагогический листок». Дом 4-х этажный, 1904 года постройки. Его автор архитектор Николай Струков.

Обходим одну из типовых 24-этажных башен Нового Арбата, построенных по проекту Михаила Васильевича Посохина и его постоянного соавтора Ашота Мндоянца. Планировка квартир в них бестолковая, потолки низкие, балконы отсутствуют.

Большая Молчановка продолжается в сторону Трубниковского переулка. Дома 21-а и 21-б (архитекторы Пиотрович 1912 год и Кравецкий 1905 год) переделаны под конторы. В доме 21-б находилось британское консульство, где работал английский разведчик шпион Роберт Брюс Локкарт.

Школа на Большой Молчановке построена на месте церкви Святителя Николая что на Курьих ножках. Откуда взялось это сказочное название – неизвестно до сих пор. То ли здесь действительно был Курятный двор, где готовились кушанья для царского стола, при этом ножки выбрасывали. То ли деревянная церковь стояла на высоких пнях – «курьих ножках». То ли церковный двор выходил на межу у Курятного двора, по-старинному «ношку». Деревянная церковь стояла здесь с 1635 года, а в 1681 году построили вместо неё каменную, снесённую в 1934 году. На её месте — типовое школьное здание.

Мы вышли в Борисоглебский переулок. Здесь интересен Александровский приют Российского Красного Креста 1880 года, перестроенный в 1892 году арх. Поздеевым. К бывшему приюту примыкает домовая церковь Александра Невского с приделом Козьмы и Дамиана (арх.Шохин). В этой церкви крестили будущего чемпиона мира по шахматам Александра Алёхина.

Дальше был участок, принадлежавший писателю Писемскому. На нём стояли мелкие деревянные дома, которые сдавались внаём. Писатель называл их по своим произведениям: «Взбаламученное море», «В водовороте», «Люди 40-х годов». В 2007 году на бывшем участке Писемского открыли памятник М.И.Цветаевой (ск. Нина Матвеева).

Памятник поставлен здесь не случайно. Восемь лет, с 1914 по 1922 год Марина Ивановна прожила в стоящем напротив старинном особняке. Здесь она поселилась с мужем Сергеем Эфроном и дочерью Алей в 1914 году. В 1915 году начинается её роман с Софьей Яковлевной Парнок, поэтессой и литературным критиком. Вскоре Цветаева познакомилась с Осипом Мандельштамом, который испытывал к ней отнюдь не платонические чувства. Однако Сергей Эфрон ничего не замечал или делал вид, что не замечает. В это время он буквально боготворил свою жену. Счастливая жизнь была вдребезги разбита октябрьским переворотом. Сергей Эфрон уехал в Ростов и вступил в Добровольческую армию Деникина. Марина Ивановна голодала, ей даже пришлось отдать своих дочерей Алю и Иру в приют, потому что кормить их было нечем. Ира умерла в приюте в 1920 году, ей было 3 года. В 1921 году Марина Ивановна узнала, что её муж жив и находится в Константинополе. В то же время она узнаёт о смерти Александра Блока и расстреле коммунистами Николая Гумилева. В 1922 году Марина Цветаева эмигрирует вместе с дочерью Алей.

Дом был построен ещё в 1862 году. Это один из первых московских доходных домов, в нём было 4 квартиры. В 1917 году его превратили в коммуналку, его никто не ремонтировал, а в 1979 году решено было его снести. Однако жительница этого дома Надежда Катаева-Лыткина наотрез отказалась выезжать, несмотря на то, что в доме отключили электричество и отопление. Несколько лет она буквально стерегла дом Цветаевой. В 80-е годы общественность и деятели культуры требовали не просто его сохранения, а открытия музея поэтессы. Наконец в 1990 году стараниями Д.С.Лихачёва был зарегистрирован культурный центр – дом Марины Цветаевой. Музей открыли в 1992 году, к 100-летию со дня её рождения.

На месте новодельного особняка справа от дома Марины Ивановны Цветаевой раньше стоял скромный домик, в котором жили Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины в 1810-11 годах. Из этого дома Василий Львович увёз своего племянника Александра в Санкт-Петербург в Царскосельский лицей. Быть может, много лет спустя, когда Пушкин писал первую песнь поэмы «Руслан и Людмила», ему вспомнилась церковь с причудливым названием «на курьих ножках»?

Дом № 8 богато изукрашен всевозможными декоративными деталями – здесь и руст, и колонны и кариатиды. Такова была фантазия архитектора-домовладельца Сергея Константиновича Родионова – талантливого и плодовитого московского архитектора.

Мелкие постройки по нечётной стороне переулка завершаются угловым особняком 1867 года постройки. Купец 1-й гильдии Носенков купил бывший участок дворян Даниловых, у которых в 1807 году снимал дом Сергей Львович Пушкин, приказал снести старое деревянное строение и заказал новый особняк Александру Степановичу Каминскому. Позже особняк был расширен для следующего владельца – потомственного почётного гражданина Балина, директора «Товарищества мануфактуры Балина».

После 1917 года особняк превратили в советское жилье. В 20-е годы здесь находилась польская дипломатическая миссия, а с 1936 года – посольство Венгрии. После переезда венгерских дипломатов на Мосфильмовскую, здесь осталось торговое представительство, а с 1999 года находится Венгерский культурный центр.

Переулок выходит на Поварскую напротив несохранившейся церкви Бориса и Глеба, построенной, согласно преданию, ещё Борисом Годуновым. Церковь снесли перед войной, когда начали строить новый корпус училища им. Гнесиных, прежде находившегося на Собачьей площадке. Училище (Академию музыки) достроили в 1943-46 годах.

Новый 13-этажный корпус был построен в 1974 году на месте снесённого особняка Самариных. Здесь учились многие эстрадные артисты: Филипп Киркоров, Дима Билан, Марина Хлебникова.

Далее по Поварской стоят преимущественно старинные особняки, среди которых выделяется парочка многоквартирных жилых домов. Дом 23 напротив Академии музыки был когда-то 2-х этажным особняком в стиле эклектики (арх.Барков). В 1931 году его неудачно надстроили 2-мя этажами и перепланировали.

Далее по нечётной стороне Поварской стоит великолепный особняк в стиле ампир, построенный знаменитым Доменико Жилярди для князя Сергея Сергеевича Гагарина, директора Императорских театров и советника придворной конюшенной конторы. Сергей Сергеевич отступил от негласного правила прежних директоров театров – волочиться за актёрками и даже жить с ними. По Пыляеву Гагарин был человеком добрым,  благородным и приветливым, хотя наружность имел надменную и суровую. Однако именно при нём знаменитый балетмейстер Дидло вынужден был оставить службу. Дарья (Долли) Фикельмон, дочь Е.М.Хитрово, писала о Гагарине, как о человеке надменном, с нелюбезным характером и наглой физиономией.

Известный коннозаводчик, князь Гагарин заказал дом Доменико Жилярди (ранее считалось, что Осипу Ивановичу Бове) в 1820 году. Строительство завершилось 3 года спустя, но Гагарин из-за финансовых затруднений вынужден был продать дворец даже без отделки. Усадьбу купил Охотников, пензенский помещик и коневод, который в 40-х годах XIX века подарил её Управлению государственного коннозаводства.

Любопытно, что в 1875 году здесь в казённой квартире жил заведующий московским отделением коннозаводства генерал Гартунг с супругой Марией Александровной – дочерью А.С.Пушкина.

После 1917 года здесь некоторое время находилось кавалерийское училище им. Будённого. Сын Сталина Василий и сыновья Анастаса Микояна посещали здешние занятия как вольнослушатели. С 1937 года во дворце разместились литературный музей А.М.Горького и литературный институт им. Горького. Памятник Горькому во дворе дома выполнила Вера Игнатьевна Мухина в 1956 году.

Соседний классицистический особняк принадлежал графу Шереметьеву. Владелец сдавал его внаём. В 1828 году половину дома снимал полковник Киселёв, у которого Пушкин впервые читал поэму «Полтава». При сём присутствовали также Петр Андреевич Вяземский и граф Фёдор Иванович Толстой-«американец».

Нечётная сторона Поварской от Гнесинского училища до Кудринской площади занята разновременными особняками. Первый из них – дом князя Голицына, внешне довольно скромный, построен был в 1895-98 годах Адольфом Эрнестовичем Эрихсоном. В 1904 году здесь находилась Медведниковская гимназия, позже перебравшаяся в собственное здание в Староконюшенном переулке.

За перекрёстком со Скатертным переулком прежде была большая усадьба, разделённая на 2 участка в 1902 году, когда её купило Московское торгово-строительное общество. На этом участке в 1903-04 годах были построены два роскошных особняка в стиле модерн по проектам Льва Кекушева. Один из них купил фабрикант Понизовский, для которого архитектор Василий Иванович Мотылёв полностью перестроил фасады в неоклассическом стиле. Дом лишился почти всех черт модерна за исключением асимметричного объемно-пространственного решения. В особняке с 1922 года находится посольство Афганистана, дом передан ему в аренду на 99 лет. В интерьерах особняка есть подлинники картин известных художников и, даже, личные вещи Наполеона.

Соседний особняк полностью сохранил свой внешний облик. Это незаурядный образец московского модерна. Его отличают асимметрия фасадов, разнообразные окна, лепные женские головки другие декоративные детали, характерные для этого стиля.

Продали его не сразу и некоторое время здесь жил директор общества Яков Рекк. Кинешемский фабрикант Миндовский приобрёл дом не позднее 1909 года. После 1917 года особняк отошел к Наркоминдел. С 1924 по 1972 год здесь находилась Шведская дипмиссия и резиденция посла Швеции. После 1972 года особняк заняло посольство Новой Зеландии.

За Скарятинским переулком стоит ещё один роскошный особняк, единственный в Москве, выполненный в стиле неоренессанс. Его построил Адольф Норбертович Зелигсон для купца 1-й гильдии, мануфактурщика Якова Шлоссберга в 1910-11 годах. С конца 20-х годов прошлого века здесь находилось торговое представительство Великобритании, затем Британская миссия. С 1956 года особняк служит резиденцией посла ФРГ.

Крупный жилой дом на углу Трубниковского переулка был построен для домовладельца Таланова Леонидом Васильевичем Стеженским в 1912 году. До 1917 года одну из квартир занимали князья Гагарины, после 1917 года их «уплотнили». В одной из коммуналок этого дома в 1957 году жил Илья Глазунов. В 2005 Лужков попытался выселить здешних жильцов, под предлогом того, что дом аварийный, но Лужкова выгнали, а дом, к счастью, стоит вместе с жильцами.

Угловой 2-х этажный дом, когда-то жилой, теперь занят некоей непонятной госконторой. Дом старинный, построенный в середине XIX века Алексеем Александровичем Авдеевым . С 1850 по 1880 год им владел славянофил, издатель и богатый откупщик Александр Иванович Кошелев. Здесь бывали Гоголь, Чаадаев, Аксаков. Возможно, что хозяин дома послужил Гоголю прототипом добродетельного откупщика Костанжогло из 2-го тома «Мёртвых душ».

Конструктивистское здание «Театра-студии киноактёра» прежде носило жизнеутверждающее название «Дом каторги и ссылки». Это был клуб политкаторжан и ссыльнопоселенцев, построенный в 1931-35 годах по проекту братьев Весниных на месте церкви Рождества Христова в Кудрине. Рождественскую церковь возвели в камне в 1692-93 годах. Здесь в 1918 году отпевали известного актёра Мамонта Дальского (Неёлова), который трагически погиб, сорвавшись с подножки трамвая. Он ехал в гости к Ф.И.Шаляпину.

Сразу по окончании строительства конструктивистское здание было раскритиковано, а вскоре постановлением ЦИК общество политкаторжан ликвидировали. Здесь был кинотеатр, с 1957 года Дом кино, в котором в 1958 году состоялось известное собрание московских писателей, на котором «писатели» исключили из своего союза писателей  Бориса Леонидовича Пастернака.

Вернёмся к особнякам чётной стороны Поварской. Скромный домик с мезонином, практически лишённый украшений, был построен сразу после пожара Москвы в 1814 году. В середине XIX века дом принадлежал Константину Павловичу и Дмитрию Павловичу Нарышкиным. Во время своего путешествия по России у них останавливался Александр Дюма и, говорят, именно здесь пил чай «под развесистой клюквой».

На фоне этого скромного домика особенно роскошным выглядит особняк князя Святополк-Четвертинского, построенного Петром Самойловичем Бойцовым в 1887 году. Здание стилизованно под французский замок эпохи ренессанса. Позже дом принадлежал графине Олсуфьевой, а с 1932 года его по просьбе Горького передали ЦДЛ (Центральный дом литераторов).

Великолепная классическая усадьба, занимающая обширный участок между Поварской и Б.Никитской имеет давнюю и непростую историю. В основе главного дома – палаты XVIII века, принадлежавшие графам Воронцовым-Вельяминовым. В 1770-е годы усадьба перешла к князьям Долгоруким, которые расширили её до Поварской. В XIX веке домом владели Бодэ-Колычевы и Соллогубы.

Считается, что усадьба послужила прототипом дома Ростовых в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

После 1917 года здесь некоторое время находилась ВЧК, вскоре перебравшаяся на Лубянку. Позже здесь жил Луначарский, а в 1920 году открылся «Дворец искусств», где выступали Александр Блок, Сергей Есенин, Борис Пастернак, Алексей Толстой, Марина Цветаева, Илья Эренбург. С 1932 по 1992 год усадьбу занимал союз писателей СССР. В 1940 году здесь прощались с М.А.Булгаковым. В 1956 году в курдонере установили памятник Л.Н.Толстому работы скульптора Новокрещеновой.

Последний по нечётной стороне массивный сталинский дом был построен в 1950 году по проекту Хохрякова и Курочкина. Вообще то дом строился для сотрудников Гидрометслужбы, но почему то в нём поселились режиссёры Всеволод Пудовкин и Владимир Грамматиков. Здесь же жил Сергей Михалков вместе с сыновьями Андреем и Никитой.

Вернёмся в Трубниковский переулок. Его название до сих пор неясно. То ли здесь жили трубочисты и печники, что маловероятно, то ли здесь находилась государева школа «трубного ученья». Однако музыкантов-трубачей звали так и в XVII веке. Возможно, трубниками именовали пожарных по их главному инструменту – водоливным трубам. Начало Трубниковского переулка отсёк Новый Арбат, мы же пойдём по нему от конца. Пышно украшенный сталинский дом, стоящий в глубине квартала, скорее всего построен после войны.

Бывший жилой дом № 19 был построен в 1912 году для Главного управления уделов – аналогу управления делами президента. Управление уделов ведало имуществом царской фамилии. Оно же было крупным производителем хороших российских вин, поэтому в здании были устроены обширные винные погреба. Их звали «голицынскими» в честь основоположника научного виноделия в России, князя Льва Голицына, который заявлял, что «не посрамлён никакими чинами и орденами». Вскоре после постройки здесь поселились братья Веснины. В начале 20-х годов дом занимал наркомнац во главе со Сталиным. Сейчас здесь находится министерство экономического развития.

По чётной стороне переулка стоят громадный 7-этажный жилой дом бывший братьев Баевых, построенный в неоклассическом стиле Иваном Сергеевичем Кузнецовым в 1912 году. В конце 80-х годов его капитально отремонтировали и надстроили 8-й этаж.

Соседний изящный дом в стиле модерн построил Леонид Васильевич Стеженский для купца Павлова.

Старинный особняк с мезонином под №17 относится к послепожарной Москве. Его построили ещё в 1822 году. В 1890 его купил художник и коллекционер Илья Семёнович Остроухов. В коллекции Остроухова были не только живописные полотна Саврасова, Перова, Левитана, но и прекрасная собрание икон. В 1918 году коллекцию национализировали, а бывший владелец остался при ней пожизненным хранителем. Однажды Репин, будучи в спокойной Финляндии, написал Остроухову открытку, приведшую последнего в ужас. Адрес был следующий: Его Превосходительству И.С.Остроухову, Москва в Трубниковском переулке, собственный дом и подписался: «привет от белогвардейца». Остроухов ожидал чекистов, но, к счастью для него, всё обошлось. Коллекция Ильи Семёновича после его смерти в 1929 году разошлась по нескольким музеям. Особняк заняли под коммуналки и лишь лет 15 назад отреставрировали и передали Литературному музею.

Дом №13 – это новодел, построенный при Лужкове. На его фасаде виден след стоявшего здесь небольшого 4-х этажного дома 1913 года постройки.

Дом 11, довольно несуразный, надстроенный в советское время, принадлежал доктору князю Чегодаеву. Здесь была его лечебница, где оперировали Валентина Серова по поводу язвы желудка. Дом построил Илья Павлович Машков в 1897 году.

На этом позвольте откланяться и порекомендовать другие авторские прогулки по Москве:
ПРОГУЛКИ ПО ОСТОЖЬЮ — I
ПРОГУЛКИ ПО ОСТОЖЬЮ — II (Золотая миля Москвы)
СТАРАЯ КОНЮШЕННАЯ — I
СТАРАЯ КОНЮШЕННАЯ И ШТАТНАЯ СЛОБОДА — II
АРБАТ
АРБАТ — II

Подробности о сокровищах московских переулков можно узнать во время авторских пешеходных экскурсий по Москве.

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 4

  • Местами очень похоже на Старый Ростов. Удивительно!

    Очень красивый дом, где сейчас посольство Новой Зеландии!
    Спасибо за прогулку!

    Цветаева, наверное, и подумать бы не могла, что ей там памятник установят.

  • В этой статье промелькнула фамилия архитектора Пиотровича. Было 3 брата (Ольгерд, Мечислав и Владимир) — все архитекторы, а Владимир еще и питерскую академию художеств закончил. В Москве около 100 домов сохранилось (сведения из инета). Мечислав Густавович Пиотрович — пращур моих внуков. В Википедии нет их фото, а в домашнем архиве сохранились прекрасные снимки в ателье. Красавцы! Из минских дворян….. Я бы еще написала, да наверное здесь лишне.

  • Простите, хотела поставить оценку 5,(10!), а выскочило 3. Прекрасная экскурсия — как ларец с кладом- открываешь,а там миллион сокровищ! Спасибо! Благодаря вам, краевед 1147, живет старая Москва.

    • Старая Москва живёт явно не благодаря мне, а благодаря множеству неравнодушных людей, сопротивляющихся собянинщине по мере сил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *